Из цикла «Кино моей Родины»
И. Н. Гращенкова
Кино Серебряного века
Русский кинематограф 10-х годов
и
Кинематограф Русского послеоктябрьского
зарубежья 20-х годов
Москва 2005
ББК 84(Рос-Рус)7-5 Г42
Издание осуществлено при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации
Гращенкова Ирина Николаевна
Кино Серебряного века.
Русский кинематограф 10-х годов и кинематограф
Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов
М., 2005. – 432 с., илл.
В книге использованы фотографии из коллекции Марка Волоцкого
ISBN 5-85302-404-3
© Гращенкова И.Н., 2005
Первым и лучшим исследователям русского кино 10-х годов – Борису Лихачёву, Николаю Иезуитову, Вениамину Вишневскому, Иосифу Долинскому – с великой благодарностью
I
КИНО СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА?!..
И серебряный месяц ярко Над Серебряным веком стыл.
Анна Ахматова «Поэма без героя»
Это книга — монография по истории отечественного киноискусства, его первого периода, когда закладывались культурно-национальные основы, духовные, нравственные, эстетические, художественные.
В предыдущие десятилетия изучение отечественного кино, именуемого советским, начинали с 1917 года. Первые два десятилетия бытования, кинематограф 10-х годов (1896—1917) называли, ранним, дореволюционным, тем подчёркивая его юную незрелость и то, что был он всего лишь предысторией настоящего кино — советского. Связанный с ним исторически, генетически, человечески, кинематограф послеоктябрьского зарубежья годов 20-х именовали эмигрантским и просто не включали в историю отечественного искусства. До сих пор не предпринималась попытка рассмотреть эти два периода в их единстве и одновременно как часть большего целого — отечественной культуры Серебряного века.
|
Кто брякнул «Серебряный век», кто придумал этот вульгарный, металлургический термин.
Омри Ронен «Серебряный век как вымысел и умысел»
Более чем на полвека он был забыт.
В начале 90-х, вооружившись новым знанием о прошлом (не ставшим ещё новым его пониманием) советское кино обильно залили дёгтем, поспешно, стыдливо переименовали в отечественное. В учебниках и пособиях по истории кино переставили местами минусы и плюсы, убрали наиболее одиозные фигуры, фильмы, ввели кое-что из ранее запрещенного… И всё-таки тело отечественного киноискусства осталось расчленённым, а его история не обрела непрерывности и цельности живого, плодотворного наследия.
Сама эта формула — Серебряный век — окутана тайной. Авторство, происхождение, содержание, границы её не определённы. Спорят о том, кто, когда её создал, первым ввёл в обиход. Поэт Николай Оцуп в альманахе «Числа» (Париж. 1933)... Философ Николай Бердяев в мемуарах «Самопознание» (Париж. 1949)... Поэт Анна Ахматова в «Поэме без героя» (Ташкент — Ленинград. 1942—1962)... Критик Сергей Маковский в воспоминаниях «На Парнасе Серебряного века» (Мюнхен. 1962)... Такова судьба не понятийных, а образных формул — теряют корни, но входят в жизнь, оседают в памяти.
В искусстве нет лучшего, только отличное (от всех остальных).
Артур Рубинштейн
В пространстве цивилизации, например такого её важного раздела как техника, действует законы поступательного прогресса — от низшего к высшему, подобно подъёму по лестнице. И чем быстрее будут преодолены и забыты первые, низшие ступени, тем интенсивнее прогресс.
|
Культура по сути своей не преодоление, а собирание опыта, и главный механизм её развития не забвение, а запоминание. Она подобна бездонному сосуду, который постоянно пополняется, не теряя ни капли.
С точностью до десятилетия можно определить, например, когда в Англии закончилась эпоха пара и началась эпоха электричества. А когда в России начался или закончился Серебряный век? Как это определить, если в культуре ничего не кончается, всё продолжает жить, только меняя форму существования, из открытой, активной превращаясь в скрытую, подобно реке, уходящей в почву, но продолжающей питать наземные водные артерии.
Первый пореволюционный год — 1918-й нельзя считать концом Серебряного века. Его ценности, которые социум отрицал, постепенно растворялись в процессе дальнейшего развития искусства, так же как растворяется серебро в сложном химическом составе киноплёнки, на которой продолжали снимать, правда, уже другое кино.
В 1918—1923 шла небывало активная работа в Вольной философской ассоциации Петрограда (Вольфила). Здесь снова вместе философы и художники: Лев Карсавин, Николай Лосский, Александр Блок, Андрей Белый, Кузьма Петров-Водкин, Всеволод Мейерхольд, Сергей Есенин, Алексей Ремизов, Евгений Замятин, Виктор Шкловский, Юрий Тынянов. В Невельском кружке Михаила Бахтина объединены силы учёных, художников, общественных деятелей. Николай Бердяев в это время создаёт Вольную академию духовной культуры. Так коллективным разумом собирают, в публикациях закрепляют самое ценное, что должна запомнить культура из опыта Серебряного века.
|
Николай Бердяев сравнивал Серебряный век с Золотым, пушкинским. Исток подобного деления культуры — «Легенда веков» греческого поэта Гесиода. В ней четыре века следуют один за другим и один за другим гибнут. Золотой — век блаженства, где не знают войн, старости, не боятся смерти, потому что за ней следует бессмертие духа. Серебряный — век, где также не знают войн, но гибнут от гордыни, не приносят жертв Богам. Медный — век, где царят истребительные войны, грабежи, насилия. И, наконец, Железный — век, где дети рождаются стариками, стыд утрачен, правит сила, а не закон, жизнь коротка и несчастна.
Действительно, в России после Серебряного наступил Железный
— век войн и революций, сбылось поэтическое пророчество Константина Бальмонта, писавшего: «Не говорите — шар земной, а говорите
— шар железный».
Серебро — один из драгоценных металлов, замечательный по своей красоте и пользе, равно как по своей чистоте и прочности.
Библейская энциклопедия
Слово серебро (буквально «блестящее») пришло в мир из малой Азии. Постепенно человеку открывались многие его великолепные свойства, которыми не обладало даже золото, оказавшееся менее прочным, пластичным, необходимым. Заметили, что чума обходила лавки серебряных дел мастеров; эпидемия тропической лихорадки в армии Александра Македонского была побеждена, когда чаны для воды стали делать из серебра; пластинами из него заживляли раны.
В Священном писании серебро и золото — символ богатства. Предательство Иуды тоже оплачено «тридцатью серебряниками», монетами общей стоимостью чуть больше трёх фунтов стерлингов. Для Водосвятия используется серебряный крест; молодым в приданое кладут столовое серебро; младенцу, когда режутся зубки, принято дарить серебряную ложечку «на зубок».
Позднее открылась мистическая связь сил добра и зла, разрушения и созидания, заключеные в серебре. Нитроцеллюлоза — основа для изготовления киноплёнки входила и в состав взрывчатки. А так называемое «гремучее серебро» потому так и назвали, что оно обладает огромной сокрушительной силой. ХХ — век войн, кинематографии, фотографии был серебряным, так же как и XXI — век электроники, фотографии, кинематографии.
Я воспевала серебро Оно меня посеребрило.
Марина Цветаева
Ещё не успели окрестить эпоху Серебряным веком, а её поэзия блистала серебром. Этот род словесного творчества всегда с наибольшей эмоциональной полнотой, заразительностью передаёт состояния, настроения, откровения, пророчества времени. А его поэтический словарь, как интонационная база эпохи, выражает всеобщий дух нации и сохраняет наиболее характерные образы времени.
Слово серебро как существительное и прилагательное, как свет, звук, цвет чаще всего встречается в поэтических текстах Марины Цветаевой. Известно, она носила только серебряные украшения. Говорили — в пику общепринятому в её кругу золоту. Однако её стихи свидетельствуют о более глубоких мотивах пристрастия именно к этому благородному металлу. «Серебряно мне петь» — это о состоянии души.
В соединении с серебром искали поэты новых небывалых цветовых сочетаний и оттенков: «серебро-кровавый» (Цветаева), «серебро-розовый» (Ходасевич). Северянин в стихотворении «Самогимн» торжественно-нескромно утверждал: «Мой стих серебряно-бриллиантовый». Блок писал о «среброзвёздной зиме» и «среброснежных чертогах».
У Цветаевой «серебряные», «серебристые» — нательный крест и меч, браслет и бубенец, ключик и сапожок, экипаж и охотничий рог, косы и кудри, смех и слёзы, мысли и голос.
Поэтические картины природы переполнены серебром — у Ахматовой, Бальмонта, Блока, Белого. «Серебристые» — берёзы, тополь, ива, ландыш, лилия; пруд, река, ручей; млечный путь, звёзды; метели, вьюги, грозы; туман, мгла, грязь, дым. Серебряными названы птицы русской поэзии — голуби, лебеди, чайки.
Андрей Белый, назвал свой знаменитый роман «Серебряный голубь». Он жил в имении «Серебряный колодезь». В финале его «Северной симфонии» трижды, как заклинание, повторена фраза: «Ударил серебряный колокол».
Александр Блок назначает позднее свидание другу «у гроба на серебряном пути». А Анна Ахматова видит его самого «во гробе серебряном», в стихах, написанных на смерть Блока. «Смерть серебряным загаром» — так у Марины Цветаевой. И не о смерти ли думал Вели-мир Хлебников, мечтая «Взлететь в страну из серебра».
Чувствительная поверхность кинематографических позитивных лент заключает в себе бромистое серебро.
Из книги «Кинематограф. Практическое руководство»
Младший из братьев Люмьер — Луи, обладавший серьёзными познаниями в области химии, когда ему было 20 лет, открыл рецепт высокочуствителъной бромо-серебристой эмульсии для покрытия плёнки. Чем щедрее насыщали её серебром, тем богаче оттенками становилось изображение. Даже сегодня, почти век спустя, сохранившиеся ранние русские фильмы, поражают и радуют глаз бархатистой глубиной чёрного цвета и мерцающей серебристостью белого. Позднее именно высокое содержание благородного металла стало одной из причин уничтожения этих фильмов — из них особым способом извлекали серебро. Такой вот грустный парадокс.
С целью экономии света во время съёмок и повышения отражаемости при проекции, в России изобрели «серебряный экран», каждая нить которого пропитывалась серебром. Правда, широкого внедрения это красивое изобретение не получило.
По мере того, как мы во времени отдаляемся от этого уникального пространства русской культуры конца века XIX — начала XX, оно все более приближается, раскрывается, принимая в себя философию, религиозные искания, эстетику, различные виды искусства, формы художественной жизни, новые типы творческого мышления и поведения.
Искусство, философия, религиозные искания рубежа веков и предреволюционного десятилетия в советскую эпоху были вычеркнуты из официальной культуры, и в силу своей несовместимости с ней и потому, что они ушли в эмиграцию. Только в 60-е годы стали появляться у нас первые серьёзные исследования этой эпохи, этой культуры. Последующие десятилетия, отмечены возвращением имён, произведений на Родину и широким, далеко не только научным, интересом к ним.
Радость приобщения к доселе недоступным, лучшим образцам культуры Серебряного века породило романтическое, однозначное, далёкое от истины представление о ней. Многочисленные работы, появившиеся в нашей, стране в 90-е годы, давали одноцветную картину этой весьма противоречивой и драматической эпохи.
Действительно, она одна из наиболее плодоносных: поражает небывалым многообразием направлений, течений в разных искусствах, удивительным обилием дарований, интенсивным появлением новых форм творческого общения и поведения, рождением в лице кинематографа искусства нового типа.
Говорим поэзия, подразумеваем — Цветаева, Блок, Маяковский, Белый, Есенин, Ахматова, Гумилев… Говорим театр, подразумеваем — Чехов, Станиславский, Мейерхольд, Таиров, Немирович-Данченко… Говорим изобразительное искусство, подразумеваем — Врубель, Серов, Ларионов, Малевич… Говорим музыка, подразумеваем — Скрябин, Рахманинов, Гречанинов… А проза, балет, архитектура, прикладное искусство… А бурное цветение авангарда… А искания философии и полёт религиозной мысли. Недаром эти 25—30 лет именуют не четвертью, не третью, целым веком культурного ренессанса России. Есть чем восхищаться, чему удивляться и поклоняться без конца.
Удивительная сверхинтенсивность художественного процесса похожа на неуправляемый рост всего живого, включая появление невиданных, прекрасных, экзотичных особей в зоне облучения. Источником такой «радиации» был кризис, переживаемый на рубеже веков Россией. Кризис религиозного, философского, нравственного, социального сознания, ценностей в сфере культуры, искусства, науки, политики. Рухнул патриархальный мир. Пространство вокруг человека устрашающе раздвинулось, прогресс науки ускорил крах веры. Изменились взаимоотношения человека и общества. Ощутимее стала зависимость личности от внешнего мира.
Красота, талант — вовсе ненормальны, это исключение, роскошь природы…
Александр Герцен
Для искусства как поисковой, радикальной, разрушительной, свободной, неустойчивой системы такая ситуация оказалась в высшей степени плодотворной, хотя оплачивать её пришлось по высоким счетам. Взметнулась вверх волна самоубийств и психических недугов в творческой среде. Так в роду Бекетовых-Блок, подарившем миру гения, душевными и нервными расстройствами страдали его мать, отец, тётка, сводная сестра. А как ужасны многие концы: в петле Есенин и Цветаева, пуля в сердце Маяковского, гибель в ВЧК, Гулаге Гумилева, Мейерхольда, Мандельштама, Клюева… Здесь социальная драма переплетается с личностной, творческой предопределённостью судьбы, которая не только цепь событий, но и суд Божий.
При этом искусство — некая форма духовной роскоши, не востребованной большинством, не имеющим часто жизненно необходимого. Напротив, культура есть жизненная необходимость, пусть даже и
неосознанная многими, основа человеческого существования. Так вот для культуры как системы устойчивых ценностей, норм, стереотипов, охранительной, даже запретительной, такая историческая ситуация оказалась разрушительной.
Роскошь для немногих или необходимость для большинства — развитию народа, нации, общества необходимы обе составляющие. Но мир, конечно, живёт по объединяющим законам культуры. В противном случае он распался бы на атомы множества индивидов, не склонных к созданию связей, контактов, общностей. Серебряный век был эпохой завоеваний и откровений в искусстве и эпохой кризиса и тупиков в культуре. «Гнила культура как рокфор» — в этой иронической фразе Северянина поставлен точный диагноз.
Самое младшее из искусств прошлого века — кино, естественно, последним может претендовать на место в пространстве художественной культуры Серебряного века. Коли вообще может, будучи искусством из ряда новых, массовых, промышленных, не имевших за плечами ни классического Золотого века, никаких традиций.
Чем являлась такая культура для такого искусства — фоном, лоном? Чем кино в свою очередь могло для неё стать — технологическим средством, тиражирующим, а то и снижающим её ценности, или эстетической составляющей, насыщающей её ценностями собственными?
Кино Серебряного века — имеет ли право на жизнь подобная формула и чем её увенчать: знаком вопроса (как сомнением), знаком восклицания (как утверждением), многоточием (как неизвестностью).
Постараемся сами открыть наше будущее, и не будем спрашивать у других, что нам делать.
Пётр Чаадаев
Тему и идею любого исторического исследования подсказывает современность, по принципу соответствия её прошлому или по их контрастности. Получается такое «воспоминание о настоящем». Обращение к Серебряному веку, к эпохе пограничья XIX и XX веков, сейчас почти на границе XX и XXI — попытка извлечь из опыта прошлого позитивные, жизнетворные, надвременные ценности. Задача эта отнюдь не чисто академическая. Не решив её, нельзя ни возродить, ни строить наново кино современной России.
Страна, пережившая революционные преобразования перестройки, краха советской империи, вновь выбирает свое социальное направление. Она снова без границ: открыта для инокультурного влияния (больше похожего на завоевание) и активной миграции творческих и научных сил.
Отечественная художественная культура утратила своего заказчика — продюсера — спонсора — цензора — едина во всех этих лицах, каким выступало советское государство. Снова частный капитал, предпринимательство, меценатство становятся основными механизмами бытования культуры. Это особенно важно, когда речь идёт о таком финансово ёмком искусстве как кино.
Снова дух катастроф витает над страной — военной, экологической, техногенной, демографической. Культура ищет голос, осознаёт свою миссию в этой ситуации. Церковь стала открытым институтом в жизни общества, со многими достоинствами и издержками такой распахнутости. Культура в отношении религии должна найти новые зоны соприкосновения и новые разграничительные линии.
В кинематографе знакомые проблемы. Кинодраматургия самая уязвимая составляющая, задыхающаяся без современных идей, нового материала, талантливых профессионалов. Кинорежиссура, достигшая небывалых высот в ХХ веке, переживает состояние усталости, оторванности от источников обновления — литературы, театра, самой реальности. Экрану нужны новые звёзды, ведь изменившийся социум ждёт появления своих персонажей — героев и антигероев эпохи.
Весьма значительно соответствие русского кино 10-х годов и наших дней. Весьма драматична их контрастность. Кинематограф снова вербует деловых людей в сферу кинопредпринимательства; опять существует в условиях рынка; ему необходимо понимать и отстаивать национальные интересы. Всё как тогда, в начале прошлого века. Но при этом русский кинематограф не имеет поддержки многомиллионной киноаудитории; сломана система продвижения фильмов к зрителю; отсутствует мощный эстетический контекст философии, религии, старших искусств в расцвете сил. Теперь в начале века нового.
Поблагодарите Бога, прежде всего за то, что Вы русский.
Николай Гоголь
Память культуры всегда избирательна и акцентирована внутренней авторской позицией — эстетической, гражданской, этической. Когда-то, в катастрофические годы Великой Отечественной войны, композитор и музыковед Борис Асафьев задумал необычный научный труд «о русской музыке из кругозоров русской жизни» — «Музыка моей Родины». В истории кино моей Родины сегодня мне «из кругозоров русской жизни» интересен позитивный опыт, тот, который способствует выживанию, самосохранению, повышает сопротивляемость разрушительным началам. Так собирают букет в поле, отбрасывая сорные травы, берут только цветы.
Существует тип литературного издания, включающий подборку самых значительных, интересных, характерных произведений — антология (от греческого «букет цветов»). И эту книгу можно назвать антологией русского кино, где с любовью собраны цветы раннего искусства. По праву рождения, воспитания, образования, профессиональных интересов я владею этим национальным достоянием с чувством национального достоинства и тревогой — «Достойна ли?».
Не скрываю и не стесняюсь сказать, что любовь к Отечеству, его культуре, его людям — мой символ веры. Прежде всего, для тех, кто готов его разделить со мной я и писала эту книгу, для земляков, соотечественников любой национальности, сознающих себя в пространстве русской истории, культуры, духовности, в стихии русского языка. Уверена — культура сильнее биологии, язык сильнее крови.
Кино Серебряною века. Русский кинематограф 10-х годов
II
1. РОССИЙСКАЯ КИНОЦИВИЛИЗАЦИЯ. ЗАРОЖДЕНИЕ. СТАНОВЛЕНИЕ. РАСПАД
2. РОССИЙСКАЯ КИНОЦИВИЛИЗАЦИЯ.
ПЕРВЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ
Синематограф — чистое невинное развлечение на сон грядущий после трудового дня! Синематограф — уют, трогательное поучение! Синематограф — предвестие. Он возвращает нам простые истины… возвращает человеческое милосердие… Синематограф — клуб: здесь соединяются для того, чтобы вывести нравоучение, попутешествовать… посмеяться… повздыхать… встретить знакомых… Приходят усталые, одинокие — и вдруг соединяются в созерцании жизни, видят, как она многообразна, прекрасна… Синематограф возвращает нам любовь к жизни.
Андрей Белый
Кинематограф в России родился… А действительно, когда родился кинематограф в России? Сколько ему лет…
4 и 6 мая 1896 года, когда прошли первые киносеансы в Петербурге, и Москве — даты рождения российского кинозрителя, увидевшего программу фильмов братьев Люмьер.
14 мая 1896 года, когда в Кремле французский оператор Камилл
Серф по заданию братьев Люмьер осуществил первую хроникальную
съёмку в России, — дата рождения русской официальной кинодоку
менталистики, так называемой «царской хроники».
20 февраля 1907 года, когда придворным оператором А. К. Ягельс-ким было снято открытие II Государственной думы — дата рождения отечественной кинохроники.
15 октября 1908 года, когда на экраны вышел первый русский
фильм «Стенька Разин» («Понизовая вольница) — дата рождения
отечественного игрового кино.
Эти даты разделяют годы, российский зритель появился на 12 лет раньше российских фильмов и стал главной силой развития национальной кинематографии. Так что нужно сказать: кино не рождается в один определённый момент, а зарождается, становится во времени, постепенно наполняясь новыми составляющими. Тот, для кого кино — зритель. Тот, кто его создаёт — кинематографисты. Те, кто способствуют развитию и бытованию кинематографа — предприниматели, театровладельцы. Формируются такие сферы как кинопроизводство, кинопрокат, кинопоказ. У каждой из них свои особые ниши суще-
ствования — фирмы, кинофабрики, кинотеатры. То, что связывает эти силы, сферы, ниши — феномен фильма и совокупности фильмов, именуемой кинорепертуаром.
Кинематограф открывался как единство противоположностей: техники и культуры, творчества и финансов, производства и потребления, материального и духовного. Движение этой целостности как процесса можно назвать киноцивилизацией, вне которой невозможно развитие и существование кинокультуры. Цивилизация — общезначимые, необходимые, целесообразные открытия, которые свершаются благодаря развитию знаний, техники, жизнедеятельности материальных структур общества в первую очередь. Культура — индивидуальные, неповторимые творения немногих гениев и многих талантов, жизнедеятельности духовных структур общества в первую очередь. На каждый вызов культуры следует ответ цивилизации и на него снова вызов культуры.
Начала киноцивилизации в России заложили европейцы: из Франции везли аппараты, плёнку, ехали первые кинематографисты, кинопредприниматели. Как когда-то театр, балет, так же пришедшие к нам из Европы, позднее вернулись туда признанными лидерами, законодателями сценической и хореографической культуры, так и кинематограф России станет со временем важной составляющей мировой кинокультуры.
В России культура компенсирует слабость цивилизации. Уступая другим, многим, в социальном и экономическом развитии, Россия догоняет и обгоняет в развитии духовном, эстетическом. Для сравнения: Америка лидирует как страна цивилизации, а как страна культуры, даже не имея исходного уровня для понимания этого, отстала и от Европы и от России. Видимо, навсегда. Там цивилизация полностью подменила культуру.
Аттракцион — примитив — искусство. Это путь всего мирового кино с 1895 по 1914 год. Это ранняя киноцивилизация. Первые годы аттракцион в ярмарочном балагане, в кочевой кибитке «переезжего» кинодемонстратора, в сарае, в подвале, наскоро переделанных для показа «живой фотографии». Даже в респектабельной Франции первые сеансы проходили по адресу — Париж, рядом с Оперой, «Гран кафе», подвал.
В России период примитива, кинолубков совпадает с кустарным производством. С 1908 года начинается промышленный период развития кинематографа. И только в его недрах зарождается искусство кино.
У нас, как и в других странах, ранняя киноцивилизация отличалась свободным, беспошлинным ввозом и вывозом фильмов, быстрым ростом кинозалов, стремительным распространением проката, дешевизной кинопроизводства. Но, допустим, маленькая сельскохозяйственная Дания, экспортируя свои фильмы в Америку, Россию, по всей Европе, именно на этом держала национальный кинематограф. А Россия создала его, прежде всего на прокате зарубежных фильмов, по началу почти не вывозя собственных.
Уже начиная с 1903 года в российских городах один за другим открываются стационарные залы, так начинает складываться уникальный по объёму и активности российский кинорынок. Неслучайно в
1904 году фирма «Пате» открывает свои агентства в Москве, Петербурге наряду с такими европейскими столицами как Лондон, Берлин. Через три года — в Ростове-на-Дону, Киеве, Варшаве. Через четыре года за счёт экспорта (аппаратов, плёнки, фильмов, творческих кадров) прибыль этого крупнейшего в мире киноконцерна в 4 раза превышала его акционерный капитал.
В какое восхищение меня привела движущаяся фотография… из этой всей ординарщины тут состраивается что-то такое и интересное, и важное и красивое… Получается картина чудесного оживления и жизни.
Владимир Стасов
Как и везде, в России основной зритель раннего кино — простонародье, кустари, мелкий городской люд, крестьяне, молодёжь, дети, и может быть, как нигде больше в России — еще элита, цвет культуры.
Письма критика Владимира Стасова, мысли вслух Льва Толстого, дневниковые записи и стихи Александра Блока, репортажи, публицистические и эстетические статьи Алексея Пешкова, Александра Серафимовича, Андрея Белого, Леонида Андреева, поэзия Осипа Мандельштама, Игоря Северянина, Вадима Шершеневича.
Так Стасова восхищала способность киноаппарата извлекать из материи реальности выразительные, значительные картины жизни и запечатлевать для истории. Серафимович раскрыл лубочную природу раннего кинематографа, в его генетических связях с лубочной литературой, остающейся и в ХХ веке основным чтением для народа. Горького насторожила способность кинематографа манипулировать массовым сознанием, в коммерческих целях обращаясь к низменным инстинктам и интересам.
Стихи о кинематографе сохранили обстановку первых кинотеатров, атмосферу просмотров, даже технические детали показа, сюжеты, стилистику фильмов. Кино в быту и творческой жизни Блока — целый «кинематографический роман», продолжавшийся около десяти лет, с влюблённостью, охлаждением, разочарованием, отчуждением.
Можно издать антологию этих впечатлений, поэтических зарисовок, культурологических предсказаний. Мудрая и красивая получится книга. Убедительный документ, подтверждающий, что русская художественная культура Серебряного века, литература, прежде всего, не была близорука и высокомерна, оценила кинематограф как феномен эстетический, философский, социологический.
Я считаю, что кинематография — пустое, никому не нужное и даже вредное развлечение. Только ненормальный человек может ставить этот балаганный промысел в уровень с искусством. Все это вздор, и никакого значения таким пустякам придавать не следует.
Николай II. 1913 г.
Кинематограф, показывая по большей части сцены грабежа, воровства, убийств и разврата, особенно вредное влияние оказывает на нашу молодёжь… …. в отношении кинематографа надо что-то предпринять. Я подумаю об этом.
Из беседы Николая II с протопресвитером русской армии и флота Георгием Шавельским. 1916 г.
Среди историков отечественного кино бытует мнение о полном равнодушия властей дореволюционной России к кинематографу. При более внимательном рассмотрении проблемы «кино и власть», оно не кажется убедительным.
Вот знаменитая резолюция Николая II на бумагах Депортамента полиции, датированная 1913 годом и содержащая немало любопытного. И безаппеляционность, даже агрессивность тона, и узкое понимание кинематографа исключительно, как развлечения, и явная осведомленность о том, что есть такие «ненормальные», которые ставят кинематограф в ряд искусств. При этом, год за годом снимаясь в сотнях сюжетов «царской хроники», государь в принципе поддерживал официальную кинодокументалистику, как инструмент фиксации, а при показе за рубежом и позднее в стране, как инструмент популяризации своей внешней и внутренней политики. Но Двор не финансировал «царскую хронику». Известно, что глава частной фирмы, осуществлявшей эти съёмки, А. К. Ягельский несколько раз обращался в правительственные круги за государственной поддержкой студии, строительства кинохранилища. И каждый раз безрезультатно.
Правительство в момент становления отечественного кинопроизводства в 1907—1908 годах не ввело таможенных квот на ввоз фильмов из-за рубежа. Одни толковали это как недомыслие, другие как проявление антипатриотической позиции. Но факт неоспоримый — и без такого прямого государственного лоббирования, в условиях рынка и острой конкуренции, отечественный кинематограф поднялся на ноги. Движимый интересом зрителя и активностью предпринимателей.
При участии правительства, а нередко и при «высочайшем соизволении» царя, создавались фильмы, посвящённые историческим событиям национального масштаба. «Оборона Севастополя», «Война и мир», «Трёхсотлетие царствования дома Романовых» — это своеобразный «государственный заказ». Так же как два фильма 1911 года к 50-летию отмены крепостного права, снятые, но не выпущенные на экран, как тогда объясняли, в целях сохранения социального спокойствия.
На лицо примеры внимания к кинематографу на других уровнях власти. Так, например, московская Дума инициировала предложение о создании музея хроникальных материалов, разработку законодательства об обязательной передаче туда исторически значимых сюжетов и фильмов.
… Его Императорскому Величеству благоугодно было обратить внимание на необходимость введения в империи государственных монополий аптечной и на кинематограф.
…. должно представить выгода и для казны при осуществлении предположения о введении государственной монополии на кинематограф.
Предполагаемая монополия на кинематограф… лишена фискального значения, в смысле источника увеличения государственного дохода, и установление её в основе своей должно быть направлено к прекращению вредного влияния кинематографических зрелищ на население и к осуществлению просветительных и воспитательных задач.
Из ведомственной переписки. 1916 г.
В годы Первой мировой войны правительство проявляет повышенный интерес к кинематографу. B 1915 году вокруг него развернулась настоящая ведомственная битва. А началось всё с выхода 19 июля 1914 года «Высочайшего повеления о прекращении казённой продажи вина» в связи с началом войны. Именно тогда Министерство финансов выступает за государственную монополию в кинопрокате, подобно винной. Так сказать «Кино вместо водки».
Священный синод и его пропагандистский орган Александро-Не-вское братство выступили против кинематографа как развлечения и зрелища, против частных коммерческих сеансов. Они признавали, только научно-просветительный и нравственно-регулятивный кинематограф, утверждающий трезвость. Была создана специальная комиссия конфискации кинематографических предприятий и передачи их в ведение Синода. Но эта идея превращения кинематографа в «клерикальную регалию» осуществления не получила.
Появилось сразу несколько проектов государственного присутствия в кинематографе: от национализации и превращения в «государственную регалию» до дифференцированной поддержки определённых его секторов.
Министр внутренних дел А. Д. Протопопов видел в кинематографе мощную идеологическую и политическую силу. Для него главным было установление постоянного жёсткого надзора за производством отечественных фильмов, ввозом зарубежных, показом их в кинотеатрах.
Министр народного просвещения граф П. Игнатьев видел в кинематографе мощную культурную, просветительную силу. Для него главным было поддерживать государственным финансированием, дифференцированным налогообложением именно культурно-образовательное кино, учебные фильмы для школ. Ему принадлежала идея создания особого комитета по делам кинематографии при Министерстве просвещения, государственной фильмотеки и киномузеев.
Главное этот либеральный центристский проект сохранял частнопредпринимательский, рыночный фундамент кинематографа при государственной поддержке его некоммерческих секторов. Естественно, отечественные кинопредприниматели были за игнатьевс-
кий проект, видя в национализации «покушение на убийство кинематографа».
В России, как известно, любые решения вязнут в болоте ведомственной подковёрной борьбы, бюрократической волоките. Наступил 1917 год. После Октябрьского переворота, пришедшие к власти большевики, для управления «важнейшим из искусств» выбрали гибрид синодального и протопоповского проектов, но под вывеской игнатьевского. Национализация, государственное финансирование, партийный контроль, политическая и идеологическая цензура «от и до» под шапкой Наркомата просвещения, во главе с «покровителем муз», драматургом, критиком, эстетом и большевиком А. В. Луначарским. Пришлась ко двору и идея «кино вместо водки». «Перемотаем доходы с водки на кино» — провозгласил Л. Троцкий и повторил И. Сталин, к тому времени ставший главным продюсером, цензором, «зрителем № 1» советского кино.
… положения, запрещающие изображать Иисуса Христа, Богоматерь, Св. Ангелов, Св. Крест, храмы (снаружи, изнутри), открытые могилы, священные предметы, богослужения, обряды, духовных лиц.
Из «Правил инсценировки религиозных обрядов в кинематографе». 1915 год.
Русская православная церковь относилась к кинематографу как к явлению негативному, требующему регламентирования и ограничения. В 1898 году Священный синод выпустил специальное постановление, «запрещающее показ изображения Христа Спасителя, пресвятой Богородицы и святых Угодников Божьих». Позднее были разработаны «Правила инсценировки и документальных съёмок религиозных обрядов». В 1916 году член Священного синода епископ Никон возбудил ходатайство о запрещении показа фильмов в канун религиозных праздников и воскресений и нашёл поддержку в Государственной думе. В том же году появился указ Синода об использовании кинематографа только в просветительных целях.
Были случаи наказания духовных лиц, посещавших синематографы. И очень немногие из них рисковали использовать кинематограф в повседневной религиозной жизни, как кишиневский Архиепископ Серафим, устраивавший в Архиерейском доме специальные сеансы в сопровождении певчих.