Можно выделить следующие исследования, ставшие предтечей социобиологии. У. Гамильтон выявил, что закрепление общественного образа жизни в двух отрядах — термитов и муравьев, пчел, ос — связано с тем, что у этих животных индивид в среднем содержит 50% одинаковых генов с родителями, братьями и сестрами, а колониях пчел родство сестер составляет 75%.
Особь включает свои гены в следующие поколения через родственников. Вслед за этим наряду с понятием индивидуального отбора введено понятие родственного отбора, ответственного за взаимопомощь в природе.
Альтруизм может быть результатом рабства или ожидания воз награждения (вынужденный или взаимный альтруизм). Как установил В. Уинн-Эдвардс, если бы скорость размножения животных всегда была максимальной, то популяция очень скоро осталась бы без пищи поэтому в эволюции происходил отбор тех сообществ, у которых скорость размножения скоррелирована с ресурсами, что обусловлено социальной организацией, и стало быть отбор должен благоприятствовать сообществам с более эффективной социальной организацией.
Это привело к понятию группового отбора, которым объясняется взаимопомощь в природе, выходящая за рамки родственных отношений.
Центральный тезис социобиологии звучит так: каждая форма социального поведения обязательно имеет генетическую основу которая «заставляет» индивидов действовать так, чтобы обеспечить успех для себя и сородичей.
С этой точки зрения и агрессия, и страх, который проявляют только что родившиеся особи, представляют собой генетически детерминированные эволюционно и отобранные образцы поведенческих реакций.
Объясняя поведение генетической основой социобиология выявила гены агрессивности, незлобивости, способности ориентироваться в пространстве и т. п.
Социобиология объяснила различия в поведении, обусловленныеполом животного. Главное назначение самок — обеспечить выживание потомства. Самка руководствуется одной из двух линий поведения: или генетическими качествами самца, или его помощью в заботе с потомстве. Интерес самцов — репродуктивный успех, и в меньшей степени — организация семьи. Таким образом, верность, измена, выбор, по представлениям социобиологов, детерминируются генетически.
Один из спорных моментов социобиологии — выяснение того, что в большей мере — эгоизм или альтруизм — является движущей силой эволюции. В соответствии с точкой зрения, выраженной в книге английского ученого Р. Докинса «Эгоистичный ген», само воспроизводство жизни — функция эгоизма, и все, что эволюционировало, должно было быть эгоистичным. Представители этих взглядов должны ответить на вопрос: как объяснить с позиций борьбы за существование широкое распространение альтруистического поведения?
Перед сторонниками второй точки зрения стоит вопрос: как альтруистическое поведение может передаваться из поколения впоколение? Ответ на него к настоящему времени таков. Если одно животное подает сигнал об опасности другим, рискуя своей жизнью, это поведение может быть сохранено отбором, так как дает преимущества родственным особям, а гены альтруистической особи сохраняются в них. Жала рабочих пчел остаются в теле врага, неся гибель самой пчеле, а африканские термиты в сражении с врагами извергают особый секрет, от которого гибнут сами и их противники. Популяции, в которых индивиды проявляют самопожертвование ради пользы других, оказываются в более выгодных условиях, чем те, члены которых прежде всего заботятся о собственном благополучии.
Социобиология является перспективным научным направлением, главные выводы которой еще впереди.
ЭТОЛОГИЯ И СОЦИОБИОЛОГИЯ
ВОПРОСЫ
1. Каков механизм восприятия?
2. Каков механизм формирования представления?
3. Что такое условный и безусловный рефлекс?
4. Что такое нейтрон, нейтрино и нейрон?
5. Что такое возбуждение и торможение в нейрофизиологии?
6. Чем занимается нейрофизиология?
7. Что такое бихевиоризм?
8. Что изучает социобиология?
9. Что говорит социобиология о генетической детерминации социального поведения?
10. Что такое гены эгоизма и гены альтруизма?
11. Чем отличаются инстинкты от рефлексов?
12. Что такое этология?
13.Назовите формы сообществ живых существ.
14. Перечислите виды научения, свойственные животным.
15. Каковы главные инстинкты, определяющие поведение животных?
Литература
1. Дельгадо X. Мозг и сознание. — М., 1971.
2. Лоренц К. - М., 1994.
3. Мир вокруг нас. — М., 1983.
4. Тинберген Н. Поведение животных. — М., 1969.
5. Тинберген Н. Социальное поведение животных. — М., 1992.
Практикум к семинару
I. Ответьте на вопросы.
1. Как изменились представления о высшей нервной деятельности от И.П. Павлова до наших дней?
2. Что такое психика и зачем она нужна?
3. Что такое условные и безусловные рефлексы?
4. Каков механизм восприятия?
5. Как изучают мозг с помощью электродов?
6. Какая связь между учением И.П. Павлова и кодированием?
7. Что такое инстинкт, научение, запечатление?
8. Каковы основные инстинкты животных с точки зрения этологии?
9. Каково значение агрессии по К. Лоренцу?
10. Как инстинкты связаны между собой?
11. Каково соотношение инстинкта и интеллекта?
12. Каковы формы социального поведения животных?
13. Как можно объяснить альтруизм?