В конце 17-18 веке экономика Дубровницкой республики переживала упадок. Лишь немногие дубровчане занимались предпринимательской и торговой деятельностью на Балканах. Почти полностью прекратилась их торговля со странами Леванта. Дубровницкие моряки перевозили по Адриатическому морю товары, главным образом иностранных купцов. К этому времени многие богатые горожане бросили заниматься торговлей и предпринимательской деятельностью. Часть из них разорилась, часть превратилась в рантье, давала деньги в рост. С упадком других доходов городская верхушка стала жить, прежде всего, за счет земельной ренты и хозяйственной эксплуатации своих земель, домов и т.д. [2, с.226].
В середине 18 в. несколько изменилась экономическая конъюнктура на Средиземном море. Пришел конец господству Венеции и Адриатике. Вытеснившие её Габсбурги еще не имели сил занять там монопольное положение. Установлением свободного мореходства в Адриатическом море не замедлили воспользоваться дубровчане, быстро увеличившие свой флот. Но при попытках расширить торговлю в Средиземноморье дубровчане натолкнулись на тяжелую конкуренцию с Францией, считавшие Дубровник турецким владением, в котором действуют все торговые привилегии, полученные Францией от Порты.
Когда в 1768 г. началась русско-турецкая война и русский флот появился в Средиземном море, дубровчане оказывали помощь туркам, перевозя их войска, снаряжение и продовольствие. Однако командующий российским флотом Алексей Орлов потребовал от Дубровника согласия на основание в городе русского консульства и православного храма. В 1775 г. было достигнуто соглашение относительно открытия в Дубровнике консульства, которое по плану русского командования, должно было стать опорным пунктом влияния России на Балканах.
|
Считается также, что Дубровник был первым европейским государством, признавшим в 1776 г. независимость Соединённых штатов Америки.
В 1806 г. Дубровник осадили русско-черногорские войска, которые в течение нескольких месяцев бомбардировали город. Когда к Дубровнику подошёл французский флот, республика капитулировала перед французами. В город вошли войска Франции во главе с Наполеоном. В 1808 году Дубровницкая республика в результате аннексии Францией прекратила своё более чем четырёхвековое существование и в 1809 году, согласно Шёнбруннскому договору, была включена в состав Иллирийских провинций, французской территории, созданной в восточной Адриатике на завоёванных Наполеоном землях. Отныне город стал административным центром Дубровницко-Которской провинции, возглавляемой наполеоновским маршалом Огюстом Мармоном, получившим титул князя Рагузского. В период французского господства была ликвидирована олигархическая политическая структура Дубровника, введено равенство граждан перед законом и прогрессивный кодекс Наполеона, разрешено использование хорватского языка в официальной переписке. Однако экономика города продолжала находится в упадке, более того французские контрибуции и резко возросшие налоги сильно подорвали благосостояние горожан.
Важной отраслью хозяйства Далмации в пер. половине 19 в. оставалось рыболовство, было развито также судоходство. Последнее несколько оживилось с падением венецианского влияния, когда были отменены многочисленные ограничения в отношении далматинской торговли и судоходства. При вступлении французов в Далмацию она (вместе с островами) имела около 270 кораблей дальнего плавания, Бока Которская - около 250, а Дубровник - около 220. Сотнями исчислялись суда малого каботажа [2, с.387].
|
В 1814 г. в город вошли австрийские войска генерала Тодора Милутиновича, поддержанные английским экспедиционным корпусом. Французская администрация была ликвидирована. По решению Венского конгресса в 1815 г. Дубровник был присоединён к Австрийской империи и вошёл в состав коронной земли Королевство Далмация. Попытки дубровницкого нобилитета воссоздать республику в 1815 г. провалились.
Дальнейшая история Дубровника мало отличалась от истории остальной Далмации. Дубровник был включён в австрийскую коронную землю Королевство Далмация. Реформы Наполеона были отменены, официальным языком стал вновь итальянский. Установление австрийской власти не способствовало оживлению экономики города, сохранялась его обособленность от остальных частей империи и Балканских рынков. В отличие от других далматинских городов, в Дубровнике итальянская буржуазия была слаба, а славянская интеллигенция, наоборот, имела большое влияние и сильные культурные традиции. Это привело к тому, что именно Дубровник стал центром движения за воссоединение с Хорватией и провозглашение хорватского языка официальным. Во время революции 1848-1849 гг. славяно-итальянские отношения в Далмации обострились. Дубровницкий муниципалитет поддержал решение Хорватского сабора о присоединении Далмации к Хорватии, тогда как власти других далматинских городов высказались резко против. Во многом благодаря активной деятельности дубровницких либералов 2 сентября 1848 года император утвердил декрет о введении обучения на родном языке в начальных школах в Далмации и второго языка в качестве обязательного предмета в средних. Однако в Октроированной конституции 1849 года требования далматинских хорватов учтены не были: Далмация получила самоуправление, однако осталась отдельной провинцией империи.
|
Новый подъём национального движения в Дубровнике пришёлся на период осторожных реформ в Австрийской империи в 1860-1861 годов. В городе прошли манифестации в поддержку объединения Далмации и Хорватии в единое автономное королевство с собственным парламентом. В этих выступлениях дубровчан поддержали жители Котора, была сформирована совместная которско-дубровницкая делегация, которая должна была встретиться с императором. Однако реформы 1860-1861 гг. провалились, а в 1867 году было заключено Австро-венгерское соглашение, в соответствии с которым империя преобразовывалась в двуединую монархию Австро-Венгрию, причём Хорватия отходила к Венгерской части, а Далмация с Дубровником оставались в составе австрийской Цислейтании. В конце XIX века национальное движение несколько ослабло. На первый план вышли экономические проблемы: Далмация оставалась одной из самой отсталых провинций Австрийской империи, здесь практически не было промышленности, а после оккупации Боснии и Герцеговины её экономика и пути сообщения были переориентированы на Австрию, что подорвало традиционные связи Дубровника с этой областью. Некоторое значение сохраняло лишь судостроение, причём флот Дубровника был крупнейшим среди далматинских городов. Однако и он постепенно терял свои позиции, не выдерживая конкуренции с «Австрийским Ллойдом», крупнейшим пароходством Австро-Венгрии, базирующимся в Триесте.