Источники церковно - богослужебные и исторические




КНИГА ПРАВИЛ

ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

Правило 7.

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде

Весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от

Священного чина.

Зонара. Некоторые весенним равноденствием считают 25 марта, а другие 25 апреля. А я думаю, что правило не говорит ни того ни другаго. Ибо чаще пасха празднуется прежде 25 апреля, а бывает, когда празднуется прежде 25 марта, так что (если таким образом понимать весенние равноденствие) будет случаться, что пасха празднуется не согласно с этим правилом.

Итак кажется, что досточтимые апостолы называют весенним равноденствием нечто иное. А вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их не5 праздничный праздник должен предшествовать,

а потом должна совершаться наша пасха. Не исполняющий сего священнослужитель долженбыть извержен. Тоже определил и антиохийский собор в первом правиле, говоря, что определение о праздновании пасхи есть определение перваго никейскаго собора, хотя вправилах никейскаго собора и не находится такого правила.

 

Аристен. Совершающий пасху с иудеями извергается. Ясно.

Вальсамон. Божественные апостолы не хотят, чтобы мы праздновали вмете с иудеями, и посему определяют, чтобы пасха Господня совершалась у нас после совершения иудеями законной пасхи. И поелику они празднуют пасху прежде весенняго равноденствия. Весенне же равноденствие бывает не 25 марта месяца, как некоторые говорят, или 20, или в другой какой определенный день, но когда случится. Ибо от круговаго вычисления солнечнаго и луннаго течения так и иначе бывает весенне равноденствие. Моисей законоположил, чтобы иудеи ежегодно совершали пасху, или прехождение от зла, в воспоминание избавления от работы египетской, и сие не иначе как, но прежде весенняго равноденствия, когда луна в первом

месяце, т. е. в марте имеет четырнадцать дней. Празднуем и мы пасху Господню, или освобождение наше от работы диаволу, которое Христос и Бог наш даровал нам Своим страданием. Но мы празднуем пасху не тогда, когда совершается пасха иудейская, а после нея, т. е. после того, как бывает весенне равноденствие и после 14-го дня перваго месяца или первой луны марта месяца в эту именно седмицу, потому что тогда были и страдание и воскресение Христа. Ищи и 8-е слово иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, которое он написал на пасху. Ищи еще 73 правило карфагенскаго собора и сто написано в нем нами о пасхе.

Славянская кормчая. Со июдеи не праздновати. Аще который епископ, или презвитер, или диакон святый день пасхи, прежде времени со июдеи празднует, да извержется. Се разумно

есть.

СОВЕТУЮ ПОЧИТАТЬ ПРИВОДИМЫЕ ЗДЕСЬ И ПРИКРЕПЛЕННЫЕ НИЖЕ МАТЕРИАЛЫПО РАССЛЕДОВАНИЮ ТАК НАЗЫВАЕМОГО РАСКОЛА «НЕОПАСХАЛИСТОВ».

ДУМАЕТСЯ МНЕ – НЕ ОТТУДА ЛИ БЫЛО ВЫТАЩЕНО СИЯ ИДЕЯ ПОДВЕРГНУТЬ СОМНЕНИЮ ОСНОВУ САМОГО ГЛАВНОГО ПРАЗДНИКА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН – СВЯТОЙ ПАСХИ ХРИСТОВОЙ? НЕ ПО ОБРАЗУ ЛИ ЭТОГО РАСКОЛА 2011 ГОДА В РПСЦ СЕГОДНЯ СТАРАЮТСЯ ПОКОЛЕБАТЬ И РАЗДЕЛИТЬ НЕПОМИНАЮЩИХ РПЦ МП?!

ДЕЙСТВИЯ «НЕОПАСХАЛИСТОВ» РПСЦ В 2-11 ГОДУ ВНЕСЛИ СМУТУ И РАЗДЕЛЕНИЕ ТОГДА СРЕДИ СТАРООБРЯДЦЕВ. НИ ТОГО ЛИ ДОБИВАЮТСЯ И С НАМИ НЕКИЕ СИЛЫСРЕДИ АНТИЭКУМЕНИСТОВ НЕПОМИНАЮЩИХ?!

ОЗНАКОМЬТЕСЬ И ЗАДУМАЙТЕСЬ - НА ЧЬЮ МЕКЛЬНИЦУ ЛЬЕТЕ ВЫВОДУ, ПУБЛИКУЯ У СЕБЯ МАТЕРИАЛЫСОМНЕНИЙ В ПАСХЕ?

 

Нужна ли Церкви "новая Пасхалия"? Критика учения и практики "неопасхалистов". Материалы к Освященному Собору РПСЦ 2011 г. [эортология]
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

От нас изыдоша, но не беша от нас. Аще бо быша от нас были, пребыли убо быша с нами.
1-е Соборное послание св. ап. Иоанна Богослова, зач. 71

Текущий 2011 г. печально отмечен открытым проявлением внутри Русской Православной Старообрядческой Церкви группы так называемых "неопасхалистов". Её возглавляют член Совета Рогожской общины г. Москвы, б. сотрудник Генштаба ВМФ, капитан 1-го ранга в отставке Алексей Юрьевич Рябцев и фотохудожник Сергий Аветян (г. Королёв Московской обл.), выпускавший до недавнего времени журнал "Неопалимая Купина". В это сообщество входят также главный редактор сайта "Самарское староверие" Ирина Будкина (г. Самара), карикатурист вышеназванного журнала Никита Крапивин (г. Москва), Роман Ермаков (г. Рязань) и некоторые другие, всего около двух десятков человек. Указанные лица, отвергая как якобы "повреждённый" принятый в Церкви порядок исчисления дня Святой Пасхи и связанных с нею подвижных праздников, совершают моления в домах и на природе согласно "новой Пасхалии", составленной А.Ю. Рябцевым по личной инициативе. Особенный резонанс получило отдельное от Церкви (как известно, в 2011-м чествовавшей Светлый день 24 апреля н.ст.) празднование ими Воскресения Христова 1 мая, в пещерах Крымских гор. Фоторепортажи об сем размещены в Интернете: см. здесь и здесь.

Несмотря на осуждение этих идей и действий на всех трёх (!) Советах Митрополии РПСЦ 2011 г., куда на рассмотрение данного вопроса приглашался и А.Ю. Рябцев, указанная группа продолжает распространять свои взгляды, особенно через различные сетевые ресурсы, а также молиться отдельно от Церкви. Более того, судя по их высказываниям в Интернете и не только, "неопасхалисты", формально всё ещё оставаясь членами РПСЦ, решительно настроены "перетянуть на свою сторону" всю Церковь (!) Поэтому пункт об определении меры прещения А.Ю. Рябцеву и его последователям постановлением Совета Митрополии от 04.08.2011 внесён в повестку дня Освященного Собора. Поскольку же данный вопрос представляет определённую сложность, было принято решение дополнить содержательно и переиздать для сведения участников Собора РПСЦ 2011 г. и всех интересующихся брошюру "Нужна ли Церкви "новая Пасхалия?", выпущенную Информационно-издательским отделом Московской Митрополии к её Совету 02.03.2011 г. Это издание и предлагается вниманию читателей.

Основная теоретическая база "неопасхалистов" - статья А. Ю. Рябцева "О праздновании священного дня Пасхи". Она предназначалась для так и не вышедшего 6-го номера журнала "Неопалимая Купина" и была опубликована в Интернете в начале текущего года (режим доступа).

Суть статьи вкратце в том, что Алексей Юрьевич считает "повреждённым" около 1409 года (!) в Византии (!), а также на Руси, воспринявшей сие от греков, исчисление христианской Пасхи. До того, считает автор, православные будто бы праздновали Светлое Воскресение отдельно не только от одного конкретного дня иудейского песаха (или, как говорили в Древней Руси, "фаски жидом"), но и вне всех семи дней "праздника опресноков", связанных у евреев с этим их торжеством. А после 1409 года, по мнению Рябцева (правда, в самых последних беседах он уже не называет точной даты "изменения"), Пасха Христова якобы "впервые" стала "налезать" на указанную седмицу. Что будто бы противоречит известным каноническим запретам на совместное празднование Светлого дня христиан и "фаски", в частности, 7 правилу свв. Апостол и I Антиохийского Собора. Наказанием за что, считает Алексей Юрьевич, были различные исторические бедствия, в частности, заключение Ферраро - Флорентийской унии 1439 г. и падение Цареграда в 1453-м. Во избежание чего-то подобного в наши дни автор предлагает разработанный им новый порядок определения даты Святой Пасхи, якобы возвращающий принимающих его к ситуации "до 1409 (а теперь неизвестно какого) года". Критики данной теории уже обратили внимание на её несоответствие сведениям множества источников. Считаю нужным привести здесь лишь некоторые примеры тому.

Источники канонические

Толкование Зонары на 7-е апостольское правило ясно говорит: "Христианам праздновать Пасху не с июдеями, т.е. не в один и тот же с ними день (а не "в одну и ту же неделю", как было бы, если бы А.Ю. Рябцев был прав – о. А.П.); ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха" ("Трёхтолковая" Кормчая, т. 1. М., 2000. С. 24). Другой толкователь, Вальсамон, прямо указывает, что "мы празднуем Пасху … в эту именно седмицу (т.е. после дня еврейского песаха – о.А.П.), потому что тогда были и страдание, и Воскресение Христа. Ищи и 8-е (по совр. изд. 7-е – о.А.П.) слово иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, которое он написал на Пасху" (там же, с. 25). В толковании же на 74-е правило Карфагенскаго Собора тот же Вальсамон приводит пример расчёта даты Пасхи на современный ему 1178 г. (это XII столетие, за 300 лет до зазираемого А.Ю. Рябцевым XV века!), где говорит ещё яснее: " Есть церковное Предание, что христианская Пасха должна быть после законной (т.е. июдейской – о.А.П.) в одну и ту же седмицу (с ней) в первый день ея (т.е. в воскресный)", и чётко указывает дату еврейского песаха – 5 апреля, и Пасхи Христовой – 9-е ("Трёхтолковая" Кормчая, т. 3. М., 2000. С. 609). Между ними – всего 4 дня, а отнюдь не целая неделя, как было бы "по Рябцеву"!

То же говорится и в известном каноническом сборнике XIV в. "Алфавитная синтагма" Матфея Властаря, в 7-й главе буквы "П", "О Святой Пасхе". Здесь также имеется важное уточнение, дополнительно разъясняющее 7-е апостольское правило: "Многие неосторожно совершали Пасху еще до (весеннего) равноденствия. О них-то, мне кажется, и определяет 7-е правило божественных апостолов … именно, правило повелевает наказывать не просто празднующего Пасху с июдеями, но прибавляет: "Празднующего с июдеями прежде весеннего равноденствия" (с. 357 по изд. "Синтагмы": М.,1996). Там же указывается, что "прежде" (вероятно, до XIV в.) Пасха могла праздноваться всего лишь через день после еврейской, затем же минимальное расстояние между двумя празднествами было определено в три дня (с. 358). В той же главе "Синтагмы" есть раздел, озаглавленный "Как находить день (а не "неделю"!) июдейской Пасхи?" (с. 366 по тому же изд.). Из всего этого, казалось бы, предельно ясно, что каноны Церкви возбраняют празднование Пасхи Христовой лишь в первый день еврейского песаха (а также до него), и то только если такое совпадение произошло до дня весеннего равноденствия. Именно поэтому в древности (последний раз - в 783 г.) христиане неоднократно праздновали Пасху даже вместе с июдеями, но, конечно, после указанного выше дня (подробнее: Воронов Ливерий, прот. Календарная проблема // Богословские труды. М., 1971.Т.7. С.172-177). Но современная Пасхалия, принятая в Церкви (отредактированная, предположительно, в XIV в.), такого совпадения не допускает. "Из сего, - разъясняет Матфей Властарь, - еще яснее обнаруживается расстояние празднования между ветхою Пасхою и нашею" ("Синтагма, то же изд., с. 358).

Алексей Юрьевич, впрочем, отрицает древность и подлинность как процитированных выше толкований канонов, так и упомянутого Вальсамоном 8-го (7-го по совр. изд.) слова на Пасху св. Иоанна Златоустаго. В последнем, между прочим, Рябцев солидарен с издателем творений свв. отец, французским аббатом XIX в. Минем, отнесшим данное "Слово" к "подложным" (интернет - публикация). Т.е. де факто Алексей Юрьевич католику доверяет в сем вопросе более, чем византийскому канонисту XII в. Феодору Вальсамону, патриарху Антиохийскому (!).

В дискуссиях на сетевых форумах Алексею Юрьевичу предъявлялось и другое творение Златоуста, слово 3-е на июдеев, в достоверности которого Минь не сомневался. Где говорится: "Часто случалось, что пост (июдейский; т.е. их опресночная седмица после песаха - о.А.П.) продолжался после креста, после Воскресения, пока не кончится (Светлая) неделя" (интернет-публикация). Но и в этом случае Рябцев отвергал его подлинность, говоря о "латинском происхождении" оригинала текста, его "возможной повреждённости" и т.п. Эти личные мнения, однако, не подкреплены сколь-нибудь серьёзными доказательствами, основываются только и исключительно на неких подозрениях.

Источники церковно - богослужебные и исторические

Во всех Пасхалиях и соответствующих таблицах наших рукописных и печатных богослужебных и уставных книг (в том числе XIV века, т.е. написанных до 1409 г.) "фаска жидом" обозначается как один день, а не целая седмица (научные публикации древнейших из них см., напр.: Симонов Р.А. Математическая и календарно - астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М.: "Наука", 2007. С.347, 348).

Далее, упомянутое выше празднование Светлого дня даже на второй день (!) после июдейского песаха, бытовавшее предположительно до XIV в., находит подтверждение в известнейшем источнике - "Учении им же ведати человеку числа всех лет", составленном в 1136 году иеродиаконом Новгородского Антониева монастыря Кириком. Где чётко сказано, что в то лето "фаска жидом" была 21-го марта (ст.ст.), а Пасха Христова - на следующий день, 22-го (Симонов Р.А. Указ. соч., с.324 - 325). В примечании к этой публикации (там же, с.334) говорится, что по современным вычислениям еврейский песах 1136 года был "на три дня раньше 21 марта". Но и в таком случае между ним и Светлым днем православных отнюдь не неделя.

Алексей Юрьевич возражает на это, говоря, что не сохранилось списков "Учения" Кирика старше XVI века, а потому и данное здесь выше "сомнительно". Однако вся (!) церковно - историческая наука, всегда пользовавшаяся авторитетом и уважением старообрядцев, утверждает обратное.

Данное "Учение" действительно существует лишь в списках не ранее XVI столетия. Но сохранилась как минимум одна подлинная русская рукопись начала XIV века, т.е. периода до 1409 года, содержащая выходную запись с точной датировкой и упоминанием о времени празднования Святой Пасхи, опровергающим построения Алексея Юрьевича. Это Псковский Апостол 1307 года. Запись сия гласит (в современном переводе): "В 1307 году... законная (еврейская - о.А.П.) пасха (приходилась на) 21 (марта)... а Пасха была христианская 26 марта". Т.е. между июдейским песахом (точнее, той датой, которую християне того времени считали "фаской жидом") и Светлым Воскресением было 5 дней. А не неделя и больше, как было бы, если бы теория Рябцева была верной. Подробности об этом уникальном памятнике см.: https://www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s1_15_8.pdf, а также: Симонов Р.А. Указ. соч., с. 96 - 104.

Возражения Рябцева здесь совершенно фантастичны: основываясь непонятно на чём, он утверждает, что в Апостоле … стоит не обычная дата "от Адама", отличающаяся от современного летоисчисления на 5508 лет, а год по некоей "иной эре"(!).

В ряду подобных источников и "Изложение Пасхалии седмыя тысяща последнее сто" (точнее, на 1426 – 1492 гг.), находящееся в составе "Соборника", принадлежавшего св. Кирилу Белозерскому (см.: Энциклопедия русского игумена XIV - XV вв. СПб., 2003. С. 198 - 208). Некоторые части этой рукописи написаны самим преподобным (!). Здесь весьма нередко указано меньшее семи количество дней между "фаской жидом" и Пасхой Христовой. Эти сведения Алексей Юрьевич, к сожалению, просто игнорирует.

Есть данные о времени празднования Пасхи древними христианами и в чисто исторических материалах. Вот, например, выдержка из арабской "Летописи Яхъи Антиохийского" (XI в.): "Общеизвестно, что пасхальный счет христиан основывается на пасхальном счете евреев, и что, в какой бы ни было день недели была Пасха евреев, христианская Пасха всегда будет праздноваться в следующее за этим днем воскресенье. Если, например, Пасха евреев случится в субботу, то будет Пасха христианская в следующий день, т. е. в воскресенье, если же Пасха евреев случится в воскресенье, то это воскресенье будет вербным, а следующее за ним воскресенье Пасха христианская, потому что никогда не празднуют они (христиане и евреи) Пасху в один и тот же день " (а не "в одну и ту же неделю" - о.А.П.; интернет-публикация "Летописи Яхъи": https://vostlit.narod.ru/Texts/rus/Yahya/vved2.htm).

Подобные сведения имеются и в русских летописях. Например, 1-я Новгородская (сетевая публикация: https://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/Novgorod/contents.htm) под 6823 – м (1315-м по-современному) годом сообщает дату Лазаревой субботы – 15 марта. Откуда следует, что Пасха была тогда марта 23-го. Если же рассчитывать её на тот же год по новому методу, предложенному Рябцевым, она выпадет лишь на 30-е число.

3. Пасхалия "на осьмую тысящу", Собор 1492 г. и "Кирилова книга"

С особой остротой вопрос о Пасхалии встал на рубеже 80-х - 90-х гг. XV века, в связи с окончанием упомянутой выше "седьмой тысящи" лет "от Адама". Многие из православных ожидали тогда кончины мира и Второго пришествия Христова. Когда же сего не произошло, некоторые стали отпадать от веры, присоединяясь, в частности, к распространившейся тогда ереси "жидовствующих". Для противодействия этому высшими иерархами Русской Церкви, главным образом, св. Геннадием, архиеп. Новгородским, на основе прежних вычислений и по старым же правилам, была рассчитана Пасхалия на "осьмую тысящу лет", до 2502 г. по современному летоисчислению. Интересно, что оригинал русской рукописи XIV в., с помощью которой велись эти расчёты, сохранился до настоящего времени и находится в фондах Государственного Исторического музея (Синодальное собрание, № 325).

В труде св. Геннадия были указаны все даты Святой Пасхи до названного выше года включительно. Эта Пасхалия была утверждена Собором Русской Церкви 1492 г., только для того специально и собиравшемся. Не приемлющих её было постановлено подвергать строгим прещениям: "И аще где обрящутся иныя слогы, кроме отеческих преданий и не по благословению нашего смирения и всего Освященнаго Събора, сим несогласны и развратны, да отвратятся и не приемлются, и от Святыя Съборныя и Апостольския Церкви да отлучатся таковая мудрствующие"(интернет-публикация).

Вот что пишет о том же вполне благожелательный к старообрядчеству историк Церкви Е.Е. Голубинский: "В лето 7000 (1492) сиречь начало осьмыя тысячи, месяца сентября", митрополит собирал Собор из архиепископов и епископов, архимандритов и игуменов, на котором "начаша святыи миротворныи круг" (не миротворный круг,а пасхалию на восьмую тысячу, ибо миротворный 532-летний круг начался с 6917-го года от С.М. или в 1409-м году от Р.Х.)" - Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т.3. М.,1997.С.609 (в примеч.). Грамоты же о Пасхалии тогдашний митрополит всея Руси Зосима рассылал уже после Собора, в соответствии с его решениями: "Что он разослал Пасхалию по Митрополии до декабря 7001-го года, это видно из грамоты архиепископа Геннадия (Новгородского) духовенству своей епархии, при которой последний разсылал по епархии пасхальное разчисление – его митрополитово и свое собственное, сделанное на 70 лет: грамота писана 21-го декабря 7001-го года, а в ней говорится, что митрополит разослал Пасхалию по Митрополии" (там же).

Правда, Алексей Юрьевич отказывается признавать законность этого постановления. Ссылаясь на личность одного из участников указанных пасхальных расчётов и председателя Собора 1492 г., митрополита Зосимы. Который вскоре после того был обличён в тяжких канонических преступлениях, пособничестве "жидовствующим" и удалён с кафедры. Однако, по имеющимся сведениям, он не был лишён сана и, проживая "на покое" в Троице-Сергиевой лавре, причащался за литургией в полном архиерейском облачении (Голубинский Е.Е. Указ. соч., с. 577, в примеч.).

Замечу также, что если бы Русская Церковь сочла Пасхалию "на осьмую тысящу" ересью, она непременно отказалась бы от неё после низложения Зосимы. Как было с Ферраро-Флорентийской унией с католиками, отвергнутой по изгнании из Москвы подписавшего её митрополита Исидора (в 1441 г.). Но ничего подобного не произошло.

А.Ю. Рябцев и его сторонники говорят и об использовании при пасхальных расчётах 1492 г. латинских источников. Но научно подтверждён лишь факт перевода при дворе Новгородского архиепископа одного из западных календарных сочинений, произведённый в 1495 г., т.е. через 3 года после соборного утверждения "Пасхалии на осьмую тысящу" (Пентковский А.М. Календарная традиция Древней Руси //Символ. 1989, № 22. С. 173).

Наконец, в старопечатной "Кириловой книге" 1644 г., выражающей официальную позицию Русской Церкви того времени и уже не один век используемой старообрядцами для защиты своей правоты, имеется глава "Об опресноках". Где прямо сказано, что еврейская пасха - это только один день, а затем бывает уже праздник опресноков: "Яко же бо 14 луны закон пасху нарицает, такоже и 15 первый опреснока именует … Тем же с вечера пятому надесять дню належащаго, опресноки повелевает закон зачати ясти, даже до двадесять перваго дня до вечера, дабы целая седмь дней исполнилася" (л. 290). О том же говорится и в другой главе этой книги, "О пременении праздника Пасхи", составленной на основе трудов выдающегося отца и учителя древней Вселенской Церкви IV в., свт. Афанасия Великаго, архиеп. Александрийскаго (л.311).

Всё это, повторю, лишь некоторые свидетельства неправоты учения, к глубокому сожалению, проповедуемого сегодня в РПСЦ А.Ю. Рябцевым и его сторонниками. Ряд других приведён в предлагаемых вниманию ниже материалах.

В заключение отмечу, что в ходе длительных интернет-дискуссий с Алексеем Юрьевичем, ведшимся практически в ежедневном режиме на форуме https:// drevlepravoslavie. forum24.ru/ на протяжении почти всей первой половины текущего года, и не затихших вполне по сей день, выявилось весьма немало иных, не отражённых в настоящем сборнике аргументов против "неопасхалистских" идей. Их высказывали, в частности, члены Канонической комиссии РПСЦ иерей Вадим Коровин (г. Саратов) и диакон Валерий Тимофеев (г. Чебоксары), председатели общин г. Балаково (Саратовская обл.) Михаил Родин (ныне иерей) и Хавской (г. Москва) Андрей Пряхин, уставщица Мария Ямпольская (г. Москва) и другие християне. Было, например, замечено, что мысль о еврейской пасхе как семи днях, а не одном, не исключено, заимствована Рябцевым из книги небезызвестных А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского "Царь славян", вышедшей ещё в 2005 г. Учение данных авторов, т.н. "новая хронология", напомню, было осуждено Собором РПСЦ 2010 г. как еретическое.

Надеюсь, и Освященный Собор 2011 года также выступит против очередных попыток ревизии и реформирования Предания Церкви Христовой, могущего, представляется, оказаться чуть ли не столь же губительным, как и печально известная никоновская реформа XVII столетия. Это видно уже из того, что серьёзные разделения среди чад РПСЦ по принципу "за Рябцева или против", к прискорбию, имеют место уже в настоящее время.

Иерей Александр Панкратов (г. Великий Новгород),
историк-музеевед, член Канонической комиссии и Учебного Совета РПСЦ, руководитель Библиотечно - архивного отдела Митрополии

"НОВАЯ ПАСХАЛИЯ": МНЕНИЕ АНДРЕЯ ВИКТОРОВИЧА ЕЗЕРОВА

(старообрядческий писатель-публицист, г. Москва)

В последнее время в Церкви обсуждается вопрос точности празднуемой Пасхалии. Есть мнение, что в настоящее время Пасха празднуется неправильно с нарушением правил св. Апостол, приближаясь к июдейскому Пейсаху.

Я считаю, что нынешняя так называемая новопасхальное учение является если не великим, то, по крайней мере большим соблазном для наших христиан. Ничто не вечно под луной (речь здесь не идет о лунных или солнечных циклах). Речь идет об исторических прецедентах. Наиболее известный из них - григорианская реформа календаря, состоявшаяся в XVI веке. Тогда тоже были "найдены" астрономические данные о несоответствии церковных установлений новейшим астрономическим знаниям. Все это, кстати, было подкреплено каноническими изысканиями и обоснованиями. Второй про известности исторический прецедент – "наши" средники. В беспоповской среде XIX века возникли мнение о том, что дата Пасхи была исчислена неверно, в результате чего само Воскресение стали праздновать в другой день. А истинное, подлинное, де, Воскресение приходилось на среду. Соответственно, попытки якобы благочестивой ревизии имели место в истории Церкви не раз. Сам я лично был знаком с полулегендарным Владимиром бен Давыдом. Этот тульский мужик, человек "от почвы", "корней" своим умом в конце концов дошел до выводов, примерно схожих с нынешними неопасхальническими и былыми среднеческими. Сначала он крестился в дождевой воде сам. Потом окрестил своего сына и Петю-москвича. Помимо пасхальной ереси, он стал проповедовать учение о том, что Церковь Христова вполне "преткнулась" в XIII-XV веках, в связи с Лионским и Ферраро-Флорентийским соборами, деятельностью митрополита Зосимы и т. д. Похожей точки зрения предерживается и ныне популярный квазистарообрядческий эксцентрик Герман Стерлигов. Кстати, многие "мысли" Германа Стерлигова были восприняты некоторыми представителями старообрядческого казачьего движения. И это печально.

В. Бен Давыд в конце концов нашел разночтения в древних рукописных книгах, в частности, в молитве "Отче наш", и понял, что вера пала давным-давно. Сам он молился не "избави нас от лукаваго", а от "неприязни". Тем, он думал, и спасается. Со временем он создал небольшую секту. Но в результате очередных "астрономических" вычислений он понял, что Пасха приходится не на среду, и тем более не на воскресенье, а на совершенно другой день, который стал немедленно проповедовать секте и миру. В результате основная часть его адептов, ошеломленная новым "откровениями" старца, отпала от секты. Кто-то, доведя до конца "законничество" Бен Давыда (он очень читал и почитал именно Ветхий Завет, за что и получил свое прозвище, не будучи этническим июдеем) и стал "русским жидовствующим", а оставшиеся стали индифферентны и равнодушны к религиозным воззрениям.

Потом, наши уважаемые оппоненты из новопасхальников привыкают к системе натяжек и передержек. Так, например, они утверждают, что якобы июдеи празднуют Пейсах всю седмицу. Христиане не погнушались встретиться с жидовским наставником (июдейским раввином - прим.). Выяснилось следующее, что празднование Пейсаха начинается в ближайшую к нему субботу. Жиды пьют "крепкие напитки" (вино и еврейскую водку) и при этом неприменно должны разглагольствовать о Творце и делах Его. В таких "богословских" словопрениях и проходит значительная часть суток. Особенно этот обычай растространен у хасидов. Митногеды (ортодоксальные иудеи) не считают в отличии от хасидов этот обычай частью своего предания. Хотя и отдают ему определенную дань. Для хасидов же это важнейший религиозный обычай. Эту субботу можно условно сравнить с наших предпразднеством. Но остальные дни, отделяющие эту субботу от Пейсаха, никак ни чем не выделяются и считаются абсолютно будничными. Далее сам Пейсах с поеданием "жертвенного агнца", службой и т. д.

Затем снова идут будние дни до "отдания", хотя это не является никаким отданием Пейсаха, так как это совсем иной праздник. А именно, воспоминание перехода народа Божия через море Чермное. В этот день не совершается жертвоприношений, как в Пейсах. А жиды камлают у водоемов, воспоминая тем самым прохождение Чермнаго моря. При этом это не считается собственно Пейсахом: это похоже на наше празднование Рожества и Богоявления. Есть мнение, что раньше это был один праздник, разнесенный затем на два. Т. е. это два разных праздника, хотя и связанных между собой.

Во время празднования перехода не совершается жертва. Таким образом, мы видим не десяток или дюжину дней "сплошное" празднование, а просто череду из трех праздников, связанных между собой.

Кроме того, один известный деятель настаивает, что якобы этот вопрос, т.е. о будто бы "неправильной пасхалии" есть вопрос вопросов, важнейший, а в то же время он же утверждает, что величайших святых, таких как первосвятители Иона, Макарий, Иоасаф, Филипп, Иев, Ермоген, святителей Марка Ефесского, Геннадия Новгородского, Гурия, Варсонофия и Германа, священномучеников и исповедников Павла Коломенского, Аввакума, Никанора Соловецкого, Даниила Костромского, Никиту Добрынина, преп.п. о. Кирилов Белозерского и Новоезерского, Евфросина Псковского и Илариона Гдовского, Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого, Павла Обнорского и Тихона Калужского, Нилов Сорского и Столбинецкого, Александра Свирьского и Феодосия Тотемского, Зосиму и Саватия, Германа и Елеазара Анзерского Соловецких, Иринархов Ростовского и Соловецкого, Иева Льговского и Досифея, Филарета Волоколамского и Леонтия Беливского, Керженских, Ветковских, Веселогорских, Иргизских и прочих многочисленных преподобных, новомучеников Иоанна Казанского, Василия Манганзейского, дьякона Феодора, новопреп. муч. Епифания, новоисповедника Спиридона, блаженных Максима и Василия, Исидора Твердислово, Аркадия и прочих святых, почивших с 1409 г. и кончая св. Арсением Уральским, нельзя зазирать по причине того, что им не было открыто о "неправильности" пасхалии в связи с тем, мол, что вопрос сей не был в их времена "сугубым", важнейшим или одним из важнейших… Не был, да вдруг вот стал. Т.е, на лицо логическое противоречие! Ежели сей вопрос так важен, как иныя малюют, то ещё не дожидаясь рожества нашего нынешнего Проповедника Господь бы изыскал возможность через кого-то из святых Своих обратить внимание на то, что действительно сего внимания достойно, и возвестить истину.

Впрочем, сказывают, иныя из новопосхальников готовы усомниться и в святости прославленных от Бога святых, например, св. Геннадия Новгородского, Дмитрия царевича и т.д.

Источник: https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=581

ОПРОВЕРЖЕНИЕ УЧЕНИЯ АЛЕКСЕЯ РЯБЦЕВА О "НОВОЙ ПАСХАЛИИ"

Чтец Владимир Кондратов, уставщик общины РПСЦ г. Рязани

"Иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему, ни в сии век, ни в будущии…глаголю же вам, яко всяко слово праздно еже аще
рекут человецы, воздадят о нем слово в День Судныи"
(Мф., зач. 47)


Введение

Главный смысл учения Алексея Рябцева заключается в том, что земная часть Церкви Христовой, примерно с 1409 года, грубо нарушает Апостольские и Святоотеческие правила о праздновании самого важного христианского праздника – Пасхи Христовой. Об этом мы узнали из двух его статей 2009–2010 гг. и на разных сайтах или форумах.

Он пишет в последней статье ("О праздновании священного дня Пасхи" - ОП): "Пасхальные таблицы содержат грубую ошибку, которая приводит в некоторые года к нарушению Апостольского и Соборных правил о запрещении празднования Христианской Пасхи вместе с иудеями (стр. 1). В чем можно упрекнуть наших предков, живших в 15-м и 16-м веках, так только в излишней доверчивости к грекам, передавшим нам ошибочные таблицы (стр. 2)....Мнение о неизменности пасхальных таблиц со времен Никейского собора ошибочно" (стр. 18). В другом месте пишет, что "на основе изучения внутреннего содержания таблиц Православной пасхалии, делается вывод о том, что в своем первоначальном виде Пасхалия была создана в середине XIV века" ("История пасхальных расчетов" – ИПР).

Далее Алексей Юрьевич предлагает нам свои "неопровержимые" доказательства истинности своего учения. Он ссылается не на предание святых отцов, а на свой церковный авторитет: "По пасхальным расчетам я в Церкви единственный специалист" (форум samstar). При этом он считает, что большинство людей "никакого понятия не имеет о том, каким образом рассчитывается дата Пасхи. А те (очень немногие), кто имеет какое-то понятие, глубоко убеждены, что нынешний вид пасхальных таблиц существовал всегда, никогда не изменялся и до сих пор правильно показывает расписание движения Луны ("лунное течение") (ОП, стр. 14). Я потратил немало сил на то, чтобы в возможно доступной форме изложить самые основы пасхальных расчетов (этому посвящена первая часть моей статьи). Вижу, что с доступностью у меня не очень получилось" (samstar).

То есть, он – "учитель", а мы – "ученики". Если у других есть ошибки, они не специалисты, а если у г. Алексея Рябцева есть ошибки, никто это и не поймёт, ведь для него все либо не знают, о чём идёт речь, либо они ВЕРЯТ в пасхалию и лунное течение 15–16 вв.

Но скорее всего, всё иначе. Мы знаем, что когда пасхалия была составлена, её составили на вечность, до второго пришествия Господа нашего Исуса Христа. В ней соблюдаются все правила о Пасхе, несмотря на накопление ошибок в несколько дней за 1700 лет. Не нужно смотреть ни на луну, ни на солнце, чтобы узнать, когда будет Пасха. Святые отцы прекрасно понимали, что излишнее занятие светскими науками не дает место истинной премудрости Богопознания, и некоторые впали в ересь, ссылаясь на движение планет. Итак, начинаем, с Божией помощью, разбирать учение Алексея Рябцева, сравнивая его с церковным Преданием.

О том, что Христос через Святых Апостолов и Святых Отец научил нас, когда праздновать Святую Пасху, и что Церковь Христова хранит сие Предание до скончания века

ЕВАНГЕЛИЕ

"Шедше научите вся языки, крестяще их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, УЧАЩЕ ИХ БЛЮСТИ ВСЯ ЕЛИКА ЗАПОВЕДАХ ВАМ (Мф., зач.116)".
"Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух Истинныи (Ин., зач. 48)".
"Егда же придет Он, ДУХ ИСТИННЫИ, НАСТАВИТ ВЫНА ВСЯКУ ИСТИНУ. Не о Себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам. Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам (зач. 53)".

АПОСТОЛ

"И якоже прохождаху грады, предаяше им хранити уставы изложеныя от Апостол и старец живущих во Иеросалиме (Деяния, зач. 37)".
"Хвалю же вы братие, яко вся моя помните, и ЯКОЖЕ ПРЕДАХ ВАМ ПРЕДАНИЯ ДЕРЖИТЕ" (Кор., зач. 147)".
"АЗ БО ПРИЯХ ОТ ГОСПОДА, ЕЖЕ И ПРЕДАХ ВАМ (Кор., зач. 149)".
"Тем же убо БРАТИЕ СТОЙТЕ И ДЕРЖИТЕ ПРЕДАНИЕ ИМ ЖЕ НАУЧИСТЕСЯ, ИЛИ СЛОВОМ ИЛИ ПОСЛАНИЕМ НАШИМ […]Повелеваем же вам братие о имени Господа нашего Исуса Христа, отлучатися вам от всякаго брата, безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас (Сол., зач. 276–277).
"О ТИМОФЕЕ ПРЕДАНИЕ СОХРАНИ. Уклоняйся скверных суесловии, и прекословиих лжеименнаго разума. О них же нецыи хвалящеся, от веры погрешиша". "ЯЖЕ СЛЫША ОТ МЕНЕ МНОГИМИ СВИДЕТЕЛИ, СИЯ ПРЕДАЖДЬ ВЕРНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, ИЖЕ ДОВОЛЬНИ БУДУТ И ИНЫХ НАУЧИТИ (Тим., зач. 289 и 292).

КИРИЛОВА КНИГА (М., 1644)

"Да не рекут яко церковныи устав Словом Божиим утверженыи по солнечному хождению. Мы бо речем противу вашего суесловия. Ибо по всех седми Вселенских Соборех, ДУХОМ СВЯТЫМ, И СЛОВОМ БОЖИИМ, седмижды сшедшихся, вся правила церковная суть утвержены и запечатлены. А наипаче О ДНИ СВЯТЫЯ ПАСХИ, дабы не с жидовы, ни прежде жидовския пасхи, ни с еретики праздновати написали. Уне бо рече небу и солнцу изменитися, нежели церковным правилом в чем изменитися. Понеже Церковь Словом Божиим утвержена. Слово бо Божие небесе и земли крепчайше. Яко же сам Христос рек, небо и земля прейдет, а словеса моя не прейдут, аще и глаголют еретики, яко по планитам и по солнечному течению потребно суть дни и праздники пременити (л.15 об.-16)". "Апостол острегая пишет (Кол.,зач. 254). Братие БЛЮДЕТЕСЯ, ДА НИКТОЖЕ ВАС ПРЕЛЬСТИТ ХИТРОСТИЮ И ТЩЕТНОЮ ЛЕСТИЮ, ПО ПРЕДАНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ, ПО СТИХИЯМ МИРА СЕГО, а не по Христе Исусе, яко в том живет всяко исполнение Божества телесне (л. 16)". "Ты же разумей, ибо ДУХОМ БОЖИИМ УТВЕРЖЕННАЯ ЦЕРКОВЬ НЕ ТРЕБУЕТ ДНИ И МЕСЯЦЫПРЕМЕНИТИ. И ВО ВСЕХ СВОИХ ПРЕДАНИЯХ СТОИТ НЕ ПРЕМЕННА. И ЕДИН УСТАВ И ПРЕДАНИЕ ДЕРЖИТ ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА (л. 17)".

Ныне же Алексей Рябцев учит нас не как Святии Отцы, но говорит, что было время, когда Пасху праздновали "по правилам", потом стали "неправильно" праздновать. И что примерно с 14 века Святии Отцы тоже "не знали" о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: