Доклад на тему : «Товарный рынок . Характеристика основных параметров товарного рынка».




Товарный рынок – это область товарного обмена. Более распространенное определение: хозяйственная деятельность, система экономических отношений, организационных связей, направленная на продвижение продукции от производителя к конечному покупателю.
Товарный рынок – это сфера товарного обмена, которую отличает обязательно отношение в виде купли-продажи продукции. Так называется и локация хозяйственной деятельности, где конкретно и происходит реализация товара.
Основными элементами, определяющими самостоятельность товарного рынка и позволяющими производить анализ и оценку его конкурентной среды, являются:

1. Продуктовые границы товарного рынка, выявление которых представляет собой процедуру определения потребительских свойств товара или товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок) на основе мнения покупателей (а в некоторых случаях и продавцов) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате опроса покупателей (продавцов). Опрос проводится по группам покупателей (продавцов), различающимся по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель (продавец), покупатель единичного количества товара, розничная торговля, реализация товара по прямым договорам).

2. Географические границы товарного рынка, установление которых определяет спрос на товары. Географическая граница рынка расширяется с увеличением степени уникальности товара и его сложности и сужается при неразвитых и дорогостоящих коммуникациях, ограниченном сроке эксплуатации и высокой степени унификации товара. По сути, это экономически интегрированная зона вокруг центрального или крупного города. Регулярное передвижение людей - наиболее весомое средство измерения интеграции. Однако основным критерием для определения региональных границ рынка должен являться спрос населения. Таким образом, под границами товарного рынка следует понимать границы территории, за пределами которой спрос на товар и его востребованность являются экономически нецелесообразными с позиции ее потенциальных потребителей. При определении географических границ товарного рынка учитываются многие факторы, в частности, возможность перемещения товара между территориями, доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу, отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров, сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка. По критерию географических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский.

3. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в число которых включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие или производящие в его границах определенный вид товара в пределах определенного временного интервала. В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, могут быть включены:

а) потенциальные продавцы - физические и юридические лица, которые в течение не более года могут при обычных условиях оборота, отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации и без дополнительных издержек войти на данный товарный рынок;
б) продавцы товаров, взаимозаменяемых с данным товаром по производству.

4. Доля хозяйствующих субъектов на рынке, которая определяется как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка. Поскольку п. 8 ч. 1 ст. 23 ЗоЗК предписывает ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, Правительство РФ утвердило Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

5. Объем товарного рынка, основным показателем расчета которого является объем продаж или поставок на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

6. Уровень концентрации товарного рынка выявляется на основе анализа процессов концентрации, определяемых с помощью специальных статистических коэффициентов и индексов.

Информационной базой расчетов коэффициентов концентрации выступает товарная номенклатура, которая приблизительно соответствует номенклатуре основного промышленного производства.

7. Барьеры входа на товарный рынок - это обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Как правило, к барьерам входа на товарный рынок относятся некоторые виды экономических и административных ограничений, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, в том числе инвестирование в избыточные производственные мощности и увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой продавца, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов.

Основополагающими функциями товарных рынков являются:

1) ценообразование, так как механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации и других важных сведений, необходимых для человека в экономической сфере;

2) конкуренция. Известный государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард писал, что "государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени, в которой это требуется для поддержания работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции неосуществимы".

Товарные рынки классифицируются по различным основаниям: по структуре хозяйства государства: торговые рынки стран с экономикой натурального хозяйства, стран - экспортеров сырья, промышленно развивающихся стран и промышленно развитых стран; по уровню доходов и характеру их распределения в государстве: страны и регионы с низким уровнем доходов, страны и регионы с высоким уровнем доходов, страны с низким, средним и высоким уровнями доходов, страны с преимущественно средним уровнем доходов; по территориальному охвату: внутренние, национальные, региональные, мировые; по товарно-отраслевому признаку: машин и оборудования, минерального сырья и топлива, сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров; по сфере общественного производства: товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования), товаров нематериального производства (достижений науки, технологий, ноу-хау, произведений искусства, книг и т.п.); по характеру конечного использования товаров: рынки товаров производственного назначения и товаров потребительского назначения; по сроку использования товаров: товаров долговременного пользования, краткосрочного пользования и одноразового пользования; по организационной структуре товарных рынков: мировой рынок (открытый и закрытый), внутренний рынок (оптовый и розничный).

В целях коммерческого права исследуется организационная структура именно торговых рынков, так как она, с одной стороны, лежит в основе правового регулирования отношений в сфере торговли и, с другой стороны, служит квалифицирующим признаком обособления предмета правового регулирования коммерческой деятельности.

Организационная структура рынков складывается в зависимости от условий торговли на товарных рынках и характера групп продавцов и покупателей. На внутреннем рынке различают два сектора: оптовый и розничный. Оптовый рынок представляет собой одну из форм товарного обращения, посредством которой осуществляются экономические связи между хозяйствующими субъектами в сфере продвижения товаров от производителя в розничную торговую сеть. Это передаточное звено между товаропроизводителями и розничной торговлей. Характерными особенностями оптовых торговцев с товаропроизводителями являются наличие кредитных отношений и отсутствие отношений с конечными потребителями. Розничный рынок представляет собой форму товарного обращения, посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности конечных потребителей товаров на основе розничных цен.

Приведенная классификация товарных рынков позволяет углубить характер дальнейшего исследования конкретного товарного рынка исходя из специфических особенностей самого товара, характера его производства и конечного использования, организационной структуры сбыта и территориальной принадлежности предприятия и исследуемого рынка. Однако необходимо учитывать, что при любом подходе к классификации рынков границы между ними размыты и имеют весьма условный характер. Достаточно типичным примером является существование на рынках крупных оптово-розничных субъектов торговли, которые одновременно выступают и в роли оптовиков, и в роли розничных продавцов (например, торговые дома).

Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям.

Инфраструктура товарного рынка - это комплекс видов деятельности в сфере обращения соответствующих групп предприятий, организаций, учреждений и индивидуальных предпринимателей, задача которых сводится к оптимизации каналов товародвижения и рыночному регулированию товарно-денежного оборота. Инфраструктура товарного рынка создает предпосылки и условия для ускорения оборачиваемости средств в экономике, совершенствования рыночного процесса реализации вновь созданной продукции, укрепления материально-технической базы сферы обращения, оптимизации коммерческо-хозяйственных связей. Благодаря инфраструктуре взаимоотношения субъектов рынка ведутся на стройной целенаправленной основе.

Функции инфраструктуры товарного рынка заключаются в: 1) содействии субъектам рынка в реализации их экономических интересов; 2) организационном оформлении коммерческих отношений сторон заключаемых договоров; 3) обеспечении юридического, финансового, страхового и контрольного обслуживания; 4) оперативном реагировании на любые изменения конъюнктуры рынка, товаров, а также состава конкурентов, посредников и потребителей; 5) осуществлении торговой и иной коммерческой деятельности, непосредственно связанной с торговлей; 6) оказании посредничества в реализации товаров и налаживании коммерческих связей; 7) оказании различных услуг, непосредственно связанных с обслуживанием торговой деятельности; 8) использовании возможностей транспорта, средств связи, складского хозяйства и топливно-энергетического комплекса.

Инфраструктура товарных рынков как система представляет собой взаимоувязанный комплекс следующих подсистем:

подсистема торговых посредников - организации, осуществляющие посредническую деятельность и обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли (продажи) товара;

подсистема информационного обеспечения - организации, обеспечивающие наблюдение за рынками товаров, включая потребительские товары и продукцию производственно-технического назначения. Техническими элементами этой подсистемы должны быть соответствующие средства связи, программная продукция, компьютерная система и полиграфическая база;

подсистема тароупаковочной индустрии - нормативно-организационные мероприятия и производственные структуры, обеспечивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет создания отвечающей международным стандартам тароупаковочной продукции;

подсистема транспортного обеспечения - все виды транспорта, обеспечивающего доставку продукции потребителям;

финансово-кредитная подсистема - инфраструктура товарных рынков как подсистема, участвующая в платежно-расчетном и кредитном обеспечении товародвижения;

подсистема организационного обеспечения - организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития инфраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их исполнителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рынков и способствующие снижению затрат на продвижение продукции от производителя до потребителя;

подсистема нормативно-правового обеспечения - федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие акты, регламентирующие взаимоотношения сторон на товарных рынках.

В целях определения и реализации основных направлений развития инфраструктуры товарных рынков, способствующих улучшению товародвижения и повышению предпринимательской инвестиционной активности в этой сфере, Правительство РФ своим Постановлением от 15 июня 1998 г. № 593 одобрило Комплексную программу развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 - 2005 гг. и рекомендовало федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать ее при разработке и проведении мероприятий по развитию рыночной инфраструктуры, а также отраслевых и региональных программ.

Исходя из того что для товарных рынков Российской Федерации характерны низкий уровень культуры рыночных отношений, недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение, склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств, значительное влияние криминальных структур, недостаточное развитие инфраструктуры товарных рынков, большие транспортные издержки, высокая степень монополизации экономики, несовершенство системы финансовых и кредитных отношений, Правительство РФ отметило, что основным путем развития инфраструктуры товарных рынков в России является формирование системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления.

Комплексное развитие инфраструктуры товарных рынков предполагало:

1. Развитие оптово-посреднических организаций и складского хозяйства, в частности, за счет преимущественного развития организаций оптовой торговли, создания хозяйственных комплексов с применением методов и организационных форм логистики по оптово-посреднической, складской и транспортной деятельности, развития оптово-посреднических организаций для сезонного хранения и поставок продукции, организации транснациональных корпораций по оптово-посреднической деятельности, разработки рекомендаций по оптимальному размещению оптово-посреднических организаций и складского хозяйства, реконструкции и обновления складского хозяйства, создания сети консигнационных и таможенных складов, развития сети организаций оптовой торговли и складского хозяйства для обслуживания отдельных секторов товарных рынков, создания и развития объектов инфраструктуры малого предпринимательства, реорганизации старых и создания новых организаций по закупке сельскохозяйственной продукции, создания оптовых продовольственных рынков межрегионального и регионального уровней, а также местного значения, развития инфраструктуры сельских товарных рынков и инфраструктуры выставочно-ярмарочной деятельности.

2. Информационное обеспечение товарных рынков путем создания общедоступной федеральной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей товаров оперативной информацией, организации общероссийского информационно-маркетингового центра товарных рынков, разработки и внедрения информационно-аналитических сетей по стратегическому маркетингу, использования геоинформационных систем для передачи и обработки информации, создания сети региональных информационно-маркетинговых центров, формирования системы наблюдения за состоянием товарных рынков и механизмов распространения информации и рекламы, разработки методического и программного обеспечения, а также формирования информационных банков данных.

3. Развитие тароупаковочной индустрии посредством создания научно-технической базы производства новых видов тароупаковочных материалов и тароупаковочного оборудования, развития производственной базы выпуска конкурентоспособных тароупаковочных материалов и оборудования, расширения производства конкурентоспособной тары и упаковки, совершенствования нормативного обеспечения, стандартизации и сертификации тары и упаковки с учетом требований международной торговли.

4. Развитие транспортного обслуживания товарных рынков за счет создания и развития транспортных мощностей и средств, создания торгово-транспортных фирм и транспортных терминалов, обеспечивающих комплексное обслуживание транспортом, развития сферы услуг и повышения их эффективности при транзите грузов, применения методов и организационных форм логистики в организациях транспортных услуг.

5. Развитие организаций, оказывающих логистические услуги путем сокращения издержек при транспортировке грузов на основе логистического подхода к совершенствованию методов их расчета и учета, развития региональных объектов транспортного обслуживания торговли, сокращения продолжительности доставки грузов и обеспечения сохранности товаров при их транспортировке.

6. Формирование кредитно-финансового и организационного обеспечения товарных рынков, гарантирующего организацию рационального товародвижения на основе безналичных денежных расчетов по товарным поставкам, сведение к минимуму бартерных сделок между организациями, разработку оптимальных схем лизинга, экспортных поставок, развитие различных видов кредитования, организацию работы по долговым обязательствам, развитие конкурентного ценообразования в сфере поставок продукции для государственных нужд, развитие рынка страхования финансовых рисков при торговых операциях, создание новых страховых компаний и перестраховочных обществ.

7. Нормативно-правовое обеспечение функционирования товарных рынков посредством разработки и внесения изменений в законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность участников товарных рынков, разработку нормативных документов по организации оптовой торговли, оказанию услуг, предупреждению правонарушений в сфере торговли, созданию условий для функционирования товарных рынков, стандартизации и сертификации продукции, а также разработки методических документов по снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

В целях создания условий для повышения уровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития России Правительством РФ были утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и перечень проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Поставленные цели должны быть достигнуты путем решения конкретных задач:

1. Развитие конкуренции предполагается обеспечить путем:

а) осуществления мер по развитию инфраструктуры товарных рынков, механизмов организованной (биржевой) торговли, расширению практики заключения долгосрочных контрактов;
б) формирования системы мониторинга проблемных товарных рынков, недостаточное развитие конкуренции на которых сдерживает рост предложения товаров и способствует негативным ценовым тенденциям;
в) оптимизации государственного воздействия на рыночную конкурентную среду, устранения внутренних административных барьеров и снижения внешнеторговых барьеров в целях стимулирования доступа новых участников на российские товарные рынки;
г) установления обязательных процедур обоснования целесообразности введения новых норм государственного регулирования с точки зрения их последствий для состояния и развития конкуренции;
д) повышения эффективности выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства на рынках Российской Федерации, в том числе связанных с заключением картельных соглашений;
е) активизации взаимодействия антимонопольного органа и правоохранительных органов;
ж) принятия правил, обеспечивающих равный доступ потребителей к объектам инфраструктуры, в том числе находящимся в распоряжении субъектов естественных монополий;
з) уточнения запретов на предоставление льгот и преимуществ хозяйствующим субъектам со стороны органов власти и органов местного самоуправления и расширения сферы применения таких запретов.

2. Совершенствование налоговой системы в сфере товарных рынков предполагается осуществить посредством:

а) расширения стимулирующей роли налоговой системы с учетом необходимости поддержания сбалансированности бюджетной системы;
б) упрощения административных процедур при расчете и уплате налогов;
в) совершенствования системы взимания акцизов и экспортных пошлин на нефтепродукты в целях стимулирования производства продукции высокой степени переработки;
г) разработки механизма определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход;
д) реформирования налогового контроля за трансфертными ценами.

3. Развитие малого и среднего предпринимательства должно быть обеспечено путем:

а) расширения государственных программ поддержки малого предпринимательства;
б) субсидирования расходов на повышение квалификации работников, получение международной сертификации продукции и бизнес-процессов в средних предприятиях;
в) формирования отраслевых и региональных объединений малых и средних предприятий;
г) стимулирования создания и развития малых наукоемких предприятий, предприятий малых форм в научно-технической сфере;
д) сокращения контрольных полномочий проверяющих органов;
е) замены разрешительных процедур при открытии и ведении бизнеса на уведомительные;
ж) расширения сферы применения обязательного страхования ответственности при сокращении лицензируемых видов деятельности;
з) ограничения количества проверок хозяйствующих субъектов и сроков их проведения.

4. Развитие институтов прав собственности и корпоративных отношений может быть осуществлено посредством:

а) реализации комплекса мер по повышению прозрачности отношений собственности, усилению ответственности членов органов управления компаний, повышению эффективности исполнения контрактных обязательств;
б) формирования нормативно-правовой базы конкурентоспособной системы корпоративного управления;
в) принятия мер по созданию саморегулируемых организаций;
г) проведения работы по совершенствованию системы обеспечения информационной открытости хозяйственной деятельности организаций.

С целью определения путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики и укрепления позиций России в мировом сообществе Правительством РФ была утверждена

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая предусматривает создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, в том числе:

1)создание и развитие конкурентных рынков и последовательную демонополизацию экономики;

2)отказ от повышения совокупной налоговой нагрузки в экономике и снижение издержек, связанных с исполнением обязанностей по уплате налогов;

3)поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;

4)снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства, обеспечения макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов;

5)улучшение условий доступа организаций к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;

6)повышение договороспособности организаций и прозрачности ведения бизнеса, развитие самоорганизации предпринимательского сообщества;

7)обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики.

Правительством РФ сформулированы основополагающие принципы взаимоотношений государства с субъектами предпринимательской деятельности, которые заключаются в:

1)создании условий для свободы предпринимательства и конкуренции;

2)развитии механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

3)формировании условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместной с бизнесом работе по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

4)поэтапном сокращении участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;

5)развитии частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сфере исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

6)активной поддержке российских компаний на внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний;

7)расширении участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.

Формирование современной системы экономических институтов предполагает меры по стимулированию конкуренции на рынках товаров и услуг, развитию рыночной инфраструктуры, решению многих других проблем в целях обеспечения эффективного функционирования рыночной экономики.

Прежде всего предстоит обеспечить развитие конкурентной среды как ключевой предпосылки формирования стимулов к инновациям и росту эффективности на основе снижения барьеров выхода на рынки, демонополизации экономики, обеспечения равных условий конкуренции. Для этого предполагается создание системы предупреждения и пресечения ограничивающих конкуренцию действий государства и бизнеса, повышение эффективности регулирования естественных монополий, обеспечение демонополизации и развития конкуренции в сфере ограниченных природных ресурсов, в частности водных биологических ресурсов и участков недр.

Важным фактором стимулирования конкуренции является снятие барьеров для выхода на рынок:

1) упрощение системы регистрации новых предприятий, включая возможность регистрации предприятия через сеть Интернет, при исключении возможности создания фирм-однодневок;

2)сокращение разрешительных процедур, необходимых для начала бизнеса; замена разрешительных процедур декларированием соответствия установленным требованиям;

3)замена лицензирования для отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности, финансовыми гарантиями либо контролем со стороны саморегулируемых организаций.

Приоритетными направлениями в сдерживании роста цен на рынках нефтепродуктов, строительных материалов и других сырьевых товаров станет развитие конкуренции, в том числе путем расширения практики использования механизмов биржевой торговли, повышения эффективности противодействия картельным соглашениям, распространения практики заключения долгосрочных договоров на поставку товаров. Важными факторами сдерживания инфляции станет реализация мер по развитию конкуренции на продовольственных рынках субъектов Российской Федерации, развитию инфраструктуры по сбыту сельскохозяйственной продукции, расширению сети снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: