Характеристика тифлотехнических устройств




Ермаков В.П., Якунин Г.Л. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.

Глава 8. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Предмет и задачи тифлотехники

Тифлотехника (от греч. tiphlos — слепой) представляет собой специализированную отрасль приборостроения, занимающуюся разработкой общих и специальных принципов конструирования и производства различных тифлотехнических средств, предназначенных для лиц с нарушением зрения. Тифлотехника играет существенную роль в трудовой и социальной реабилитации инвалидов по зрению. Современная тифлотехника развивается по трем основным направлениям: учебная, производственная и культурно-бытовая. В своем развитии тифлотехника опирается на офтальмологию, тифлопсихологию, физиологию, радиоэлектронику_, телемеханику и автоматику, биомеханику, тесно связана с инженерной психологией, эргономикой, технической эстетикой, теорией связи, некоторыми направлениями кибернетики (технической, биологической).

Задачей учебной тифлотехники является оптимизация учебного процесса при обучении основам наук, а также политехническая и производственная подготовка слепых и слабовидящих.

Производственная тифлотехника связана с решением задач по обеспечению инвалидов по зрению возможностью выполнять с помощью специальных тифлотехнических приборов и приспособлений производственные операции, ранее им недоступные, включая и контрольно-измерительные работы. Производственная тифлотехника способствует совершенствованию технологии производства, облегчает и повышает производительность труда инвалидов по зрению, обеспечивает соблюдение норм техники безопасности на рабочих местах, даст возможность людям с нарушенным зрением осваивать новые профессии и виды квалифицированного труда.

В задачи культурно-бытовой тифлотехники входит разработка и создание специальных средств, облегчающих ориентировку слепых и слабовидящих в пространстве и расширяющих возможности восприятия ими окружающих предметов и явлений, выполнения культурно-бытовых обязанностей в семье, участия в общественной жизни.

Особенности разработки, конструирования и эксплуатации тифлотехнических средств обусловлены спецификой их функционального назначения. Основной задачей при конструировании тифлотехники (касается всех ее направлений) является разработка и создание специальных средств отображения информации (СОИ) с учетом возможностей сохранных анализаторов людей с нарушенным зрением. Специальные СОИ представляют собой основное звено тифлоприбора или устройства, содержащее и определяющее его тифлоспецифику.

Принципы разработки тифлотехники

Разработка тифлотехнических устройств базируется как на общих инженерно-психологических основах проектирования средств отображения и вывода информации, так и с учетом естественных возможностей компенсации, коррекции и восстановления нарушенных или недоразвитых функций у слепых и слабовидящих. Основными принципами разработки тифлотехнических устройств являются:

1. Замещение функций зрительного анализатора функциями других сохранных анализаторов с использованием акустических, тактильных, проприоцептивных средств отображения информации.

2. Усиление визуального сигнала, превышающего уровень помех, создаваемых дефектом информационного канала зрительного анализатора.

3. Рациональное использование и охрана нарушенного зрения и сохранных анализаторов.

На основе этих принципов разработаны информационно-коммуникативные средства применительно к различным видам тифлотехники учебного, культурно-бытового и производственного назначения.

Характеристика тифлотехнических устройств

Существует немало разнообразных оптических средств, технических приспособлений, машин и аппаратов, которые предназначены для слабовидящих и слепых.

К оптическим среде там ОТНОСЯТСЯ различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком и далеком расстоянии. В настоящее время разработаны новые виды накладных оптических средств для слабовидящих, предназначенные для чтения, письма, рисования (Р. С. Муратов) (рис. 22—26).

Разработаны телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить увеличение до 60 раз. Яркость и контрастность изображения на телеэкране могут регулироваться самим учеником. В большинстве телевизионных устройств увеличение изображения изменяется плавно с помощью объектива с переменным фокусным расстоянием. Различают телевизионные устройства индивидуального и коллективного пользования. При обучении слабовидящих используются специальные замкнутые телевизионные системы, позволяющие осуществить фронтальные методы обучения (А. Б. Гордин).


Существуют различного вида дисплеи для слабовидящих, работающие по принципу преобразования входной кодовой информации в изображение знаков и символов на сегментных, матричных или растровых индикаторах (В. М. Воронин). Для лиц, страдающих дефектом поля зрения (трубчатое зрение, гемианопсия), предназначены специальные оптические системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения.


В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светозащитные корригирующие линзы из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием.

 


 

 


Для незрячих и слабовидящих разработаны и выпускаются различные по сложности технические устройства и приспособления (приспособления для вдевания нитки в иголку, трость для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифель и приборы для измерений (рис. 27—29), специальные пишущие машинки для незрячих и др.). Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования. Существует специальная система «Говорящая книга», представляющая собой

тиражированные на грампластинках и магнитофонных лентах записи книг и специальные устройства дли проигрывания.

Используемые и школах для слепых и слабовидящих специальные светоэлектрические и магнитоэлектрические сигнализаторы путем преобразования световых сигналов в слуховые или тактильные позволяют наблюдать многие химические процессы и физические явления, воспринимать близко расположенные и неограниченно удаленные объекты, определять изменение их освещенности и яркости, характер перемещения в пространстве, наличие магнитного поля и его полярность и т. п. (О. Л. Алексеев, В. П. Ермаков и др.).

При машинном программированном обучении учащихся применяются обучающие машины, представляющие собой информационно-контролирующие устройства со специальными СОИ, а также другие технические устройства типа тренажеров-репетиторов (О Л. Алексеев)..

.Для ориентировки слепых в пространстве применяются трости, ультразвуковые локаторы, излучающие и принимающие отраженные от предметов сигналы, содержащие информацию о направлении и расстоянии до предметов, а также различного вида звуковые маяки.

В целях улучшения физической подготовки слепых детей и развития их двигательной активности используются специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п. (Л. А. Семенов, Б. В. Сермеев, Ю. В. Павлов и др.). Специальные технические средства и приспособления, используемые длягруппового и профессионального обучения и на рабочих местах производственных предприятий, позволяют осуществлять слепым сборку электротехнических и радиоэлектронных изделий, производить механическую обработку различных материалов, холодную штамповку и другие операции. С помощью специальных тренажеров слепые могут обучаться работе на некоторых видах станочного оборудования (О. Л. Алексеев, В. П. Ермаков, В. С. Ермолаев, В. Н. Смирнов).

Существуют специальные технические средства (коммуникаторы) для взаимного обмена информацией между слепоглухонемыми и зрячими, что особенно важно при обучении. Для восстановления неполноценного зрения используются различные приборы, предназначенные для развития остроты зрения, цветоразличения, бинокулярного зрения, фиксации взора.

Главными показателями действующей и вновь разрабатываемой и создаваемой материально-технической базы тифлотехники являются: компенсаторный эффект, определяемый достоверностью информации о наблюдаемом предмете или явлении, которую получает слепой при использовании тифлоприбора, т. е. степенью информационною соответствия входного и выходного сигналов; надежность, характеризуемая способностью тифлотехнических средств работать в течение установленного срока с сохранением исходных характеристик; соответствие современным требованиям эргономики и технической эстетики, направленным в конечном итоге на оптимизацию функционирования системы «человек — машина» (О. Л. Алексеев, Р. С. Муратов).

Достижения в области тифлотехники освещаются в периодических журналах «Дефектология», «Наша жизнь».

В СССР работы в области тифлотехники ведутся в научно-исследовательских институтах: Всесоюзном институте медицинского приборостроения, НИИ дефектологии АПН СССР, НИИ глазных болезней, НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов. Разрабатываются тифлотехнические средства в некоторых высших учебных заведениях, в специальном конструкторском бюро Всероссийского общества слепых.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев О. Л., Ермаков В. П., Смирнов В. Н. Организация кабинета трудового обучения для школ слепых и слабовидящих.— Свердловск, 1987.

Алексеев О. Л., Ермаков В. П., Смирнов В. Н. Пластмассовые оптические средства для слабовидящих детей.— М., 1987.

Алексеев О. Л., Смирнов В. Н., Семенов Л. А. Организация кабинета физики дли школ слепых и слабовидящих учащихся.— Свердловск, 1987.

Алексее к О. Л., Ермаков В. П., Смирнов В. Н. Технические средства трудовою и профессионального обучения слепых и слабовидящих школьников.— М., 1989.

Алексеев О. Л., Тупоногов Б. К. Организация кабинета биологии для школ слепых и слабовидящих детей.— Свердловск, 1987.

Воронин В. М. Компьютерная техника и расширение информационно-коммуникативных возможностей человека.— Свердловск, 1987,

Гордин А. Б. Специальная замкнутая телевизионная система для обучения слабовидящих школьников.— М., 1985.

Казаков А. А. Организация кабинета природоведения для школ слепых в слабовидящих детей.— Свердловск, 1987.

Казаков А. А. Организация кабинета географии для школ слепых и слабовидящих детей.—Свердловск, 1987.

Казаков А. А. Организация кабинета астрономии для школ слепых и слабовидящих детей.— Свердловск, 1987.

Муратов Р. С. Технические средства обучения слепых и слабовидящих школьников.— М., 1968

Сверлов В. С. Тифлотехника — М., 1960.

Семенов Л. А. Тренажеры и их использование в школах для слепых и слабовидящих детей.— М., 1985.

Смирнов В. Н., Тупоногов Б. К., Федяй Г. Ф. Организация кабинета химии для школ слепых и слабовидящих детей.— Свердловск, 1987.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: