Развитие умственных способностей у дошкольников с помощью игр, разработанных школой Л. А. Венгера.




План

1. Развитие умственных способностей умственного развития

2. Основа развития умственных способностей – овладение действиями замещения моделирования.

3. Система игр школы Л. А. Венгера.

4. Некоторые рекомендации по их проведению.

5. Задачи, решаемые при использовании этих игр для детей разных возрастов.

6. Усложнение заданий на примере игры «Зверюшки на дорожках».

 

I. Развитие умственных способностей – ядро умственного развития. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений.

II. Результаты исследований показали, что основа развития умственных способностей – овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования. А эти действия наиболее успешно формулируются при решении умственных задач.

Дело в том, что для решения умственных задач нужно:

1) Понимать смысл знаков и символов (что именно они означают);

2) Уметь выделить отношения между объектами задачи.

 

Чтобы суметь выполнить первое условие, нужно овладеть действием замещения

Замещение – это исследование при решении задач условных заместителей

реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Первоначально замещение возникает в детской игре: сначала это предметы-заместители; потом ребёнок на себя берёт определённые роли.

Игровое замещение – начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нотных знаков, программ для вычислительных машин и, главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них существенные признаки.

Чтобы суметь выполнить второе условие (умение выделять отношения между объектами задачи), нужно овладеть действием моделирования. Это связано с тем, что эти отношения могут выражаться либо в словесной форме, либо с помощью наглядной модели, где объекты обозначены условными заместителями, а их отношения – при помощи расположения этих заместителей в пространстве. В арифметических задачах это отношения мест, занимаемых предметами в пространстве, к местам, занимаемым другими предметами (сзади, спереди, слева от …) На использовании наглядных моделей основаны многие новые методы дошкольного обучения грамоте, разработанные Д. Б. Элькониным, Л. Е. Журовой, где отдельные звуки обозначают фишками разного цвета, а расположение фишек показывает порядок следования звуков в слове.

Ребёнок, владеющий внешними формами замещения и наглядного моделирования может представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» результаты собственных действий. Конечно, дети научатся этому в процессе сюжетно-ролевых игр и в процессе изобразительной деятельности. Так, сюжетно-ролевая игра учит не только замещению, но и моделированию взаимоотношений взрослых. Однако, часто всё это происходит стихийно, без надлежащего руководства со стороны взрослых, и возможности детей реализуются далеко не полностью. Выполнение же специальных заданий позволяет существенно повысить уровень развития умственных способностей детей.

III. Исходя из этого, школа Л. А. Венгера разработала серию игр и упражнений, помогающих значительно ускорить развитие умственных способностей дошкольников, что очень важно для дальнейшего их обучения в школе и самосовершенствования. Очень важно, что эти могут быть предъявлены детям любой возрастной группы без предварительного обучения.

Однако в книге (1989г.) они даются по четырём основным возрастным группам.

При этом сохраняется следующая система:

1) Задания на замещение предметов;

2) На анализ строения предметов;

3) На выделение пространственных отношений;

4) На использование логических отношений;

5) На создание новых образов.

 

Рассмотрим подробнее, какие задачи умственного развития решает каждая из этих групп заданий.

Задания первого типа формируют у Д. как умение выполнять действия замещения

Так и умение подбирать к заместителям соответствующие им предметы. Среди заданий этого типа есть и загадки, при этом, отгадывая их, дети должны объяснять, почему они так думают.

Задания 2,3,4 типов направлены на усвоение действий наглядного моделирования.

Задачи 2 и 3 типов учат понимать связи между моделями и представленными в них объектами. В первом случае это связь между предметом в целом и составляющими его частями (например, игра «сложи картинку»); во втором случае – между системой и составляющими её объектами. Так, в игре «Кукла Маша купила мебель» дети учатся составлять план Машиной комнаты и устанавливать связь между пространством комнаты и расположением в ней предметов мебели.

Задачи 4 типа вводятся только в подготовительной группе, т. К. они способствуют освоению логических операций, прежде всего классификации и сериации.

Классификация – это отнесение предмета к группе на основе заданного признака.

Сериация – это размещение предметов в заданной последовательности.

Задачи 5 типа объединяют умения детей действовать с помощью предметов-заместителей и наглядных моделей; они учатся самостоятельно придумывать рисунки, рассказы, сказочные события и т. п.

IV. В проведённом эксперименте эта система знаний включалась во все виды деятельности и во все типы занятий, предусмотренные программой д/с. На занятии воспитатель делила детей на подгруппы по 2-7 человек, объясняла условия и правила игры, раздавала материал и затем одновременно играли все подгруппы. Длительность занятий: от 10-15 минут в мл. группе до 25-30 минут в подготовительной.

Предлагая детям задание, воспитатель должна, с одной стороны, широко варьировать материал и приёмы его использования (предлагать разные фигурки, разные типы заместителей, различные их сочетания, придумывать всевозможные варианты решения), а с другой стороны, всегда помнить о возрастных возможностях детей. На первых порах важно положительно оценивать все ответы, которые хоть в какой-то степени свидетельствуют о самостоятельности ребёнка. Требования к качеству ответов следует повышать очень медленно, постепенно, чтобы не снижать активность и непосредственность высказывания детей.

Большое значение имеет систематичность проведения игр. Детям, выполняющим их систематически, следует переходить к играм, предназначенным для следующей возрастной группы (не теряя время).

В проведённом эксперименте для младших дошкольников основное значение имела игровая форма заданий. Но уже в средней и особенно в старших группах задания привлекали детей и сами по себе. Решающую роль в этом играла постепенно осознаваемая детьми необходимость достигать определённой цели.

V. Рассмотрим конкретные задачи, которые решаются при использовании этих заданий для детей разных возрастных групп.

 

II мл. гр.

 

Дети этого возраста умеют выделять в предметах разные признаки (цвет, форма, величина, качество материала…). В играх у них формируется умение использовать эти признаки для обозначения предметов.

Так, в игре «Зверюшки на дорожках» они учатся соотносить каждого животного с определённой фигурой.

Дети до трёх лет могут выделять соотношения частей в простых предметах.

Выполняя специальные задания, они учатся действовать со схемой предмета, фиксирующих такое соотношение.

Они начинают выделять и некоторые пространственные отношения между предметами. Для развития этого в играх используются элементарные планы для анализа взаимного расположения предметов.

В играх на развитие воображения дети на основе восприятия отдельных признаков предметов, обозначенных заместителями, придумывают новые предметы и ситуации.

 

Средняя группа

Дети уже могут выделять в предметах и явлениях такие свойства, как вес, длительность звука… Они начинают анализировать предметы не только по отдельным признакам, а по совокупности признаков. С помощью схем уже могут анализировать предметы, состоящие из большого количества частей.

Выполняя задания на развитие воображения, они не только создают отдельные образы, но уже в состоянии представлять в уме различные ситуации, развёрнутые и детализированные.

 

Старшая группа

Дети не только используют предложенные взрослыми заместители предметов и ситуаций, но и сами их придумывают. Они учатся применять всё более сложные наглядные модели (планы, схемы, чертежи).

Расширяется пространство, в котором Д. должны ориентироваться. От придумывания отдельных предметов и ситуаций они переходят к созданию целостных сюжетов, выраженных в рассказе или рисунке.

 

Подготовительная группа

Широко используются игры, предусматривающие самостоятельное создание детьми разных знаков и символов.

По второму типу предлагаются задания, развивающие способность мысленно воссоздавать строение предмета по его контурному изображению.

По третьему типу – усложнения: большее пространство, в котором нужно сориентироваться, большее количество расположенных в нём предметов, различное расположение планов и схем пути.

Решая задачи на развитие логического мышления, Д. учатся располагать предметы в заданной последовательности.

VI. Большинство предлагаемых игр используются в нескольких возрастных группах с соответствующими усложнениями. Проследим усложнения на примере игры «Зверюшки на дорожках», которая используется во всех возрастных группах и имеет фактически неограниченные возможности по дальнейшему усложнению и обновлению.

 

Общее

Дидактическая задача: учить пользоваться заместителями – уметь соотносить картинки с определёнными значками.

Материал: 5 видов картинок и значков

5 видов шифра

5 дорожек.

Значки могут различаться по форме, цвету…

Игровая мотивация: Д. должны закрыть фигурки зверюшками, т. е. как бы посадить зверюшек на дорожки.

 

Усложнения:

 

Группа Усложнения Новое
длина дорожки виды значков на одной дорожке
Младшая 6 значков 2 вида  
Средняя 12 значков 3 вида Вводится элемент соревнования: кто скорее и без ошибок накроет значки картинками? Награда: за правильность – 1 фишка, за быстроту – 2 фишки
Старшая 20 значков 4 вида Выигравший получает самую длинную полоску и становится ведущим. Раздает дорожки, выбирает шифр, награждает.
Одна полоска – 30 значков, 5 видов
Подгруппа -//-//- -//-//- После освоения игры детям предлагается самим придумать новый шифр, может быть, и новые значки,

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: