9. Национальные и многонациональные государства: понятие, примеры. Два подхода к определению народа/нации: этническая общность и согражданство.
«Титульный этнос» - «коренной этнос» - «национальные меньшинства»: соотношение понятий. «Право народов на самоопределение», «борьба за независимость» и «сепаратизм»: соотношение понятий. Формы национального самоопределения в СССР и РФ.
Национальное государство - это такое государство, которое подразумевает процессы самоопределения и организации определенной национальной группы на определенной территории и выражает волю данной нации. В идеале такое государство предполагает, что все граждане (подданные) такого государства имеют общий язык, культуру и ценности, а также, что все они являются частью единого общества, с его институтами и его проблемами. Япония.
Многонациональное государство — государство с населением, состоящим из более чем одной этнической группы, то есть государство, в котором ни один из народов, проживающих на территории данного государства, не имеет доминирующей позиции. США, РФ, Канада, Индия.
Стратегически меняющим прежние концептуальные построения стало предложение В.А. Тишкова пересмотреть понятие нации в пользу гражданского, а не этнического содержания. Аргументируется этот подход тем, что вся международная практика современных государств, кроме советского, постсоветских и постюгославских, пользуется термином <нация> в значении политической и гражданской общности.
Многие государствоведы и философы отстаивают прежние историко-стадиальные представления о нации как высшей форме этнической общности, сложившейся в период становления капитализма на основе экономических связей, единства территории, языка, особенностей культуры и психики.
|
Титульный этнос — часть населения государства или субъекта федерации, национальность которой определяет официальное наименование данного государства.
Коренной этнос — этнос, сложившийся и продолжающий жить на данной территории; составляющие его люди называются аборигенами.
Национа́льное меньшинство́ — представители этнической группы, проживающей на территории какого-либо государства, являющиеся его гражданами, но не принадлежащие к коренной национальности и осознающие себя национальной общиной.
Право народов на самоопределение – изначально (во времена французской революции) понималось как народный суверенитет. Теперь- право народа либо на выбор своего статуса внутри полиэтнического государства, либо на образование собственного государства. Все народы имеют право на самоопределение согласно уставу ООН.
Дать достаточно однозначный и нейтральный ответ на вопрос, чем национально-освободительное движение, борьба за осуществление «права на самоопределение» отличается от сепаратизма, не представляется возможным. Высказываемые точки зрения обычно крайне политизированны и связаны с текущей политической конъюнктурой.
Можно сказать только, что, как правило, «национально-освободительное движение» понимают как положительное, прогрессивное явление, которое поддерживают (или, по крайней мере, сочувствуют) широкие слои населения, тогда как «сепаратизм» — как бесполезное, либо отрицательное, выражаемое лишь меньшинствами.
|
Сепарати́зм -стремление отделиться, обособиться; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии. Отличие С. от национально-освободительного движения носит субъективный (оценочный) характер.
СССР:
Национальное самоопределение – личное дело гражданина. Гражданам СССР гарантируется свобода национального самоопределения, то есть право определять свою национальную принадлежность, исходя из своего этнического самосознания и чувств и используя традиционные самоназвания наций и их сочетания, а также право официально сообщать о своем национальном самоопределении или воздерживаться от такого сообщения.
Никто не вправе принуждать гражданина СССР к определению своей национальной принадлежности в формах, которые не соответствуют его самосознанию и самоощущению, или к тому, чтобы сообщать или не сообщать о своей национальности.
Принцип свободы личного национального самоопределения в Конституции СССР отсутствовал.
РФ:
Что касается права наций на самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, в официальных актах Российской Федерации. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса. Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании разных форм государственности, но не всегда — суверенного государства; она может изменить форму своего государственного существования, жить в многонациональном государстве.
|
Право наций на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно реализуется в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует, однако, соблюдения территориальной целостности независимых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция РФ, не предусматривают права на отделение, выхода субъектов из состава федераций, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств.
10. Мультикультурализм как идеология и политика: понятие, виды. Рассмотреть реализацию принципов мультикультурализма на примере: а) США, б) какого-либо европейского государства, в) РФ. Последствия политики мультикультурализма.
Мультикультурали́зм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий+ признание прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее.
Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется мультикультурализм, и США, где традиционно провозглашается концепция «плавильного котла».
Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом руслемассовой культуры.
Типы мультикультуризма, разделенные по политическому признаку [84]:
1. Либеральный вариант, задачей которого ставится «постулирование и сохранение разнообразия культурных групп, а также и возможность их сосуществования на основе равных прав и свобод» [84, c. 104].
2. Леворадикальный, с наиболее экстремистски настроенными мультикультуралистами, среди которых выделяются афроамериканские и испаноамериканские радикалисты от культуры. Этот тип мультикультуризма не занят акцентированием различий, но прежде всего противостоит всяческому подавлению, насилию в сфере духа, сливаясь с радикальными направлениями так называемых культурно - критических теорий, включая неомарксизм и новый историзм [84, с. 105].
3. Консервативный или корпоративный (чаще всего он является одновременно и либеральным), не заинтересованный в перераспределении власти и культурного влияния, но, напротив, отвлекающий внимание от подобных вопросов путем коммерционализации мультикультуры и превращение ее в товар.
Выделяют органический (сильный) и имитационный («бутиковый») виды. Органический мультикультурализм характеризуется наличием идеологических установок и беспрекословным следованием им. Отличительной чертой этого вида является «высокая степень рефлексивности и «связности» понимания проблем современной социокоммуникативной совместимости, позиция культурной толерантности, некритериальное ценностное отношение к необходимости развития других культур» [49, с. 17]. Имитационному виду свойственны внешние проявления: «благожелательность» к инаковым культурам, поверхностное их восприятие, стремление их поддержать - однако до тех пор, пока культурные проявления и «инаковостъ» традиций миноритарных культур не вступают в противоречие с установками и традициями собственной культуры, к которой относятся сторонники подобного вида мультикультурализма. Маркеры миноритарной культуры воспринимаются одобрительно, но как-бы «на расстоянии».
А) США:
Плавильный котёл (англ. melting pot), он же «плавильный тигель» — это модель этнического развития, активно пропагандируемая в американской культуре. Доминирование в американской общественности этой мысли тесно связано с идеалами представления культуры о подлинно свободном демократическом обществе, где люди будут стремиться жить среди расово-этнических смешанных соседей. Концепции «плавильного котла» можно противопоставить политику мультикультурализма.
Б) Германия:
В октябре 2010 года, на встрече с молодыми членами Христианско-демократического союза (ХДС) в Потсдаме, под Берлином, канцлер Германии Ангела Меркельзаявила, что попытки построить мультикультурное общество в Германии «полностью провалились»[8][9]. Меркель сказала: «Концепция, по которой мы в настоящее время живём бок о бок и счастливы этим фактом, не работает»[10]. Она также заявила, что иммигранты должны интегрироваться, принимать культуру Германии и её ценности. Это способствовало росту дебатов в Германии по поводу иммиграции[11], что отразилось на Германии и степени, по которой мусульманские иммигранты должны интегрироваться в немецкое общество.
Широкий общественный резонанс получило интервью журналу «Lettre International» 30 сентября 2009 года члена совета директоров Немецкого федерального банка и члена Социал-демократической партии Германии Тило Саррацина, который заявил, что значительная часть арабских и турецких иммигрантов совершенно не готово и даже не хочет интегрироваться в немецкое общество. Саррацин заявил: «Интеграция есть задача того, кто интегрируется. Я не обязан терпеть того, кто ничего для этого не делает. Я вообще не обязан кого-то терпеть, кто живёт на средства государства, отрицает это государство, не заботится об образовании своих детей и постоянно производит на свет маленьких „девочек-в-платках“»[12][13].
В то же время о крахе политики мультикультурализма в своих странах высказались Н.Саркози и Д.Кэмерон.
В) РФ:
Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, выступая 8 сентября 2011 года на третьем Мировом политическом форуме в Ярославле с докладом по национальному вопросу, обрушился с критикой на европейскую политику мультикультурализма. Там же, на Ярославском форуме, выступил с докладом председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин. Он рассказал о кризисе теории национального государства и об альтернативной концепции национально-государственной интеграции различных этноконфессиональных групп, получившей название мультикультурализма, а также о ее провале.[4]
В то же время российские лидеры не видят ничего плохого в «методах прошлого». Президент России Дмитрий Медведев объявил сегодня, 11 февраля, что для России неприемлем тезис о неудаче сосуществования различных культур.
«Нам нельзя дать себя спровоцировать на рассуждения по поводу краха мультикультуры!», — предупредил он на встрече с руководителями национальных культурных объединений и учеными-этнографами Башкортостана.
Медведев отметил, что сейчас в Европе на эту тему, на тему краха мультикультуры, много рассуждают.
«Если говорить о крахе мультикультуры, то можно уничтожить традиции, а это опасная вещь, и в европейских государствах это тоже должны понимать!», — решил поучить Европу президент.
11. Межэтнические отношения: уровни, факторы (исторические, социальные, политические, культурные, социально-психологические).
Проблемы межэтнических отношений представляют собой ту область знаний, которая совпадает в зарубежной и отечественной социологии. Но в изучении межнациональных отношений в нашей стране есть свои особенности. Именно с развитием социологического изучения отношений между народами, этническими общностями появилась настоятельная потребность выделить 2 уровня их изучения: 1)институциональный и 2)межгрупповой, межличностный.
При институциональном уровне складывающиеся отношения между представителями различных народов происходят на государственной основе и развиваются в рамках взаимодействия федеральных и республиканских органов власти, последние в лице вышестоящих органов – президента, парламента выражают интересы всех жителей республики. Собственно в республиках осуществляются и реализовываются социально-культурные интересы доминирующего большинства национальностей или титульных национальностей. Вместе с тем, и федеральные органы власти в свою очередь тоже призваны выражать интересы доминирующего большинства национальностей в стране. Так, если учитывать статистические данные, то большинство в Государственной Думе РФ составляют русские. В правительстве РФ тоже русские составляют большинство.
Областью особого интереса социологии межэтнических отношений является уровень межличностный, межгрупповой. На этом уровне отношения между различными народами, национальностями осуществляются при взаимодействии по месту работы, дружеском, семейном, соседском и т.д. контактах. Так, нередко дружественные межличностные взаимоотношения между представителями разных национальностей переплетаются с напряженными публичными. Такие отношения происходят как бы в различных плоскостях и выражаются в проблеме несоответствия частного и публичного1.
Этнические группы – это большие и сложные системы, и очевидно, что вся группа не может участвовать в непосредственном взаимодействии. Поэтому при рассмотрении межэтнических отношений необходимо учитывать как непосредственные, так и опосредованные (через СМИ, официальные документы, предметы культуры) контакты.
Существует также некоторая сложность, связанная с наличием внутри одной этнической группы разных социальных групп с часто перекрывающимися интересами, которые лежат в разных сферах жизнедеятельности.
Исходя из этого, межэтнические отношения в широком смысле понимаются как взаимодействия народов в разных сферах- политике, культуре и пр., в узком- как межличностные отношения людей разных национальностей, которое тоже осуществляется в разных сферах общения- трудового, семейного, бытового и пр.
Факторы, влияющие на характер межэтнических отношений:
Исторические включают в себя:
1. те исторические события, благодаря которым складывались отношения между различными народами.
2. исторические события, в результате которых они становились определенным символом для вновь развивающихся событий.
3. специфику социально-исторического развития и взаимодействия различных народов.
Для выявления межэтнических напряжений между народами, прежде всего, учитываются завоевания, насильственные присоединения, а также колониальное прошлое народа.
Историческая память народа, как правило, позволяет сохранить те события, которые выступают не только объединяющим фактором, но и разделяющим его с другими народами.
Социальные(социально-структурные) включают:
1.взаимосвязь социальной и этнической стратификации, которая заключается в необходимости «раскрытия» степени неравенства взаимодействующих групп с помощью анализа социальной структуры. В данном случае анализируется «равностатусный контакт» между народами различной национальности. Здесь необходимо учитывать два обстоятельства: во-первых, сравнение людей разной этнической принадлежности, например, русские и татары в Татарстане, русские и евреи в Москве. Во-вторых, нужно учитывать то обстоятельство, при котором «равностатусный контакт» должен стать привычным, иными словами, необходимо определенное количество времени, для того чтобы адаптироваться к такому общению;
2.влияние социально-структурных изменений.Движение к желаемому равностатусному общению ведет к напряженности в межэтнических отношениях. Конфликность связано с тем, что доминирующая в высокостатусных слоях группа должна «потесниться». Вместе с тем, у той национальности, которая стремится продвинуться, растут потребности. Действует закон возрастающих запросов- чем больше имеем, тем больше хотим.
3.этнический фактор в социальной мобильности. Так, процесс социальных перемещений в Советском союзе зависел не только от способностей людей и их возможностей, но и управляемости. Например, первые секретари ЦК компартий союзных республик были лицами титульной национальности, а вторые – русскими.
Политические включают в себя следующие группы:
1.Принципы и формы гос.устройства (Некоторые специалисты считают, что федеративное государство может решить национальный вопрос с помощью демократического способа)
2.Характер политического строя
3.Тип государственной нац.политики (Интегрирующая политика и политика культурного плюрализма)
Культурные включают две группы:
1. Просвещение и информированность – это своего рода пропаганда образцов межэтнических контактов с помощью СМИ.
2. Традиционные нормы каждой культуры – представления о людях, которые сказываются на традиционных нормах и оказывают влияние на межэтнические отношения не только при заключении эндогамных браков, но и при выборе, например, партнеров по бизнесу. Они могут проявляться в нормах и правилах поведения в трудовых коллективах, которые оказывают непосредственное влияние на взаимоотношения людей.
Социально-психологические включают:
1.мотивационные подходы, которые объясняют характер межэтнических отношений с точки зрения нейтральности, напряженности и враждебности. З. Фрейд и его сторонники враждебность объясняли бессознательными процессами, определяющими характер эмоциональных отношений в семье. Сторонники концепции «фрустрации и агрессии» считают, что фрустрация проявляется при разочаровании, неосуществлении какой-либо значимой для человека цели, чувствах тревоги, напряжения, раздражения, готовности к агрессивным действиям. Так, в период фрустрационной напряженности увеличиваются конфликтные ситуации на личностном уровне, они в первую очередь связаны с распространением негативных характеристик типа «черномазые», «черные», «чучмеки» и.т.д.;
2.когнитивные подходы. В С точки зрения теории социальной идентичности Г.Тэджфела, которая развивается в рамках этого подхода, группа рассматривается как осознаваемое единство, которое соответствует восприятию и отличию себя от других. Влияние межэтнической идентичности на межгрупповое поведение людей объяснялось в этой теории с точки зрения «когнитивного субъективного мира личности»1.
12. Этнические конфликты: причины, теоретические модели (гипотеза фрустрации и агрессии, теория коллективных действий). Структура этнических конфликтов. С.Хантингтон: концепция «столкновения цивилизаций». Зоны межэтнической напряженности в современном мире.
Первые объяснения причин этнических конфликтов в СССР дали ученые, исходя из своих профессиональных и общественных позиций.
Причины:
1.политической природы: отступление от ленинской нац политик, выраженное в сталинских репрессиях, в депортациях целых народов, в отказе большевиков от ориентации на единое централизованное гос-во и согласие на федерацию с национально-государственными образованиями. + конфликты как следствие прошлого режима (конфликт = возвращенное насилие»)
2.модель социально-структурных изменений: в основе межэтнической напряженности лежат процессы, связанные с модернизацией и интеллектуализацией народов. Они привели к тому, что в престижных видах деятельности нарастала конкуренция между титульными национальностями и русскими. Данный подход акцентирует внимание на том, что на определенном историческом этапе происходят изменения в потенциале этнических групп, претендующих на привилегированные, престижные места, в том числе во власти.
3.еще один подход предполагает возникновение конфликта на основе соревновательности и конкуренции в сфере трудовых отношений и экономических взаимодействиях.
4. В известной мере небезосновательным был подход С. Хантингтона", который, изучая модернизацию традиционных обществ, фиксировал внимание на высокой политической мобилизации в переходные периоды. Он объяснял ее тем, что урбанизация, образование и широкая доступность информации порождают у групп, вовлеченных в модернизационный процесс, новые потребности и представления о способах их удовлетворения. Но реальные возможности таких обществ, в том числе социально-экономические, растут медленнее, чем потребности людей. Правительства не могут их удовлетворить. Отсутствие соответствующих политических институтов затрудняет, а иногда делает невозможным выражение требований в рамках закона. Несовершенство политической системы, неспособность ее решать противоречия ведут к конфликтам'*.
5.стремление социальных групп, вновь вовлекаемых в политический процесс, дать свою интерпретацию национальных интересов сообщества.
6.поведенческие концепции: не отрицают значения социально-структурных факторов, но акцентируют внимание на социально-психологических механизмах, стимулирующих конфликт. В рамках этих концепций известна теория фрустрации-агрессии (Доллард, Миллер, Берковиц). Фрустрация – состояние опасности от ущерба, нанесенного группе, стресс, ощущаемый как препятствие в осуществлении цели, которые и ведут к агрессии. Гурр дополнил данную теорию, показав значение в межэтнических конфликтах относительной депривации, которая сама рассматривалась как разрыв между ценностями-ожиданиями людей и возможностями. К поиску образа «врага» приводит не только плохое материальное положение. Исследователи переносят акцент именно на ожидания и ориентации, реализовать которые невозможно. Ленски добавил к этой теории мысль о том, что сильно фрустрированное общество создается также статусными несоответсвиями о самом себе, при условии наличия интеллектального и материального потенциала.
7.теория человеческих потребностей – этнические группы испытывают враждебность к тем общностям, которые, по их мнению, являются виновниками невозможности удовлетворения потребностей членов группы. Отсюда- страх уничтожения группы.
Вопрос о роли элит является важным при поиске причин конфликтов и органично включен в концепцию коллективных действий (Тилли). Главным в ней является обоснование первенствующего значения коллективных интересов, которые побуждают людей действовать во имя них, выбирая те или другие формы действий. Не фрустрации, а <наложение коллективного интереса на возможность его достижения> рассматривается как механизм, формирующий действия. Борьба между группами ведется не вообще, а по поводу конкретных вопросов'". По мнению Тилли, в наибольшей мере мобилизуют людей вопросы политической жизни, связанные с борьбой за власть. И все же конфликтологи понимают, что и данный подход не лишен определенной слабости: он не позволяет объяснить массовой мобилизации, интенсивности чувств, группового стремления к реализации целей.
Прежде всего, всякий конфликт характеризуется, конечно же, конфликтующими сторонами (индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, общественные и политические объединения, государства, международные сообщества), а также предметом противоборства. Эти два определяющие элемента конфликта не исчерпывают его структуру. Последняя включает конфликтное действие в той или иной форме и направляющее его сознание, средства и методы действия, поле конфликта. Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации.
Субъекты конфликта не остаются неизменными в процессе противоборства. О зрелости конфликта судят по степени формирования субъектов. Чем более развит конфликт, тем выше зрелость субъектов.
Поведение и действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образует особое состояние общественного сознания, специфика которого заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращении их в мотивацию активности.
Материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. Им могут быть экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что составляет элементы цивилизованной социальной жизни. В конфликте наряду с реальным предметом конфронтации может фигурировать мнимый, так сказать, квази - предмет. Действительный предмет нередко скрыт до поры до времени.
Понимание предмета конфликта имеет концептуальное значение и связано с общим подходом тех или иных авторов к пониманию механизма социального процесса в целом. Предмет конфликта - это его источник. В зависимости от глубины проникновения анализа в суть общественных процессов, исследователем фиксируется определенный уровень основы конфликта. Козер Л. обозначил в качестве переменных (предмета) конфликта власть, статус, перераспределение ценностей и доходов. Дарендорф Р. назвал предметом современного социального конфликта право на включение в «большинство» общества, добившегося нормальных для себя условий жизни. Парсонс Т. и его сторонники считают предметом общественного конфликта сохранение стабильности системы, ее нормативно-ценностной основы. Марксисты на первый план классового конфликта выдвигают отношения собственности на средства производства и определяемое ими политическое господство владельцев собственности.
Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации. Последняя - неотъемлемая сторона конфликта, существенный элемент его структуры.
Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Одну сторону или обе не удовлетворяют, к примеру, социальный статус, уровень участия в системе власти, возможность доступа к распределению благ и т.д.
13. Крупнейшие этнические конфликты на советском и постсоветском пространстве: армяно-азербайджанский (1988-1991), приднестровский (1992), грузино-южноосетинский (1991-1992, 2004, 2008) и грузино-абхазский (1992-1993), чеченская война (1994-1996, 1999-2009). Контекст (причины и повод), основные итоги.
1.Армяно-азербайджанский (1988-1991):
2.Приднестровский (1992):
3.Грузино-южноосеинский(1991-1992):
этнополитический конфликт в Грузии между центральным руководством Грузии и Республикой Южная Осетия (с конца 1980-х гг. по настоящее время). Обострение осетино-грузинских отношений было вызвано резкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССР и стремлением малых народов к повышению своего статуса и образованию независимого государства (развитием сепаратизма в Южной Осетии, с точки зрения грузинских властей). Развитию конфликта способствовало ослабление государственной власти и последовавший распад СССР.
С 1992 года Южная Осетия существовала как фактически самостоятельное непризнанное государство, большую часть территории которого, однако, контролировало грузинское правительство. Безопасность в регионе были призваны поддерживать Смешанные силы по поддержанию мира, созданные в соответствии с Дагомысскими соглашениями 1992 г. между Россией и Грузией.
Очередное обострение ситуации произошло в начале 2004 года, после того как новое руководство Грузии объявило о курсе на восстановление территориальной целостности страны.
Со второй половины июля 2004 года на территории Южной Осетии происходили регулярные обстрелы города Цхинвали, осетинских и грузинских сёл из стрелкового оружия, гаубиц и минометов. На этом фоне президент Грузии Михаил Саакашвили сделал несколько резких заявлений, обвиняя Россию в попустительстве властям Южной Осетии и Абхазии, не желающим урегулировать отношения с Грузией.
Одновременно началась дипломатическая война между Грузией и Россией. Тбилиси обратился в международные организации, обвинив Москву в поддержке «сепаратистского» режима, и начал требовать вывода из Южной Осетии российских миротворцев.
До конца августа грузинские силы безуспешно пытались взять стратегические высоты у Цхинвали, но, потеряв около 20 человек, были выведены из зоны конфликта вГори, а осетинские вооружённые формирования — в Джавский район Южной Осетии.
В начале сентября 2004 года генерал-майор Святослав Набздоров передал пост командующего Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта генерал-майору Марату Кулахметову, который до этого командовал дислоцированной во Владикавказе 19-й мотострелковой дивизией.
5 ноября 2004 года в ходе переговоров между премьер-министром Грузии Зурабом Жвания и де-факто президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты было подписано соглашение о демилитаризации зоны конфликта.
В августе 2008 года, после вооружённого конфликта с участием Грузии, России, Южной Осетии и Абхазии российское руководство объявило о признании государственной самостоятельности Республики Южная Осетия. Примеру России последовали Республика Никарагуа, Боливарианская Республика Венесуэла и Республика Науру, в дальнейшем также Тувалу.
4.Грузино-абхазский (1992-1993):
вооружённый конфликт в Абхазии между абхазскими и грузинскими вооружёнными силами.
5.Чеченская война (1994-1996, 1999-2009):
14. В чем заключаются функции этносоциологии (с учетом того, что основные функции социологической науки как таковой - познавательная, прогностическая, социально-технологическая)?
Подобно другим направлениям социологического знания, этносоциология выполняет теоретико-познавательную, прогностическую, практика-преобразовательную и просветительскую функции. Что касается первой - теоретико-познавательной - функции, то необходимо остановиться на следующих наиболее важных моментах развития этносоциологического знания.
Научное исследование предполагает изучение конкретного объекта с помощью мобилизации всего необходимого объема знаний. Объектом в этносоциологии являются, как уже отмечалось, народы, этнические группы в их социальной дифференциации, а также социальные группы с присущими им этническими особенностями (например, татары в Татарстане, татарские и русские рабочие в Татарстане, татарская и русская бизнес-элита в этой республике и т.д.).
Специфика объекта познания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемых данных, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание об изучаемом объекте. В этнической социологии, возможно, в силу первоначальных профессиональных ориентацией исследователей, с самого начала привлекались как факты открытого поведения групп, в том числе исторические события, в которых проявились действия этнической общности, так и факты, характеризующие сознание групп. Например, в Эстонии изучались и опубликованные работы в той или другой сфере знаний, авторы которых выражали общественные настроения, и участие в Балтийской цепи как акте общественного действия, направленного на демонстрацию национальных и политических интересов, а также проводились этносоциологические опросы с целью изучения этнического и политико-психологического сознания, ценностей, установок, ориентаций.
Проблема объема, достоверности данных подробнее обсуждается в приложении о методике, здесь же подчеркнем важность для этносоциологии социально-исторических источников знания, в том числе запечатленных в культуре. В этом общество убедилось особенно в условиях развертывания межэтнических конфликтов. Современный индивидуальный и коллективный опыт далеко не все мог объяснить в поведении людей при эскалации конфликтов. Многие факторы, которые влияли на их поведение, были значительно удалены по времени (например, депортации 40-х годов или подавление восстаний чеченцев в 20-ЗО-х годах).
Были и факторы, отдаленные в пространстве, например, политическая борьба в Центре, борьба за передел сфер влияния в экономике и т.д. Понимание причинно-следственных связей в этносоциологическом знании невозможно без учета как фактов прошлого, нашедших отражение в исторической памяти народов, так и этнокультурных особенностей восприятия людей. Приведем лишь один пример. Землетрясение в Армении повлекло за собой многие человеческие жертвы. Ситуацию усугублял Карабахский конфликт. В России началось движение помощи армянам, в котором выражались симпатии этому народу, в том числе поступали предложения принять на воспитание детей, оставшихся сиротами. В Армении же отдать детей, стариков из семьи считается, как и у многих других народов Кавказа, неблаговидным поступком. Не случайно такие предложения вместо чувства благодарности вызывали, как правило, чувство неприятия, а некоторые даже говорили: <Нас еще хотят оставить и без будущего>.
Итак, мобилизация необходимого объема знаний как одна из непременных черт научного исследования в этносоциологии имеет ту специфику, что предполагает большее, чем во многих других направлениях социологии, привлечение исторических и этнокультурных данных. Но это одна сторона процесса реализации этносоциологией ее теоретико-познавательной функции.
Другой стороной научных исследований в этой отрасли социального знания служит решение теоретико-познавательных задач, и прежде всего выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей. Социология не столь строгая наука, как математика, поэтому приданию логической строгости в ней служит такой этап в исследованиях, как формулирование гипотез и последующая проверка их на стадии обобщения эмпирического материала.
К теоретико-познавательной функции относится и формулирование специальных теорий. Ведь, начиная исследование, ученые на стадии теоретической подготовки, как правило, отбирают общие теории, т.е. определяют методологию работы, и теории среднего уровня, или специальные теории, ориентирующие на изучение именно конкретного избранного предмета. На завершающем же этапе делаются выводы на базе данных, полученных в ходе исследования, и эти выводы либо подтверждают и развивают специальные теории, либо формулируют новые.