Тип рецепторов Энергетическая природа стимула Тип стимула




Тема 14

Поведение и высшая нервная деятельность

 

I/ Раздражимость и нервная система

2/ Типы поведения

З/ Рефлексы и бихевиоризм

Раздражимость и нервная система

Всеобщим свойством живых тел, определяющим их активную реак­цию на воздействие окружающей среды, является раздражимость.

У многоклеточных животных вся сенсорная информация восприни­мается видоизмененными нервными клетками, носящими название рецепторов.

Воспринимаемая рецепторами информация передается эффекторным клеткам и вызывает в них реакцию, определенным образом связанную со стимулом.

Любое раздражение (механичес­кое, световое и т. п.), воспринимаемое рецептором, преобразуется в процесс возбуждения.

Таблица 1. Типы рецепторов и воспринимаемые ими стимулы

(по книге: Н. Грим, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология. В 3-х тт. Т. 2. М., 1990.- С. 217).

Тип рецепторов Энергетическая природа стимула Тип стимула

Фоторецепторы Электромагнитная Свет

Электрорецепторы Электричество

Механорецепторы Механическая Звук, прикосновение,

давление, гравитация

Терморецепторы Тепловая Изменение температуры

Хеморецепторы Химическая Влажность, запах, вкус

На более высоких стадиях эволюции потребность в улучшении обратной связи между организмом и средой способствует развитию специализированных систем клеток и приводит к образованию орга­нов чувств.

Это наиболее сложные рецепторы, состоящие из большо­го числа чувствительных клеток, которые тонкими нервными волок­нами связаны с центральной нервной системой. Например, глаз по­хож на фотокамеру с диафрагмой. В глазу человека 130 млн. клеток, которые создают как бы «мозаику».

Основная цель органа зрения — восприятие света. Лучи, пада­ющие на светочувствительный экран сетчатки, вызывают в ее клет­ках фотохимическую реакцию, в результате которой световая энергия превращается в нервное возбуждение. Оно в виде импульсов пе­редается в зрительные центры головного мозга. Правильнее гово­рить, что видит мозг, а не глаз.

Система передачи возбуждений от органов чувств к мозгу на­зывается нервной системой.

Она состоит из нейронов, или нервных клеток. «Хотя под влиянием электрических токов они обнаруживают довольно сложные свойства, обычное их физиологическое действие очень близко к принципу «все или ничего», т. е. они либо находятся в покое, либо, будучи возбуждены, приходят через ряд изменений, природа и интенсивность которых почти не зависит от раздражителя. Сначала наступает активная фаза, передаваемая от данного конца нейрона до другого с определенной скоростью; затем следует рефракторный период, когда нейрон не способен приходить в воз­буждение, по крайней мере под действием нормального физиологи­ческого процесса. По окончании этого эффективного рефракторного периода нерв остается бездеятельным, но может быть снова приведен в возбуждение... За исключением тех нейронов, к которым сообщения поступают от свободных нервных окончаний или чувствительных концевых органов, каждый нейрон получает сообщения от других нейронов через точки контакта, называемые синапсами. Число си­напсов у отдельных нейронов может изменяться от нескольких еди­ниц до нескольких сотен» (Н. Винер. Кибернетика...- С. 187).

В основе деятельности нервной системы лежит:

1. восприятие сенсорной информации,

2. передача электрохимическим путем воз­буждения,

3. его обработка и

4. соответствующее реагирование на воз­действие.

Все нейроны делятся на афферентные (или сенсорные), проводящие импульсы от рецептора, и эфферентные (или двига­тельные), передающие импульсы к эффектору.

В состав последнего входят и возбуждающие и тормозные нейроны, которые заставляют действовать или тормозят действие. Характер ответа, его величина и продолжительность находятся в прямой зависимости от природы стимула.

Нервные сигналы передаются в виде электрических импуль­сов. Нейроны называются возбудимыми клетками, так как наихмембране электрический потенциал меняется.

Пока клетка нахо­дится в неактивном состоянии, ее потенциал покоя остается постоян­ным. Потенциал покоя имеет физико-химическую природу и обус­ловлен разностью ионных концентраций по обе стороны мембраны аксона — отростка нервной клетки — и избирательной проницаемо­стью мембраны для ионов.

При возникновении потенциала действия проницаемость мембраны аксона повышается, и в него входят ионы.

Существует механизм адаптации сенсорных нейронов. При длительном воздействии сильного раздражителя большинство рецепторов вначале возбуждают в сенсорном нейроне импульсы с большой частотой, но постепенно частоты их снижаются. Значе­ние адаптации сенсорных клеток состоит в том, что она позволяет получить информацию об изменениях в окружающей среде. Ког­да этих изменений нет, клетки находятся в покое, что предотвращает перегрузку центральной нервной системы ненужной ин­формацией.

Интересно проследить сходства и различия между ЭВМ и нервнойсистемой.

Они сведены в следующую таблицу:

Сходства. Различия.

1. Работа по принципу «все или 1. В мозгу, в отличие от ЭВМ,

ничего» на основе электрических ни­чего не стирается

потенциалов.

2. Переработка энергии в инфор­мацию 2. Организмы состоят из

(ЭВМ потребляет гораздо больших белковых молекул, а

больше энергии). машины - из малых молекул.

3. Способность к обучению. 3. Живые системы более

эффек­тивны и приспособляемы.

4. Живые механизмы, как

правило, имеют значительно

меньшие размеры, чем

изготовляемые челове­ком

для аналогичных целей.

 

5. Машины могут испускать

эле­ктричество

(электрические ма­шины),

генерировать короткие

волны (радио), а живые

организмы не могут.

На основании данного сопоставления можно сделать вывод, что мозг аналогичен управляющему вычислительному устройству, которое можно использовать как его модель.

Дисциплина, изучающая нервную систему живых организ­мов, получила название нейрофизиологии.

Она является переходной между физиологией и психологией и предметом ее исследования служат связи между физиологическими и психическими процесса­ми.

«Известно, что повышение температуры почти до физиологичес­ких границ облегчает выполнение большей части, если не всех, ней­ронных процессов», — подчеркивает эту связь Н. Винер в «Киберне­тике» (Цит. соч.- С. 111).

Нейрофизиология изучает процессы передачи информации в нервной системе и строение мозга.

Мозг состоит из серого и белого ве­щества.

Серое веществонейроны.

Белое веществонервные волокна, т. е. части аксонов (длинных отростков нейронов). Так как способность к научению у млекопитающих пропорциональна величине больших полушарий, очевидно, что именно они служат местом образования и хранения памяти.

Информация поступает в мозг крест-накрест.

По­этому у большинства (правшей) лучше развито левое полушарие. «Главная функция мозжечка состоит в регулировании нервных механизмов обратной связи, участвующих в целенаправленной двига­тельной активности» (Н. Винер. Кибернетика...- С. 289).

Изучение памяти, т. е. способности хранить и извлекать ин­формацию о прошлом опыте, — важная задача нейрофизиологии.

Хороший способ построить кратковременную память — это заста­вить последовательность импульсов циркулировать по замкнутой цепи. «Можно думать, что образование следов памяти связно с действием биохимического механизма, включающего синтез в мозгу определенных веществ. Экстракты из центральной нервной ткани обученных плоских червей или крыс при введении необу­ченным червям или крысам соответственно сокращали время, не­обходимое для усвоения тех же задач» (Н. Грин и др. Биология...-Т. 2.-С. 311).

Информация, пишет Н. Винер, «сохраняется в мозгу долгое время благодаря изменениям порогов нейронов, или, другими слова­ми, благодаря изменениям проницаемости каждого синапса для со­общений» (Н. Винер. Кибернетика...- С. 191).

Эти пороги повышаются «и самый процесс обучения и запоминания истощает наши способно­сти, пока жизнь не расточит основной канал жизнеспособности» (Там же.- С. 192). Это дало основания Винеру сделать вывод, что сама жизнь индивидуума соответствует выполнению одной программы, после чего она «стирается».

Нарушения в деятельности нервной системы могут быть свя­заны с ее перегрузкой «вследствие избытка передаваемых сообще­ний, физической потери каналов связи или чрезмерного занятия ка­налов такой нежелательной нагрузкой, как циркулирующие записи памяти, усиливающиеся до превращения в навязчивые идеи (Там же.- С. 222).

Применение в психиатрии электрического тока, инсули­на и других психотерапевтических средств основано наих способно­сти разрушать механизмы памяти.

Помимо нервной системы координирует деятельность орга­низма эндокринная система. Она передает сигналы с помощью ве­ществ, переносимых кровью и реагирует образованием какого-либо вещества, например, слез при попадании в глаз частичек пыли. Эти вещества выделяются так называемыми железами. Эндокринные железы секретируют гормоны — специальные химические соедине­ния, которые образуются в каком-то одном участке тела, поступают в кровяное русло и доставляются к удаленным органам, тканям или группам клеток, где проявляют свое регулирующее действие. Раз­личия между нервной и эндокринной регуляцией представлены в следующей таблице:

Таблица 3. (По Н. Грин и др. Биология... Т. 2.- С. 298).

Нервная регуляция Эндокринная регуляция

Информации передается Информация передается

по аксонам в виде электрических химическими веществами

импульсов (химическая передача через кровеносное русло

в синапсах).

Передача быстрая Передача медленная



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: