1. Вам нужно попросить друга вернуть Вам книгу в четверг. Сформулируйте свою просьбу всеми возможными способами. Опишите речевые ситуации, в которых Вы используете некоторые из этих вариантов.
2. Опишите Ваши речевые ожидания (то, чего ожидают окружающие от речевого поведения индивида и вправе требовать от него) в отношении социальных ролей: учитель-ученик, учитель-директор школы, учитель-родитель ученика.
План-задание № 2
ТЕМА: Динамическая структура речевого действия.
Контрольные вопросы и задания:
1. Как соотносятся понятия «деятельность», «действие» и «операция» в теории речевой деятельности (А.А.Леонтьев)?
2. Какова структура речевого действия?
3. Какие умения обеспечивают эффективную речь на различных этапах осуществления речевого действия; что нужно уметь делать:
1)на этапе ориентировки,
2)на этапе планирования (на этапе формирования речевой интенции),
3) при переходе от программы к ее реализации,
4) на этапе контроля?
4. Расскажите о процессе кодовых переходов с кода мысленной внутренней речи к коду внешней речи в связи с этапами подготовки и реализации высказывания.
Литература
1. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения.-М.-1994-с.6-8
2. Львов М.Р. Основы теории речи.-М.-2000.-с. 53-84
3. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.-М.-1998. (Статьи «Речевая деятельность», «Внутренняя речь»).
Задание для работы в аудитории
Сочинение
Создание творческого высказывания в речевом жанре поздравление (открытка, телеграмма, тост, речь и т.д.).
Задание. Напишите текст поздравления близкого человека.
Осуществляйте речевое действие поэтапно.
1. Фаза ориентировки в речевой ситуации.
Смоделируйте речевую ситуацию. Определите, кто, кому, с какой целью, в каких условиях, в какой форме обращается с речью. Особенно важно представить себе конкретного адресата, его личностные особенности, можно вспомнить события, с ним происходившие и т.д.
|
Прогнозируйте результат вашего речевого воздействия на адресата.
2. Фаза программирования высказывания.
Определите общий план и границы высказывания. Вам необходимо изобрести идеи (образы), которые вы сможете использовать для создания текста. Сначала собирайте материал беспорядочно, затем систематизируйте материал (выделите аспекты).
3. Фаза реализации программы в языковом коде.
Излагайте материал последовательно. Применяйте риторические приемы и отбирайте языковые средства в соответствии с определенным стилем речи и тональностью общения, типом текста (жанром) и формой речи (устной и письменной)
4. Фаза контроля.
Перечитайте текст, прогнозируя коммуникативный эффект. Отредактируйте написанное: добейтесь совершенной композиции и адекватного языкового воплощения мысли.
Литература для подготовки к сочинению
Карпова Е.В. Речевой жанр поздравление: на границе культуры и масс-культуры// Русская словесность.-2002.-№3.-с. 62-67.
План-задание № 3
ТЕМА: Виды речи как деятельности. Устная живая монологическая речь.
Контрольные вопросы и задания:
1. Каковы виды речевой активности в зависимости от степени подготовленности устной речи? В каких условиях общения эти виды речи реализуются?
2. Расскажите об особенностях продуцируемой (спонтанной) устной речи, имея в виду:
|
а) особенности синтаксиса,
б) особенности словоупотребления, объясняемые речепорождающими механизмами (прежде всего – механизмом упреждающего синтеза; инертностью, индукцией, ассоциацией).
3. Какие основные типы ошибок в словоупотреблении свидетельствуют о сложности механизма выбора слов?
4. Какова роль долговременной и кратковременной (оперативной) памяти в порождении высказывания? Каковы виды композиционных ошибок?
Практическое задание
1. Прочитайте запись устной спонтанной речи (текст №1,2)
Какими признаками монологической речи обладает этот тип речевой деятельности, и как это проявилось в данных высказываниях?
Покажите особенности языковой структуры этих монологов, обусловленные симультанным характером такого вида коммуникации (анализируйте синтаксические структуры, специфику словоупотребления).
2. Покажите в данных текстах отклонения от норм КЛЯ; свидетельствуют ли они о невладении говорящим литературным языком? Объясните нарушения литературных норм с точки зрения работы механизмов речи и интерференции языковых систем (РР и КЛЯ).
ТЕКСТ 1
В прошлую пятницу я ходила в зал имени Танеева с друзьями на концерт// Там выступал … /был отчетный концерт/ школы номер пять/ музыкальной // Там выступали дети / выступали вообще замечательно/ и что очень поразило/ то что маленькие детки/ вообще / так быстро могут перебирать пальцами и играть …/ И еще там был один мальчик/ и играл на трубе/ вызвал бурю положительных эмоций и смеха/ хотя там смеяться было нельзя // и в общем/ это было запоминающим / наверно/ на всю жизнь//
|
(Студентка 5 курса факультета начального образования КГУ)
ТЕКСТ 2
То есть университет /во-первых/ запоминается своей группой/ которой…/людьми / которые находились с тобой все эти пять лет/ ну и преподавателями/ которые …много интересных лекций читали познавательных/ которые заполняли / вот всю эту новую жизнь…// Естественно/ если ты участвовал в капустниках и в студвеснах / э-э/ на протяжении всего учебного года/ вот всей вообще (смех) своей учебной жизни /то это тоже откладывается в памяти надолго /потому что это интересно/(выдох)/ смешно…//
(Студентка 5 курса факультета начального образования КГУ).
Литература
1. Львов М.Р. Основы теории речи.-М.-2000.-с. 70-84, 33-34.
2. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.-М.-1998 (Статьи «Говорение», «Устная речь»).
3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики.-М.-1997- Глава 3 (§ 1-3).