Составляющие себестоимости




ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курсовая работа

По дисциплине ОП.01 Экономика организации

На тему: «Себестоимость продукции: сущность и структура»

Студента группы 2Е_________ Наатова Шамиля Ибрагимовича

 

Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Руководитель __________Магомедова Елена Гаджимагомедовна

Г. Махачкала – 2022

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………......3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О СЕБЕСТОИМОСТИ ………………………...………………………...............5

1.1. Понятие себестоимости……...…………………………………………......5

1.2. Составляющие себестоимости…………………………………..................8

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ООО «КИРГУ» ……………………………...…………………………………………14

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Киргу»……………………………...………………………………....................14

2.2. Динамика себестоимости проданной продукции ООО «Киргу» и сравнение с конкурентами……………………………...………….......................................18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………20

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Актуальность исследуемой темы выражается в том, что себестоимость в условиях рынка является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений и важнейшим показателем экономической эффективности производства. Οт уровня себестоимости зависят финансовые результаты (прибыль или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Вопрос. Что такое себестоимость, Какие виды себестоимости бывают? Из чего состоит себестоимость? Как вычислить себестоимость?

Цель. Изучить динамику себестоимости ООО «Киргу» и сравнить её с другими схожими организациями.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

· Изучить понятие виды и факторы себестоимости продукции;

· Изучить структуру себестоимости и разобрать каждую составляющую;

· Составить общую характеристику экономической деятельности ООО «Киргу»;

· Составить таблицу по данным себестоимости продаж ООО «Киргу» с 2012 по 2021 год и вычислить динамику. Сравнить показатели себестоимости «Киргу» и их конкурентов.

Ключевые термины. Себестоимость, стоимость, продукция, структура себестоимости, калькуляция, прямая себестоимость, полная себестоимость, производственная себестоимость, себестоимость продаж.

Источниками курсовой работы будут книги и интернет-ресурсы.

Предмет курсовой работы: себестоимость продукции.

Объект курсовой работы: себестоимость реализованной продукции ООО «Киргу» и её динамика.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О СЕБЕСТОИМОСТИ

Понятие себестоимости

Себестоимость является показателем качества производственного процесса. Дает представление о сильных и слабых сторонах компании. Себестоимость формируется на основе множества факторов: качество товара, объемы производства, оборудование, входящее в состав активов компании.

Себестоимость — это совокупность всех затрат на производство и реализацию товаров.[15]

Показатель необходим менеджерам для полноценного управления компанией. Является обязательной составляющей управленческого учета. На основании размера себестоимости принимаются решения, касающиеся ценообразования. Показатель влияет на следующие моменты:

· рентабельность компании;

· прибыль организации.

Существует 2 типа себестоимости[1]:

Полная — состоит из абсолютно всех расходов предприятия. В нее входят все издержки, включая закупку оборудования и инструментов, перевозку готовых товаров и т.д. Стоит отметить, что показатель при расчетах получается усредненный.

Предельная: в основе ее расчетов — количество произведенных товаров. Такая себестоимость отражает стоимость производства всех единиц товара сверх нормы. Полученные в ходе расчета данные позволяют просчитать возможности для расширения производства.

 

Виды себестоимости[1]:

o Цеховая — включает издержки всех структурных подразделений, изготавливающих новую продукцию.

o Производственная — это общецеховая себестоимость и общие издержки.

o Полная — состоит из затрат на производство и продажу товаров.

o Общехозяйственная — включает издержки, которые прямо не связаны с процессом производства. Состоит из управленческих расходов.

Также различают фактическую и нормативную себестоимость. При расчете первой во внимание принимаются издержки, из которых складывается цена товара. Это не самый удобный для расчета показатель: трудности связаны с тем, что данные по себестоимости изделия предстоит получить раньше, чем его будут продавать. Это влияет на рентабельности бизнеса.

Расчет нормативной себестоимости основан на данных производственных норм. Это позволяет контролировать расход материалов и не допускать лишнего расхода средств.

На себестоимость давят издержки компании, которые от одного к другому продукту могут отличаться даже в рамках одного предприятия. При расчете показателя нужно учитывать только траты, которые прямо связаны с текущим производством. Однако факторов много, их можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние факторы[2]:

К внешним факторам относят все, что не связано с работой бизнеса, не поддается влиянию со стороны руководства, но косвенно определяет ценообразование.

1. Государственная политика. Директорам предприятий приходится мириться с экономическими и политическими изменениями в стране. Они касаются бизнеса любого размера, вынуждают подстраивать производство и цены под нововведения. Речь идет о новых ставках налогообложения, субсидий, страховых взносов, увеличении акцизов, пошлин. Исходя из этого формируется себестоимость продукции и ценообразование в целом.

2. Инфляция. Поскольку внутригосударственные расчеты производятся в рублях, все компании, чья деятельность прямо или косвенно связана с импортом чего-либо, плюс, при росте инфляции теряют часть активов. Последние обесцениваются, а сведения себестоимости становятся неактуальными из-за изменения курса валюты. Прибыль от продажи ранее закупленной партии может обесцениться в связи с разницей в курсе между двумя валютными закупками.

3. Географическое расположение. Этот фактор важен для предприятий, которые работают в отдаленных регионах страны и вынуждены тратить деньги на перевозку продукции. Транспортные затраты должны закладываться в себестоимость и могут сильно действовать на нее.

 

Внутренние факторы[8]:

Они представляют собой изменения, которые полностью контролируются руководителями организации и могут быть отрегулированы в любую сторону.

1. Объем и ассортимент продукции. Любые перемены в ассортименте и количестве товаров влияют на себестоимость. Чем больше объем производства, тем меньше размер постоянных издержек у предприятия и ниже себестоимость. Также можно положительно повлиять на показатель, если проанализировать спрос за заданный срок и заменить невостребованные товары более популярной группой.

2. Техническое оснащение. Бизнес с хорошей технической базой и современными технологиями не только может выпускать продукты с более низкой себестоимостью, но также повышать свою конкурентоспособность. В данном случае снижение затрат на производство происходит за счет повышения качества товаров, экономии ресурсов, уменьшения численности персонала.

3. Качество сотрудников. Мотивированные работники выполняют свои обязанности лучше, не допускают производственных сбоев, перерасхода сырья, простоев, которые повышают затраты предприятия. Вложения в обучение, заинтересованность персонала – долгосрочная инвестиция, которая в перспективе приносит экономию.

 

 

Составляющие себестоимости

Структура себестоимости состоит из 5 основных категорий расходов:

· Производственные материалы;

· Производственный труд;

· Другие производственные расходы;

· Заводские накладные расходы;

· Затраты на реализацию.

Структура себестоимости по статьям калькуляции[3]:

1. Сырьё, основные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия

2. Вспомогательные материалы

3. Топливо на технологические цели

4. Энергия на технологические цели

5. Основная заработная плата производственных рабочих

6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих

7. Страховые взносы

8. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

9. Расходы на подготовку и освоение нового производства

10. Общепроизводственные расходы

11. Общехозяйственные расходы

12. Коммерческие расходы

Теперь разберём каждую из основных категорий подробно.

1. Производственные материалы:

Прямые материалы относятся к стоимости материалов, которые становятся основной частью готового продукта. Это сырье, которое является неотъемлемой частью готового продукта и удобно, и экономически прослеживается до конкретных единиц продукции. Некоторые примеры производственных материалов: хлопок-сырец в текстиле, сырая нефть для производства дизельного топлива, сталь для изготовления автомобильных кузовов.

Под это определение подпадает следующая группа материалов:

· Все материалы, специально приобретенные для конкретной работы, заказа, процесса или продукта.

· Все материалы (включая первичные материалы и сырье), приобретенные и впоследствии реквизированные из магазинов для производства.

· Компоненты или детали, приобретенные или произведенные и реквизированные из склада.

· Материал, переходящий из одного производственного процесса в другой.

· Первичные упаковочные материалы, например, упаковка, картонные коробки и т.д.

Такие расходы как импортные пошлины, доковые сборы, транспортные расходы на материалы, хранение материалов, затраты на покупку и получение материалов, должным образом добавляются к их выставленной цене, и, таким образом, материалы списываются по этой увеличенной стоимости.

2. Производственный труд:

Производственный труд определяется как труд тех работников, которые заняты в процессе производства. Это затраты труда на конкретные работы, выполняемые на продуктах, которые удобно и экономически прослеживаются до конечных продуктов. Непосредственный труд затрачивается непосредственно на материалы, составляющие готовый продукт. Примерами являются труд станочников и сборщиков. Однако работник может выполнять работу в течение определенного количества часов, но быть опосредованным работником в течение оставшегося дня.

3. Прочие производственные расходы:

К ним относятся любые расходы, отличные от материальных и трудовых, непосредственно понесенных на конкретную единицу затрат (продукт или работу). Такие специальные необходимые расходы могут быть идентифицированы с единицами затрат и отнесены непосредственно на продукт как часть себестоимости. Эти расходы иногда называются платными расходами.

Примерами прямых расходов являются:

· Стоимость специальной техники или цеха.

· Стоимость специальных сборок, конструкций и образцов.

· Экспериментальные расходы.

· Гонорары, выплачиваемые архитекторам, геодезистам и другим консультантам.

· Транспортные расходы.

· Стоимость патентов.

· Стоимость дефектной работы, например, когда требуется несколько испытаний, прежде чем будет выполнена соответствующая работа.

· Лицензионные сборы.

· Плата за аренду основных средств для конкретного продукта или работы.

· Страховые взносы на отдельные материалы, необходимые для работы.

4. Заводские накладные расходы:

Заводские накладные расходы, также называемые производственными расходами или заводской нагрузкой, могут быть определены как стоимость косвенных материалов, косвенной рабочей силы и косвенных расходов. Термин “косвенные материалы” относится к материалам, которые необходимы для завершения продукта, но, потребление которых в отношении продукта либо настолько мало, либо настолько сложно, что было бы нецелесообразно рассматривать его как прямой материал. Это материалы, которые не могут быть удобно или экономично отнесены на конкретную единицу продукции. Примерами таких товаров являются смазочные материалы, хлопковые отходы, ручной инструмент, канцелярские товары.

Термин “косвенный труд” может быть определен как труд, который не влияет на конструкцию или состав готовой продукции. Другими словами, это затраты на рабочую силу, связанные с производственной деятельностью, которые не могут быть связаны или удобно и экономически прослежены до конечных продуктов. Некоторые примеры косвенного труда: бригадиры, продавцы, общие помощники, уборщики, обработчики материалов, охранники завода, работники, занятые на ремонтных работах или других сервисных работах.

Термин “косвенные расходы” охватывает все косвенные расходы, понесенные предприятием-изготовителем с момента начала производства до его завершения и передачи в магазин готовой продукции. Любые расходы, не классифицированные как прямые расходы, называются косвенными расходами.

Расходы этого типа включают такие статьи, как тепло, обслуживание света, зарплата директора завода и т.д.

Суммой общей себестоимости и заводских накладных расходов является «производственная себестоимость».

5. Расходы на реализацию:

Расходы на реализацию обычно начинаются, когда заканчиваются заводские затраты. Такие расходы обычно возникают, когда продукт находится в товарном состоянии. Они включают затраты на осуществление продаж и доставку продукции, рекламу, заработную плату продавца и комиссионные, упаковку, хранение, транспортировку, административные накладные расходы.

Административные накладные расходы включают затраты на планирование и контроль общей политики и операций коммерческого предприятия. Обычно все затраты, которые не могут быть отнесены ни на производство, ни на сбыт, считаются административными расходами. Типичными из таких статей являются гонорары совета директоров, зарплата Председателя, арендная плата за общие офисы и расходы на общую бухгалтерию. Иногда часть таких расходов, как зарплата менеджера, часто отводится на производство и включается в заводские накладные расходы.

Сумма себестоимости, заводских накладных расходов и расходов на реализацию – это полная себестоимость.[4]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: