Современное реформирование в профессиональном образовании направлено на подготовку высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, обладающих высокими духовными, морально-этическими качествами личности, способных овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, иметь навыки решения нестандартных проблемных ситуаций.
Следовательно, принципиально меняются цели профессионального образования. В российской системе профессионального образования происходит смещение акцентов со знаниевого подхода к образованию на компетентностный.
Учебный процесс должен быть сосредоточен на формировании глубоких убеждений, устойчивых навыков и постоянной потребности студентов к самосовершенствованию, в связи с чем, необходимо использование информационных технологий.
Конкурентоспособность выпускника, как обобщенный показатель готовности к будущей профессиональной деятельности, требует наличия компетенций, влияющих на трудоустройство и определяющихся требованиями обобщенного или конкретного работодателя. Конкурентоспособный выпускник имеет более высокий уровень готовности к профессиональной деятельности по сравнению с другими выпускниками за счет развитых личностных и гражданских качеств, способностей, профессиональных навыков и умений, сформированных убеждений.
Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, которые понимаются не как сумма усвоенной информации, а как способность личности действовать в различных проблемных ситуациях. Тип таких ситуаций определен Федеральным государственным стандартом к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности. Студент получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей) и постановки цели, следовательно, происходит осознание процесса управления собственной деятельностью и сумма усвоенной учебной информации находит отражение в решении профессиональных задач.
|
Качество образования – интегральное свойство, которое обуславливает способность педагогической системы удовлетворять существующие и потенциальные потребности личности, общества и государства. Качественным можно считать образование, полноценно выполняющее свои фундаментальные функции – человекообразующего, личностно-ориентированного, культуросообразного, наукоемкого и высокотехнологического процесса.
Главными принципами организации учебно-воспитательной работы в колледже является:
- координация и взаимосвязь процессов воспитания и обучения;
- разумное соотношение административного управления и студенческого самоуправления;
- создание штата высококвалифицированных педагогических кадров.
Одним из основных положений Концепции развития колледжа является признание приоритетной роли качества теоретической и практической подготовки специалистов, обладающих высокими духовными и морально-этическими личностными качествами, конкурентоспособных и социально мобильных на рынке труда.
Такое образование должно осуществляться в процессе самостоятельной работы студента, но только в случае становления для него личностно значимой деятельностью. Педагогические технологии, отвечающие идеям компетентностно-ориентированного образования, отличаются тем, что студент рассматривается как субъект образовательной деятельности.
|
Использование в образовательном процессе технологий компетентностно-ориентированного образования предполагает кардинальное изменение роли преподавателя, выполняющего функции эксперта, руководителя проекта, консультанта. К таким технологиям относятся технологии развивающего обучения, педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов (активные методы обучения).
Анализируя опыт работы Православной классической гимназии и других образовательных учреждений, научные труды данной тематики, можно сделать вывод об эффективности реализации комплексного, интегративного подхода к управлению качеством подготовки специалистов, строящегося на принципах системного, личностного и компетентностного подходов к осуществлению воспитательного и образовательного процесса.
Системный подход к управлению качеством образования предполагает применение принципов: структурности, реализации совокупности функций управления, иерархической организации управления качеством, взаимосвязи внешних и внутренних факторов на различных этапах функционирования системы.
Личностно-ориентированное образование – последовательное отношение педагога к студенту как к личности, к самостоятельному ответственному субъекту образовательного процесса. Осуществление личностно-ориентированного подхода в условиях педагогического колледжа предполагает помощь и создание условий студенту для осознания своей личности, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждении.
|
Компетентностный подход ориентирует на формирование общих и профессиональных компетенций, традиционные методы целеполагания и оценивания направлены на разработку и измерение когнитивных полей и не способны решить проблемы, стоящие перед современным профессиональным образованием.
Основываясь на признании общечеловеческих духовных и морально-этических ценностей, БГОУ СПО «Гуманитарный колледж» осуществляет основную миссию – формирование профессионального становления и развитие личности будущего специалиста в соответствии с его способностями и потребностями регионального рынка труда в квалифицированных кадрах гуманитарного профиля.
Целью работы педагогического коллектива в рамках реализации Программы развития БГОУ СПО «Гуманитарный колледж» в 2012 -2017 гг. является:
1) внедрение механизмов поэтапной реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение качества образования в соответствии с современными потребностями общества и каждого гражданина;