Единство темы и идеи как основа цельности текста




Категория цельности текста напрямую связана с категорией информативности. Информативность (от лат. information – сообщение о положении дел, сведения о чем-либо) – предметно-смысловое содержание текста - получает отражение в следующих видах информации: содержательно-фактуальной – т.е. в сведениях о фактах, явлениях, событиях, действиях, лицах; содержательно-концептуальной, отражающей авторское понимание обсуждаемых в тексте реалий в виде концептуальных положений текста, и содержательно-подтекстовой, передающей скрытые, не наблюдаемы, но вводимые из контекста обертоны смыслов (В.Н.Мещеряков // «Педагогическое речеведение», 1998, с. 75-76).

Первые два вида информации – о чем говорится и что говорится – в школе называют темой и основноймыслью (идеей) текста. Говоря о смысловой цельности текста, надо иметь в виду единство предмета речи (темы) и единство идеи речевого произведения. В тексте большого объема предметное единство проявляется в иерархии тем. Ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем, подтемы членятся на более мелкие, вплоть до микротем. Мельчайшая частная тема – тема, заключенная в СФЕ. СФЕ монотематично. Переход от одной микротемы к другой есть сигнал границы СФЕ. Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов, в их синонимизации, повторной номинации.

Ключевые слова, становясь доминантными обозначениями, создают вокруг себя единый смысловой контекст, вовлекая в него другие слова, ситуативно связанные с ключевым словом – понятием.

Связующим элементом текста на уровне содержания является и авторская оценка и осмысление отображенных предметов, авторская позиция. Психолингвисты предпочитают говорить, что текст обладает эмотивностью – он отражает отношение автора к действительности. За интересом к тексту стоит интерес к языковой личности и образу мира человека (автора), проявляющимся в тексте. С собственно лингвистических позиций, авторский замысел выражается через категорию модальности текста, которая может быть реализована различными языковыми средствами – грамматическими, лексическими, фразеологическими, интонационными, стилистическими (например, использованием грамматических форм слов, модальных слов, частиц, эмоционально-экспрессивной лексики, экспрессивных интонационных конструкций, тропов и фигур речи и т.п.), а также композиционными средствами. Различается объективная и субъективная модальность. Объективно-модальное значение отражает отношение сообщаемого к действительности (реальность-ирреальность и т.д.). Субъективно-модальное значение – это отношение говорящего (пишущего) к сообщаемому. Через модальность проявляется личность автора, его мировоззрение, мироощущение, эмоциональный настрой. Авторская модальность скрепляет все элементы содержания текста. Для художественного текста это «образ автора» (по терминологии В.В. Виноградова), для нехудожественного – это авторская концепция, точка зрения. Организация речевых средств для передачи содержания под углом зрения, отражающим авторскую позицию, и определяет целостность текста.

Принципиальная невозможность включить в текст в полной мере личностное отношение автора ко всем описываемым аспектам действительности обусловливает наличие в тексте (прежде всего художественном) подтекста. Подтекст – это скрытая информация, извлекаемая из текста благодаря способности его единиц (высказываний внутри СФЕ) к приращению смысла на основе ассоциативности. Художественный текст часто лишь намекает на выводы и отсылает читателя к тем или иным оценкам (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок). Для того, чтобы подтекст был замечен читателем, необходимо опознание имеющихся в тексте сигналов как отсылающих к неявному содержанию и оценкам автора.

Вот стихотворение А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»:

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

«Дитя, подойди к нам поближе,

Тебя мы научим летать!

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать!

Над нами трепещут былинки,

Нам так хорошо и тепло,

У нас бирюзовые спинки,

А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,

Мы так тебя любим давно…

Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!»

Внешнее, поверхностное содержание стихотворения – картина яркого летнего дня на берегу реки с веселой пляской стрекоз; другой подспудный смысл – тревога за ребенка, которому грозит опасность утонуть, если вовремя не проснется мать, сморенная, возможно, усталостью и солнечным зноем. Сигналами подтекста оказываются первая и последняя строки, содержащие слова омут (сказанное автором) и песчаное дно (сказанное якобы стрекозами), а в середине стихотворения обращает на себя внимание описание веселого хоровода стрекоз над водой и их повторяющиеся призывы «Дитя, подойди к нам поближе» и «Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать!» (см. трактовку стихотворения в: Шевченко, 2003, с.96-97).

Очевидно, что данный текст несет в себе и целостное представление о фрагменте действительности, описанном в том ракурсе, в котором он видится автору, и содержит в себе подтекст как неявный смысл, извлекаемый из описания событий, явлений и тесно связанный с авторским замыслом.

Таким образом, целостность текста проявляется в единстве тематическом, концептуальном, модальном. Текст состоится, если он обладает двумя основополагающими признаками – структурной связностью и содержательной цельностью. Последнее включает в себя такой факт, как коммуникативная установка (замысел, цель). Гиперсвязность (глобальная связность) достигается именно коммуникативной установкой, в то время как структурная связность – это связность локальная, это связность линейных последовательностей (высказываний, СФЕ, фрагментов текста).

Со смысловой цельностью связана и категория завершенности текста. Текст считается завершенным, если, с точки зрения автора, его замысел получил исчерпывающее выражение. Понятие завершенности приложимо лишь к целому тексту, а не к его частям. (Применительно к части целого текста, например абзацу, говорят не о завершенности, а об относительной автономности высказывания, так как в нем раскрыта микротема). Можно выделить внешние признаки завершенного текста. В частности, это выражается в наличии в тексте определенных формул начала и конца. Например, в фольклоре это зачины (В некотором царстве…; Жили-были… и т.п.) и концовки (Тут и сказке конец … и т.п.). К начальным сигналам текста относят название (Крошечка–Хаврошечка), указание на тип документа (Доверенность), обращение (Дамы и господа!), различные этикетные фразы и т.д.

Сигналы завершения текста – также этикетные фразы (Благодарю за внимание), формулы прощания (До встречи в эфире), подпись автора в конце документа и т.д. Таким образом, текст в правильно оформленном виде имеет начало и конец.

Один из главных признаков категории завершенности текста – это ее сопряженность с заглавием. Показателем законченности текста (или относительной автономности абзаца) является возможность подобрать к нему заголовок. В заголовке может быть обозначена тема или основная мысль высказывания. Название и есть не что иное, как представленная в сжатом виде содержательно-концептуальная информация, которая в процессе развертывания текста раскрывается, линейно организуется и в предметно-смысловом плане исчерпывается (ср.: Гадкий утенок, Приключения Незнайки и его друзей, Дядя Федор, пес и кот и т.п.).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: