В своей работе «Иметь или быть» Эрих Фромм приводит два способа существования человеческого общества. Это существование в модусе обладания (потребительское общество) и существование в модусе бытия (экзистенциальное общество). Для начала он приводит основополагающие принципы существования современного общества. «Идея неограниченных наслаждений вступает в противоречие с идеалом дисциплинированного труда, аналогично противоречию между принятием этики одержимости работой и идеалом полного безделья в свободное от работы время и во время отпуска. Бесконечный конвейер и бюрократическая рутина, с одной стороны, телевидение, автомобиль и секс - с другой, делают это противоречивое сочетание возможным. Одна лишь одержимость работой свела бы людей с ума, как и полное безделье. Сочетание же их друг с другом вполне позволяет жить. Кроме того, обе эти противоречивые установки находятся в соответствии с экономической необходимостью: капитализм XX века зиждется как на максимальном потреблении производимых товаров и предлагаемых услуг, так и на доведенном до автоматизма коллективном труде.»[9] Для современного потребительского общества абсолютно верным является следующее утверждение «То есть кто ничего не имеет, тот ничего собой и не представляет (тот и не существует).»[10]
Здесь следует подробней рассмотреть человека в модусе бытия и модусе обладания; «обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера»[11].
Понятие «иметь»
Наиболее ярко человек современного потребительского типа проявляется в словоупотреблении. «Представим себе некую даму, которая начинает беседу с психоаналитиком следующим образом; “Доктор, у меня имеется проблема, у меня бессонница. Хотя я имею прекрасный дом, чудесных детей и у меня счастливый брак, я испытываю беспокойство”<…> Я не могу “иметь” проблему, потому что это не вещь, которой можно обладать, скорее, проблема может мною завладеть. Иными словами, я сам себя превратил в “проблему”, и вот теперь мое творение владеет мною. Такой способ овладения обнаруживает скрытую завуалированную форму отчуждения»[12].
|
Во многих языках вообще нет слова для обозначения понятия «иметь». Изначально слово «иметь» (то есть обозначение факта принадлежности) не существовало вообще, но с течением времени (с развитием общества) «первичная конструкция “это относится ко мне впоследствии заменялась конструкцией “я имею”», «Этот факт наводит на мысль, что развитие слова "иметь" связано с развитием частной собственности, причем эта связь отсутствует в обществах, где собственность имеет преимущественно функциональное назначение, то есть ею владеют в целях использования. В какой степени обоснована эта гипотеза, покажут дальнейшие социолингвистические исследования.»[13]
Кроме обладания в смысле принадлежности Э.Фромм упоминает еще один вид обладания – это употребление;: «..следует упомянуть еще об одном проявлении обладания, а именно о потреблении в смысле усвоения. Потреблять при еде и питье – это и есть некая архаичная форма обладания тем, что человек потребляет. Так, младенец на определенной ступени своего развития выражает свои предпочтения различным предметам тем, что таит их в рот».[14] Существует множество форм присвоения, то есть, можно сказать что «потребитель – это вечный младенец, требующий соски»[15]
|
Понятие «быть»
Если понятие обладания для современного человека более или менее понятно, то с понятием бытия все сложнее.
«Если понятие "обладание" является, по-видимому, сравнительно простым, то, напротив, понятие "бытие", или такая его форма, как "быть", является гораздо более сложным и трудным для понимания. С точки зрения грамматики глагол "быть" может употребляться в разном качестве:
(1) в качестве связки, как, например, в английском: "I am tall" ("Я [есть] высокий"), "I am white" ("Я [есть] белый"), "I am poor" ("Я [есть] бедный"), то есть грамматического показателя тождества (во многих языках нет слова "быть", употребляемого в таком смысле: в испанском языке проводится различие между постоянными свойствами, которые относятся к сущности предмета (ser), и случайными свойствами, которые сущности предмета не выражают (estar);
(2) в качестве вспомогательного глагола для образования формы страдательного залога, как, например, в английском языке: "I am beaten" ("Я избит"), где "Я" является объектом, а не субъектом действия (ср. с "I beat" -- "Я бью");
(3) в значении "существовать" - и в этом случае, как показал Бенвенист, его следует отличать от глагола "быть", употребляемого в качестве связки для обозначения тождества: "Эти два слова сосуществовали и всегда могут сосуществовать, будучи совершенно различными" [Бенвенист, 1974, с. 203].»[16]
|
Тут же следует вопрос, каким же образом можно жить в современном мире и ничем не обладать. Фромм говорит, что ключевое различие между обладанием и бытием это ориентирование на смерть и жизнь соответственно и является важнейшей проблемой человеческого существования.
То есть, если обобщить обзор этих понятий, получится следующее.
«1. Под обладанием и бытием я понимаю не некие отдельные качества субъекта, примером которых могут быть такие утверждения, как "у меня есть автомобиль" или "я белый", или "я счастлив", а два основных способа существования, два разных вида самоориентации и ориентации в мире, две различные структуры характера, преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует и делает.
2. При существовании по принципу обладания мое отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении превратить все и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность.
3. Что касается бытия как способа существования, то следует различать две его формы. Одна из них является противоположностью обладания, как это показано на примере Дю Маре, и означает жизнелюбие и подлинную причастность к миру. Другая форма бытия - это противоположность видимости, она относится к истинной природе, истинной реальности личности или вещи в отличие от обманчивой видимости, как это показано на примере этимологии слова "быть" (Бенвенист)»[17]
«Иметь» и «быть» в нашей жизни
В современной жизни тяжело представить человека экзистенциального типа. Для того, чтобы облегчить эту задачу в своей работе «Иметь или быть» Фромм приводит примеры из повседневной жизни.
Учеба
«Студенты, ориентированные на обладание, могут слушать лекцию, воспринимать слова, понимать логическое построение фраз и их смысл и в лучшем случае дословно записать все, что говорит лектор, в свою тетрадь с тем, чтобы впоследствии вызубрить конспект и, таким образом, сдать экзамен».[18] Здесь явно прослеживается обладание, студенты стремятся именно владеть большим количеством знаний. Они ни в коей мере не повлияют на его мировоззрение и мироощущение.
«Совершенно по-иному протекает процесс усвоения знаний у студентов, которые избрали в качестве основного способа взаимоотношений с миром бытие. Начнем хотя бы с того, что они никогда не приступают к слушанию курса лекций - даже первой из них, будучи tabulae rasae. Они ранее уже размышляли над проблемами, которые будут рассматриваться в лекции, у них в связи с этим возникли свои собственные вопросы и проблемы. Они уже занимались данной темой, и она интересует их. Они не пассивные вместилища для слов и мыслей, они слушают и слышат, и, что самое важное, получая информацию, они реагируют на нее активно и продуктивно. То, что они слышат, стимулирует их собственные размышления. У них рождаются новые вопросы, возникают новые идеи и перспективы. Для таких студентов слушание лекции представляет собой живой процесс».[19] Такие студенты всю информацию воспринимают критически, они не просто употребляют ее, они пропускают ее через призму своих знаний.
Беседа
Человек в модусе обладания пытается продать себя как товар. Готовясь к важному разговору, он выстраивает свое поведение с тем, чтобы наиболее наглядно показать свои лучшие качества (образование, успех в карьере, акцент на каких-то положительных качествах). В противоположность ему, экзистенциальный человек ведет себя естественно, не пытаясь преподнести себя в выгодном свете, да это ему и не нужно, он заражает собеседника своей живостью и каждый получает удовлетворение от общения.
«Они подбадривают себя, думая о том, что они имеют: о своих прошлых успехах и личном обаянии (или о своей способности внушать людям страх, если такая роль представляется им более эффектной), о своем общественном положении, связях, своей внешности и одежде. Словом, они мысленно взвешивают свои достоинства и, исходя из этой оценки, выкладывают свой товар в последующей беседе. Человек, хорошо владеющий этим искусством, и вправду способен произвести впечатление на многих, хотя это впечатление лишь отчасти является результатом хорошего исполнения избранной роли: в значительной степени здесь сказывается и неумение большинства разбираться в людях. Однако, если исполнитель не столь искусен, его игра будет казаться грубой, фальшивой, скучной, а потому и не вызовет особого интереса.
Полную противоположность этому типу людей представляют собой те, кто подходит к любой ситуации без какой бы то ни было предварительной подготовки и не прибегает ни к каким средствам для поддержания уверенности в себе. Их реакция непосредственна и продуктивна; они забывают о себе, о своих знаниях и положении в обществе, которыми они обладают. Их собственное "я" не чинит им препятствий, и именно по этой причине они могут всем своим существом реагировать на другого человека и его мысли. У них рождаются новые идеи, потому что они не держатся ни за какую из них. В то время как люди, ориентированные на обладание, полагаются на то, что они имеют, люди, ориентированные на бытие, полагаются на то, что они есть, что они живые существа и что в ходе беседы обязательно родится что-то новое, если они будут всегда оставаться самими собой и смело реагировать на все».[20]
Любовь
Очень ярко видно разницу между обладанием и бытием в любви. В современном мире люди пытаются обладать всем, даже дружбой, любовью. Но это не вещи. Их нельзя иметь. Любовь в модусе обладания может только отравлять жизнь, убивать все живое. «Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей "любви" свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее».[21]
Любовь – это процесс. Причем, это процесс именно отдачи. При любви в модусе бытия человек стремится больше отдать, чем забрать в ответ, он испытывает радость от возможность дарить нежность, ласку. «Любить кого-то, означает тревожиться о нем, будить его к жизни, усиливать в нем желание жить, и одновременно любовь – это процесс самовозрождения и самообновления»[22].
На основании вышесказанного представим человека в модусе бытия. Он обладает примерно следующими качествами: активность, творчество, заинтересованность, продуктивное использование своих возможностей. Он чувствует себя счастливым, когда помогает людям, заботиться о них.
Все это противопоставлено человеку в модусе обладания. Он стереотипен, поверхностен и счастлив лишь от обладания частной собственностью. Причем неважно вещь это или человек (яркий пример: «мой врач», «мой друг», «моя болезнь»).
Заключение
В данной работе были подробно рассмотрены три работы Э.Фромма. В них достаточно подробно говорится о таких потребностях человека как свобода и любовь, а также рассматривается два способа существования человека. По ним можно сделать следующие выводы:
1. Основные виды потребностей по Э.Фромму, это свобода и любовь. Свобода может носить как позитивный, так и негативный характер. В современном мире человек практически не может считать себя свободным, он зависит от многих факторов. Но для счастливой жизни свобода в полном понимании действительно необходима
2. Любовь бывает различных типов: братская, материнская, эротическая, любовь к себе и любовь к Богу. Любовь это искусство, которому нужно учиться. Человек живет в обществе и так или иначе взаимодействует с множество людей, для того, чтобы ощутить полноту жизни, человеку необходимо любить и быть любимым
3. Можно говорить о двух формах существования человека: обладание и бытие. Здоровым и правильным считается то общество, которое живет в модусе бытия, а не потребления. В этих двух типах существования совершенно разные потребности. В модусе обладания все потребности направлены на владение, потребление, а в модусе бытия – на полноту жизни, на эмоциональную составляющую, на возможность дарить, а не потреблять.
Список литературы
I. Книги, учебные пособия:
1. Пашин В.С. Человек и его потребности: уч. пособие/ Академия ГА. СПб, 2004
2. Справочник по истории философии /под ред. В.С. Ермакова. - СПб: Союз, 2003.
3. Фромм Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. А. Лактионова —М.:АСТ:АСТ МОСКВА, 2009.
4. Фромм Э. Иметь или быть/пер. с нем. Э. Телятниковой – М.;АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.
5. Фромм Э. Искусство любить/ пер. с англ. – М.;АСТ; АСТ МОСКВА, 2010.
II. Публикации
1. Старовойтов В.В. Жизнь и творчество Эриха Фромма. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2007. №1, с.23
III. Internet
1. Фромм, Эрих// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BC_%D0%AD%D1%80%D0%B8%D1%85
2. Что такое любовь// Fornit (электронный ресурс), режим доступа: https://www.scorcher.ru/art/love/love.php
3. Э. Фромм. Человек для себя// PSYLIB Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» (электронный ресурс), режим доступа: https://psylib.org.ua/books/fromm04/txt09.htm
4. Эрих Фромм// А-Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов (электронный ресурс), режим доступа: https://azps.ru/sch/frd/frd8.html
5. Эрих Фромм// Познавательный портал (электронный ресурс), режим доступа: https://www.elite-home.narod.ru/phil78.htm
6. Эрих Фромм – о свободе// Эрих Фромм и гуманистическая психология (электронный ресурс), режим доступа: https://www.fromm.psy4.ru/freedom.htm
[1] Фромм Э. Искусство любить/ пер. с англ. – М.;АСТ; АСТ МОСКВА, 2010, стр.66
[2] там же, стр.69
[3] там же, стр.80
[4] Что такое любовь// Fornit (электронный ресурс), режим доступа: https://www.scorcher.ru/art/love/love.php
[5] Фромм Э. Искусство любить/ пер. с англ. – М.;АСТ; АСТ МОСКВА, 2010, с.91
[6] Фромм Э. Искусство любить/ пер. с англ. – М.;АСТ; АСТ МОСКВА, 2010, с.93
[7] там же, с.100
[8] Фромм Э. Искусство любить/ пер. с англ. – М.;АСТ; АСТ МОСКВА, 2010, с.110
[9] Фромм Э. Иметь или быть/пер. с нем. Э.Телятниковой – М.;АСТ: АСТ МОСКВА, 2008, с.14
[10] там же, с.29
[11] там же, с.31
[12] Фромм Э. Иметь или быть/пер. с нем. Э.Телятниковой – М.;АСТ: АСТ МОСКВА, 2008, с.39
[13] там же, с.42
[14] там же, с.47
[15] Фромм Э. Иметь или быть/пер. с нем. Э.Телятниковой – М.;АСТ: АСТ МОСКВА, 2008, с.48
[16] Фромм Э. Иметь или быть/пер. с нем. Э.Телятниковой – М.;АСТ: АСТ МОСКВА, 2008, с.42
[17] Фромм Э. Иметь или быть/пер. с нем. Э.Телятниковой – М.;АСТ: АСТ МОСКВА, 2008, с.44
[18] Фромм Э. Иметь или быть/пер. с нем. Э.Телятниковой – М.;АСТ: АСТ МОСКВА, 2008, с.51
[19] там же, с.52
[20] Фромм Э. Иметь или быть/пер. с нем. Э.Телятниковой – М.;АСТ: АСТ МОСКВА, 2008, с.57
[21] там же, с.74
[22] там же, с.74