Достаточный словарный запас




МДОУ «Детский сад № 8»

 

 

Подготовила

Борисанова М.А.,

учитель-логопед

 

 

Ярославль, 2021

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе представляет собой итог речевого развития предыдущих 6-7 лет. Это такой уровень развития речи ребёнка, который во время обучения в школе позволит ему понимать речь учителя, точно и грамматически правильно выражать мысли, овладеть чтением и письмом, избежав грубых и стойких ошибок, поддерживать речевое общение с другими детьми и взрослыми.

Представление о себе и своем окружении

Ответы на эти вопросы не должны вызывать затруднений у 6-7 летних детей:

· Как тебя зовут, сколько тебе лет, по какому адресу живёшь?

· Из кого состоит твоя семья? Кто твоя мама (имя, отчество, кем работает)?

Папа? Брат, сестра? Часто дети затрудняются в назывании отчества родителей, объясните, как оно образуется, и предложите запомнить.

Готовность к овладению чтением и письмом

Все звуки русского языка к началу обучения ребёнок должен произносить правильно. Если недостатки в звукопроизношении всё-таки остались, то в первом классе необходимо продолжить занятия с логопедом.

Важно, чтобы 6-7- летний ребёнок умел определять последовательность звуков в слове (до пяти звуков). Например, слово «мишка». С чем должен справиться будущий первоклассник? Последовательно назвать все звуки («мь», «и», «ш», «к», «а»). Необходимо обратить внимание, что первый звук звучит мягко. Предложите назвать второй звук, четвёртый, звук после «ш», перед «и».

Чтобы овладение чтением не вызывало трудностей, 6-7 летний ребёнок должен уметь составлять слова из последовательно данных звуков, например, послушать звуки и узнать слово: «к», «о», «т» (кот). Умеет ли ваш ребёнок подбирать слова на заданный звук, с заданным звуком? На звук «з» можно подобрать слова: «заяц», «знаю», «забор»; со звуком «з» слова: «ваза», «везу» и др.

Кроме этого, ребёнок должен уметь делить слова на слоги и составлять слова из данных слогов. Предложите разделить на слоги слово «собака» («замок», «стол») и определить, сколько в нём слогов. Пусть будущий первоклассник составит слово из данных слогов: первый слог «шко», второй слог «ла»«школа»; «ра-ду-га»«радуга», второй слог «ка», первый «руч»«ручка», «ба-со-ка» – «собака».

Для овладения письмом, от 6-7 летнего ребёнка требуется умение составлять из слов предложение и делить предложение на слова. Сможет ли ваш ребёнок назвать первое, второе и последующие слова в предложении «Карандаш лежит на столе»? Необходимо обратить внимание на короткое слово «на» – это отдельное слово. Сосчитайте, сколько всего слов в данном предложении.

 

Достаточный словарный запас

Чем шире знания ребёнка об окружающем мире, тем богаче его словарь. Оценить словарный запас ребёнка можно потому, как быстро и точно он подбирает нужное слово. Предложите подобрать обобщающее слово к названию предметов: молоток, пила, отвёртка – всё это…(инструменты). Берёза, ель, тополь – это…(деревья).

Без затруднений ребёнок 6-7 лет выполнит задания на подбор слов, обозначающих действия (что делает врач, что можно делать ножом); слов, называющих какой предмет (какое может быть яблоко, погода). Хорошо, если удаётся назвать четыре и более слова. Умеет ли будущий ученик подбирать противоположные слова? Добро – зло, трусливый – храбрый, высокий – низкий, нашёл – потерял, темно – светло. Ребёнок должен уметь объяснять и значения слов: кто такой учитель, что такое хлебница и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: