Резервный фонд. Фонд национального благосостояния (далее – ФНБ)




Федеральным законом от 2 июня 2016 г. № 158-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приостановлено действие статей 969 и 9610 Бюджетного кодекса Российской Федерации о направлении доходов от управления средствами фондов на их формирование до 1 февраля 2020 год а.

В связи с принятием указанного федерального закона в расчетах прогнозируемых объемов Резервного фонда и ФНБ на конец 2017 года, 2018 года и 2019 года не учитываются доходы от управления фондами, полученные, соответственно, в 2017 году, в 2018 году и в 2019 году.

18.5.1. Законопроектом прогнозируемый объем ВВП устанавливается на 2017 год в размере 86 806,0 млрд. рублей, на 2018 год – 92 296,0 млрд. рублей, на 2019 год – 98 860,0 млрд. рублей, нормативная величина Резервного фонда согласно пункту 3 части 1 статьи 1 к законопроекту на 2017 год установлена в сумме 6 076,4 млрд. рублей и пункту 3 части 2 статьи 1 к законопроекту на 2018 год - 6 460,7 млрд. рублей и на 2019 год - 6 920,2 млрд. рублей, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым нормативная величина Резервного фонда устанавливается на уровне 7 % ВВП.

18.5.1.1. Динамика средств Резервного фонда в 2015 – 2019 годах согласно расчету объема Резервного фонда на начало и конец периода, представленному в составе материалов и документов вместе с законопроектом, приведена в следующей таблице.

(млрд. рублей)

Показатель 2015 год 2016 год Законопроект
Федеральный закон "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год" Федеральный закон № 359-ФЗ Федеральный закон № 359-ФЗ с учетом изменений Измене-ние к предыдущему году, % 2017 год Изме-нение к предыдущему году, % 2018 год 2019 год
                 
Объем Резервного фонда на начало года 4 945,5 3 398,8 3 640,6 -26,4 1 110,5 -69,5 0,0 0,0
% к ВВП 6,1 4,3 4,4   1,3   0,0 0,0
курсовая разница 915,7 -210,4 -393,2 -142,9 41,4 -110,5 0,0 0,0
использование средств (-) в соответствии с приложениями к федеральным законам о федеральном бюджете -2 122,9 -2 136,9 -2 136,9 0,7 -1 151,9 -46,1 0,0 0,0
использование средств (-) в соответствии с текстовыми статьями к федеральным законам о федеральном бюджете -500,0 0,0 -705,0 41,0 0,0 0,0 0,0 0,0
поступление нефтегазовых доходов по итогам предыдущего финансового года в текущем году 402,2 0,0 0,0   0,0   0,0 0,0
Объем Резервного фонда на конец года (с учетом приложений к федеральным законам о федеральном бюджете) 4 140,6 1 051,4 1 110,5 -73,2 0,0   0,0 0,0
% к ВВП 5,1 1,3 1,3   0,0   0,0 0,0
Объем Резервного фонда на конец года (с учетом приложений и текстовых статей к федеральным законам о федеральном бюджете) 3 640,6 1 051,4 405,5 -88,9 0,0   0,0 0,0
% к ВВП 4,5 1,3 0,5   0,0   0,0 0,0
Нормативная величина Резервного фонда 5 146,1 5 507,1 5 797,1 12,7 6 076,4 4,8 6 460,7 6 920,2

Согласно расчету прогнозируемого объема Резервного фонда на начало и конец периода 2017 года, представленному в составе материалов и документов к законопроекту, объем Резервного фонда уменьшится в 2017 году на 1 151,9 млрд. рублей, что на 41,4 млрд. рублей, или на 3,7 %, больше его остатка на начало 2017 года.

Указанное превышение обусловлено положительной курсовой разницей в 2017 году, которую в полном объеме предлагается направить на сбалансированность федерального бюджета в 2017 году, что предусмотрено приложением 48 к законопроекту, а также расчетами и материалами, представляемыми одновременно с законопроектом.

Таким образом, остаток средств Резервного фонда будет использован в 2017 году в полном объеме.

Вместе с тем частью 16 статьи 21 Федерального закона № 359-ФЗ с учетом изменений предусмотрена норма, согласно которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации средства Резервного фонда в размере до 705,0 млрд. рублей могут направляться на замещение не поступающих в ходе исполнения федерального бюджета в 2016 году доходов федерального бюджета (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета) и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Указанный объем использования средств Резервного фонда на сбалансированность согласно расчетам и материалам к законопроекту не включен в расчет объема фонда на конец 2016 года.

Таким образом, применительно к новому бюджетному циклу реализация дополнительного права использования средств Резервного фонда может сократить его объем на конец 2016 года на 705,0 млрд. рублей, или на 63,8 % по сравнению с предусмотренной в законопроекте на конец 2016 года, и составит 405,5 млрд. рублей, что, при сохранении суммарного объема покрытия дефицита федерального бюджета за счет средств Резервного фонда и ФНБ в 2017 году, создает риски сбалансированности федерального бюджета за пределами 2016 года.

Анализ операций по управлению остатками на едином счете федерального бюджета показал, что направление средств Резервного фонда в апреле, мае и августе 2016 года на покрытие дефицита федерального бюджета осуществлялось на фоне проведения Федеральным казначейством операций по размещению средств федерального бюджета на депозитах и в ценные бумаги по сделкам репо.Таким образом, повышение качества планирования операций по управлению средствами на едином счете федерального бюджета может позволить сократить использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на покрытие дефицита федерального бюджета.

18.5.2. Динамика средств ФНБ в 2015 – 2019 годах согласно расчету, представленному в составе материалов и документов вместе с законопроектом, приведена в следующей таблице.

(млрд. рублей)

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Федеральный закон "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год" Федеральный закон № 359-ФЗ с учетом изменений Проект Отклоне-ние от 2016 года, % Проект Отклоне-ние от 2017 года, % Проект Отклоне-ние от 2018 года, % Отклоне-ние от 2016 года, %
                   
Объем ФНБ на начало года 4 388,1 5 227,2 4 702,3 -10,0 4 190,3 -10,9 3 102,3 -26,0 -40,7
% к ВВП 5,4 6,3 5,4   4,5   3,1    
Курсовая разница 848,5 -518,1 156,2 -130,1 74,2 -52,5 93,5 26,1 -118,1
Пополнение ФНБ - - 0,0   0,0   0,0    
Использование средств ФНБ, в том числе: -9,4 -6,8 -668,2 98,3 -1 162,2 73,9 -139,7 -88,0 1 954,4
на софинансирование пенсионных накоплений -9,4 -6,8 -6,8 0,0 -6,8 0,0 -6,8 0,0 0,0
на сбалансированность федерального бюджета - 0,0 -661,4   -1 155,4 74,7 132,9 -111,5  
Объем ФНБ на конец года 5 227,2 4 702,3 4 190,3 -10,9 3 102,3 -26,0 3 056,2 -1,5 -35,0
% к ВВП 6,5 5,7 4,8 -15,8 3,4   3,1    
Объем средств ФНБ, размещенных на счетах в Банке России 3 501,9 3 083,7 2 537,9 -17,7 1 433,9 -43,5 1 411,6 -1,6 -54,2
Объем средств ФНБ, размещенных в иные (кроме счетов в Банке России) финансовые активы 1 725,3 1 618,6 1 652,4 2,1 1 668,4 1,0 1 644,6 -1,4 1,6

 

Анализ динамики показывает, что отношение объема ФНБ к ВВП снизится с 5,7 % на конец 2016 года до 3,1 % ВВП к концу 2019 года, в абсолютном выражении объем ФНБ к концу 2019 года уменьшится на 1 646,1 млрд. рублей, или на 35 % объема ФНБ на конец 2016 года, при этом объем ФНБ без учета размещенных в финансовые активы средств к концу 2019 года уменьшится на 1 126,3 млрд. рублей, или на 54,2 % объема ФНБ на конец 2016 года, и составит 1 411,6 млрд. рублей.

На изменение объемов ФНБ в 2017 – 2019 годах согласно указанным материалам оказывают влияние два фактора – курсовая разница и использование средств.

В условиях прогнозируемого ослабления номинального курса национальной валюты по средствам ФНБ в 2017 – 2019 годах предусмотрена положительная курсовая разница в 2017 году в сумме 156,1 млрд. рублей, в 2018 году – 74,2 млрд. рублей, в 2019 году – 93,5 млрд. рублей.

Использование средств ФНБ на софинансирование пенсионных накоплений граждан запланировано на уровне 2016 года в объеме 6,8 млрд. рублей ежегодно.

Также в законопроекте предусмотрено использование средств ФНБ в целях сбалансированности федерального бюджета в 2017 году в размере 668,2 млрд. рублей, или 14,2 % объема ФНБ на начало 2017 года, в 2018 году – 1 162,2 млрд. рублей, или 27,7 % объема ФНБ на начало 2018 года, в 2019 году – 139,7 млрд. рублей, или 4,5 % объема ФНБ на начало 2019 года.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 9610 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, использование средств ФНБ на финансирование дефицита федерального бюджета не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.

18.5.3. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р утвержден перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых посредством инвестирования средств ФНБ в ценные бумаги юридических лиц, инициаторов этих проектов.

По состоянию на 1 октября 2016 года в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства ФНБ, включены 12 инвестиционных проектов с общим предельным объемом средств ФНБ, инвестируемых на возвратной основе, в сумме 972,5 млрд. рублей.

По состоянию на 1 октября 2016 года объем средств ФНБ, размещенных в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, на депозитах и субординированных депозитах в российских кредитных организациях в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов составил 545,7 млрд. рублей, или 56,1 % предельного объема средств ФНБ (972,5 млрд. рублей), непосредственно на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов направлены средства ФНБ в сумме 463,2 млрд. рублей, или 84,9 % размещенных средств ФНБ на указанные цели.

Указанные вложения осуществлены путем приобретения ценных бумаг юридических лиц – инициаторов инфраструктурных проектов и через субординированные депозиты в Банке ВТБ (ПАО) и Банке ГПБ (АО).

Временно не направленные на финансирование проектов средства ФНБ составляют 82,5 млрд. рублей, которые размещены на депозите в Банке ВТБ (ПАО) в сумме 26,0 млрд. рублей, а также на субординированных депозитах в Банке ВТБ (ПАО) и Банке ГПБ (АО) в сумме 56,5 млрд. рублей, размещенные указанными кредитными организациями на депозитах в Банке России.

В законопроекте и представленных в его составе материалах и документах не содержится информации о планируемом в 2017 – 2019 годах использовании средств ФНБ в целях финансирования новых инфраструктурных проектов. По информации Минфина России, планируемые объемы размещения средств ФНБ в разрешенные финансовые активы в 2017 – 2019 годах могут быть определены только после принятия Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации решений о целесообразности продолжения финансирования предусмотренных проектов.

18.5.4. Прогноз поступления доходов федерального бюджета на 2017 - 2019 годах от управления средствами Резервного фонда и ФНБ представлены в таблице.

(млн. рублей)

Код вида доходов Наименование 2015 год (факт) 2016 год(оценка) 2017 год 2018 год 2019 год
1 11 02013 01 0100 120 Доходы от управления средствами Резервного фонда, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда 50 484,0 32 207,5 1 231,5 - -
1 11 02014 01 0000 120 Доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния, в том числе: 83 245,5 70 123,3 58 670,2 60 493,5 49 386,2
1 11 02014 01 0100 120 Проценты, уплаченные за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном банке Российской Федерации для учета средств Фонда национального благосостояния 35 989,9 31 055,2 9 689,7 6 443,6 4 561,1
1 11 02014 01 0200 120 Доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния в разрешенные финансовые активы 47 255,7 39 068,1 48 980,5 54 049,9 44 825,1

 

Доходы от управления средствами Резервного фонда и ФНБ в 2017 году составят 59,9 млрд. рублей, что на 42,4 млрд. рублей, или на 41,5 % меньше оценки поступлений в 2016 году, из них доходы от управления средствами Резервного фонда запланированы в объеме 1,2 млрд. рублей, или 3,8 % оценки поступлений в 2016 году, доходы от управления средствами ФНБ – 58,7 млрд. рублей, или 83,7 % оценки поступлений в 2016 году

В 2018 -2019 годах запланированы доходы только от управления средствами ФНБ в 2018 году в сумме 60,5 млрд. рублей, в 2019 году – 49,4 млрд. рублей.

Поступление доходов от управления средствами Резервного фонда в 2018 и 2019 годах не прогнозируется в связи с планируемым использованием Резервного фонда в 2017 году в полном объеме.

При этом доходы от управления средствами Резервного фонда и ФНБ запланированы по следующим размещениям:

на счетах в иностранной валюте в Банке России;

средств ФНБ в ценные бумаги российских эмитентов, осуществляющих реализацию самоокупаемых инфраструктурных проектов;

средств ФНБ на рублевые депозиты во Внешэкономбанке;

средств ФНБ на долларовые депозиты во Внешэкономбанке;

по приобретенным за счет средств ФНБ привилегированным акциям кредитных организаций;

средств ФНБ на депозитах и субординированных депозитах в кредитных организациях.

Уменьшение доходов от управления средствами Резервного фонда и ФНБ в 2017 году по сравнению с оценкой за 2016 год связано с:

уменьшением прогнозных остатков средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России вследствие использования средств Резервного фонда в 2017 году;

уменьшением остатков средств ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России за счет использования в 2017 году средств ФНБ в целях софинансирования пенсионных накоплений в 2016 году и финансирования дефицита федерального бюджета;

зачислением доходов от размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России в 2017 году за один процентный период (с 15 декабря 2016 года по 15 декабря 2017 года), а не за два процентных периода как в 2016 году (за процентный период с 15 января 2015 года по 15 января 2016 года и за процентный период с 15 января 2016 года по 15 декабря 2016 года);

установлением прогнозных ставок процента по счетам Резервного фонда и ФНБ в иностранной валюте в Банке России в процентном периоде, заканчивающемся 15 декабря 2017 года, на уровне ниже доходности размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России за процентный период с 15 января 2015 года по 15 декабря 2016 года;

уменьшением прогнозных ставок купона по облигациям российских эмитентов, связанным с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов и номинированным в российских рублях, и прогнозной процентной ставки по субординированному депозиту в Банке ВТБ (ПАО) в связи с прогнозируемым снижением инфляции в России в 2016 году (5,8 %) по сравнению с инфляцией в 2015 году (12,9 %).

При этом в 2017 году фактором, который может влиять на увеличение доходов от управления средствами Резервного фонда и ФНБ, является ослабление курса рубля по отношению к доллару США, евро и фунту стерлингов в сравнении с оценкой за 2016 год.

Увеличение прогнозных доходов от управления средствами ФНБ в 2018 году по сравнению с 2017 годом связано с:

выплатой в 2018 году Внешэкономбанком процентов по депозитам в долларах США за период с 26 сентября 2015 года по 26 сентября 2018 года;

ослаблением курса рубля по отношению к доллару США, евро и фунту стерлингов в 2018 году в сравнении с 2017 годом.

При этом в 2018 году факторами, которые могут влиять на уменьшение доходов от управления средствами ФНБ, являются:

уменьшение остатков средств ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России за счет списания в 2018 году средств в целях софинансирования пенсионных накоплений и финансирования дефицита федерального бюджета;

уменьшение прогнозных ставок купона по облигациям российских эмитентов, связанных с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов и номинированным в российских рублях, и прогнозной процентной ставки по субординированному депозиту в Банке ВТБ (ПАО) в связи с прогнозируемым снижением инфляции в России в 2017 году (прогноз – 4 %) по сравнению с инфляцией в 2016 году (оценка – 5,8 %);

возврат в 2017 году Внешэкономбанком депозита в сумме 0,98 млрд. рублей в соответствии с условиями депозитного договора.

Уменьшение прогнозных доходов от управления средствами ФНБ в 2019 году по сравнению с 2018 годом связано с:

уменьшением остатков средств ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России за счет списания в 2019 году средств в целях софинансирования пенсионных накоплений и финансирования дефицита федерального бюджета;

ослаблением курса рубля по отношению к доллару США, евро и фунту стерлингов в 2019 году в сравнении с 2018 годом;

возвратом Внешэкономбанком в 2018 – 2019 годах депозитов в сумме 29,9 млрд. рублей в соответствии с условиями депозитных договоров;

снижением доходов от размещения средств ФНБ на депозитах во Внешэкономбанке в долларах США в 2019 году по сравнению с 2018 годом;

возвратом Банком ВТБ (ПАО) в декабре 2018 года депозита в сумме 26,0 млрд. рублей.

18.5.4.1. Динамика доходности размещения средств фондов на счетах в иностранной валюте в Банке России в 2011 – 2019 годах представлена в следующей таблице.

(в процентах)

Показатель доходности Резервный фонд ФНБ Резервный фонд и ФНБ
2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год (оценка) 2017 - 2019 годы (прогноз)
Совокупная доходность по счетам в иностранной валюте 1,8 1,75 0,74 0,08 0,67 0,41 0,3 0,3
в том числе:                
по счету в долларах США 1,01 1,01 0,33 0,28 0,41 0,41 0,11 0,11
по счету в евро 2,0 1,9 1,09 0,001 0,46 0,3 0,42 0,42
по счету в фунтах стерлингов 4,4 4,4 1,0 -0,51 2,80 0,92 0,62 0,62

 

При расчете доходов от размещения средств на счета в иностранной валюте в Банке России применены одинаковые прогнозные ставки процента на 2017 – 2019 годы как для Резервного фонда, так и для ФНБ, что связано с низкой волатильностью цен долговых обязательств иностранных государств, обусловленных их высоким кредитным качеством.

Расчет значений прогнозных ставок процентов от размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России на 2017 – 2019 годы проведен на основе 10-летних данных совокупной годовой доходности индексов Агентства «Блумберг» для государственных долговых обязательств иностранных государств со сроком погашения от 1 года до 5 лет представлен в следующей таблице.

Рассматриваемый период с 10.10.2006 по 07.10.2016
Показатель USG1TR Index* EUG1TR Index* GBG1TR Index* GBG2TR Index*
Средняя доходность за 1 день, в процентах 0,000087042 0,0000967208 0,000113007 0,000176202
Стандартное отклонение доходности за 1 день, в процентах 0,000890564 0,000868974 0,000844963 0,00175863
Валюта счета по учету средств Резервного фонда и ФНБ в Банке России Счет в долл. США Счет в евро Счет в фунтах стерлингов
Прогнозная доходность по каждому индексу 0,11% 0,42% 0,90% 0,33%
Итоговая прогнозная доходность от размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России на 2017-2019 годы 0,11% 0,42% 0,62%**

*) USG1TR Index - индекс совокупного дохода для государственных обязательств США со сроком погашения от 1 года до 3 лет;

EUG1TR Index - индекс совокупного дохода для государственных обязательств стран зоны евро со сроком погашения от 1 года до 3 лет;

GBG1TR Index - индекс совокупного дохода для государственных обязательств Великобритании со сроком погашения от 1 года до 3 лет;

GBG2TR Index - индекс совокупного дохода для государственных обязательств Великобритании и со сроком погашения от 3 до 5 лет.

**) среднее значение по двум индексам совокупного дохода для государственных обязательств Великобритании (GBG1TR Index и GBG2TR Index).

На 2017 – 2019 годы средневзвешенная ставка процента по счетам в иностранной валюте в корзине разрешенных валют (45 % – доллары США, 45 % – евро и 10 % – фунты стерлингов) составляет 0,3 %, что выше, чем в 2013 году (0,08 %), но ниже, чем в 2015 году (0,41 %).

18.5.4.2. Расчетная (прогнозная) доходность в 2016 – 2020 годах по ценным бумагам российских эмитентов, связанных с реализацией инфраструктурных проектов, приобретенных за счет средств ФНБ, представлена по расчетам Минфина России в следующей таблице.

(% годовых)

№ п/п Показатель на 1 января 2016 г. (факт) на 1 января 2017 г. (оценка) на 1 января 2018 г. (прогноз) на 1 января 2019 г. (прогноз) на 1 января 2020 г. (прогноз)
1. Облигации ООО "Инфраструктурные инвестиции-3" Инфляция + 1 Инфляция + 1 Инфляция + 1 Инфляция + 1 Инфляция + 1
2. Облигации ООО "Инфраструктурные инвестиции-4" Инфляция + 1 Инфляция + 1 Инфляция + 1 Инфляция + 1 Инфляция + 1
3. Облигации ОАО "Ямал СПГ" 6-месячный ЛИБОР в долл. США + 3 6-месячный ЛИБОР в долл. США + 3 6-месячный ЛИБОР в долл. США + 3 6-месячный ЛИБОР в долл. США + 3 6-месячный ЛИБОР в долл. США + 3
4. Облигации ООО "ЗапСибНефтехим" Инфляция в США + 1 Инфляция в США + 1 Инфляция в США + 1 Инфляция в США + 1 Инфляция в США + 1
5. Привилегированные акции ОАО "РЖД" 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01
6. Привилегированные акции АО "Атомэнергопром" 1,5 - - - -

Параметры, условия размещения средств ФНБ в ценные бумаги российских эмитентов, осуществляющих реализацию самоокупаемых инфраструктурных проектов, и возврата средств ФНБ предусматривают сроки погашения облигаций от 8 до 30 лет с уплатой процентов «инфляция + 1%» – по облигациям, номинированным в рублях и по субординированному депозиту в Банке ВТБ (ПАО). При этом в соответствии с Требованиями к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18, долговые обязательства российских эмитентов, связанные с реализацией проектов, номинал которых выражен в рублях, и субординированный депозит в Банке ВТБ (ПАО) должны обеспечивать доходность не ниже индекса потребительских цен Российской Федерации за последний календарный год, предшествующий периоду начисления купонного/процентного дохода, за который осуществлена публикация уполномоченным органом, увеличенного на один процентный пункт.

18.5.4.3. Расчетные (прогнозные) ставки в 2016 – 2020 годах от средств ФНБ, размещенных на депозитах во Внешэкономбанке, представлена, по расчетам Минфина России, в следующей таблице.

(% годовых)

№ п/п Показатель на 1 января 2016 г. (факт) на 1 января 2017 г. (оценка) на 1 января 2018 г. (прогноз) на 1 января 2019 г. (прогноз) на 1 января 2020 г. (прогноз)
1. депозиты во Внешэкономбанке в рублях 6,25; 7,25 6,25; 7,25 6,25; 7,25 6,25; 7,25 6,25; 7,25
2. депозиты во Внешэкономбанке в долларах США 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25

Ставки по рублевым депозитам во Внешэкономбанке, на которые размещена часть средств ФНБ, в соответствии с условиями депозитных договоров являются фиксированными и в зависимости от условий в 2017 – 2019 годах составят от 6,25 % до 7,25 % годовых, которые выше прогнозного уровня инфляции в 2017 – 2019 годах (4 %).

При расчете сумм процентного дохода от размещения части средств ФНБ на долларовые депозиты во Внешэкономбанке (6 254,0 млн. долларов США) в законопроекте на 2017 – 2019 годы прогнозируется ставка на уровне 0,25 % годовых с уплатой процентов ежегодно и в день возврата депозита, за исключением льготного периода по уплате процентов, установленного в соответствии с условиями депозитных договоров.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1491 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 2750-р в декабре 2015 года в целях оказания государственной поддержки Внешэкономбанку срок возврата валютных депозитов, размещенных в 2014 году в общей сумме 6 254,0 млн. долларов США, увеличен с 5 - 15 до 20 лет (депозиты подлежат возврату 26 сентября 2034 года), процентная ставка по ним снижена с уровня, превышающего на 2,75 - 3,80 процентного пункта ставку ЛИБОР в долларах США сроком на шесть месяцев, до уровня 0,25 % годовых, и установлен льготный период по уплате процентов с декабря 2015 года по сентябрь 2018 года (в течение которого проценты начисляются, не капитализируются и выплачиваются в день окончания этого периода).

18.5.4.4. Расчетная (прогнозная) доходность в 2016 – 2020 годах по привилегированным акциям кредитных организаций, приобретенных за счет средств ФНБ, представлена по расчетам Минфина России в следующей таблице.

(% годовых)

№ п/п Показатель на 1 января 2016 г. (факт) на 1 января 2017 г. (оценка) на 1 января 2018 г. (прогноз) на 1 января 2019 г. (прогноз) на 1 января 2020 г. (прогноз)
1. Привилегированные акции Банка ВТБ (ПАО) 1,33 5,20 5,20 5,20 5,20
2. Привилегированные акции АО "Россельхозбанк" - 5,20 5,20 5,20 5,20
3. Привилегированные акции Банка ГПБ (АО) 0,03 6,00 6,00 6,00 6,00

 

Прогнозные показатели доходности по приобретенным за счет средств ФНБ привилегированным акциям кредитных организаций на 2016 - 2019 годы рассчитаны исходя из ожидаемой выплаты дивидендов на уровне не ниже процентной ставки по субординированным кредитам, ранее предоставленным Внешэкономбанком данным кредитным организациям, за вычетом ставки налога на прибыль организаций (20 %), поскольку дивиденды уплачиваются за счет прибыли после уплаты в бюджет налога на прибыль.

В соответствии с Федеральным законом от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по финансовой поддержке финансовой системы Российской Федерации» дивиденды по привилегированным акциям Банка ВТБ (ПАО) и АО «Россельхозбанк» в размере 5,2 % рассчитаны исходя из ставки по субординированным кредитам в размере 6,5 % годовых за вычетом ставки налога на прибыль 20 %, дивиденды по привилегированным акциям Банка ГПБ (АО) в размере 6,0 % рассчитаны исходя из ставки по субординированному кредиту в размере 7,5 % годовых за вычетом ставки налога на прибыль 20 %.

Указанные прогнозные доходности по привилегированным акциям кредитных организаций за 2016 - 2019 годы больше оценки доходности за 2015 год (с выплатой дивидендов в 2016 году), которая по акциям Банка ВТБ (ПАО) в 2015 году составила 1,33 %, Банка ГПБ (АО) – 0,3 %, АО «Россельхозбанк» в 2016 году дивиденды за 2015 год не выплачивал.

18.5.4.5. Расчетные (прогнозные) ставки в 2016 – 2020 годах по средствам ФНБ, размещенным на депозиты и субординированные депозиты в кредитных организациях, представлены по расчетам Минфина России в следующей таблице.

(% годовых)

№ п/п Показатель на 1 января 2016 г. (факт) на 1 января 2017 г. (оценка) на 1 января 2018 г. (прогноз) на 1 января 2019 г. (прогноз) на 1 января 2020 г. (прогноз)
1. депозит в Банке ВТБ (ПАО) 8,00 8,00 8,00 - -
2. субординированный депозит в Банке ВТБ (ПАО) Инфляция + 1; процентная ставка, установленная Банком России при проведении депозитных операций по фиксированным процентным ставкам Инфляция + 1; процентная ставка, установленная Банком России при проведении депозитных операций по фиксированным процентным ставкам Инфляция + 1; процентная ставка, установленная Банком России при проведении депозитных операций по фиксированным процентным ставкам Инфляция + 1; процентная ставка, установленная Банком России при проведении депозитных операций по фиксированным процентным ставкам Инфляция + 1; процентная ставка, установленная Банком России при проведении депозитных операций по фиксированным процентным ставкам
3. субординированный депозит в Банке ГПБ (АО) Инфляция + 1; процентная ставка, установленная Банком России при проведении депозитных операций по фиксированным процентным ставкам Инфляция + 1; процентная ставка, установленная Банком России при проведении депозитных операций по фиксированным процентным ставкам Инфляция + 1; процентная ставка, установленная Банком России при проведении депозитных операций по фиксированным процентным ставкам Инфляция + 1; процентная ставка, установленная Банком России при проведении депозитных операций по фиксированным процентным ставкам Инфляция + 1; процентная ставка, установленная Банком России при проведении депозитных операций по фиксированным процентным ставкам

 

Процентная ставка по депозиту в Банке ВТБ (ПАО) является фиксированной (8 % годовых). Процентные ставки по субординированным депозитам являются плавающими и зависят от уровня инфляции в Российской Федерации (за последний календарный год, предшествующий году, в котором начинается соответствующий процентный период) и значения процентной ставки, установленной Банком России при проведении депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Таким образом, прогнозируемое в соответствии с законопроектом снижение инфляции при стабильном уровне процентной ставки Банка России повлечет снижение процентной ставки по субординированным депозитам и, соответственно, может привести к снижению процентов по указанным депозитам.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: