Описание ширмы-трансформера, преимущества ее использования как средства развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников.




Номинация: ширмы-трансформеры

 

 


Авторы работы:

Метлинова Наталья Александровна,

Филоненко Виктория Викторовна,

воспитатели МБДОУ «Детский сад № 84»

 

Возрастная категория детей: 4 – 5 лет

 

 

Владимир


 


№ п/п Содержание Страница
1. Описание конкурсной работы  
2. Технологическая карта по изготовлению ширмы-трансформера  
3. Список литературы  
4. Приложения к конкурсной работе  
Приложение 1. Картотека игровых ситуаций  
Приложение 2. Иллюстрированный материал для оформления ширмы-трансформера в соответствии с тематикой игр  
5. Фотоматериалы «Ширма-трансформер как средство развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников» См. презентацию

Описание методической разработки на тему

«Многофункциональная ширма-трансформер как средство развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников»

 

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире»

В.А. Сухомлинский

Актуальность.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одного из основных принципов предполагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста… прежде всего, в форме игры».

Именно поэтому на современном этапе приоритетной задачей является создание в ДОУ специальных условий для активизации, расширения и обогащения игрового опыта детей, для развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников.

Одним из путей решения данной задачи является такое построение развивающей предметно-пространственной среды группы, которое будет способствовать обеспечению самореализации дошкольников в игровой деятельности, удовлетворению их игровых потребностей, формированию самостоятельности и инициативности в процессе сюжетно-ролевых игр.

Во ФГОС дошкольного образования заложено обеспечение максимальной реализации образовательного пространства группы через содержательную насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. Однако, как показывает практика, РППС групп в большинстве своем не соответствует вышеперечисленным принципам, что делает проблему поиска новых подходов к ее моделированию чрезвычайно актуальной.

В рамках современных тенденций развития дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что будут учитываться возрастные и гендерные особенности дошкольников, индивидуальность каждого ребенка, его уровень активности, возможности и интересы.

Изучив методическую литературу и публикации в периодических изданиях, мы пришли к выводу, что одним из наиболее интересных элементов РППС, отвечающих всем современным требованиям, является ширма-трансформер.

Это и подтолкнуло нас к идее изготовления и использования многофункциональной ширмы-трансформера как средства развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников.

Цели и задачи.

В процессе работы мы ставили перед собой следующую цель: оптимизация предметно-пространственных условий группы для расширения игрового опыта детей,создание условий для обеспечения потребности детей в игровой деятельности, для развития самостоятельных сюжетно-ролевых игр дошкольников на основе использования многофункциональной ширмы-трансформера.

Реализация поставленной цели возможна через решение следующих образовательных задач.

Воспитательные задачи:

ü воспитывать интерес к совместной со сверстниками игровой деятельности, желание отражать свой социальный опыт в сюжетно-ролевых играх разной тематики;

ü воспитывать доброжелательность, умение устанавливать дружеские отношения в процессе игры;

ü воспитывать уважение к людям разных профессий.

Развивающие задачи:

ü развивать творческое воображение, произвольность поведения, диалогическую речь, самостоятельность и инициативность;

ü развивать навыки общения и сотрудничества в процессе сюжетно-ролевой игры (умение договариваться, распределять роли, согласовывать игровые замыслы и действия, учитывать мнение партнера по игре и т.п.), содействовать появлению устойчивых детских объединений;

ü содействовать развитию игровой активности, расширению и обогащению игрового опыта детей, реализации индивидуальных игровых интересов, предпочтений и потребностей.

Обучающие задачи:

ü формировать игровые умения и навыки дошкольников: умение придумывать замысел игры, входить в игровую (воображаемую) ситуацию, брать на себя роль, действовать в соответствии с ней до конца игры, вести ролевой диалог, развивать сюжетную линию игры;

ü формировать умение создавать предметно-игровую среду, используя ресурсы ширмы-трансформера, творчески осваивать и перестраивать игровое пространство группы в соответствии с замыслом игры;

ü закреплять представления детей о разных профессиях.

Описание ширмы-трансформера, преимущества ее использования как средства развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников.

Развитие творческих игр наиболее активно и осмысленно осуществляется в среднем дошкольном возрасте, у ребят наблюдается ярко выраженный интерес к совместной со сверстниками игровой деятельности, поэтому изготовленная нами напольная ширма-трансформер предназначена для организации сюжетно-ролевых игр детей 4 – 5 лет.

Ширма-трансформер – это многофункциональный элемент развивающей предметно-пространственной среды группы, представляющий собой насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами (атрибуты представлены в Приложениях 1, 2).

Ширма изготовлена из пластиковых труб в виде напольной трансформируемой каркасной конструкции, состоящей из 4-х скрепленных между собой секций. На каждую секцию крепится тканевое полотно, снабженное карманами, резинками, крючками-вешалками и другими компонентами. В соответствии с игровым замыслом эти компоненты ширмы наполняются различными атрибутами, хранящимися в отдельных пластиковых контейнерах, что делает ширму универсальной, т.е. подходящей для организации различных сюжетно-ролевых игр за счет сменяемости атрибутики и внешнего оформления (более подробное описание ширмы представлено в технологической карте).

Ширма-трансформер воплощает в себе идею мобильности, динамичности, интерактивности, функции ее разнообразны:

1) она позволяет гибко зонировать, разделить пространство группы, создает условия для построения непересекающихся сфер детской активности;

2) ширма обеспечивает возможность уединения, создания личного пространства, столь необходимого для ребенка;

3) ширма-трансформер дает возможность изменить игровую среду и внести в нее элемент новизны;

4) ширма служит накопителем для атрибутов к сюжетно-ролевым играм разной тематики, за счет чего обеспечивается реализация гендерного подхода (атрибуты к играм для мальчиков и девочек) и удовлетворяются индивидуальные игровые предпочтения детей.

Можно выделить следующие преимущества использования ширмы-трансформера как средства развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников:

¾ ширма-трансформер проста в изготовлении, практически все ее элементы можно изготовить своими руками;

¾ ширма-трансформер легкая, занимает мало места, все ее элементы компактно складываются, поэтому она удобна в хранении и транспортировке: дети без труда могут складывать и раскладывать ширму, самостоятельно перемещать ее с одного места на другое, менять атрибуты;

¾ она доступна для использования в любом месте: в зале, в группе, в холле или коридоре, на территории детского сада;

¾ ширма позволяет освободить пространство группы от загромождения габаритными, малофункциональными элементами и обеспечить место для двигательной активности дошкольников;

¾ за счет своей мобильности ширма легко и быстро позволяет моделировать пространство группы для организации различных сюжетно-ролевых игр, причем изменять, создавать игровое пространство, используя ширму-трансформер, дети могут самостоятельно в соответствии со своими замыслами и интересами;

¾ ширма обеспечивает возможность свободного и самостоятельного выбора той сюжетно-ролевой игры, которая отвечает актуальным интересам детей, их предпочтениям «здесь и сейчас».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: