Государственный автономный профессиональный образовательный учреждение «Колледж сервиса г. Оренбурга Оренбургской области», Российская Федерация, г. Оренбург.




Профессиональные навыки и востребованность профессиональных навыков выпускников ГАПОУ «Колледж сервиса г. Оренбурга Оренбургской области» на рынке труда.

К.В. Пастухов, студент 4 курса по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.

Государственный автономный профессиональный образовательный учреждение «Колледж сервиса г. Оренбурга Оренбургской области», Российская Федерация, г. Оренбург.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема востребованности профессиональных навыков выпускников средне профессиональных учебных организации на рынке труда. Как решается вопрос востребованности профессиональных навыков выпускников решается в ГАПОУ «Колледж сервиса г. Оренбурга Оренбургской области. Во время исследования были проанализированы потребности рынка труда Оренбургской области по статистическим данным центра занятости населения региона. Определены компетенции, которые выпускники ГАПОУ «Колледжа сервиса г. Оренбурга, Оренбургской области» получают по окончанию учебного заведения. Сделан вывод по результатам трудоустройства выпускников. В процессе исследования использовались методы статистического анализа, эмпирические методы исследования при изучение полученных данных с центра занятости населения Оренбургской области, теоретические методы исследования при анализе материала, полученного по компетенциям в колледже.

Ключевые слова: компетенция, профессиональные навыки, трудоустройство, Ворлдскилс, Абилимпикс

Проблема востребованности современной молодежи и их профессиональных навыков на рынке труда привлекает в последнее время все более пристальное внимание научной общественности. Процессы трансформации системы экономических и социальных отношений в Российской Федерации происходят крайне противоречиво: с одной стороны, достигнут ряд положительных результатов (сложились основные формальные институты рыночной экономики, сформировалась стабильная тенденция к экономическому росту), с другой – проводимые экономические реформы, изначально не имевшие социальной направленности (хотя отчасти это декларировалось), привели к формированию устойчивого класса безработных.

Владимир Владимирович Путин на совещание по развитию системы среднего профобразования сообщил следующее: «Важнейший вопрос – объективная, независимая, прозрачная оценка компетенций. Главное, чтобы выпускники колледжей и техникумов показывали свои навыки и умения на практике».

По данным Федерального института развития образования работодатели сталкиваются с определенными трудностями при принятии на работу (рисунок 1)

Рисунок 1 - Трудности при приеме на работу

Среди выпускников страны 2016-2017 учебного года за 12 месяцев официально на работу устроилось только 55,84% выпускников СПО, на это есть несколько причин:

1. Отсутствие опыта является одной из самых значимых проблем выпускников СПО при трудоустройстве, поскольку не только является важным условием приема на работу, но и фактором, в значительной мере определяющим наличие других трудностей при трудоустройстве и отношение к ним выпускников. Опыт любой работы во время обучения вне зависимости от характера трудовой деятельности является единственным фактором, повышающим шансы на успешное трудоустройство выпускников СПО после получения диплома, не зависящим от внешних социально-экономических факторов.

2. Вопрос заработной платы воспринимается как определенная трудность при трудоустройстве выпускников СПО всеми участниками процесса выхода на рынок труда выпускников и является типичным для всех групп населения:

• работодатели часто сталкиваются с завышенными ожиданиями выпускников СПО относительно своей будущей зарплаты, но гораздо реже считают это серьезной проблемой.

• выпускники часто указывают низкий уровень заработной платы в качестве проблемы при поиске работы, но при этом связь восприятия данной трудности выпускниками и реального размера их зарплаты практически не просматривается.

3. Отсутствие рабочих мест, является значительным барьером при выходе выпускников СПО на рынок труда. По данным Центра занятости населения Оренбургской области уровень официальной безработицы в Оренбургской области на 02.10.2019 составил 1,22%. Численность безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, – 12286 чел.; количество вакансий, заявленных в органы труда и занятости, – 10870 ед.; напряженность на рынке труда – 1,13 безработных на 1 вакансию. Эта проблема зависит в первую очередь от внешних факторов, таких как ситуация на региональном рынке труда, социально-географического положения региона, ситуации в отрасли и типична для всех социально-демографических групп.

ГАПОУ «Колледж сервиса г. Оренбурга Оренбургской области» создавалось как техническая школа для подготовки рабочих кадров для местной промышленности и бытового обслуживания населения 30 апреля 1946 года решением Президиума Верховного Совета РСФСР в г. Оренбурге открыта профессионально. В сентябре 1946 года был объявлен прием в профтехшколу по профессиям: портной верхней женской и мужской одежды, обувщик. Именно послевоенные годы, когда огромное количество трудовых резервов страны не вернулись с фронта, и в обществе возник большой дефицит в квалифицированных рабочих и специалистов.

Постановлением правительства Оренбургской области от 26.05.2015 г. № 406–п колледж получил название Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж сервиса г. Оренбурга Оренбургской области». В настоящее время ГАПОУ «Колледж сервиса г. Оренбурга Оренбургской области» реализует следующие федеральные образовательные стандарты по специальностям:

1. 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

2. 19.02.10 Технология продукции общественного питания

3. 43.02.10 Туризм

4. 43.02.14 Гостиничное дело

5. 38.02.07 Банковское дело

6. 38.02.02 Страховое дело(по отраслям).

7. 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

8. 43.02.13 Технология парикмахерского искусства

9. 43.02.11 Гостиничный сервис

Федеральные образовательные стандарты по профессиям:

10. 29.01.05 Закройщик

11. 43.01.02 Парикмахер

12. 43.01.09 Повар, кондитер

13. 43.01.01 Официант, бармен

14. 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Выполняя требования основной профессиональной образовательной программы и федеральных государственных образовательных стандартов, студенты колледжа получают все необходимые общие и профессиональные компетенции, предусмотренные нормативной документацией. К сожалению, это не дает 100% процентной гарантии в дальнейшем трудоустройстве по профессии или специальности, где молодой специалист мог бы применить свои профессиональные навыки.

Для совершенствования системы трудоустройства выпускников ГАПОУ «Колледж сервиса» тесно сотрудничает с центром занятости населения и организациями, специализирующимися в сфере сервиса. Основным направлением работы колледжа для конкурентоспособности выпускников и их востребованности на рынке труда является повышение компетентности студентов через несколько направлений:

1. Профориентационная работа со школьниками. За каждым преподавателем закреплены школы, в которые организовываются выезды, где проводятся встречи со школьниками, мастер-классы и другие виды профориентационной работы. В рамках предметных недель приглашаем школы города в колледж на парад моделей и творческие мастер классы. По профессии «Повар» и «Кондитер» также проводятся мастер классы и учащиеся школ приглашаются на экскурсии при проведении конкурсов регионального этапа Ворлдскилс и Абилимпикс. Центр развития творчества детей и юношества г. Оренбурга, педагоги школ, принимают активное участие в мероприятиях. На выставке технического творчества «Зимняя сказка», представляют экспонаты декоративно-прикладного творчества, участвуют в конкурсе профмастерства среди обучающихся школ города, представляют работы и выступают на студенческой конференцию имени А. С. Макаренко.

2. Отбор среди абитуриентов. Отбор среди абитуриентов идет по следующим критериям - это конкурс аттестатов при недостаточном количестве проходных баллов с абитуриентом проводится беседа и по анкетным данным предлагаются те профессии и специальности, которые ему наиболее подходящие.

3. Диагностика среди первокурсников. Среди всех студентов первого курса проводятся профессиональные диагностики. Профессиональная диагностика подразумевает выполнение простейших видов работ по своей профессии, где конкурсанты показывают, какие способности у них имеются, а где необходимо провести дополнительную работу по усовершенствованию способностей. В то же время организаторы выявляют наиболее способных студентов для привлечения их к конкурсной деятельности.

4. Организация и участие в различных профессиональных конкурсах в том числе международного уровня. Для развития компетенции у студентов в соответствии современностью и с международными стандартами. ГАПОУ «Колледж сервиса» активно участвует во всевозможных конкурсах по профессиональному мастерству, таких как Ворлдскилс и Абилимпикс. Результатами участия можно считать многочисленные призовые места и победы на региональном этапе Ворлдскилс и Абилимпикс по компетенции «Повар», «Предприниматель», «Кондитер», «Закройщик» и «Парикмахерское искусство». Абилимпикс проводится в области третий раз призеры и победители их всего 9 студентов продолжают учиться, выпускников пока нет среди взрослых участников конкурса один наш выпускник, занявший 2 место на региональном этапе Абилимпикс и 2 место национальном чемпионате Фомин Николай. Ворлдскилс принимаем участи с 2015 года и были достигнуты значительные успехи в компетенции поварское дело, кондитерское дело и парикмахерское искусство. Трое наших студентов победителей регионального этапа прошли отборочный тур и национальный чемпионат. По результатам, которой вошли в состав сборной России Слаев Искандар по компетенции «Повар», Сагитов Тагир и Жариков Сергей по компетенции «Парикмахерское искусство». Слаев Искандар в составе сборной занял 4 место на европейском этапе Ворлдскилс в Будапеште. После были победы в Австралии, Китае высшей ступенью успеха является первое место на чемпионате мира по Ворлдскилс в Казани 2019 году по компетенции «Повар».

Все выпускники, участвовавшие на конкурсах Ворлдскилс, и показавшие хорошие результаты сейчас работают по специальности и на высоких должностях в престижных заведениях. Исимбаев Илья – Бренд шеф Ресторана «Дача», Мунтяну Григори – Шеф-кондитер ресторана «Форштадт», Сагитов Тагир –Парикмахер г. Сочи, Слаев Искандар – Тренер по подготовке команды к Ворлдскилс г. Москва и множество других примеров. Проведя анализ успехов студентов в конкурсах и последующего трудоустройства можно сделать вывод, что существует прямая связь между трудоустройством и успехами в конкурсах. Работодатели охотно берут на работу выпускников с высокими достижениями в профессиональных конкурсах, так как это является показателем их компетентности.

Таким образом,можно сделать выводна территории Оренбургской области есть востребованность в профессиональных навыках выпускников колледжа, что выявилось при анализе данных центра занятости населения по профессиям «Повар», «Продавец, консультант–кассир»», «Официант, бармен», «Закройщик» и другим профессиям и специальностям. Трудоустройство выпускников колледжа по специальности составляет 60-65% это довольно высокий результат по сравнению со среднестатистическим показателями по области и в стране составляющий 55.8%. В колледже построена многоступенчатая система по развитию профессиональных компетенций. Студенты совершенствуют свои профессиональные компетенции путем участия в различных международных конкурсах тем самым повышая свои профессионализм и возможность дальнейшего трудоустройства.

 

Литература

1. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж сервиса г. Оренбурга Оренбургской области» ГАПОУ «Колледж сервиса». [Электронный ресурс]. URL: https://колледжсервиса.рф – (дата обращения: 6.10.2019)

2. ГлавСправ – справочник. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.glavsprav.ru – (дата обращения: 6.10.2019)

3. Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru – (дата обращения: 6.10.2019)

4. Интерактивный портал службы занятости населения Оренбургской области. [Электронный ресурс]. URL: https://szn.orb.ru – (дата обращения: 6.10.2019)

5. Трудоустройство выпускников СПО – проблемы и факторы успеха. [Электронный ресурс].

URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/trudoustroystvo_vipusknikov_spo.pdf – (дата обращения: 6.10.2019).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: