Коммуникативная модель М. Маклюэна




Кабанова М. РСП-141-О. Технократические подходы к изучению коммуникации. Математическая теория коммуникации У. Уивера – К. Шеннона. Коммуникативная теория Г. Маклюэна.

Современные концепции коммуникации.

В современной теории коммуникации существует несколько конкретно-научных подходов к изучению коммуникации. Во-первых, они разделяются на две группы: технократические и интеракционные.

К числу технократических теорий относят: теорию информационного общества (Д.Белл, Дж. Гэлбрейт), теорию коммуникационных технологий (Г.М. Маклюэн (1911-1980), математическая теорию коммуникации (К.Шеннон, У.Уивер), многочисленные теории коммуникации в организациях.

Технократические подходы к изучению коммуникации были обусловлены спецификой конкретно-исторических условий и самого предмета исследования.

Технократический подход к разработке, выбору и реализации УР исчерпал себя довольно быстро. На смену ему пришел гуманитарный подход, ориентированный прежде всего на человека, смоделировать которого очень сложно.

Сциентизм (технократический подход) - наиболее развитое агрессивное мировоззрение.

Вместе с тем технократический подход содержит в себе некоторые принципы, общепризнанные в социальном управлении: заинтересованность и персональная ответственность работника за конечный результат труда, экспертные оценки на базе научных знаний, высокий профессионализм и компетентность управления, его научная организация. Они составляют ядро рационального управления и могут применяться в любом обществе, на различных уровнях, чем и объясняется их популярность в научном менеджменте.

В действительности же все еще нередок технократический подход к реализации хозяйственных задач, что находит выражение в недостаточном внимании руководителя к социально-психологическим аспектам своей деятельности. Практика управления со всей очевидностью свидетельствует, что многие ошибки в кадровой политике, особенно на уровне руководителей среднего звена, сопряжены с недостатком знаний именно в этой области.

.Математическая теория коммуникации.

В рамках технократической парадигмы получила свое развитие математическая теория коммуникации инженера и математика К. Шеннона (У. Уивер описал математическую теорию Шеннона нематематическим способом), основанная на общей теории систем биолога Л. фон Берталанфи.

К. Шеннон и У. Уивер разработали математическую теорию коммуникации (1949). Данная теория первоначально была разработана с целью отделить фоновые шумы от полезной информации, передаваемой источником. По Шеннону, преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов (т.е. повторения элементов сообщения для предупреждения коммуникативной неудачи).

Согласно К. Шеннону, избыточность в коммуникации достигается многократным повторением информации или ее дублированием с использованием других каналов связи. Таким образом, возникает модель двух- или многоканальной коммуникации.

Достоинство данной модели заключается в том, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Вместе с этим модель Шеннона — Уивера имеет определенные ограничения:

• механистичность (т.е. отражает в основном технические способы коммуникации, а человек включается в нее лишь в качестве "источника" или "приемника" информации);

• абстрагированность от значения передаваемой информации (все внимание уделяется лишь ее количеству);

• однонаправленный линейный характер коммуникативного процесса, отсутствие обратной связи.

Рассмотрим более подробно модель коммуникации Шеннона-Уивера.Она основана на аналогии с телефонной связью. Предположим, что два человека, проживающие в разных странах, говорящие на разных языках и плохо понимающие язык своего абонента, вынуждены вести переговоры по телефону. При этом время разговора ограниченно, а телефонная связь неустойчива. Такова ситуация, которую пытаются смоделировать К. Шеннон и У. Уивер в разработанной ими математической теории связи (коммуникации) (1949).

В данной модели: источник – это тот, кто делает звонок (передает сообщение); сообщение – передаваемая информация; телефонный передатчик – кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы; телефонный провод – канал; телефонный приемник (второй аппарат) – декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны; приемник – человек, которому адресо-

 

вано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон канала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии связи.

Коммуникативная модель М. Маклюэна

«Концепция средства, делает акцент на специфических характеристиках каждого средства в отдельности. Выделяются относительно устойчивые характеристики, отличающие одно средство от другого (напр., радио от телевидения, электронные СМК от печатных), среди которых тип передаваемой сенсорной информации, количество задействованных сенсорных каналов, форма передачи информации (картинка или письменное слово, щелчок или голос), степень соответствия реальности получаемой по каналу информации (голос по радио ближе к живому голосу, чем крупный план на экране к живому лицу), скорость кодирования, распространения и декодирования информации, физич. требования к восприятию сообщения (необходимость быть в опр. месте, держать что-либо, сидеть спокойно, смотреть в опр. направлении, использовать специальное освещение), масштаб и природа распространения информации (сколько людей могут обратить внимание на сообщение в один и тот же момент времени) и др. Подход включает описание того, как природа средства определяет ключевые аспекты коммуникации на микро-, т. е. индивидуальном, и на макро-, т. е. социальном, уровнях. Анализ на микроуровне помогает понять, напр., почему для передачи нек-рых сообщений мы выбираем то или иное средство. На макроуровне теория описывает, как распространение нового средства может вести к переменам в обществе, изменять рамки и природу многих социальных ситуаций, переопределять взаимоотношения между людьми и усиливать или ослаблять разл. социальные институты. Напр., распространение телефона изменило практику бизнеса в целом, включая изменение роли письма. Смена доминирующего СМК меняет социальные представления о том, что такое быть образованным и компетентным; электронные СМК уменьшают значение национ. границ и стимулируют процесс глобализации. Интернет с его многочисл. альтернативными источниками информации заставляет корпорации СМК менять свои репортажи, чтобы оправдывать доверие публики. Теория средства также изучает, как полит., эконом. и социальные силы способствуют развитию опр. СМИ, почему существуют именно такие их формы (почему телевидение, напр., развивается как массовое и ненаправленное, а не как интерактивное). Теория средства - наименее используемая форма анализа СМК. Это может быть связано с тем, что среда, определяемая средством, гораздо менее доступна наблюдению, чем содержание или язык СМК. Среда, создаваемая средством, наиболее заметна, когда оно только начинает входить в жизнь значительного количества людей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: