Лечение наркотической зависимости




Признаки и последствия наркотической зависимости

Признаки зависимости:

Человек резко меняется. Такое изменение не свойственно даже переходному или подростковому возрасту — меняется круг интересов и общения, появляется новая компания и отстраненность от семьи и старых друзей;

На физиологическом уровне могут происходить большие изменения. Так, у человека, имеющего наркотическую зависимость, время от времени могут быть очень широкие или очень узкие зрачки, сильные перепады в настроении, периоды повышенной активности, сменяющиеся сильной усталостью. Кожа приобретает бледный оттенок, глаза стекленеют, нередко человек может вести себя неадекватно, как пьяный, при этом нет запаха спиртного. От тела может появится неприятный запах, человек сильно потеет по ночам;

В общении и взаимоотношениях с семьей и друзьями будет прослеживаться постоянная ложь, человек начинает придумывать различные причины, по которым ему срочно нужны деньги, могут пропадать вещи из дома. Нередки случаи, когда наркозависимые берут кредит в банке или покупают вещи в кредит, вещи вскоре исчезают, а нагрузка по выплате кредита ложится на родных.

Последствия зависимости: Большинство наркотиков растворяются в жирах. Это значит, что, попадая в организм, они растворяются в жировых тканях и на долгие годы задерживаются в организме и могут провоцировать на новые приемы наркотиков даже спустя десятилетия после полного отказа от них. Состояние человека будет нестабильное, пока токсины находятся в организме. Он может испытывать перепады настроения, отсутствие достаточной энергии, слабость, головные боли и даже депрессию, пока остатки наркотиков не выведены из организма;

Принимая наркотики, человек деградирует, он опускается на самое дно той социальной группы, к которой относится. Постоянная ложь и стремление любой ценой добыть очередную дозу превращают человека в безнравственного, озлобленного и совершенно неэффективного. Если не восстановить нравственный облик человека и не освободить его от груза проступков, он будет долгие годы испытывать последствия наркотической зависимости во взаимоотношениях с самим собой и другими людьми;

Наркотики воздействуют на разум — они очень сильно нарушают нормальную мыслительную деятельность и становятся причиной многих проблем, связанных с работой разума. Одна из негативных особенностей наркотиков заключается в том, что они приковывают внимание на моментах приема, таким образом человек застревает в прошлом и его внимание почти полностью сконцентрировано на моментах приема наркотиков, хотя сам он этого не осознает. В разговоре с наркозависимым можно увидеть, что он находится «не здесь» и с ним тяжело общаться, так как ощущается его «отсутствие». Без специальной техники реабилитации человек на годы может застрять в прошлом и не ощущать жизнь в полной мере.

Последствия наркотической зависимости могут долгие годы беспокоить человека и мешать ему вести полноценную жизнь. Для того, чтобы устранить эти негативные влияния, необходимо пройти программу реабилитации.

В центре «Нарконон Стандарт», мы имеем дело с разными случаями наркотической зависимости, и в каждом случае программа реабилитации очень эффективно помогает справится с пристрастием к наркотикам, в том числе и к алкоголю. Обращайтесь в наш центр за помощью, пока наркотическая зависимость не привела к гибели.

Лечение наркотической зависимости

Наркотическая зависимость очень тяжело поддается лечению, и хотя существуют эффективные способы помощи наркоманам, традиционное лечение, включающее детоксикация организма, купирование ломки, лекарственную терапию, — это только первый шаг на пути избавления от наркотиков.

Реабилитация от наркотической зависимости

Каждый наркозависимый нуждается в программе реабилитации, которая устранит последствия наркотической зависимости и вернет человеку прежний облик.

Программа «Нарконон» эффективно помогает справиться с зависимостью и можно с уверенностью сказать, что, пройдя программу «Нарконон», у человека появляются все шансы на новую жизнь без наркотиков и алкоголя. В нашем центре есть взаимопонимание и забота о каждом, у нас работают профессионалы, которые знают как и чем помочь. Мы знаем как порой тяжело сделать первый шаг, но мы будем рядом и будем вам помогать. Обратитесь за помощью в наш центр реабилитации, мы знаем как помочь в вашей не простой ситуации.

Психологические и социальные последствия зависимого поведения

18 Зависимое поведение » Психологические и социальные последствия зависимого поведения

Общим для этих зависимостей является то, что все они ведут к постепенному разрушению уверенности в себе, краху самоуважения, сужению социальной активности, интересов личности, потере контакта с собственными потребностями, блокировке развития и контактов.

Перестав быть субъектом своей жизни, то есть занимать активную творческую позицию в ней, человек превращается в пассивный объект воздействия других, начинает осуществлять смысл чужой жизни и терять смысл своей. Отсюда характерное переживание пустоты, скуки, подавленности, на которые жалуются зависимые люди, особенно в отсутствие объекта зависимости.

По своей сути любая зависимость это бегство от себя в "слияние" с кем-то или с чем-то во вне самого человека, что приводит к изменению своего состояния, которое по каким-то причинам переживается как невыносимое, и нет другого способа вернуть себя в равновесие кроме как воспроизвести компульсивное действие. Соответственно, контакт с миром и с самим собой прерывается на фазе преконтакта, зависимое поведение блокирует выход из "слияния", оставляя человека "вместе" с объектом зависимости, в состоянии размытых границ, неразличения себя как отдельного организма со своими потребностями, своим движением, своими способностями, возможностями, своим уникальным местом в мире и социуме. "Сливаясь" с объектом зависимости, человек теряет контакт с самим собой и окружающим миром. "Контакт" начинает осуществляться на основе собственных проекций, а не собственного опыта. Естественно, следующим шагом становится ретрофлексивное сдерживание негативных чувств, возникающее в ответ на собственные проекции, соматизация, депрессия.

2. Зависимый человек живет в плену неконтролируемого им поведения или таких же неуправляемых эмоциональных реакций. Само зависимое поведение или эмоциональные реакции чаще всего не одобряются социумом и он вынужден их скрывать, искать им оправдания, чтобы оставаться в этом социуме. Зависимые люди живут в постоянном страхе разоблачения своей "истинной природы" другими, перед которыми они продолжают "сохранять лицо" большего или меньшего благополучия, поскольку никому невозможно открыть всю глубину своего подчинения зависимому поведению.

Зависимость мешает и самому человеку и окружающим, в связи с чем постепенно формируются устойчивые негативные чувства, связанные с самим фактом наличия у человека этого поведения или эмоций. Одновременно существуют стыд, вина за свое зависимое поведение и страх от него отказаться, потому что за ним, за этим страхом стоит ужас одиночества или унижения, связанный с базовой травмой. В этом проявляется амбивалентность зависимого человека: и желание избавиться от зависимости, и страх ее "потревожить".

Ретрофлексия не всегда способна сдержать напор отрицательных эмоций, которые вырываются в виде диффузно направленной слепой агрессии, способной быть очень разрушительной как для самого человека, так и для окружения. Так получает подтверждение прежний травматический опыт: проявление своего недовольства разрушает отношения и опасно для выживания. При этом ответственность за сдерживание не принимается: человека "вынуждают" терпеть "до последнего". На самом деле он сдерживается и терпит сам, пугаясь своих проекций.

3. Расщепление. По мере формирования зависимого поведения личность становится все более разделенной на две части: одна социально приемлемая, удобная, внешне благополучная, достаточно уверенная в себе, выполняющая свои социальные роли, и другая, постоянно напряженная, испуганная, неуверенная в себе, одновременно и жалкая, и агрессивная, завистливая или покорная, бессильная, живущая в ожидании катастрофы разоблачения.

Первая часть остается относительно благополучной или даже чувствует себя всесильной, пока сохраняются отношения зависимости, то есть пока она надежно защищена от травматических переживаний. Если отношениям зависимости возникает угроза, то сразу же оживают травматические переживания, а с ними актуализируется другая часть. Сначала оживает стыд и вина за свое зависимое поведение, а потом и это перестает быть особенно важным и остается только невыносимость и ужас гибели, которые совершенно невыносимы и личность начинает искать пути возращения к зависимости, которая дает хотя бы видимость стабильности и безопасности. Личность оказывается расщепленной на всемогущую и ничтожную, а зависимость оказывается единственной возможностью "интеграции", причем не за счет принятия и освобождения обеих сторон, а за счет подавления одной из сторон. Естественно, что периодически под напором сдержанных чувств "прорывается" то одна часть, то другая, и эти "прорывы" носят неконтролируемый характер.

4. Психосоматические заболевания как результат сдерживания чувств и способ привлечения внимания через демонстрацию беспомощности и слабости, обращение к жалости партнера.

 

У химически зависимых расщепление является одним из проявлений болезни, оно формируется независимо от того, какой по структуре была личность вначале. Здесь почвой для расщепления становятся последствия употребления, вызывающие стыд и вину. Вместо того, что бы отрегулировать свое поведение по его результатам химически зависимый предпочитает избежать этих чувств, "отключить" их вообще с помощью вещества и вернуть себе переживание благополучия, ничего не меняя в реальной жизни. "Употребившая" часть накапливает переживания своего могущества и независимости, в то время как "абстинентная часть" накапливает чувства своей ничтожности, слабости, вины, стыда. Когда зависимый оказывается перед необходимостью отказаться от химических веществ его "всемогущая" часть очень пугается и "тянет" его обратно в употребление вместо того, чтобы позволить проявиться переживаниям "ничтожной" части и отрегулировать свою жизнь с их учетом.

 

25 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫИ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ.адиктивных форм поведения

Диагностический этап.

Включает в себя диагностику личностных особенностей, которые оказывают влияние на формирование аддиктивного поведения:

-повышенная тревожность,

-низкая стрессоустойчивость,

-неустойчивая я-концепция,

-низкий уровень интернальности,

-неспособность к эмпатии,

-некоммуникабельность,

-повышенный эгоцентризм,

-низкое восприятие социальной поддержки,

-стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций,

-направленность на поиск ощущений,

-стремление к социальному одобрению,

-высокие показатели по шкале алекситимии,

-высокие показатели по шкале депрессивности

-агрессивность и др.

Эти показатели можно измерять с помощью диагностических методик (и количественных и качественных), которые мы постоянно используем в своей работе.

 

Важным направлением работы по выявлению детей, с которыми следует проводить профилактическую работу, является сбор информации о положении ребенка в семье, о наличии в семье химически зависимых людей,о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о увлечениях и способностях ребенка, о его друзьях и других возможных референтных группах. Психологу следует обращаться за информацией к воспитателям, учителям, родителям. Педагог, работающий с детским коллективом, хорошо знает каждого ребенка и достаточно легко укажет Вам на детей, использующих 1 из 4 поведенческих стратегий: «герой семьи», «потерянный ребенок», «козёл отпущения», «клоун».

 

Еще одним важным источником информации является наблюдение. Наблюдайте при личном контакте с детьми за их речью. Есть определенные маркеры, позволяющие нам найти детей этой категории:

 

Реактивность: проявляется в высказываниях, где причины собственных поступков и эмоций приписываются другим людям: «он меня изводит», «они всегда меня обижают», «она довела меня до белого каления», «он достал меня», «они заставляют меня поступать» и т.д. – т.е. все поступки, эмоции выглядят как реакции на окружающий мир, а не как собственные акции.

Негативные высказывание о себе, своих способностях, возможностях: «что-то голова моя сегодня плохо варит», «с утра ничего не соображаю», «а я-то, дурочка такая, и поверила», «отстаньте у меня уже крыша от Вас едет»

Залипание: в речи могут напрочь отсутствовать высказывания о себе лично, о своих целях, о своих делах. Вместо них все время звучит «мы», «у нас», «нам»; или, возможно постоянное упоминание кого-то из членов семьи или близких людей при ответах на вопросы, касающиеся лично ребенка.

2. Информационно-просветительский этап.

Представляет собой расширение компетенции в таких важных областях, как:

-психо-сексуальное развитие,

-культура межличностных отношений,

-технология общения,

-способы преодолевания стрессовых ситуаций,

-конфликтология,

-собственно проблемы аддиктивного поведения (с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий).

Просветительская деятельность должна быть направлена на родителей, детей, педагогов. Она может выливаться в любые форма работы: родительские собрания (их можно организовать в форме лекций по теме, можно провести в форме беседы) тематические классные часы для школьников, семинары для педагогов, можно представить информацию на стенде и т.д.

Литература, которую можно рекомендовать родителям и педагогам:

 

Москаленко В.Д. Ребенок в алкогольной семье. – Вопросы психологии №4, 1991.

Москаленко В. Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет).

Джонсон В. Как заставить алкоголика или наркомана лечиться. Москва, 2000.

Норвуд Р. Как не быть рабой любви.

Скиннер, Клиз. Семья и как в ней уцелеть.

Скиннер, Клиз. Жизнь и как в ней выжить.

3. Развивающе – коррекционный этап.

Влючает в себя самые разнообразные виды работы психолога. Эта деятельность должна быть направлена на детей, относящихся к группе риска. Очень важным вопросом здесь будет вопорс о критерии отбора детей, с которыми следует вести эту работу.

Прежде всего следует опираться на информацию о наличии в семье ребенка человека (близкого родственника), больного химической зависимостью. Выше уже говорилось о том, что семья химически зависимого однозначно является дисфункциональной. То есть, если в семье ребенка есть хотя бы один человек (мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя), который страдает химической зависимостью – мы, психологи, можем однозначно отнести этого ребенка к группе риска. Многочисленными исследованиями подтверждено, что такая семья продуцирует только аддиктов (не важно о какой именно аддикции идет речь). В основном это алкоголики и их супруги, которые в свою очередь являются аддиктами отношений (созависимые). Данные об ассортативности браков детей химически зависимых тоже достаточно широко представлены в литературе.

Второй значимый источник информации – результаты нашей диагностики. И пусть даже она не направлена прямо на выявление свойств аддиктивной личности, но мы можем постепенно накапливать информацию о детях, имеющих высокий уровень личнстной тревожности, высокий уровень депрессивности, низкую самооценку, низкую стрессоустойчивость, несформированную Я-концепцию и т.д. Накопленную информацию следует проанализировать, сопоставить с собственными наблюденями и наблюдениями педагогов, пригласить для беседы родителей.

 

Профилактическая работа может быть индивидуальной или групповой. В случае групповых форм, это прежде всего тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

Кроме этого можно работать и над отдельными навыками, необходимыми эитм детям. К примеру, это могут быть всевозможные тренинги, направленные на коррекцию и развитие навыков общения, преодоления стрессовых ситуаций,

У этих детей необходимо вырабатывать уверенность в себе, обучать их целеполаганию и целедостижению. Эти дети часто страдают неумением распознавать свои чувства.

Это может быть работа с личностными границами, работа над умением разделять свои и чужие чувства и проблемы.

Самое важное, о чем следует помнить при работе с этими детьми, это то, что наша главная задача – вытащить в цент сознания этого ребенка его самого, вместе с его чувствами и потребностями.

 

СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ ДЕТЕЙ ИЗ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЕЙ (ПО АНАНЬЕВОЙ Г.А.)

Эти роли включают:

а) превращение в необычайно ответственного человека;

б) превращение в "утешителя";

в) постоянное приспособление или отказ от ответственности;

г) причинение хлопот.

Примет ребенок одну роль или комбинацию ролей, его самозащитное поведение компенсирует ему неадекватность родителей, прикрывает пробелы в его эмоциональном развитии и приносит видимость стабильности и порядка в хаотичную жизнь. Поскольку дети учатся доверять надежности своей стратегии овладения ситуацией, они переносят ее во взрослую жизнь.

Семейный герой

Почти в каждой разрушенной или нездоровой семье бывает ребенок, часто старший, который берет на себя обязанности отсутствующего или перегруженного родителя. Этот ответственный, заменяющий взрослого ребенок готовит еду, заботится о финансах, обеспечивает благополучное существование младших братьев и сестер и пытается поддержать, насколько возможно, нормальное функционирование семьи. Иногда этот ребенок выступает в роли советчика, разрешая споры между родителями и пытаясь наладить испорченные отношения.

В школе семейный герой обычно является сверх-успевающим. Он может получать повышенные оценки, выполнять какие-то обязанности в классе или быть тренированным спортсменом. Он много работает над достижением целей и завоевывает одобрение учителей. Часто он является одаренным организатором или же он пользуется необычайным авторитетом среди своих одноклассников.

Сверх-успевающие дети становятся взрослыми, пробелы в своем эмоциональном развитии они обычно прикрывают интенсивной работой и самодисциплиной.

Хотя внешне эти интенсивно работающие мужчины и женщины кажутся умелыми и самоуверенными, внутренне они страдают от низкой самооценки и неуверенности в себе.

"Козел отпущения"

В большинстве дисфункциональных семей есть, по крайней мере, один ребенок, имя которому - хлопоты. Для этого ребенка правила существуют лишь для того, чтобы их нарушать. Он так постоянен в том, чтобы причинять хлопоты, что, в конце концов, становится семейным козлом отпущения, отвлекая внимание от семейных проблем.

Непослушный ребенок открыл для себя важный принцип детского развития: отрицательное внимание лучше, чем отсутствие всякого внимания вообще. Его самооценка даже ниже, чем самооценка его положительно ориентированных братьев и сестер. Свое хрупкое чувство собственного "я" он основывает на знании, что он "плохой", и он тяготеет к друзьям, подобно ему, имеющим низкую самооценку.

Поскольку наркотики и алкоголь являются обычным центром подросткового мятежа, "козел отпущения" часто в раннем возрасте экспериментирует с наркотическими веществами или злоупотребляет ими. Наследственная предрасположенность может увеличивать развитие пагубного пристрастия еще до окончания юношеского возраста.

Во взрослой жизни наследие прошлого проявляется в форме сопротивления руководству, вызывающего поведения и временами неконтролируемой вспыльчивости и неистовства. Часто "козлы отпущения" готовы оскорбить, обидеть других людей. Они часто бросают школу, рано женятся (выходят замуж) или заводят незаконного ребенка, уклоняются от профессиональной подготовки и влезают в долги, которые невозможно выплатить. Несмотря на свое желание быть другими, они становятся очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят.

"Потерянный ребенок"

"Потерянные дети" страдают от постоянного ощущения неадекватности в сравнении с другими, потерянности и одиночества в мире, который они не понимают, а в действительности даже боятся. Они даже и не пытаются самостоятельно действовать, вместо этого выбирая "плыть по течению". Их низкая самооценка, их мироощущение заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми и замкнутыми. Они предпочитают оставаться в одиночестве, научившись тому, что грезы безопаснее и приносят больше удовлетворения, чем непредсказуемые отношения с людьми.

Становясь взрослым, "потерянный ребенок" продолжает себя чувствовать человеком бессильным, не имеющим выбора или альтернатив. Обычно он тяготеет к таким же эмоционально обособленным людям, как и он сам, или вступает в брак с партнером, воссоздающим хаос его детства.

Эмоциональную обособленность и апатию "потерянного ребенка" часто ошибочно принимают за безмятежность. Приспосабливающийся ребенок, к сожалению, принимает как факт то, что он никогда и ничего не сможет изменить.

"Семейный шут" или "фамильный талисман"

Эти необычайно восприимчивые дети обладают способностью даже самые тягостные моменты обращать в шутку и привыкают с помощью умело использованного чувства юмора нейтрализовать раздражение и гнев.

Взрослея, семейные шуты часто превращаются в неспособных остановиться болтунов и необычайно взвинченных людей. Даже в самые мучительные моменты они прикрывают свои глубочайшие чувства шуткой. Лишь самым настойчивым и восприимчивым из их друзей удается прорваться сквозь покров юмора к находящимся за ним ранам.

Они могут быть очень талантливыми, но не умеют радоваться своим успехам даже вместе с другими.

 

Один и тот же ребенок может в разное время принимать на себя разные роли, ролевые функции могут меняться. Но всегда у детей остается неизменной цель — выработать предсказуемые реакции в рамках непредсказуемой семейной атмосферы [3].

Какую опасность усматривают в этих ролях, возникающих в ответ на алкоголизм родителя или родителей? Если не заниматься психокоррекцией, то будущее детей может осложниться новыми проблемами. Так, герой семьи, вынужденный очень быстро взрослеть, в зрелом возрасте не может справиться с поражениями, своими ошибками, считает себя ответственным за все происходящее вокруг, очень много работает и становится «трудоголиком». Проблемный ребенок может стать делинквентным в школе. Закрепившееся в его реакциях чувство гнева, желание бросать вызов окружающим постоянно затрудняют его адаптацию в семье и на работе. Потерянный ребенок из-за своей интроверсии склонен к дальнейшей изоляции. А любимец семьи не в состоянии справляться с различными стрессами, у него обычно бывают трудности в учебе, компульсивная потребность во внимании затрудняет межличностные отношения. У него легко возникает зависимость от алкоголя и наркотиков,

В нормальных семьях дети также берут на себя определенные роли, соответствующие их возрасту и личности. Этот обычный процесс принятия ролей нарушен в дисфункциональных семьях тем, что здесь ролевые функции возникают у детей не спонтанно и естественно, а в ответ на алкоголизм либо на вызванные им проблемы [7].

Социологическая оценка исследования суицидов

Статистические данные

Каждый мужчина независимо от возраста, предпочитает механические или сильно травматические средства (повешение, огнестрельное оружие, автомобильное столкновение); женщина чаще всего обращается к таким способам самоубийства после 55 лет. 7 из 10 случаев самоубийства осуществляются через повешение или с помощью огнестрельного оружия. В этом грустном списке за падением с высоты (каждый десятый случай) следуют отравление и утопление2. Во Франции при отсутствии статистического учета на государственном уровне количество самоубийств оценивается по местным или региональным данным, экстраполированным на всю страну. Обычно считается, что попытки самоубийства у молодых людей в 30--40 раз чаще суицидов с фатальным исходом. У мальчиков соотношение суицид/попытка суицида равно 1/15. У девочек это соотношение равно 1/85. Таким образом, количество попыток самоубийства в год у лиц моложе 25 лет оценивают в 40 000 случаев. Частота случаев имеет тенденцию к росту среди очень молодых людей, в частности, в возрасте от 13--16 лет. Треть попыток самоубийства, однако, не требует госпитализации. Это указывает на то, что окружение не поняло, что попытка имела место, либо окружающие не придали ей значения (прием малых доз лекарств, поверхностное вскрытие вен). В последнем случае нередко бывает так, что даже не было обращения к врачам. Помимо того, что это ведет к снижению статистических данных этого явления, оно представляет определенный риск, так как способствует халатному отношению к суицидальному акту и может привести к рецидиву.

 

Самый частый способ попытки самоубийства -- отравление лекарствами. Чаще всего принимают слабые транквилизаторы. Производные парацетамола используются в трех случаях из четырех. В 20--30% случаев отравление лекарствами сочетается с приемом спиртного и/или со вскрытием вен. Количество случаев смерти зависит от способа самоубийства: повешение, огнестрельное оружие, выброс из окна, или отравление, когда смерть наступает не сразу и есть возможность спасти человека, если помощь пришла вовремя.

 

В последнее время суицид является первой среди причин смертности у лиц в возрасте 25--34 года, второй -- у 15--24-летних молодых людей. Из общего числа случаев смерти. Суициды со смертельным исходом отмечаются главным образом у лиц пожилого возраста.

 

Наибольшее число суицидов совершается в возрасте 40--59 лет, на втором месте возрастная категория 25--39 лет, затем идет возрастная категория 20--24 года.

 

Одна из основных проблем суицидального поведения заключается в опасности повторения: около 40% молодых людей, пытающихся расстаться с жизнью, уже имели по меньшей мере одну попытку; чем моложе субъект, тем больше опасность рецидива в течение года после суицидальной попытки (этот срок не превышает года в 64% случаев); чем больше попыток, тем больше физический риск, так как каждая попытка может повлечь за собой нарушение здоровья (риск остаточных явлений, более длительная госпитализация); наконец, по некоторым данным, 1--2% людей, пытавшихся покончить с собой, умирают в результате суицида через 12 месяцев после их попытки независимо от предыдущего способа покончить с собой.

 

В большинстве стран неуклонно возрастает количество самоубийств среди людей старшего возраста. Кроме того, статистические данные свидетельствуют о том, что эта скрытая эпидемия носит глобальный характер.

27 Социологические исследования самоубийств(мировой опыт исседования)

Самоубийство, суицид (от лат. sui caedere — убивать себя) — это намеренное лишение себя жизни. Под самоубийством понимается два разнопорядковых явления:

 

1) индивидуальный поведенческий акт, лишение себя жизни конкретным человеком;

2) относительно массовое, статистически устойчивое социальное явление.

К суицидальному поведению относят:

 

а) завершенный суицид;

б) суицидальные попытки и намерения.

Социология изучает самоубийства следующими способами.

 

> Ведение статистики самоубийств. Данные статистики показывают, что если в Европе уровень самоубийств относительно стабилен в течение последних 30 лет, то в России на рубеже столетий он только возрастал. В первой половине XX века в США кончали жизнь самоубийством преимущественно престарелые люди. Начиная с 1960-х гг. американские самоубийцы стали резко «молодеть»: с 1972 по 1987 г. число самоубийств среди подростков увеличилось на 53%; в 1984 г. добровольно ушли из жизни почти 2 тыс. американских юношей и девушек. В Венгрии на 100 тыс. жителей регистрируется 144 самоубийства, в Дании и Австрии — 128, в Финляндии — 125. В развитых странах мира ежегодно происходит 130 тыс. самоубийств[1].

 

В России с 1830 г. самоубийство стало предметом статистических исследований и газетных хроник, т.е. социальным явлением, подлежащим оглашению[2]. В пиковые с точки зрения уровня самоубийств годы в нашей стране совершалось около 60 тыс. самоубийств[3].

 

> Изучение записок самоубийц. По данным современных суицидологов, от 12 до 30% всех самоубийц оставляют предсмертные записки, которые являются общественной собственностью, ибо свидетельствуют о патологии, если не физической, то социальной[4].

 

Ведущий американский суицидолог Эдвин Шнейдман (р. 1918) пришел к выводу, что записки самоубийц «оживают», если их поместить в «контекст целостной жизни», каждое слово в них соответствует какой-либо детали жизненного стиля, склонности к определенному виду фрустрации или основной теме жизни именно этого человека. Анализ посланий самоубийц позволяет утверждать, что суицидальное состояние правильнее толковать как состояние психики, души, а не как состояние мозга. Настоящим ключом к пониманию самоубийства выступает нарастающая психическая боль, поэтому суицид — это поступок, направленный на прекращение непереносимых чувств.

 

«Я склоняюсь к мысли, — пишет ученый, — что в основе душевной боли, приводящей к самоубийству, лежат нс отсутствие спокойствия, самообладания или счастья в зрелости, а насильственное лишение незабываемо волшебных радостей детства, преследующее человека всю жизнь». Шнейдман рекомендует: «Никогда не убивайте себя в тот момент, когда вам этого очень хочется. Если это необходимо, можете размышлять о самоубийстве, сколько душе угодно, и позвольте мыслям о нем, о его возможности пронести вас сквозь темную ночь. И так ночь за ночыо, день за днем, — пока мысли о саморазрушении будут течь своим чередом, у вас сформируется новое отношение к фрустрированным потребностям, прояснится сознание и вы наконец сможете принять реальные обстоятельства своей жизни, какими бы тяжелыми они ни были»[5].

 

Изучение самоубийств привело Эмиля Дюркгейма к следующим выводам:

 

1) на одну лишающую себя жизни женщину приходится в среднем четверо мужчин;

2) предрасположение к самоубийству у евреев очень слабо;

3) предрасположение к самоубийству на протяжении жизни возрастает;

4) число самоубийств достигает своего максимума летом, когда природа имеет самый радостный вид, а температура наиболее мягкая;

5) мысль о самоубийстве обладает заразительностью;

6) самоубийство более всего развито в высших слоях общества;

7) нужда не является одним из факторов, определяющих социальный показатель самоубийств;

8) число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид[6].

Дюркгейм выделил виды самоубийств. Описанные им разновидности самоубийств обусловлены различной силой влияния общества, социальных норм на индивида. Он рассмотрел четыре типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое и фаталистическое.

 

1. Эгоистическое самоубийство выражает крайнюю форму индивидуализма человека, его намеренный разрыв социальных связей. В жизни человека в этом случае в «любой момент можно найти предлог покончить с нею счеты»[7].

2. Альтруистическое самоубийство совершается во имя долга перед какими-то значимыми для индивида группами, сообществами, отдельными людьми, или же является результатом следования ценностям, которыми он не может поступиться[8]. Например, капитан корабля, согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен погибнуть вместе со своим судном.

Если эгоистическое самоубийство есть следствие индивидуализма, то альтруистическое самоубийство является результатом недостаточной индивидуальности человека, его неспособности отделить себя от других, чрезмерной интегрированности в социальную среду[9].

 

3. Аномическое самоубийство — это лишение себя жизни в условиях потрясения равновесия общественного организма (в первую очередь в связи с экономико-хозяйственными кризисами) и рассогласованности (дисбаланса, «вакуума») ценностно-нормативной системы общества[10].

4. Фаталистическое самоубийство есть следствие непомерного контроля общества над индивидом, чрезмерной социальной регламентации.

По мнению И. Паперно, культура превратила самоубийство в лабораторию смыслообразования, где разрешаются фундаментальные вопросы понимания свободы воли, бессмертия, соотношения души и тела, взаимодействия человека и Бога, индивида и общества. Например, знаменитый случай самоубийства Сократа стал моделью, в соответствии с которой человек начал осмысливать значение смерти. Именно смерть философа породила идею бессмертия души, которая наложила отпечаток на всю последующую историю западной цивилизации[11].

27 Исследования самоубийств в зарубежной психологии

 

 

Развитие суицидологии, а точнее ее начальной точки, как самостоятельной науки, по мнению многих авторов, считается появление первого фундаментального научного труда, посвященного самоубийствам – монографии Э.Дюркгейма "Самоубийство. Социологический этюд", 1897 год. Именно Э.Дюркгейм привел систематизированные данные о суициде, дал его определение, выделил характерные признаки и причины суицидов, что по праву дает основания считать его работу отправной исторической точкой развития суицидологии как науки.

 

Э.Дюркгейм полностью не отрицает роли психологических, психопатических, генетических и других факторов в генезисе суицидального поведения, но только на уровне индивидов. В масштабах социума (общества), по Э.Дюркгейму, действуют следующие социальные закономерности:

 

- количество и уровень самоубийств зависят от степени сплоченности, интегрированности общества;

 

- суициды неравномерно, но закономерно различно распределяются в различных социальных группах (слоях общества);

 

- количество, уровень и динамика самоубийств коррелируют с иными социальными процессами – числом несчастных браков, разорении, банкротств, преступлений;

 

- суицидальная активность имеет сезонный характер и, так или иначе, совпадает с сезонными колебаниями иных социальных процессов;

 

- эгоизм, альтруизм, аномия, фатализм, как причины и условия суицидов, положенные Э.Дюркгеймом в основу классификации самоубийств, обусловлены социальными факторами;

 

- суицидальная активность достаточно тесно связана и зависит от экономических кризисов, "брачной аномии", конфессиональной принадлежности, службы в армии, политических кризисов и т.п.

 

Каждое выдвинутое положение Э.Дюркгейм подтверждает статистическими или исследовательскими данными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: