1. Понятие и содержание инновационного менеджмента, его цель, задачи, функции
Инновационный менеджмент - сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Ранее, до перехода к рыночным отношениям, чаще применялись понятия "управление научно-техническим прогрессом", "внедрение науки и техники в производство" и т.п. С чем же связана необходимость появления нового направления менеджмента?
Современный этап развития науки, техники, экономики и всего общества характеризуется наличием огромных объемов накопленных знаний. Проникновение новых знаний во все сферы деятельности человека привело к тому, что даже в узких тематических областях к настоящему времени принято и в том или ином виде реализовано огромное количество решений, используется множество различных по значимости и глубине методик, циркулируют колоссальные потоки информации. В связи с этим возникла потребность управления творческим потенциалом создателей новых знаний, нацеленного на ускорение их реализации, на повышение эффективности связи науки и практики.
Современная Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления приходят другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развития новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности. Формируется рынок ценных бумаг, рынок капитала и инноваций, рынок труда и др. В этих условиях инновационной деятельностью вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до любого предприятия в сфере малого бизнеса.
Новые решения, полученные в рамках бизнеса, надлежит воплотить в практику. Но далеко не всякая идея находит применение в нужном направлении и требующихся масштабах. Многие плодотворные решения вообще не используются, зачастую же насильно внедряются идеи бесперспективные. Все это приводит к распылению сил, средств и времени. Отсюда - острая необходимость в управлении внедрением новшеств. Кроме того, в современных условиях требуется психологическая подготовка людей и изучение влияния инноваций на все элементы социально-экономической системы, т.е. возникла необходимость управления социальными и психологическими аспектами нововведений.
В настоящее время все отмеченные проблемы (управление процессами создания новых знаний, творческим потенциалом, освоением новшеств, социальными и психологическими аспектами нововведений) небывало обострились, что и обусловило появление нового направления в менеджменте - инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент - это управление нововведениями, т.е. комплексным процессом создания, распространения и использования новшеств для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.
Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Инновационный менеджмент - это процесс управления всеми аспектами инновационной деятельности компании (фирмы).
Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении долговременного функционирования предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и обеспечения высокой конкурентоспособности инновационной продукции.
В процессе реализации этой основной цели инновационный менеджмент направлен на решение следующих задач:
1.Удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.
2.Обеспечение высоких темпов экономического развития фирмы за счет эффективной инновационной деятельности.
3.Максимизация доходов (прибыли) от инновационной деятельности.
4.Минимизация рисков, которые могут возникнуть в инновационном процессе.
5.Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности фирмы в процессе осуществления инновационной деятельности.
6.Изыскание путей ускорения реализации инновационных программ.
Все перечисленные задачи инновационного менеджмента тесно связаны между собой.
С учетом системы задач, стоящих перед инновационным менеджментом, определяются его функции.
Основными функциями инновационного менеджмента являются:
1.Разработка стратегических направлений инновационной деятельности фирмы.
2.Выбор наиболее эффективных организационных форм интеграции науки и производства.
3.Планирование инновационной деятельности, оценка привлекательности отдельных инновационных проектов и отбор наиболее эффективных из них.
4.Оперативное управление реализацией инновационных программ и проектов.
5.Мотивация работников к развитию инновационной деятельности.
6.Организация мониторинга реализации инновационных программ и проектов