Задание для работы в аудитории




 

Прочтите текст проф. Е.Н.Ширяева. Проанализируйте данный текст в соответствии с предложенным планом.

Е.Н.Ширяев

«О состоянии русского языка»

(из материалов почтовой дискуссии журнала «Русская речь»)

Я думаю, что никакого упадка, оскудения и вырождения русского языка сейчас не происходит. Происходит другое: падает или выявляется уже падшая культура владения языком. Наряду с чрезвычайно недоброкачественными текстами во всех функцио­нальных разновидностях языка существуют и множатся, особенно в публицистике, образцовые тексты. Несомненно, плодотворное влияние на язык оказывает только теперь ставшая широко известной у нас литература и публицистика русского зарубежья; заслуживает внимания «Словарь языкового расширения» А. И. Солженицына, требующий, конечно, критического осмысления; большим языковым богатством и культурой владения словом от­личается светская речь церковнослужителей, все чаще проникаю­щая на страницы журналов и в средства массовой информации. Таким образом, мне кажется, речь может идти скорее об обога­щении русского языка, о некотором развитии культуры владе­ния им.

Опасность для общества в другом: велика и продолжает увеличиваться пропасть между образцовыми носителями русского языка и теми специальными слоями общества, языковая культура которых недопустимо низка. Современная молодежь, пристрастившаяся к жаргону (в том числе и мату) и современным убогим текстам рок-шлягеров - это поколение уже в значительной степени потеря­но для хотя бы среднего уровня владения родным языком. Воспи­танные на языковых шаблонах «передовиц» партийно-аппаратные работники и другая бюрократия, вынужденная сейчас выходить «на народ», так же являют собой в языковом плане жалкое зрелище. Дело, безусловно, усугубляется еще одним важным обстоятельст­вом. Люди, плохо владеющие словом, не слыша себя, не придают культуре речи никакого значения. Их язык, вероятно, действительно деградирует. Если бы существовал язык только этих плохо владеющих русским языком социальных групп, то даже понятие вырождение языка не было бы слишком сильным.

Итак, дело не в оскудении языка, а в пропасти между хорошим и плохим владением языком. Дело в том, что хороший и совер­шенствующийся язык и плохой, деградирующий, существуют па­раллельно, первый не влияет на второй.

 

План-задание № 7.

Тема: Функционально- смысловые типы монологической речи. Описание. Повествование.

Теория.

1. Текст (фрагмент текста) - описание: функция, обобщенное значение и языковые средства его выражения, композиционная его схема. Риторика объективного и субъективного описания.

2. Текст - повествование: функция, обобщенное значение и языковые средства его выражения, композиционная схема. Риторика объективного и субъективного повествования.

 

Практическое задание.

Используя школьные учебники, подберите для иллюстрации теории тексты (фрагменты текстов) обоих типов речи. Сделайте лингвистический анализ способов выражения рематических значений (качественно-признакового значения в описании; значения действия, способа и обстоятельств действия в повествовании).

Литература.

1. Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения.- М.- 1994.-С. 28-40.

2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения.- М. 1998.- С. 268- 276; 284-312.

3. Педагогическое речеведение: Словарь - справочник. -М.- 1998. (Статьи «Описание», «Повествование», «Функционально-смысловые типы речи»).

4. Михальская А.К. Основы риторики: мысль и слово.- М.- 1996.- С. 182-188.

 

Дополнительная литература.

Золотова Т.А. Роль ремы в организации и типологии текста / / Синтаксис текста.-М. 1979.

 

 

План- задание № 8

 

Тема: Функционально- смысловые типы речи. Рассуждение. Оценка.

Теория.

1. Расскажите о признаках текста- рассуждения (функция, обобщенное значение, композиционные схемы дедуктивного и индуктивного рассуждения, языковые средства выражения связи частей текста).

2. Расскажите о признаках текста (фрагмента текста)- оценки (функция, обобщенное значение, языковые средства выражения оценки, прямые и косвенные оценки).

 

Практическое задание.

1. Подберите из учебников для начальной школы примеры текстов - рассуждений (строго научные рассуждения- доказательства или популярные рассуждения- объяснения). Проанализируйте структуру этих текстов, отметьте языковые особенности.

2. Прочтите тексты словесных этюдов, выполненных детьми 11-13 лет на одну и ту же тему, выявите языковые способы выражения оценки явлений действительности. (Тексты взяты из книги: А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995.- 144с.).

Мартовский снег

Я не люблю весеннего снега. Лучше бы он поскорее растаял еще в марте. Какой-то неприятный, расплющенный, как антрекот. Больше я ничего не могу сказать о мартовском снеге и поэтому заканчиваю мой этюд. (1)

Я вышла на улицу, осмотрелась по сторонам, и мое радужное мартовское настроение сразу сменилось печальным разочарованием. Еще вчера на образовавшихся проталинах нежно зеленела молодая травка, которая только успела показаться из старой, пожухлой прошло­годней травы, и ласковый ветерок нашептывал на ухо, что наступила весна, и скоро окончательно стает снег, и проснется река, и все кругом опять зазеленеет, оживет... А сегодня?

Все проталинки занесло мелкой, колючей, мокрой снежной крупой, на тротуарах слякоть, небо не сочное, яркое и высокое, как вчера, а низкое и серое. Печально, что и говорить! Я пошла по улице. И вдруг с удивлением начала замечать, что мое плохое настроение начало меняться. И что мне уже не хочется повернуть и идти до­мой, как хотелось в первый момент, а хочется идти вперед. И что уже не хочется прятаться от колкой снежной крупы, а наоборот - хочет­ся подставить лицо под этот снег. Я не поняла, почему произошла эта перемена в настроении. Может быть, дело в том, что это был мартовский снег и, может быть, уже последний? (2)

Середина весны. Бегут ручьи, сверля дырки в льдинах и сугробах. Мальчишки пускают кораблики из коры, щепок, спичек и другого ма­териала. Вместо катков - озера из грязи. Вместо огромных сугробов снега - горки мусора с грязью. Ручейки становятся мельче, но зато земля пропитана водой, как губка, и из нее появились первые ярко-зеленые ростки. Чуть-чуть приоткрылись почки. Везде вода. (3)

3. Как вы считаете, кто из авторов опирался на собст­венные, неповторимые наблюдения жизни, а кто больше ориентировался на то, как принято описывать весну в ли­тературе?

Где ребенку мешает бедность и словаря, и жизнен­ных наблюдений? Кто владеет богатым словарем, но ис­пытывает, пожалуй, некоторую нехватку собственных, не­посредственных впечатлений? В каком рассказе кон­кретность, точность наблюдений потребовала от автора такой же точности слова, а острота переживания весен­него дня обусловила даже сам ритм повествования — энергичный, выразительный?

 

Литература.

1. Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения.-М.- 1994.- С. 28-40; с. 75; 147-148.

2. Казарцева О.М. Культура речевого обучения: Теория и практика обучения.- М. 1998.-с. 268-269; 276-284; 312-318.

3. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово.-М.-1996.-с. 188-196, 204-208.

4. Львов М.Р. Риторика.-М.1995.- с. 42- 44.

5. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. - М.- 1998 (статьи «Рассуждение», «Оценочное высказывание учителя»).

 

Дополнительная литература

1. Кожин А.Н.. Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи.-М.- 1982.-с. 186-196.

 

План- задание № 9

Тема: Функционально- смысловые типы речи. Определение понятий. Объяснение.

Теория.

Сопоставьте признаки текста-определения и текста–объяснения (коммуникативные задачи, смысловая структура, способы раскрытия содержания понятия, приемы изложения).

Практическое задание.

1. Найдите в справочной литературе определение понятия «экслибрис», выпишите его. Сравните текст этого определения с текстом учебника (Чтение и литература. 3 кл.: Уч.: В 2 ч. Ч. 1/ Автор-сост. О.В. Джежелей.-М.-2003.-с.185), раскрывающего понятие «экслибрис». Каковы содержательные и формальные различия текстов? Чем они обусловлены?

2. Подготовьте одно на выбор устное выступление (5-минутную речь):

а) о вашем любимом современном писателе, актёре, музыканте и т.п. или о книге, спектакле, концерте и т.п.;

б) о культурном, историческом, спортивном и т.п. событии, которое вас заинтересовало;

в) рассуждение на тему одной из пословиц: Каковы сани, таковы и сами.; Первый блин комом; На одном месте лёжа, и камень мохом обрастает; Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть; Школа вымучит, охота выучит или др.

Помните о композиционных схемах различных типов речи.

 

Литература.

1. Берков В.Ф. и др. Логика.-Минск.-1997.- С. 107-115.

2. Ивин А.А. Логика: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. Другие учебники логики для вузов («Определение понятий»).

3. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.- М., 1997. (Ст. «Определения грамматические»)

4. Педагогическое речеведение: Словарь- справочник. - М., 1998.(статья «Объяснительная речь учителя»).

5. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово.-М.-1996.-с. 279-307.

 

План-задание № 10

Тема: Комплексный лингвистический анализ текста

Контрольные вопросы и задания.

1. Расскажите об основных признаках текста.

2. На каких основаниях выделяются функционально – смысловые типы речи?

3. В чем проявляются жанровые особенности речи? Покажите связь стиля и жанра речевого произведения.

4. Каковы задачи литературного редактирования текста?

Практическое задание.

Прочтите отрывок из книги Н.М.Шанского «Художественный текст под лингвистическим микроскопом». Проанализируйте текст по предложенному ниже плану.

Н.М.Шанский



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: