7.2.28.1. Государственная программа Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» (далее – ГП-38) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом».
Срок реализации: 2013 – 2018 годы.
Ответственным исполнителем ГП-38 является Минэкономразвития России, соисполнителем – Росрезерв, участником – Росимущество.
В соответствии с проектом паспорта ГП-38 ответственным исполнителем программы является Минэкономразвития России, соисполнителями - Росимущество (в проекте паспорта ГП-38 статус Росимущества изменен с участника на ответственного исполнителя Подпрограммы 1) и Росрезерв в части Подпрограммы 2.
В проекте паспорта ГП-38 срок ее реализации продлевается до 31 декабря 2019 года.
Следует отметить, что подпрограммы ГП-38 не взаимосвязаны между собой, реализуются в сфере деятельности уполномоченных органов исполнительной власти и носят ведомственный характер. Межотраслевая взаимосвязь ГП-38 с другими госпрограммами отсутствует.
Финансовое обеспечение ГП-38 предусмотрено только за счет средств федерального бюджета, при этом бюджетные ассигнования на реализацию ГП-38 предусмотрены только соисполнителям госпрограммы.
7.2.28.2. В показателях проекта паспорта ГП-38 не нашли отражения поручения, указанные в подпунктах «а», «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования государственного управления», которые направлены на достижение следующих показателей: «уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации (далее – граждан) качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году – не менее 90 процентов» и «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году – не менее 70 процентов».
В ГП-38 не учтено поручение подпункта «в» пункта 2 Указа № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», в соответствии с которым предусматривается выход государства из капитала компаний «несырьевого сектора», не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса, до 2016 года. В виду низких темпов реализации прогнозных планов приватизации в 2011 – 2016 годах исполнение указанного поручения не представляется возможным.
7.2.28.3. Проект паспорта ГП-38 не сбалансирован по целям, задачам, показателям (индикаторам), финансовому обеспечению. Проектом паспорта ГП-38 на уровне госпрограммы предусмотрено 2 цели, 8 задач, на уровне Подпрограммы 1 предусмотрено 5 целей и 13 задач, на уровне Подпрограммы 2 – 1 цель и 3 задачи. При этом, количество задач, указанное в проекте паспорта по Подпрограмме 1, размещенном на портале государственных программ, составляет 23, что соответствует показателям утвержденной программы, а не показателям проекта паспорта ГП-38. По данным Минэкономразвития России при согласовании проекта паспорта с Минфином России допущена техническая ошибка, которую планируется устранить до принятия федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Цели ГП-38 не соответствуют требованиям конкретности и измеримости. предусмотренным пунктом 16 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. № 582.
В ГП-38 утверждены 3 целевых показателя (индикатора) на уровне госпрограммы и 22 показателя (индикатора) на уровне подпрограмм.
В проекте паспорта Подпрограммы 1 при изменении количества задач и целевых индикаторов (показателей), цели и ожидаемые результаты реализации подпрограммы не изменились и соответствуют целям и ожидаемым результатам, содержащимся в действующей редакции ГП-38.
7.2.28.4. Источником финансирования ГП-38 являются средства федерального бюджета.
7.2.28.5. Сведения о финансовом обеспечении ГП-38 в 2016 - 2019 годах представлены в следующей таблице.
2015 год исполне-ние | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | |||||||
утвержден-ная ГП (паспорт)/проект паспорта | сводная бюджетная роспись на 1.10.2016 г. | исполнение на 1.10.2016 г. | процент исполне-ния росписи | утвержден-ная ГП (паспорт)/ проект паспорта | отклоне-ние проекта паспорта от утвержден-ной ГП, % | утвержден-ная ГП (паспорт)/проект паспорта | отклоне-ние проекта паспорта от утвержден-ной ГП, % | утвержден-ная ГП (паспорт)/проект паспорта | отклоне-ние паспорта утвержденной ГП от проекта паспорта, % | ||
Расходы по ГП-38-всего | 27 651,0 | 25 261,0/ 23 644,5 | 25 899,0 | 16 165,5 | 62,4 | 26 903,6/ 22 971,3 | -14,6 | 29 605,5/ 22 491,1 | -24 | -/ 22 172,6 | |
в том числе: | |||||||||||
Подпрог-рамма 1 «Повыше-ние эффектив-ности управле-ния федераль-ным имущес-твом и приватиза-ции» | 5 298,1 | 5 138,9/ 4 168,4 | 5 262,0 | 2 944,3 | 56,0 | 5 158,6/ 4 127,6 | -20 | 5 531,4/ 4 046,0 | -26,9 | -/ 3 991,6 | |
Подпрог-рамма 2 «Управле-ние государст-венным материаль-ным резервом» | 22 352,8 | 20 122,1/ 19 476,1 | 20 637,0 | 13 221,2 | 64,0 | 21 745,0/ 18 839,7 | -13,4 | 24 074,1/ 18 445,1 | -23,4 | -/ 18 181,0 |
В 2015 году на реализацию ГП-38 сводной бюджетной росписью предусматривались бюджетные ассигнования в объеме 27 942,1 млн. рублей, что на 3,9 % больше бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом № 384-ФЗ, и на 1,5 % больше бюджетных ассигнований, предусмотренных утвержденной ГП-38.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2015 год по ГП-38 составило 27 651,0 млн. рублей, что на 291,1 млн. рублей, или на 1 % меньше показателя сводной бюджетной росписи, в том числе: по Подпрограмме 1 – 5 298,1 млн. рублей (недовыполнение 3,3 %); по Подпрограмме 2 – 22 352,8 млн. рублей (недовыполнение 0,5 %).
По состоянию на 1 октября 2016 года, при увеличении бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи на 1 044,5 млн. рублей, или на 4,2 %, к Федеральному закону № 359-ФЗ (с учетом изменений),наблюдается низкий уровень кассового исполнения.
В Законопроекте финансовое обеспечение ГП-38 за счет средств федерального бюджета сокращается по сравнению с предусмотренным в утвержденной ГП-38 в 2017 году на 14,6 %, в 2018 году – на 24 %, в 2019 году паспортом утвержденной ГП-38 финансирование не предусмотрено. В соответствии с проектом паспорта предусмотрено финансирование в 2019 году в размере 22 172,5 млн. рублей.
Объем финансового обеспечения реализации подпрограмм ГП-38 в законопроекте на 2017 – 2019 годы составляет:
по подпрограмме 1 «Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации» в 2017 году – 4 127,6 млн. рублей, в 2018 году – 4 046,0 млн. рублей, в 2019 году – 3 991,6 млн. рублей (с уменьшением по сравнению с действующей
ГП-38 в 2017 и 2018 годах на 20,0 % и 26,9 % соответственно);
по Подпрограмме 2 «Управление государственным материальным резервом» в 2017 году – 18 843,7 млн. рублей, в 2018 году – 18 445,1 млн. рублей, в 2019 году – 18 181,0 млн. рублей (с уменьшением по сравнению с действующей ГП-38 в 2017 и 2018 годах на 13,4 % и 23,4 % соответственно).
7.2.28.6. Сведения об объемах бюджетных ассигнований на реализацию ГП-38 в 2015 -2019 годах по главным распорядителям средств федерального бюджета представлены в следующей таблице.
2015 год исполне-ние | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | |||||||
утвержденная ГП (паспорт) | сводная бюджетная роспись на 1.10.2016 г. | исполнение на 1.10.2016 г. | процент исполне-ния росписи | утвержден-ная ГП (паспорт)/ проект паспорта | отклоне-ние проекта паспорта от утвержденной ГП, % | утвержденная ГП (паспорт)/проект паспорта | отклоне-ние проекта паспорта от утвержденной ГП, % | утвержденная ГП (паспорт)/проект паспорта | отклоне-ние паспорта утвержденной ГП от проекта паспорта, % | ||
Расходы по ГП-38-всего | 27 651,0 | 25 261,0 | 25 899,0 | 16 165,5 | 62,4 | 26 903,6/ 22 971,3 | -14,6 | 29 605,5/ 22 491,1 | -24 | -/ 22 172,6 | |
в том числе: | |||||||||||
Росимущество | 5 298,1 | 5 138,9 | 5 262,0 | 2 944,3 | 56,0 | 5 158,6/ 4 127,6 | -20 | 5 531,4/ 4 046,0 | -26,9 | -/ 3 991,6 | |
в % к итогу | 19,2 | 20,4 | 20,3 | 18,0 | 18,0 | 18,0 | |||||
Росрезерв | 22 352,8 | 20 122,1 | 20 637,0 | 13 221,2 | 64,0 | 21 745,0/ 18 843,7 | -13,4 | 24 074,1/ 18 445,1 | -23,4 | -/ 18 181,0 | |
в % к итогу | 80,8 | 79,6 | 79,7 | 82,0 | 82,0 | 82,0 |
В 2015 году исполнение расходов федерального бюджета по ГП-38 осуществляли 2 главных распорядителя бюджетных средств. Основная доля финансового обеспечения реализации мероприятий ГП-38 приходится на Росрезерв (80,8 % показателя сводной росписи с изменениями).
С учетом объема бюджетных ассигнований, предусмотренных Росрезерву на реализацию ГП-38 в 2016 году в соответствии с утвержденным паспортом госпрограммы, объем бюджетных ассигнований, предусмотренный законопроектом в 2017 году, сокращен на 1 279,1 млн. рублей, или на 6,4 %, в 2018 году на 1 677,0 млн. рублей, или на 8,3 %, в 2019 году на 1 941,1 млн. рублей, или на 9,7 %.
Объем бюджетных ассигнований, предусмотренный Росимуществу на реализацию ГП-38 в 2016 году в соответствии с утвержденным паспортом программы, больше объема бюджетных ассигнований, предусмотренных законопроектом в 2017 году на 1 011,3 млн. рублей, или на 19,7 %, в 2018 году на 1 092,9 млн. рублей, или на 21,3 %, в 2019 году на 1 147,3 млн. рублей, или на 22,3 %.
7.2.28.7. Состав и динамика показателей (индикаторов) ГП-38 в 2015 – 2019 годах представлены в следующей таблице.
Наименование показателя (индикатора)* | Бюджетные ассигнования | Значения показателей (индикаторов) | ||||||||
по утвержденной ГП | план* | в % к предыдущему году | факт | % ис-пол-не-ния | по утвержденной ГП | план** | в % к пре дыдущему году | факт | % исполнения | |
Средние темпы сокращения количества организаций с государственным участием, % | ||||||||||
2015 год | 27 537,6 | 27 942,1 | 27 651,0 | 99,0 | 13,0 | 13,0 | 12,0 | 93,0 | ||
2016 год | 25 261,0 | 25 899,0 | 92,7 | 10,0 | 10,0 | 76,9 | ||||
2017 год | 26 903,6 | 22 971,3 | 88,7 | 14,0 | 13,0 | 130,0 | ||||
2018 год | 29 605,5 | 22 491,1 | 97,9 | 15,0 | 10,0 | 76,9 | ||||
2019 год | - | 22 172,6 | 98,6 | 10,0 | 100,0 | |||||
Средние темпы сокращения имущества казны Российской Федерации, % | ||||||||||
2015 год | 27 537,6 | 27 942,1 | 27 651,0 | 99,0 | 10,0 | 10,0 | 11,0 | 110,0 | ||
2016 год | 25 261,0 | 25 899,0 | 92,7 | 14,0 | 14,0 | 140,0 | ||||
2017 год | 26 903,6 | 22 971,3 | 88,7 | 17,0 | 17,0 | 121,4 | ||||
2018 год | 29 605,5 | 22 491,1 | 97,9 | 21,0 | 21,0 | 123,5 | ||||
2019 год | - | 22 172,6 | 98,6 | 24,0 | 114,3 | |||||
Динамика технологического развития процессов управления федеральным имуществом, % | ||||||||||
2015 год | 27 537,6 | 27 942,1 | 27 651,0 | 99,0 | 30,0 | 30,0 | 49,0 | 163,0 | ||
2016 год | 25 261,0 | 25 899,0 | 92,7 | 43,0 | 43,0 | 143,3 | ||||
2017 год | 26 903,6 | 22 971,3 | 88,7 | 56,0 | 34,0 | 79,0 | ||||
2018 год | 29 605,5 | 22 491,1 | 97,9 | 67,0 | 44,0 | 129,4 | ||||
2019 год | - | 22 172,6 | 98,6 | 54,8 | 124,6 |
* - данные за 2015-2016 годы в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи, за 2017-2019 годы в соответствии с показателями сводной информации к проекту паспорта ГП
** - данные за 2015 год в соответствии со Сводным годовым докладом о ходе реализации государственных программ Российской Федерации в 2015 году; в 2016-2019 годах в соответствии с показателями сводной информации к проекту паспорта ГП
Согласно данным Сводного годового доклада в 2015 году из 3 основных показателей (индикаторов) ГП-38 плановые значения были выполнены только по 2, при кассовом исполнении 99 %, что свидетельствует об отсутствии прямой взаимосвязи между объемами ресурсного обеспечения и достигаемыми значениями показателей (индикаторов).
Фактическое значение показателя «Средние темпы сокращения количества организаций с государственным участием» составило 12 % (при плане 13 %), что объясняется низкими темпами реализации прогнозных планов приватизации.
Проектом паспорта ГП-38 на 2016 - 2019 годы предусмотрено 3 целевых показателя (индикатора) на уровне госпрограммы: «Средние темпы сокращения количества организаций с государственным участием (%)»; «Средние темпы сокращения имущества казны Российской Федерации (%)»; «Динамика технологического развития процессов управления федеральным имуществом (%)».
7.2.28.8. Состав показателей (индикаторов) по ГП-38 и подпрограммам представлен в следующей таблице.
Наименование | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | ||||
Плановые показатели | Фактическое выполнение | Процент выпол-нения | По проекту паспорта | Исполнение на 01.10.2016 | Процент выпол-нения | По проекту паспорта | |||
Госпрограмма «Управление федеральным имуществом» | |||||||||
Показатели на уровне госпрограммы | 66,7 | - | - | ||||||
Подпрограмма «Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации» | |||||||||
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) | 5 298,9 | 5 298,1 | 99,9 | 4 168,4 | 2 944,3 | 70,6 | 4 127,6 | 4 046,0 | 3 991,6 |
Показатели | - | - | |||||||
Подпрограмма «Управление государственным материальным резервом» | |||||||||
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) | 22 238,7 | 22 352,8 | 101,0 | 19 476,1 | 13 221,1 | 67,9 | 18 843,7 | 18 445,1 | 18 181,0 |
Показатели | 100,0 | - | - |
В 2015 году из 3 плановых показателей (индикаторов) на уровне ГП-38 не достигнут 1 из 3 плановых показателей (индикаторов), или 33,3 %. В целом по ГП-38 из 22 плановых показателей (индикаторов) значение не достигнуто по 5, или 23 %. Плановое значение не установлено по 1 показателю (индикатору) «Доля федеральных государственных учреждений, для которых не определена целевая функция (%)».
Показатели Подпрограммы 1 выполнены на 80 %, при кассовом исполнении Подпрограммы 1 в сумме 5 298,1 млн. рублей, или на 99,9 % показателя сводной бюджетной росписи.
На уровне Подпрограммы 2 выполнены 3 плановых показателя (индикатора) из 3, при кассовом исполнении в сумме 22 352,8 млн. рублей, или 101 % показателя сводной бюджетной росписи.
В соответствии с проектом паспорта ГП-38 в 2017 - 2019 годах предусмотрены 25 показателей (индикаторов). При этом предусмотренные законопроектом бюджетные ассигнования на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов снижаются на 1 883,2 млн. рублей, или на 7,6 % в 2017 году, на 2 363,4 млн. рублей, или на 9,5 % в 2018 году, на 2 681,9 млн. рублей, или на 10,8 % в 2019 году, по сравнению с федеральным бюджетом на 2016 год.
Динамика показателей (индикаторов) по подпрограммам представлена в следующей таблице.
Наименование | Объем бюджет-ных ассигно-ваний* (млн. рублей) | Количество показателей, значения которых по сравнению с предыдущим годом | Прекра-щают действие | Отклонение от предыдущего года | |||||
Всего показа-телей | увели-чены | сни-жены | сохра-нены на уровне | начинают действие с соответст-вующего года | бюджетных ассигнова-ний (млн. рублей) | количества показате-лей | |||
Всего показателей | |||||||||
2016 год | 23 644,5 | - | |||||||
2017 год | 22 971,3 | - | +3 | ||||||
2018 год | 22 491,1 | - | - | - | |||||
2019 год | 22 172,6 | - | - | - | - | ||||
в том числе: | |||||||||
На уровне госпрограммы | |||||||||
2016 год | 23 644,5 | - | |||||||
2017 год | 22 971,3 | - | - | - | -673,2 | - | |||
2018 год | 22 491,1 | - | - | - | -480,2 | - | |||
2019 год | 22 172,6 | - | - | - | -318,5 | - | |||
по Подпрограмме 1 | - | ||||||||
2016 год | 4 168,4 | - | |||||||
2017 год | 4 127,6 | - | -40,8 | +3 | |||||
2018 год | 4 046,0 | - | - | -81,6 | - | ||||
2019 год | 3 991,6 | - | - | - | -54,4 | - | |||
по Подпрограмме 2 | |||||||||
2016 год | 19 476,1 | - | |||||||
2017 год | 18 843,7 | - | - | - | - | -632,4 | - | ||
2018 год | 18 445,1 | - | - | - | - | -398,6 | - | ||
2019 год | 18 181,0 | - | - | - | - | -264,1 | - |
*в соответствии с паспортом (проектом паспорта ГП)
Анализ динамики показателей (индикаторов) Подпрограммы 1 показывает отсутствие прямой взаимосвязи между объемами ресурсного обеспечения Подпрограммы 1 и достигаемыми значениями показателей (индикаторов), что свидетельствует о низкой эффективности ГП-38.
Проектом паспорта ГП-38 предусматривается дополнение Подпрограммы 1 тремя следующими показателями (индикаторами), по двум из которых значения на 2017 – 2019 годы установлены на уровне 100 процентов ежегодно:
«Доля денежных средств, поступивших в федеральный бюджет в отчетном году от продажи акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ от планируемого объема поступлений в федеральный бюджет соответствующих денежных средств в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации на соответствующий год (за исключением поступлений от продажи акций крупнейших АО), 100 % ежегодно»;
«Процент обеспечения поступлений в федеральный бюджет доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, от запланированного уровня на отчетный год (с учетом решений Правительства Российской Федерации о невыплате дивидендов), 100 % ежегодно»;
«Доля акционерных обществ (включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р, а также иных акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Российской Федерации), в долгосрочные программы которых включены показатели, характеризующие повышение производительности труда, создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест, 70 % в 2017 году, 80 % в 2018 году, 90 % в 2019 году».
Значения показателей (индикаторов) ГП-38, установленных на одном уровне (без динамики) на протяжении ряда лет, не позволяют объективно характеризовать ход ее реализации. Так, например, достижение некорректно сформулированного показателя (индикатора) Подпрограммы 1 «Процент выполнения плана по доходам федерального бюджета от управления и распоряжения федеральным имуществом, за исключением доходов от приватизации (итого)», установленного на весь период реализации ГП-38 на уровне 100 процентов, может свидетельствовать о занижении прогнозных показателей по отдельным видам доходов.
При этом система целевых показателей (индикаторов) ГП-38 в целом не обладает свойствами достаточности и очевидным образом не характеризует решение задач и достижение целей ГП-38, в том числе в сфере приватизации федерального имущества, что не соответствует пункту 22 Методических указаний по разработке и реализации госпрограмм, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. № 582 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».
Специфика и сложность расчета целевых показателей (индикаторов) в нарушение указанного пункта может создать ситуацию, когда улучшение отчетных значений возможно при ухудшении реального положения дел.
7.2.28.9. Учитывая динамику расходов и показателей (индикаторов) ГП-38 на 2016 - 2019 годы, по экспертной оценке Счетной палаты, существуют риски недостижения показателей (индикаторов) ГП-38 в 2017 – 2019 годах – 33,3 % (1 показатель из 3 на уровне госпрограммы («Средние темпы сокращения количества организаций с государственным участием»).