Номинация: ширмы-трансформеры
Авторы работы:
Метлинова Наталья Александровна,
Филоненко Виктория Викторовна,
воспитатели МБДОУ «Детский сад № 84»
Возрастная категория детей: 4 – 5 лет
Владимир
№ п/п | Содержание | Страница |
1. | Описание конкурсной работы | |
2. | Технологическая карта по изготовлению ширмы-трансформера | |
3. | Список литературы | |
4. | Приложения к конкурсной работе | |
Приложение 1. Картотека игровых ситуаций | ||
Приложение 2. Иллюстрированный материал для оформления ширмы-трансформера в соответствии с тематикой игр | ||
5. | Фотоматериалы «Ширма-трансформер как средство развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников» | См. презентацию |
Описание методической разработки на тему
«Многофункциональная ширма-трансформер как средство развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников»
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире»
В.А. Сухомлинский
Актуальность.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одного из основных принципов предполагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста… прежде всего, в форме игры».
Именно поэтому на современном этапе приоритетной задачей является создание в ДОУ специальных условий для активизации, расширения и обогащения игрового опыта детей, для развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников.
Одним из путей решения данной задачи является такое построение развивающей предметно-пространственной среды группы, которое будет способствовать обеспечению самореализации дошкольников в игровой деятельности, удовлетворению их игровых потребностей, формированию самостоятельности и инициативности в процессе сюжетно-ролевых игр.
|
Во ФГОС дошкольного образования заложено обеспечение максимальной реализации образовательного пространства группы через содержательную насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. Однако, как показывает практика, РППС групп в большинстве своем не соответствует вышеперечисленным принципам, что делает проблему поиска новых подходов к ее моделированию чрезвычайно актуальной.
В рамках современных тенденций развития дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что будут учитываться возрастные и гендерные особенности дошкольников, индивидуальность каждого ребенка, его уровень активности, возможности и интересы.
Изучив методическую литературу и публикации в периодических изданиях, мы пришли к выводу, что одним из наиболее интересных элементов РППС, отвечающих всем современным требованиям, является ширма-трансформер.
Это и подтолкнуло нас к идее изготовления и использования многофункциональной ширмы-трансформера как средства развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников.
Цели и задачи.
В процессе работы мы ставили перед собой следующую цель: оптимизация предметно-пространственных условий группы для расширения игрового опыта детей,создание условий для обеспечения потребности детей в игровой деятельности, для развития самостоятельных сюжетно-ролевых игр дошкольников на основе использования многофункциональной ширмы-трансформера.
|
Реализация поставленной цели возможна через решение следующих образовательных задач.
Воспитательные задачи:
ü воспитывать интерес к совместной со сверстниками игровой деятельности, желание отражать свой социальный опыт в сюжетно-ролевых играх разной тематики;
ü воспитывать доброжелательность, умение устанавливать дружеские отношения в процессе игры;
ü воспитывать уважение к людям разных профессий.
Развивающие задачи:
ü развивать творческое воображение, произвольность поведения, диалогическую речь, самостоятельность и инициативность;
ü развивать навыки общения и сотрудничества в процессе сюжетно-ролевой игры (умение договариваться, распределять роли, согласовывать игровые замыслы и действия, учитывать мнение партнера по игре и т.п.), содействовать появлению устойчивых детских объединений;
ü содействовать развитию игровой активности, расширению и обогащению игрового опыта детей, реализации индивидуальных игровых интересов, предпочтений и потребностей.
Обучающие задачи:
ü формировать игровые умения и навыки дошкольников: умение придумывать замысел игры, входить в игровую (воображаемую) ситуацию, брать на себя роль, действовать в соответствии с ней до конца игры, вести ролевой диалог, развивать сюжетную линию игры;
ü формировать умение создавать предметно-игровую среду, используя ресурсы ширмы-трансформера, творчески осваивать и перестраивать игровое пространство группы в соответствии с замыслом игры;
|
ü закреплять представления детей о разных профессиях.
Описание ширмы-трансформера, преимущества ее использования как средства развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников.
Развитие творческих игр наиболее активно и осмысленно осуществляется в среднем дошкольном возрасте, у ребят наблюдается ярко выраженный интерес к совместной со сверстниками игровой деятельности, поэтому изготовленная нами напольная ширма-трансформер предназначена для организации сюжетно-ролевых игр детей 4 – 5 лет.
Ширма-трансформер – это многофункциональный элемент развивающей предметно-пространственной среды группы, представляющий собой насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами (атрибуты представлены в Приложениях 1, 2).
Ширма изготовлена из пластиковых труб в виде напольной трансформируемой каркасной конструкции, состоящей из 4-х скрепленных между собой секций. На каждую секцию крепится тканевое полотно, снабженное карманами, резинками, крючками-вешалками и другими компонентами. В соответствии с игровым замыслом эти компоненты ширмы наполняются различными атрибутами, хранящимися в отдельных пластиковых контейнерах, что делает ширму универсальной, т.е. подходящей для организации различных сюжетно-ролевых игр за счет сменяемости атрибутики и внешнего оформления (более подробное описание ширмы представлено в технологической карте).
Ширма-трансформер воплощает в себе идею мобильности, динамичности, интерактивности, функции ее разнообразны:
1) она позволяет гибко зонировать, разделить пространство группы, создает условия для построения непересекающихся сфер детской активности;
2) ширма обеспечивает возможность уединения, создания личного пространства, столь необходимого для ребенка;
3) ширма-трансформер дает возможность изменить игровую среду и внести в нее элемент новизны;
4) ширма служит накопителем для атрибутов к сюжетно-ролевым играм разной тематики, за счет чего обеспечивается реализация гендерного подхода (атрибуты к играм для мальчиков и девочек) и удовлетворяются индивидуальные игровые предпочтения детей.
Можно выделить следующие преимущества использования ширмы-трансформера как средства развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников:
¾ ширма-трансформер проста в изготовлении, практически все ее элементы можно изготовить своими руками;
¾ ширма-трансформер легкая, занимает мало места, все ее элементы компактно складываются, поэтому она удобна в хранении и транспортировке: дети без труда могут складывать и раскладывать ширму, самостоятельно перемещать ее с одного места на другое, менять атрибуты;
¾ она доступна для использования в любом месте: в зале, в группе, в холле или коридоре, на территории детского сада;
¾ ширма позволяет освободить пространство группы от загромождения габаритными, малофункциональными элементами и обеспечить место для двигательной активности дошкольников;
¾ за счет своей мобильности ширма легко и быстро позволяет моделировать пространство группы для организации различных сюжетно-ролевых игр, причем изменять, создавать игровое пространство, используя ширму-трансформер, дети могут самостоятельно в соответствии со своими замыслами и интересами;
¾ ширма обеспечивает возможность свободного и самостоятельного выбора той сюжетно-ролевой игры, которая отвечает актуальным интересам детей, их предпочтениям «здесь и сейчас».