Понятие "нововведение" в переводе с английского (innovation) означает "введение новаций" или в нашем понимании этого слова "введение новшеств". Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление, т.е. сущностью новшества является изменение. Русское словосочетание "нововведение" в буквальном смысле "введение нового" означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией).
Трактование этого термина неоднозначно. С одной стороны, под инновацией (нововведением) подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и характеризующийся более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.
С другой стороны, инновацию рассматривают как интегральный процесс связанных между собой частных процессов, а именно, как комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.
Понятие "инновация" применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающим условия для такой экономии.
Таким образом, под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Т.е. под инновацией (новшеством) понимается любое усовершенствование, изменяющее потребительское свойство товара (или услуги) или наиболее полно удовлетворяющее потребности покупателя.
|
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом. А период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования называется жизненным циклом инновации.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации) и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
Виды инноваций
Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновация) требует различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств, инвестиции - рынок капитала, нововведения - рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента образуют сферу инновационной деятельности (инновационную инфраструктуру).
|
Основным товаром рынка новшеств является научный и научно-технический результат - продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские права, оформленные в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.
Существует множество видов инноваций поэтому возникает необходимость их классификации.
Классификация инноваций осуществляется по ряду признаков.
По причинам возникновения инновации можно разделить на:
реактивные - инновации, обеспечивающие выживание фирмы как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке;
стратегические - нововведения, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе.
По предмету и сфере приложения инноваций они делятся на:
продуктовые (продукт-инновация) - это новые продукты (услуги);
инновации-процессы (процесс-инновация) - новые технологии, организация производства, управленческие процессы;
|
рыночные - инновации, открывающие новые сферы применения продукта, позволяющие реализовать услугу на новых рынках;
социальные - инновации, позволяющие повысить социальную ответственность по отношению к коллективу и обществу, обеспечить рост престижа фирмы, ее независимость, улучшить положение на рынке труда.
По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть:
ориентированными на существующие потребности;
направленными на формирование новых.
По содержанию инновации могут подразделяться на:
технические;
организационные;
социальные;
экономические.
По степени новизны, которая может быть у инноваций:
абсолютной,
относительной,
условной,
частной.
Так, например, применительно к этой классификации новую технику и технологии делят на три категории:
1. Принципиально новая техника, не имеющая аналогов.
Она требует для конструирования и изготовления больших финансовых затрат и длительного времени (5-10 лет). Как правило, эта техника резко повышает производительность труда, экономит ресурсы. Ее приобретение обходится фирме или предприятию дорого, но при эффективной эксплуатации такие машины позволяют совершить технологический рывок, опередить конкурентов и окупаются довольно быстро.
2. Новая техника и технология современного научно-технического уровня, но имеющая аналоги.
Эта категория техники, как правило, заимствуется из других отраслей или стран (так называемый имитационный технический прогресс) и требует для изготовления и "привязки" к конкретному производству 3-4 года.
3. Новая техника как результат модернизации и рационализаторской работы. Эта техника требует для внедрения относительно небольших затрат и короткого времени (0,5 - 2 года).
По инновационному потенциалу нововведения подразделяются на:
радикальные;
совершенствующие (модифицированные);
комбинированные.
Главным отличием радикальных нововведений является то, что они позволяют перейти на новый принцип действия или на принципиально новую технологию. Радикальные нововведения возникают часто как озарение, случайность на базе накопленных знаний в голове гениев-самоучек, или людей, занимающихся совсем другой сферой деятельности. Более 2/3 новшеств созданы учеными-одиночками или мелкими фирмами, например каталитический крекинг нефти, кислородный конвертор, ПЭВМ, электронный микроскоп, ксерография, телеграф, пластмасса, антибиотики, турбореактивный двигатель.
Оригинальная, иногда "безумная", ломающая все устоявшиеся представления о данном виде техники и технологии мысль - вот что такое радикальное новшество.
Статистика появления радикальных новшеств говорит о том, что 50% идей поступают от людей, работающих в отдаленных от решаемых проблем сферах, 30% идей дают специалисты смежных профессий и лишь 20% принадлежат специалистам, занимающимся проблемой профессионально. Связано это, как считают, со свежим взглядом на проблему, не отягощенным привычками, догмами, старыми знаниями.
Впервые русский ученый-экономист Н.Д. Кондратьев, рассматривая роль нововведений в экономическом развитии, ввел понятие "длинные волны", характеризующее влияние радикальных инноваций на мировое промышленное производство. Затем эту концепцию развил Шумпетер Й., который показал, что первая волна продолжалась с 1790 по 1840 г. и в ее основе лежали распространение паровых машин и новые технологии в текстильной промышленности. Вторая волна (1840-1890 гг.) - развитие железнодорожного транспорта и механизация производства. Третья волна (1890-1940 гг.) - развитие электроэнергетики, автомобилестроения, широкое применение двигателей внутреннего сгорания, успехи химии. Четвертая волна (1940-1990 гг.) - развитие электроники. Предполагается, что одной из базовых технологий пятой волны станет биотехнология, а также развитие микропроцессорной техники. Важно отметить, что теорией Кондратьева допускается возможность того, что начало пятой "длинной волны" может сопровождаться спадом производства.
Совершенствующие нововведения, в отличие от радикальных, связанных с достигнутым уровнем знаний, науки и техники, возникают в связи с наличием рыночной потребности. Для совершенствующих нововведений характерно:
исходная ориентация на коммерческий успех;
подчинение технических требований требованиям рынка;
невысокая значимость новых технологических решений.
По особенностям инновационного процесса инновации могут быть:
внутриорганизационными;
межорганизационными.
По уровню разработки и распространению нововведения делятся на:
государственные;
республиканские;
региональные;
отраслевые;
корпоративные;
фирменные.
По сферам разработки и распространению:
промышленная;
финансовая;
услуги;
торгово-посредническая;
научно-педагогическая;
правовая.
В зависимости от имеющихся потребностей различают инновации:
иницируемые нуждами потребителей (составляют 70-75% от их общего объема);
иницируемые научно-техническими результатами, полученными при проведении НИОКР.
Для чего же нужно классифицировать инновации?
Классификация инноваций по рассмотренным признакам позволяет:
осуществлять "привязку" к виду инноваций того или иного вида стратегии;
создавать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от вида инноваций;
определять положение, формы реализации и продвижения продукта, которые также будут неодинаковы в зависимости от различных видов инноваций.