Организация опытно-поисковой работы и ее результаты




 

2.3.1. Методические указания для использования разработанных ЭУМ

Создание электронного учебника не может ограничиваться подборкой и оформлением материала, программированием и внедрением разработанных материалов в учебный процесс. Электронный учебник должен подкрепляться некоторыми методическими указаниями по его использованию для занятий.

Разработанный программный продукт рассчитан для использования его при изучении темы «растровая графика» студентам и учащимися старших классов в рамках элективных или факультативных курсов. Данный электронный учебник содержит полный курс по растровой графике, включает в себя теоретическую, практическую части и блок проверки знаний. В связи с этим ЭУ может использоваться полностью самостоятельно для изучения темы, без использования какой-либо дополнительной литературы.

Компьютерная графика – это область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютера. Компьютерная графика распространяется с огромной скоростью, внедряюсь во все сферы деятельности. Она применяет как в профессиональных целях, так и в целях любительских. Поскольку компьютерная графика со временем не теряет своей популярности, а лишь наоборот приобретает ее, то преподавание курса графики имеет большое значение для общества в целом. Особое внимание в курсе компьютерной графики уделяется созданию иллюстраций и редактированию изображений. В данном курсе в соответствии с целями рассматривается графический редактор Adobe Photoshop CS2, в качестве наиболее показательной, мощной и современной системы работы с растровой графикой.

Цели курса:

Дать общую информацию о компьютерной графике

Раскрыть тему «растровая графика» в лекционной части.

Научить использовать возможности графического редактора Adobe Photoshop CS2 для решения конкретных задач.

Научить основным приемам рисования и редактирования изображений.

Улучшить навыки работы с файлами.

Развивать умение видеть проблему, формулировать цели, прогнозировать результат своих действий, проектировать пути решения задачи.

Развить пространственное, образное мышление.

Сформировать отношения к компьютеру как инструменту для творчества, созидания, реализации своих потребностей.

Электронный учебник рассчитан не только на подачу материала учащимся, его закреплению и проверке полученных знаний, кроме этого он ставит целью активизировать познавательную деятельность, заинтересовать. Имеет такое устройство, которое способствуют не только изучению графических пакетов, но и помогают ученикам разобраться в закономерностях форм и пространства, учат гармоничному сочетанию цветов в своих работах, развивают творческое образное мышление, что в итоге влияет на самосовершенствование личности человека.

Предлагаемый ЭУ может использоваться как для самостоятельной подготовки при изучении темы «растровая графика», так и в качестве справочных материалов. Однако адаптирован он для использования в учебном процессе, поскольку теоретический материал разбит на лекции, а практический выполнен в виде лабораторных работ.

Лекционная и практическая части структурированы специальным образом. Возможно не линейное изучение лекционного материала, по желанию преподавателя, или в зависимости от количества часов. Практические занятия рекомендуется проводить последовательно, поскольку составлены они по принципу «от простого к сложному». Также возможно чередование лекционных и практических занятий. Каждое занятие рассчитано на два академических часа, проведения занятий парами является желательным, в основном это связано с объемными лабораторными работами.

Возможны вариации по организации учебного процесса с использованием данной разработки. Так, например, если учащиеся с трудом могут воспринимать информацию с экранов компьютера, целесообразно включить в занятия рассказ учителя, опираясь на лекционный материал ЭУ. При этом ЭУ может быть использован как некий конспект, или к нему можно обратиться для демонстрации иллюстраций, чтения и записи терминов и определений. Чтобы учащиеся могли воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Также в тексте лекций предложен ряд вопросов для самопроверки, которые могут использоваться преподавателем в качестве промежуточного контроля усвояемости материала курса. Лабораторные работы подготовлены целиком для самостоятельного изучения и выполнения. По окончании изучения теоретического материала и выполнения лабораторных работ в качестве итогового контроля рекомендуется использовать возможность проверки знаний с помощью тестового задания, или задания-кроссворда. Такое логическое завершение темы «растровая графика» позволит учащимся вспомнить, уточнить, структурировать полученные знания и навыки. Целесообразно также проведение занятий в форме семинаров по теме «растровая графика» с подготовкой учащимися докладов или рефератов по теме.

Такие занятия позволят расширить кругозор, знания учащихся, а также стимулировать познавательную активность, повлиять на становление навыков самостоятельной работы, самоконтроля, навыков работы электронными материалами, восприятию информации с экрана монитора, работы с дополнительной литературой.

 

2.3.2. Пути дальнейшего совершенствования

Разрабатывая электронный учебник важно заранее запланировать какие возможности будут реализованы в учебнике, какие возможности не будут реализованы, какие могут быть добавлены позже, какие в принципе не могут быть добавлены в сиу средств, использующихся при разработке.

Возможности разработанного электронного учебника во многом схожи с другими подобными учебниками, поскольку он разрабатывался, опираясь на требования к ЭУМ.

Из основных достоинств учебника можно выделить хорошо структурированный теоретический материал, как в лекционном блоке, так и в блоке лабораторных работ, в котором четко прослеживается логика изложения. Также плюсом является то, что теоретическая часть курса оформлена таким образом, чтобы обеспечить наилучшую читаемость текста, поскольку текст лекции разбит на небольшие части, каждая из которой имеет свой заголовок.

Учебник имеет современный дизайн, разработанный специально, чтобы максимизировать удобство пользования учебником, в этот же пункт можно отнести систему гиперссылок, которая позволяет перейти в любой блок учебника, независимо от того, в каком блоке находится пользователь. Меню учебника анимировано, и при наведении мыши подсвечивается, что делает работу еще более приятной и удобной.

В учебник внедрена развитая система проверки знаний и умений, для промежуточного и итогового контроля. Одним из интересных моментом является контрольное задание в виде кроссворда по теме «растровая графика», необычность задания рассчитана на возможность заинтересовать учащихся, а также стимулировать их на повторение необходимого материала. Внедрена функция мгновенной проверки решенных заданий.

Из плюсов можно выделить также водные статьи перед лекциями и практическими занятиями, которые имеют цель заинтересовать учащихся, описать ход дальнейшей работы.

К потенциальным возможностям можно отнести множество вариантов развития данной разработки. Возможно расширение теоретического и практического материала, внедрение звукового и видео материала, музыкального сопровождения, разработка глоссария по теме, совершенствование блока помощи с целью повышения производительности работы с ЭУМ. Также возможна разработка различных дизайнов для учебника, чтобы пользователь мог сам выбирать внешний вид учебника, также большим дополнением могло бы быть внедрение возможности выбора шрифта для отображения теоретического материала.

Хотя в учебнике и есть блок «для учителя», в котором описаны некоторые методические рекомендации, считаю необходимым дальнейшее совершенствование методов работы с ЭУМ.

Разработанный электронный учебник является вполне допустимым для использования его в учебном процессе при изучении курса растровой графики. Также он может быть использован для самостоятельной подготовки, в качестве источника справочной информации, или как средство проверки имеющихся знаний по теме «растровая графика».

Выводы: цель создания любых ЭУМ это прежде всего не просто перенос теоретического материала из печатного варианта в электронных, внедрение учебника в образовательный процесс. Рассмотрев качественные стороны разработанных материалов, можно сделать вывод о возможности их использования при изучении темы «растровая графика», также разработан ряд рекомендаций по организации занятий. Возможна доработка ЭУМ с целью освещения большего количества информации, добавления новых структурных составляющих.

 

Выводы по главе

Выбор темы «растровая графика» для разработки программного учебного продукта основан на актуальности этой темы, как в компьютерной индустрии, так и в жизни общества в целом. Компьютерная графика используется повсюду, и знание основ графики необходимо не только профессионалам, но и простым пользователям компьютера. Изучение курса «растровая графика» не только является очень актуальным, а также позволяет привлечь внимание учащихся к ПК в целом, поскольку обычно, эта тема всегда очень интересна и разнообразна, и помимо навыков работы с компьютером и в среде графического редактора, позволяет реализовать творческий потенциал. В связи с этим количество существующих ЭУМ по данной теме неуклонно растет. Однако, рассмотрев наиболее популярные из них, можно утверждать, что пригодных для использования в учебном процессе ЭУМ по данной теме достаточно мало, и в основном все они являются авторскими разработками, которые не представляется возможным использовать массово в учебных заведениях.

Для разработки ЭУМ был выбран язык гипертекстовой разметки HTML, позволяющий реализовать самые необычные дизайнерские решения, обеспечить простой и удобный доступ к текстовой информации, использовать мультимедиа.

В итоге был разработан учебник по теме «растровая графика» и методические рекомендации по его использованию в образовательном процессе, а также для самостоятельного изучения темы и проверки знаний. В учебнике реализовано несколько структурных блоков, каждый из которых позволяет достичь поставленных целей и отвечает основным требованиям, предъявляемым к электронным учебным материалам.

 


Заключение

В данной выпускной квалификационной работе рассмотрена проблема использования ЭУМ студентам и учащимися, в частности при изучении курса растровой графики. Последнее время процесс информатизации набирает обороты, и повсеместное внедрение НИТ в образование становится крайне актуальным. Исследования показывают, что использование ЭУМ, во многом решают проблемы, сложившиеся в образовании, поскольку позволяют внести много нового, расширить возможности учащихся, облегчить труд педагога, сделать учебный процесс ярким, разнообразным, интересным. Но при всех своих достоинствах ЭУМ находят ряд трудностей для обретения общей популярности. Основная трудность заключается в недостатке качественных ЭУМ, адаптированных для использования их в учебных заведениях, удовлетворяющих основным требованиям. В сложившихся условиях тема моей работы представляется современной и актуальной.

В работе была поставлена цель разработать ЭУМ и получить педагогическое обоснование обучения студентов и учащихся курсу растровой графики с их использованием.

Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие последовательные задачи:

Провести библиографическое исследование с целью изучения методики применения электронных учебных материалов.

Выявить основные требования и принципы создания ЭУМ.

Изучить различные средства создания ЭУМ.

Разработать ЭУМ по теме «Растровая графика».

Разработать средства контроля для ЭУМ по теме «растровая графика».

Описать методические рекомендации по использованию разработанных ЭУМ при изучении курса «растровая графика».

Описать реализованные и потенциальные возможности разработанных ЭУМ, наметить пути дальнейшего развития.

 

Для решения сформулированных задач и достижения намеченной цели, была проведена следующая работа:

Проведено исследование и проанализированы имеющиеся литературные и интернет – источники. На основе которых изучена методика применения ЭУМ в образовательном процессе.

Из анализа имеющейся литературы выявлены основные требования, предъявляемые для современных ЭУМ, к их содержанию, внешнему виду, размеру разработки и т.д, а также принципы создания электронных учебников.

Рассмотрена и сформулирована классификация ЭУМ по ряду наиболее любопытных критериев, среди которых классификация по функциональному признаку, по характеру взаимодействия пользователя и ЭУМ.

Изучены различные средства, которые возможно использовать для разработки ЭУМ, среди которых HTML, среда программирования Delphi, специализированные приложения для разработки Macromedia Authorware, Macromedia Flash. Проведено сравнение возможностей и методов разработки ЭУМ с использованием данных средств, сделан выбор в пользу языка HTML для разработки электронного учебника по теме «растровая графика»

С использованием языка HTML и с учетом предъявляемых к электронным учебникам требованиям разработана оболочка электронного учебника.

Проанализирована литература по курсу растровой компьютерной графики, сформированы темы и содержание лекций и лабораторных работ, внедрены в оболочку электронного учебника.

Разработана система контроля, содержащая в себе несколько заданий для итогового контроля, а также ряд заданий для промежуточного контроля усвояемости материала.

Разработаны и описаны методические рекомендации по использованию разработанных ЭУМ при изучении курса «растровая графика»

Выполнено описание реализованных возможностей, а также путей дальнейшего развития данного программного продукта.

Необходимо добавить, что разработанные ЭУМ могут в полной мере использоваться при изучении курса растровой графики студентами и учащимися, слушателями факультативных и элективных курсов, содержит в себе необходимую теоретическую информацию, ряд лабораторных работ с подробными комментариями, систему контроля, включает в себя методические указания и систему помощи по пользованию данным ЭУ.

 

А. Ю. Михайлишин, В. Ю. Захаров, Ю. С. Попов, Д. А. Рубин, И. Н. Сталковская К вопросу о структуре и составе электронного учебно-методического комплекса // Открытое и дистанционное образование2003, №11, с. 3-12.

Базовый межшкольный методический центр 26317 // https://www.26317-3n.edusite.ru/p5aa1.html

Бобров Л.К., Смирнов В.И., Селезнев П.Ю., Абдуллина Е.Л. Информационное наполнение локальной сети вуза // Информационные технологии в образовании. VIII Международная конференция-выставка. Направление Н: Дистанционное обучение, телекоммуникации и Internet. Научно-методический сборник тезисов докладов. М.: МИФИ, 1998. - С. 33-34.

Волков А.К., Меламуд М.Р. Общие подходы к созданию компьютерного учебника // Университетское управление: практика и анализ. - 2000. – № 1(12). С. 55-57.

Вуль В.А. Электронные издания: Учебник М.-СПб.: Изд-во «Петербургский институт печати», 2001. 308 с.

Горюнова М.А, Клименко А.Г. Создание образовательных ресурсов в сети Интернет. Учебно-методическое пособие. –СПб.: ЛОИРО, 2002. – 52 с.

Горюнова М.А., Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д. Электронные образовательные издания. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ЛОИРО, 2003. –с. 22.

Губарев В.В. Информатика в рисунках и таблицах (фрагменты системного путеводителя по концептуальным основам) // Учебное пособие для студентов II-V курсов АВТФ и Института дистанционного обучения. - Новосибирск. - 1998. - 150 с.

Демкин В.П., Майер Г.В., Можаева Г.В., Трубникова Т.В.
Научно-образовательная деятельность вузов в системе открытого и дистанционного образования. Томск, 2002. 100 с.

Демкин В.П., Можаева Г.В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии. Методическое пособие для преподавателей. - Томск: Изд-во ТГУ, 2003, с. 6.

Демкин В.П., Можаева Г.В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии. Методическое пособие для преподавателей. // https://ido.tsu.ru/ss/?unit=214

И. Федоров. Главное условие качественного образования - наука, но никак не наукообразие. Школьное обозрение. М., - № 1. - 2002. - С.42-43

Иванов В.Л. Структура электронного учебника // Информатика и образование, 2001, № 6, С. 63-71

Иллюстрированный электронный учебник по Dreamweaver MX // https://compebook.ru/cd/Book.DreamweaverMX.html

К вопросу о структуре и составе электронного учебно-методического комплекса, А. Ю. Михайлишин, В. Ю. Захаров, Ю. С. Попов, Д. А. Рубин, И. Н. Сталковская, Кемеровский государственный университет, https://ou.tsu.ru/seminars/sem13/tezis/section3.htm

Компьютерная графика: Лабораторный практикум. Программы CorelDraw и Photoshop /Л.Н. Казанцева. Екатеринбург: ООО «Издво УГТУ-УПИ», 2004. 33 с.

Л. А. Залогова Компьютерная графика. Элективный курс– Бином. Лаборатория знаний, 2006. – 228 с.

Малых Т.Б. Текущие проблемы внедрения ЭИР в учебный процесс общеобразовательной школы // Материалы научно-практической конференции «Основные направления развития электронных образовательных изданий и ресурсов».

Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Многоцелевое использование электронных презентаций и требования к ним. / 15-я Международная конференция-выставка «Применение новых педагогических технологий» - М.: Троицк, 2004. – с.164-166.

Мациевский С. В., Ишанов С. А., Клевцур С. В. М 367 Информатика: Учебное пособие / Калининград: Изд-во КГУ, 2003.— 140 с.; ил.: 43; табл.: 45; листингов: 26; библ.: 15 назв.

Методические рекомендации для преподавателей и обучаемых по использованию ЭОР в учебном процессе. // www.down.redu.ru/solnca/ГЕО/ММП/ММП

Можаева Г.В., Тубалова И.В. Как подготовить мультимедиа курс? Методическое пособие для преподавателей. - Томск: ТГУ, 2002.

Околелов О. Электронный учебный курс. // Высшее образование в России. 1999. №4. С. 126-127.

Осин А.В. Создание учебных материалов нового поколения// Cайт Республиканского мультимедиа центра.

Открытое образование: стандартизация описания информационных ресурсов /Е.И.Горбунова, С.Л.Лобачев, А.А.Малых, А.В.Манцивода, А.А.Поляков, В.И.Солдаткин; Отв. ред. С.Л.Лобачев и А.В.Манцивода. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2003. – с. 215

Открытое образование: стандартизация описания информационных ресурсов /Е.И.Горбунова, С.Л.Лобачев, А.А.Малых, А.В.Манцивода, А.А.Поляков, В.И.Солдаткин; Отв. ред. С.Л.Лобачев и А.В.Манцивода. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2003. - 215 с.

Панин В.Ф., Гузеева Т.Н. К проблеме разработки электронного учебно-методического комплекса для обучения студентов-экологов // Открытое и дистанционное образование2003, №11, с. 21-25.

Попов Н.С., Мильруд Р.П., Чуксина Л.Н. П-58 Методика разработки мультимедийных учебных пособий: Монография. М.: Изд-во Машиностроение-1, 2002. 128 с.

Российская энциклопедия по охране труда

С.А. Христочевский. Мультимедиа в образовании. Проблемы разработки и использования. Системы и средства информатики. Вып.8. М.: Наука. Физмалит, 1996, стр. 166-176.

Системный подход к созданию электронных пособий как фактор перехода к прагматической модели образования / Е.Л. Абдуллина // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 7-я Междунар. конф. "Крым 2000": Материалы конф. — 2000. — Т. 2 — рус.

Создания и использования // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25 - 29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. С. 189-191.


Список литературы

Т.Н. Романченко «Дидактические принципы конструирования электронного учебника» // Материалы заочной научно-методической конференции, вошедшие во второй том международного сборника

Терентьева М.В. Изучаем PowerPoint: от репродуктивной деятельности к творчеству. // Информационные технологии в образовании. XI Международная конференция-выставка. Часть II. — М.: МИФИ, 2001. С. 140—142.

ФИЗИКОН, Осин А.В. // Электронные образовательные ресурсы в вопросах и ответах // https://www.physicon.ru/eum.php?eum.php&sec=eum_faq#g6

Христочевский С.А. Электронный учебник - текущее состояние // Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2001, №6, С.4-5.

Христочевский С.А.Информатизация образования. Почему так медленно? Информатика и образование. 1997. 3.

Штенников Д.Г., Борисик А.Л., Зинчик А.А. Создание образовательных ресурсов на основе использования технологий Macromedia Flash (Flash 4 для начинающих, Flash 5 для продвинутых). Учебно-методическое пособие. – СПб: СПбГИТМО(ТУ), 2002. – 100 с.

Ясинский В.Б. Каким должен быть электронный учебник в формате HTM // Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» https://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2001/011.pdf

 


приложение


приложение 1


приложение 2


приложение 3

 


приложение 4


приложение 5

 


[1] ЭУМ – это электронные учебные материалы.

[2] НИТ – это новые информационные технологии.

 

[3] ЭУ – электронные учебные материалы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: