Иногда ученики удивляются: «Нас учат по‑другому. Преподаватели говорят, что надо очень сильно артикулировать, дают всевозможные разминки и скороговорки». Друзья, не надо нас стравливать.
Действительно, среди специалистов есть некоторые разногласия. Заниматься артикуляционной гимнастикой мы не будем, но будем не против тренинга, который многие дают. Пусть он будет, только не утрированный – с этим многие согласятся. Ваша задача – взять лучшее даже от воюющих друг с другом педагогов. А мы вроде не все воюем, в большинстве – мы дружественные коллеги. У нас несколько разные подходы. Поверьте, три преподавателя – пять мнений, споров очень и очень много. Вам даётся возможность выбрать наиболее полезное, то, что более всего помогает лично вам.
В данной книге акцентируется простая мысль: в первую очередь за качество произнесения согласных, за разборчивость речи отвечает дыхание. Артикуляционный тренинг (если проводить таковой) нужен только для того, чтобы снимать лишние мышечные зажимы языка, губ и всего речевого аппарата, а не создавать их. Представляется, что простейшее «лошадиное фырчание» легче всего эти напряжения снимает.
Доводилось пробовать артикуляционные манипуляции, предлагаемые в некоторых изданиях для «образования звуков». Многие звуки получались как‑то не очень… Иные вовсе никак «не образовывались». Но и то, что получалось, звучало как‑то натужно, неестественно, как будто из уст инопланетянина. Слушать это не хотелось. Попробуйте и вы, проверьте. Только не пытайтесь разговаривать с орехами во рту. Это, рекомендуемое многими, древнее упражнение просто вредно и даже опасно, – человек может задохнуться посторонним предметом, случайно попавшим в дыхательные пути.
|
Следует помнить ещё и о том, что упражнения разных методик очень часто бывают совершенно не совместимы. Невозможно «ставить руку» для игры на скрипке, одновременно интенсивно занимаясь тяжёлой атлетикой.
На время нашего тренинга стоит приостановить занятия плаванием, баскетболом и любые тренировки, связанные с вытягиванием вас, отрыванием от земли. При плавании, например, невозможно вдохнуть правильно, – там дыхание необходимо связано с работой рук и только через рот. Может формироваться другой стереотип поведения, движения, дыхания, положения тела, и организм ваш ничего не поймёт, что с ним делают. Один тренинг будет мешать другому, и мучить вас. Приостановите такие тренировки хотя бы на несколько дней. На каждом этапе надо сосредоточиться на чём‑то одном.
Одолев одно, – возьмётесь за другое. Освоив поочерёдно первое, второе (а, быть может, ещё и третье, четвёртое и т. д.), сможете совмещать любые действия разных характеров.
Об усталости
У читателя может возникнуть вопрос: «Сколько раз делать каждое упражнение? Сколько делать вдохов, давать команд, произносить предлагаемые звукосочетания?» Есть разные мнения среди специалистов. Некоторые предлагают считать вдохи, иные полагают, что нормы устанавливать нельзя.
Представляется странным и даже смешным, если во время утренней пробежки человек станет отсчитывать количество шагов.
Осваивая на компьютере скоростной слепой десятипальцевый набор текста, разумный человек, вероятно, не станет замерять секундомером время, потраченное на каждую буковку. Лишь в итоге очередного этапа простыми тестами проверит результат: сколько времени ушло при наборе страницы, сколько знаков набрано за минуту. Нормировать целесообразно не процесс, а результат.
|
Тренинг надо проводить до достижения результата, пока требуемый навык не будет доведён до состояния рефлекса – это и есть норма. Количество манипуляций и повторений определяется для каждого индивидуально эмпирически.
Уставать немного надо! Нельзя не уставать. Если в результате деятельности вы не устаёте, не затрачиваете свою энергию, значит, вы не действуете. Основа всякого физического и психофизического тренинга – трата энергии, некая экстремальность, даже экстремизм, умеренный, конечно. Просто не надо забывать о том, что вы не должны калечить организм – нельзя доводить себя до изнеможения, но до усталости, приятной усталости, – обязательно. Часто после тренинга ученики признаются, что появляется какая‑то лёгкость, «будто крылья за спиной вырастают».
Есть такое слово «истома». Это хорошее чувство усталости, которое возникает в результате правильного тренинга, в результате творчества. После радио– или телевизионной передачи, спектакля, какого‑либо выступления иногда человек ни руками, ни ногами пошевелить не может. Это здоровая усталость. Когда отдал всё до последней капли. Хороший учитель, особенно на первых занятиях, тоже очень устаёт. Это нормальная усталость, истома, после неё быстро появляются новые силы. Если закончишь занятие или передачу не усталым, не взволнованным, а невозмутимым и равнодушным, значит, всё провалено – аудитория ничего не получила.
Так и каждое упражнение надо выполнять качественно, истово, как всякую работу. И с удовольствием. А сколько раз повторять, – почувствуйте сами, может быть и по одному разу будет достаточно. Но регулярность на первом этапе очень важна.