Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте общую характеристику существующим стилям речи.
2. В каких случаях используется художественный стиль?
3. Назовите языковые особенности художественного стиля.
4. Охарактеризуйте художественный стиль на всех уровнях языка.
5. Какие жанры художественного стиля выделяют ученые?
Задание 1. Прочитайте предложения, записанные не по порядку. Восстановите текст.
1. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём. 2.Всё кругом быстро чернело и утихало. 3. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. 4. Побледневшее небо стало опять синеть. 5. Одни перепела изредка кричали. 6. Она почти наткнулась на меня в темноте и пугливо нырнула в сторону. 7. Поле неясно белело вокруг. 8. Небольшая ночная птица неслышно и низко мчалась на своих мягких крыльях. 9. Выйдя на опушку кустов, я побрёл по полю межой. 10. Отдельные предметы различались с трудом. 11. За ним громадными клубами вздымался угрюмый мрак.
· Что можно сказать? (Набор предложений, отрывок из рассказа…)
· Докажите, что это текст.
· Определите тип и стиль текста.
· С какой целью автор мог его написать?
· Какие языковые средства помогают автору выполнить поставленную задачу?
· Какому жанру соответствует текст? Отметьте признаки данного жанра.
Задание 2. Прочитайте стихотворение «Зима» Сергея Есенина
Вот уж осень улетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей спасибо за труды.
Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится велой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
|
И иней на снегу сверкает.
(Сергей Есенин, 1911-1912)
· Что описал автор в данном стихотворении? Получится ли так же описать природу и зимнюю картину вашего города?
· Подберите эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогут в работе
Эпитеты – …
Метафоры – …
Олицетворения – …
Сравнения – …
· Попробуйте создать миниатюру «Падает снег». Замечательно, если у кого-то сложатся стихи. По окончании работы выберите лучшее произведение, получившееся в вашей группе.
Задание 3. Перед вами текст стихотворения С. Есенина «Звезды» (1911) с пропущенными тропами. Самостоятельно – «вместо поэта» – подберите наиболее соответствующие тексту слова, найдите синонимы. Обоснуйте выбор того или иного слова.
Звезды
Звездочки …, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу …?
Частые звездочки, звездочки …!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания …?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце …,
Звезды небесные, звезды …?
- Подберите синоним к слову «светлые ».
- Выберите один из глаголов: согревать, смущать, пленять.
- Подберите синоним к слову «частые ».
- Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно сильный.
- Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать.
- Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие.
Задание 4. Найдите соответствия.
Эпитет | 1. Сопоставление предмета, явления |
Метафора | 2. Образное определение |
Сравнение | 3. преуменьшение |
Метонимия | 4. Замена слов на основании смежности |
Литота | 5. Перенос свойств человека на неодушевленные предметы |
Олицетворение | 6. Сходство предмета по какому-либо признаку |
Парцелляция | 7. Употребление слов в обратном смысле с целью тонкой иронии и скрытой насмешки |
Ирония | 8. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки |
Задание 5. Переделайте текст разговорного стиля в стиль художественной литературы. Заранее продумайте, какие средства на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне будете использовать при оформлении текста.
|
А) Вот еще из впечатлений было что... Когда я первый раз с медведем... Один раз ночевал я в лесу. Страшно, да и холодно – мороз до костей дерет. В тот раз я с мишкой встретился. С вечера пришел на ток на подслух – послушать значит. Слышу – вроде бы там кто-то сел. То есть такое вот ощущение - как будто там кто-то есть. Тут тень меня накрыла – в трех метрах над головой пролетает филин, тихо подлетел, только чуть-чуть башкой повертел. Ну, думаю, сейчас я его хлопну – мне же помощники не нужны!
Б) Боровое здорово покалечили за войну. Добрую половину изб сожгли. Скотины почти никакой не осталось. Сады повырубали. А какие сады были! Любо-дорого поглядеть! Обезлюдело село. Как наши пришли, так, может, шестая часть колхозников в селе оставалась, а может, и меньше. Кто сам ушел – на восток подался, кто – в партизаны, а кого фрицы в Германию угнали. Ой, худо было! Правда, в Боровом немец еще не так лютовал, как в соседних селах, а все-таки… Да что и говорить – разорил село. А теперь не узнать Борового…
|
Задание 6. «Краткость – сестра таланта», – сказал некогда А.П. Чехов. И это тут же доказали на практике многие писатели. Прочитайте рассказы, которые входят в число самых коротких рассказов в мире. Определите все особенности художественного стиля, присущие данным текстам. Выделите в каждом тексте основную мысль.
Решающий миг
Она почти слышала, как двери ее тюрьмы захлопываются.
Свобода ушла навсегда, теперь ее судьба в чужих руках, и никогда ей не увидеть воли.
В голове ее замелькали безумные мысли о том, как хорошо бы сейчас улететь далеко-далеко.
Но она знала, что скрыться невозможно.
Она с улыбкой повернулась к жениху и повторила: «Да, я согласна».
(Тина Милберн)
Невезение
Я проснулся от жестокой боли во всем теле. Я открыл глаза и увидел медсестру, стоящую у моей койки.
– Мистер Фуджима, – сказала она, – вам повезло, вам удалось выжить после бомбардировки Хиросимы два дня назад. Но теперь вы в госпитале, вам больше ничего не угрожает. Чуть живой от слабости, я спросил:
– Где я?
– В Нагасаки, – ответила она.
(Алан Е. Майер)
Задание 7. Ниже будут предложены ситуации, руководствуясь которыми нужно составить короткий рассказ так, чтобы он обладал всеми признаками художественного стиля. Задача – стать автором художественного текста, опираясь на ситуацию.
А) Пошел дождь, а я вышел из дома без зонта;
Б) Прошел дождь и на небе появилась радуга;
В) Рассвет я сегодня встретил в сосновом лесу.
- Отметьте, какими языковыми особенностями обладает написанный вами текст.
- Какие слова были использованы для создания картины в голове у читателя?
- Легко ли воздействовать на чувства и мысли читателя с позиции автора текста?
- Подумайте, какую тему вы хотели бы раскрыть в своем художественном произведении.
Задание 8. Удалите лишние слова, восстановив тем самым оригинальный текст стихотворения А. С. Пушкина:
Ветер по морю синему, глубокому гуляет
И маленький кораблик подгоняет и подгоняет;
А он весело бежит себе в пенящихся волнах
На поднятых и на раздутых от ветра парусах.
Бежит он мимо острова незнакомого крутого,
Бежит он мимо города прекрасного большого:
Огромные пушки с пристани звонко палят,
Кораблю немедленно к берегу пристать велят.
Задание 9. Проанализируйте следующие высказывания о чтении:
«Умение читать книги вовсе не равносильно грамоте» (Д. Писарев).
«Плохое чтение - как замазанное грязью окно, через которое ничего не видно» (В. Сухомлинский).
«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р. Декарт).
Задание 10. Прочитайте (прослушайте) текст. Сколько нарушений грамматических норм в этой стихотворной пародии? Аргументируйте свой ответ.
Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов –
Проклинывая все на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша:
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творчения пиша.
Но, выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная, зеленовая тварь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Орфографический словарь.