БПОУ ВО «БОРИСОГЛЕБСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Специальность 33.02.01 «Фармация»; ОУД. 11 Химия
Тип занятия: Совершенствование знаний, умений; Выработка первичных практических умений
Форма проведения: Практическое занятие
Тема « Очистка веществ фильтрованием и дистилляцией. Очистка веществ перекристаллизацией ».
Цели.
Учебная: познакомиться со способами разделения смесей: фильтрованием и дистилляцией, научиться разделять смеси с помощью фильтров, а также с помощью выпаривания.
Развивающая: организовывать собственную деятельность; развивать умение работать в коллективе и команде, общаться в группе; развивать умения поиска и использование информации.
Воспитательная: продолжить работу по развитию логического мышления учащихся, по формированию умения строить индуктивные выводы, способствовать совершенствованию навыков сотрудничества в ходе работы, формированию уважительного отношения к мнению других.
В результате изучения темы обучающийся должен уметь:
· разделять смеси веществ, используя различия в свойствах веществ.
· разделять смеси с помощью фильтров, а также с помощью выпаривания.
· рассчитывать массовую долю компонентов смеси
Межпредметные связи. ОУД.04 Математика, ОУД.08 Информатика, ОУД. 12 Биология
Оснащение занятия: лабораторный штатив, спиртовка, химический стакан, колба, стеклянная палочка, воронка, фильтровальная бумага, фарфоровая чашка, щипцы, смесь речного песка и поваренной соли, вода, медный купорос, раствор нитрата серебра.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Организационная часть.
2.Начальная мотивация учебной деятельности. Внимательно слушают инструктаж преподавателя по технике безопасности. Отвечают на вопросы
|
3. Актуализация знаний и умений по теме. Фронтальный опрос по теме
4. Самостоятельная работа. Выполнение практической части. Проведение опытов по очистке смеси речного песка с поваренной солью, дистилляции воды, перекристаллизации сульфата меди.
Опыт 1. «Очистка загрязненной поваренной соли (соль загрязнена речным песком)».
Выделение поваренной соли из ее смеси с речным песком:
План работы:
1. Ознакомьтесь с инструкцией по технике безопасности.
2. В тетради для практических работ запишите дату выполнения и тему работы.
Исходные вещества | Что делал(а) | Наблюдения и выводы |
3. Растворить загрязненную соль в небольшом объеме воды. 4. Дать раствору отстояться. 5. Очистить полученный раствор с помощью фильтрования: слить жидкость с отстоявшегося осадка в стакан по палочке. При этом примесь песка остается на фильтре (сделайте фильтр из подручного материала), а в стакан проходит прозрачный фильтрат (раствор соли в воде). 6. Полученный фильтрат вылейте в фарфоровую чашечку (возьмите подручный материал) и нагрейте до полного испарения воды (рис. 2). На стенках чашечки образуются кристаллики очищенной поваренной соли | 7. В заключение сделайте выводы об использованных метода разделения. (Метод фильтрования применим для разделения неоднородных смесей, в которых один из компонентов растворимое вещество, а другой нет. Метод выпаривания применим для отделения летучих компонентов смесей от менее летучих (или ‚ нелетучих). |
Опыт 2. Очистка медного купороса перекристаллизацией
|
Очистка сульфата меди (II) перекристаллизацией. Для очистки твердых веществ от растворимых примесей используют метод перекристаллизации, который заключается в создании благоприятных условий для выделения данного вещества из насыщенного раствора в кристаллическом состоянии. Растворимые примеси остаются в растворе.
1. Ознакомьтесь с инструкцией по технике безопасности.
2. В тетради для практических работ запишите дату выполнения и тему работы.
3. Сделайте запись об ознакомлении с инструкцией по технике безопасности.
4. Подготовьте таблицу для оформления результатов проведенных опытов.
5. Ознакомьтесь с порядком выполнения опытов, убедитесь в наличии всех необходимых приборов и материалов
Очистка сульфата меди (II) перекристаллизацией. Для очистки твердых веществ от растворимых примесей используют метод перекристаллизации, который заключается в создании благоприятных условий для выделения данного вещества из насыщенного раствора в кристаллическом состоянии. Растворимые примеси остаются в растворе.
А) Возьмите порошок медного купороса (1 ложечку) и добавьте к нему 2-3 кристаллика хлорида натрия. Отметьте его цвет и наличие посторонних примесей.
Б) Полученную смесь перенесите в пробирку и добавьте 8 мл дистиллированной воды.
В) Пробирку с раствором осторожно нагревайте на пламени спиртовки, всё время встряхивая, до полного растворения солей.
Г) Охладите пробирку с раствором до комнатной температуры, а затем поставьте в ледяную воду.
Д) Полученные кристаллы отфильтруйте: Вставьте фильтр в воронку (его края не должны доходить до края воронки на 5 мм) Смочите фильтр дистиллированной водой для плотного прилегания фильтра к воронке. Поставьте под воронку пустой стакан Соль вместе с раствором осторожно перелейте в воронку с фильтром
|
Е) Кристаллы медного купороса поместите между сухими листами фильтровальной бумаги и высушите полученные кристаллы
Ж) Отметьте их цвет и наличие примесей
7. Оформите таблицу результатов.
Название опыта | Ход работы | Наблюдения | Расчеты | Выводы |
5.Контроль знаний по теме – выполнение теста, оформление практической работы
6. Домашнее задание. Конспект, ОИ 1.с. 20-21, с.22 зал. 4.-6.СРО 1.
7. Рекомендованная литература:
Основные источники:1. Габриелян О.С.Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Дополнительные источники:
1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования - М. Издательский центр «Академия», 2011.
2. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия: 10 класс, учебник – М.: Дрофа, 2002
3.Ерохин Ю.М. Химия: учебник для сред. проф. учеб. заведений- М. Издательский центр «Академия», 2003.
Интернет-ресурсы:
1. www.openclass. ru(Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
2.www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
3.www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
4. _www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников)
5._www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
Преподаватель Т.Н. Мальшина