Необходимо выразить степень согласия с утверждениями.




Индикаторы толерантности

Нельзя делить народы на хорошие и плохие, так как в любом народе есть и хорошие,

и плохие люди

Традиции, обычаи, религия любого народа заслуживают уважения, даже если они

кажутся необычными

О человеке надо судить только по его моральным и профессиональным качествам,

а не по его национальности

То, что Россия – многонациональная страна,обогащает ее культуру

Все народы – и большие, и малые – должны иметь в России равные возможности для

сохранения своего языка, религии, традиций,обычаев

Браки между людьми разных национальностей способствуют сближению,

взаимопониманию народов

Разжигание межнациональной розни – это преступление, за которое надо сурово

наказывать

Русские, живущие в той или иной национальной республике России, должны

хорошо владеть языком ее коренного народа

Все религии, существующие в России, должны быть равноправны

Национализм заслуживает всяческого осуждения

Деление людей на национальности – это пережиток прошлого

Для современного человека его национальность должна быть безразлична

Россия – многонациональная страна, и ее президент не обязательно должен быть

русским по национальности

 

Индикаторы интолерантности:

Наплыв в Россию приезжих из стран ближнего зарубежья способствует росту

преступности

Самой главной религией в России должно быть православие

В России есть такие народы, которые отстают в своем развитии от других народов

Надо ограничивать проживание в России представителей некоторых народов

Каждый человек должен думать в первую очередь об интересах своего собственного

народа, а потом уже о других народах

Некоторые народы, живущие в России, принесли ей больше вреда, чем пользы

Людей некоторых национальностей нельзя допускать в правительство и на важные

руководящие должности

Настоящими патриотами России могут быть только русские люди

Коренные народы России должны иметь преимущества перед некоренными

В нынешних трудностях России виновны не столько сами русские, сколько другие

народы

В настоящее время русские не являются хозяевами в своей собственной стране

Народы, которые имеют свою историческую родину за пределами России, должны уехать

туда

На проживание в России из других стран надо принимать только русских людей

- Эмиграционных установок респондентов

«В какой стране ты хотел(а) бы жить и работать после приобретения профессии, специальности?»

2. Перечислите методики (все вам известные), с помощью которых можно изучать:

- Этническую дистанцию

- Этнические автостереотипы и гетеростереотипы

- Этническую толерантность / интолерантность

 

 

3. Что означают понятия:

Автостереотип- вид этнического стереотипа как представления и оценки, относимые к собственной этнической общности.

Гетеростереотип- представление об этнопсихологическом образе данного народа со стороны других народов.

Культурная дистанция- различие понимания смысла, значений и норм, отобра­женных в философско-религиозных установках, науке, этических нормах, языке и изобразительном искусстве.

Ксенофобия - это любая постоянная, иррациональная или чрезмерная боязнь, ненависть, нетерпимость к иностранцам (незнакомцам), а также к чему-то незнакомому, непривычному.

Шовинизм- крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности; противопоставление интересов одной нации интересам всех других наций с целью обоснования «права» на дискриминацию и угнетение других народов.

Этноцентризм- склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона;

Национализм- идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства.

Расизм- совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

Апартеид- официальная политика расовой сегрегации (принудительное отделение группы населения), проводившаяся в Южно-Африканской Республике с 1948 по 1994 год в отношении коренного африканского и другого неевропейского населения.

Геноцид- действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

§ убийства членов этой группы;

§ причинения тяжкого вреда их здоровью;

§ мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;

§ принудительной передачи детей;

§ предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

 

Культурный релятивизм- направление в этнографии, отрицающее этноцентризм и признающее все культуры равными. Каждая культура является уникальной системой ценностей.

Мультикультурализм- политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология, то есть

это концепция, которая предлагает признать, что все культуры равны и имеют одинаковое право на жизнь.

Толерантность- социологический термин, обозначающий терпимость, миролюбие, снисходительное уважение к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, а также установление и поддержание общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.

Иммиграция- въезд в страну на постоянное или временное жительство граждан другой стран.

Эмиграция- добровольное или вынужденное переселение в др. страну для постоянного или временного (на длительный срок) проживания.

 

4. Этническая идентичность: понятие, свойства, типы, функции. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий. Этноинтеграционные признаки. Чем определяется место этнической идентичности в иерархии социальных идентичностей? Роль интеллигенции в формировании этнической и гражданской идентичностей.

Этническая идентичность – это составная часть социальной идентичности, «психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности»

Основные свойства (характеристики) этничности:

· Мифологичность (в этом ее мобилизующая сила, её главная опора – идея или миф об общей культуре происхождения истории)

· Этничность родом из прошлого (представление о ней сформировалось в течение длительных временных периодов)

· Этничность эмоциональна (поэтому может вызывать иррациональные действия).

Типы этнической идиентичности:

1. Нормальная идентичность, при которой образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории, но потребность

в идентификации с данной этнической группой зависит от типа личности и ситуации. Отклонения от «нормы» могут идти как в направлении нарастания этничности, так и в

направлении ее усечения или даже исчезновения.

2. Этноцентрическая идентичность, означающая некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификацию индивида с ней. При такой идентичности

присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости. В некоторых этнических группах элементы замкнутости детерминируются традиционными нормами, религиозными

правилами, хотя и не сопровождаются изоляционизмом в целом.

3. Этнодоминирующая идентичность – тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской,

семейной, профессиональной). Такая идентичность обычно сопровождается признанием «права народа» выше прав человека, представлениями о превосходстве своего народа, дискримина-

ционными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности этнических чисток, стремлением не смешиваться с другими этносами.

4. Этнический фанатизм – тип идентичности, при котором абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто принимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия – крайняя форма агрессивной идентичности.

5. Этническая индифферентность – возникает тогда, когда люди равнодушны к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, к ценностям своего и других народов.

Они независимы от норм и традиций собственно этнической группы, и на их жизненные поступки и поведение в любых сферах деятельности никак не влияют ни их собственная этническая

принадлежность, ни этническая принадлежность других.

6. Этнонигилизм – в форме космополитизма представляет собой отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Обычно возникает в связи с осознанием низкого статуса

своей этнической группы, с признанием ее неравноценности по сравнению с другими группами. Следствие – избегание своей этничности и вообще отрицание всякой этничности.

7. Амбивалентная этничность – явно не выраженная этническая идентичность, широко распространенная в смешанной этнической среде.

К этому списку В.Ю. Хотинец добавляет еще 2 типа негативной этнической самоидентификации:

1. Этнонегативизм – осознание принадлежности к этнической группе носит негативный характер. Отрицательное представление об этносе может быть обусловлено неравномерностью развития этнических сообществ, различным уровнем экономического и культурного прогресса. Степень

проявления этнонегативизма зависит от уровня привлекательности других этносов.

2. Этноэлиминация – такая идентификация свойственна людям, принадлежащим частично к разным этносам, но не интегрированным полностью ни в один из них. В данном случае

имеет место ориентация на другой этнос с осознанием принадлежности к своему. Степень проявления данного вида идентичности связана с «мерой вклада иноэтнических ценностных

потребностей в мотивационную структуру личности».

Функции:

Этническая идентичность представляет собой когнитивно-мотивационное ядро этнического

самосознания. Поэтому, первая функция этнической идентичности – когнитивная. Г.М. Андреева отмечает, что, несмотря на самостоятельный статус в структуре социально-психологического знания, идентичность – ключевой момент и в психологии социального познания. Этническое самосознание есть способность этнической группы к самоотождествлению, способность выделять себя в континууме этносоциальных образований. Процесс осознания особенностей своей общности всегда происходит в сравнении их с особенностями других

этнических групп по принципу «мы» – «они». Поэтому помимо знаний о своем народе у этнической группы формируются знания, отражающие особенности других этнических групп, и отношения к ним, что предопределяет восприятие их представителей.

Вторая функция – аффективная. Этническая идентичность – это не только осознание своей

тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значимость членства с ней, разделяемые этнические чувства. Аффективный компонент этнической идентичности проявляется в этнических аттитюдах. Позитивные аттитюды включают удовлетворенность членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения собственного народа.

Наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности включает отрицание собственной этнической идентичности, чувство унижения, предпочтение других групп в качестве референтных.

Третья функция – регулятивная. Для каждого из членов общности этничность, опосредуя

институциональные нормы, выступает регулятором социального поведения. Этничность регулирует межличностное и межгрупповое общение на основе традиций, обычаев, устойчивых общепризнанных ценностей.

Четвертая функция – психологическая, или защитная. Этничность способствует удовлетворению

потребности в психологической устойчивости и определенности. Актуализация этничности – это

защитная реакция психики на нестабильность окружающей социальной среды.

Пятая функция – мобилизационная. В определенных обстоятельствах этничность, мобилизуясь в форме национального движения, становится эффективным инструментом для достижения определенных экономических, политических и иных целей. И этот инструмент нередко оказывается действеннее, чем класс или политическая группировка. А. Аклаев отмечает, что

вопросы идентичности не подлежат переговорам и компромиссам, что усиливает этнические споры и увеличивает вероятность этнического насилия. В этих условиях стремительное распространение «образа врага», который несут оппозиционные этнические группы, снижает эффективность попыток снятия межэтнической напряженности.

 

Компоненты:

· Когнитивный (знания об этнич. Группе, образ «я», образ «мы»)

· Эмоциональный (отношение группы, оценки, значимость членства группы)

· Поведенческий.

 

Этноинтеграционные признаки:

· Самоназвание

· Культурные особенности (язык, религия, обычия, нормы, этика)

· Антропопсихологические признаки (отличительные черты внешнего облика, психический склад (темперамент, менталитет)).

· Общее историческое прошлое, единство территории.

Для выявления места этнической идентичности в идентификационном пространстве лично существенным является понимание того, что мир личности представляет собой системную целостность, в которой ценности и потребности рассматриваются не по отдельности, а во взаимосвязи и взаимодействии. Значимость этничности находится в связи с системой личностой монивации. Так, у людей, у которых низка ориентация на корпоративные связи и высоко значима свобода от соц контроля, этническая идентичность занимает меньшее место в системе общей идентификации. К тому же, этническая идентичность ситуативна, как и другие идентичности.

В этнологии,политологии, социологии изучают роль элит, лидеров в этнической мобилизации. Идеологемы этнического самосознания создаются учеными, писателями, кинематографистами, художниками и пр. Их называют «творцами человеческих душ» и «этническими предпринимателями». Содержание идей, выдвигаемых идеологами, было различным, то тематически сходным. Обращала на себя внимание очередность выдвижения идей- сначала экологические, затем идеологема ущерба народу (прежде всего культуре), то есть недоиспользование нац языка, например. Далее можно отметить идеологемы собственной суверенности, которые обосновывались с помощью обращения к корням и истории.

5. Подходы к пониманию феномена этничности: примордиализм, конструктивизм, инструментализм. Привести примеры их воплощения в социально-политической практике, массовой культуре, массовых представлениях.

Примордиализм

(от англ.primordial — первозданный, изначальный, исконный) — теория, сторонники которой полагают, что этничность запрограммирована генетически, в основе ее кровное родство, общее происхождение и исконная территория. Так, М. Вебер полагал, что в основе этноидентичности — «субъективная вера в общее происхождение», при этом «не имеет значения, действительно ли объективное кровное родство существует». На Западе этой теории придерживаются К. Гирц, Р. Рамбино, У. Коннор, Э. Стюарт, П. Ван ден Берге. Последний писал: «С прогрессивным ростом размера человеческих обществ границы этноса становились шире, связи родства соответственно размывались… Однако потребность в коллективности более широкой, чем непосредственный круг родственников на основе биологического происхождения, продолжает присутствовать даже в современных массовых индустриальных обществах ». С. В. Чешко определяет этничность как «групповую идентичность, производную от имманентного человечеству социального инстинкта коллективности и “легитимизируемую” посредством представлений об общем происхождении и специфичности своей культуры. Соответственно, этнос выступает как носитель такой идентичности».

Рассуждения на этнические темы в категориях примордиализма легко идеологизируются и скатываются к расизму и национализму.

Конструктивизм

— научное направление в изучении этноса, представляющее этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит). Аргументация конструктивистов основана на широком спектре фактов искусственного создания и внедрения этнических традиций. Среди разработчиков данного направления выделяют Б. Андерсона, П. Бурдье, Э. Геллнера, Э. Хобсбаума. В России главным последователем конструктивизма является В. А. Тишков.

Б. Андерсон понимал воображаемость этнических категорий в том смысле, что они представляют собой символические ресурсы, позволяющие сообществу существовать, в то время как «члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев по нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живет образ их общности».Нация по Андерсону — продукт творчества, воображения людей. Э. Геллнер и вовсе говорил о искусственности, фальшивости наций, не имеющих ничего общего с реальностью повседневного опыта. П. Бурдье и Р. Брубейкер отрицали необходимость рассматривать этнические группы как предмет исследования, говоря о качественно иных проявлениях этничности. По их мнению, этничность в принципе проявляет себя не столько через группу, сколько через категории, схемы, идентификации, языки, истории, институты, организации, связи и действия. В. А. Тишков определяет этнос как «группу людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, имеют общее происхождение и историческую память, обладают чувством солидарности, и все эти признаки — результат особых усилий, особенно процесса нациостроительства».

Инструментализм

— направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом.

Приверженцы инструментализма в этнологии сосредотачивали своё внимание не на изучении объективной основы существования этноса, а лишь на роли последнего в культуре. В рамках данного подхода этничность признается инструментом, с помощью которого люди добиваются тех или иных целей.

Этническая идентичность, считают инструменталисты, — это ситуативная роль, ее сознательный выбор, который делает человек или группа лиц для достижения политической власти или целей экономического характера. Основными представителями данной теории в этнологии являются Д. Белл, Г. Вулп, Н. Глейзер, Д. Мойнихен. Среди российских исследователей похожих принципов придерживаются М. Н. Губогло, Г. С. Денисова.

Приверженцы инструментализма не заботятся о том, являются ли рассматриваемые ими явления реалистичными и могут ли они объяснить тот или иной феномен, в отличие от приверженцев эмпиризма, которые считают, что теория непременно должна давать объяснения наблюдаемому явлению.

 

6. Субъекты в составе РФ, выделенные по национальному признаку: типы, количество, расположение (в состав каких федеральных округов входят), национальный состав (преобладают русские; преобладает титульный народ).

 

7. Этнический состав населения г.Мурманска и Мурманской области.

800 000чел.

Самой многочисленной нацией в регионе являются русские (642,3 тыс. человек), на которых приходилось 89% общей численности населения, указавшего национальную принадлежность. На втором месте по численности – украинцы, их насчитывается 34,3 тыс. человек (4,7%), на третьем – белорусы, их – 12,1 тыс. человек (1,7%), татары- 0,8%.

В целом по России несколько иная картина: наиболее многочисленны после русских (111,0 млн. человек или 80,9%) татары, численность которых составляет 5,31 млн. человек (3,9%). В Мурманской области они на 4 месте – 5,6 тыс. человек (0,8%).

Далее национальности в нашем регионе распределились следующим образом: азербайджанцы – 3,8 тыс. человек (0,5%), чуваши – 1,8 тыс. человек (0,2%), коми, мордва и армяне – по 1,6 тыс. человек (по 0,2%), карелы – 1,4 тыс. человек (0,2%), молдаване – 1,3 тыс. человек (0,2%), узбеки – 1,1 тыс. человек (0,2%). Численность представителей других национальностей, проживающих в регионе, не превышает 1 тыс. человек.

Численность коренного малочисленного народа Кольского полуострова – саамов – составила около 1,6 тыс. человек (0,2% общей численности лиц, указавших национальную принадлежность).

Как показала перепись, на территории Мурманской области также проживают абазины, ижорцы, коряки, кумандинцы, манси, нагайбаки, ханты, эвенки, шорцы, эскимосы и другие малые народы, однако их группы по численности не превышают 10 человек.

 

8. Национализм как система чувств, идеология и политика. Варианты определения национализма. Источники/причины национализма. Типы национализма в РФ. Рост националистических настроений в массовом сознании современного российского населения: причины, формы выражения, оценка данного явления.

Уровни национализма:

- состояние общественного сознания

-идеология (совокупность политических принципов)

-политическая практика.

 

Национализм бывает:

1) Гражданский (нация – согражданство)

«+» «-»

Патриотизм шовинизм полиэтническая политическая общность = приверженность своей полиэтнической общности

 

2) Этнический (нация – этнокультурная категория), то есть приверженцы своей этничности.

 

Варианты понимания национализма.

1. Исключительность, превосходство своего народа (противоположность интернационализму)

2. Патриотизм

3. Гражданское самосознание

4. Стремление к самостоятельной государственности.

5. Дискриминация меньшинств доминирующим народом.

6. Внешняя агрессивная политика.

 

Источники национализма:

(для массового сознания)

1. Реальное обстоятельство + восприятие их людьми

Соц. Источники:

1. Конкуренция за рабочие места (в престижных сферах деятельности)

 

Доминирующая - Др. группа - Мигранты

Этн. Общность (меньшинства)

 

2. Высокий экономический статус некоторых диаспорных групп. (Диа́спора — часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности.)

 

3. Сложное экономическое положение в стране, депривация приводит к поиску виноватого. (Депривация — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.)

 

4. Ситуация, при которой соц. Группа не имеет возможности для выработки собственной «+» идиентичности. Это характерно для низкостатусных, ущимленных, маргинальных групп.

 

 

Типы национализма:

 

1. Классический (Чеченская республика)

2. Паритетный (гос. Самостоятельность в рамках Федерации. Стремление к максимальной экономической самостоятельности при демонстрации политической лояльности к центру (фед. Власти).

Пример: Татарстан, Башкатарстан, Тыва, Якутия.

3. Защитный (оборонительный)

-защита языка, культуры, самобытности какой-либо территории.

Пример: Карелия, Сев. Осетия

 

4. Модернизационный (мы тянем за собой отсталые окраины)

5. Либеральный (в декларациях, законах - принцип культурного плюрализма, паритета культур, толерантности)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: