Конспект занятия
Цели: помочь учащимся усвоить и запомнить лексическое значение слов и обогатить их словарный запас
№ | Этап занятия Метод и приемы | Время | Содержание. Деятельность учителя. | Деятельность ученика |
1. | Организационный, мотивационный. Словесный: беседа. | ≈ 3 | - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем развивать свою речь. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. И на парте все в порядке Ручки, книжки и тетрадки. Ножки – вместе, Спинки – ровно И к уроку все готово! | |
2. | Актуализация опорных знаний Словесный: беседа. Практический: самостоятельная работа (минутка чистописания). Словесный: беседа. | ≈ 12 | А сейчас у нас минутка чистописания. -Посмотрите на доску, какие буквы будем писать? Зз Зз Зз -Хорошо, а теперь посмотрите на слова. Прочитайте их: Зима, зимушка, мороз, зимовать, зимний, декабрь. - Запишите эти слова. Актуализация знаний -Найдите из этих слов только те, которые являются родственными. (зима, зимушка, зимовать, зимний). -Ребята, а почему эти слова называются родственными? (Эти слова имеют общий корень.) -Что такое корень слова? (Корень слова – это его общая часть. Чтобы выделить корень – нужно определить родственные слова.) -Назовите еще раз родственные слова и их корень из этого списка. (зима, зимушка, зимовать, зимний) -Докажите, почему вы так считаете. Ведь снег и мороз бывают зимой, а декабрь - это зимний месяц. (У перечисленных слов есть общий корень – ЗИМ, а у слов снег, мороз и декабрь их нет, хоть и слова относятся к зиме.) - Что вы знаете о написании корня в родственных словах? (Корень – общая часть для родственных слов, которая пишется одинаково) - Молодцы! | Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Записывать слова. Искать родственные слова. Отвечать на вопросы. Аргументировать свой ответ. Отвечать на вопросы учителя. |
3. | Постановка темы и целей урока (мобилизация внимания). Словесный: беседа. | - Сегодня на мы продолжим открывать секреты слов русского языка. Тема занятия: «Слова и их дальние родственники» -Давайте определим цель урока на сегодня. Цели: - познакомиться с происхождением слов; - уточнить представление о родственных словах - Сегодня у нас с вами серьёзная задача – мы будем искать дальних родственников знакомых слов. | Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Определять тему. Предполагать цели. | |
3. | Работа по теме урока Практический: рассматривание картинок (наглядный). Словесный: фронтальная беседа. Словесный: слово учителя. Практический: работа со словарём. Словесный: слово учителя. Словесный: беседа. Словесный: слово учителя. Словесный: ответы детей. Практический: физ. минутка. Практический: работа со словарём. | ≈ 20 | - Ребята, умеете ли вы обнаруживать у слов дальних родственников? (предполагаемый ответ – нет) - Умеете! Но пока не догадываетесь об этом! - Ребята, посмотрите на картинку, что нарисовано слева? (колокол) - А справа? (колокольчик) - Слово колокольчик произошло от слова колокол. Как вы думаете, почему растение получило такое название? (похож на форму колокола) - А почему так названы цветы: гвоздика, кувшинка? От каких других слов произошли эти слова? (цветок гвоздика похожа по форме на гвоздь, а кувшинка на кувшин) - А как вы думаете, сейчас слова колокол и колокольчик, гвоздь и гвоздика родственные? А кувшин и кувшинка? (В настоящее время эти слова не являются родственные, потому что обозначают совершенно разные предметы.) - Вспомните, какие слова мы называем родственными. (однокоренные слова) – Родственными словами называют слова, которые имеют один и тот же корень. При этом они относятся к разным частицам речи. - Если ты узнаешь, от какого слова произошло слово сирень, ты НИКОГДА не ошибёшься в написании! - А как узнать, от какого слова произошло слово сирень? - Чтоб узнать, от какого слова произошло интересующее нас слово, нам нужно посмотреть его в Словаре происхождения слов. Вот так выглядит этот словарь. - Найдите слово сирень, от какого слова оно происходит? (от слова синий) - В этом же словаре найдите, от какого слова произошло слово снегирь? (от слова снег) ЗАПОМНИТЕ: сейчас слова снег и снегирь, сирень и синий не являются родственными. Но, учитывая происхождение слов, можно с помощью слова синий проверить написание слова сирень, а с помощью слова снег проверить написание слова снегирь. – Мы часто ПРОВЕРЯЕМ слова, учитывая их происхождение, сказала Анишит Йокоповна. – Фёдор ИванОв в давние времена означало: Фёдор – сын ИвАна. Иван ПетрОв означало: Иван – сын Петра, ПЕти. Сейчас мы говорим по-другому: Фёдор Иванович, Иван Петрович. - Ребята, прочитайте на странице 120 жирным шрифтом, что же говорят соседи про Мишу и Машу. - Я хочу рассказать вам происхождение своей фамилии – Согрина. (слайд) – Согрин(а) – фамилия связана с диалектным северным словом Согра - 'заливаемая водой лесистая местность'. @ Словарь происхождения слов. - Согрина образована от древнего имени Согра - переводится с древнетюркского зыка как «тайга; заболоченный лес». В этом случае предок мог жить в такой местности, или же он мог работать лесничим. Согра, со временем это слово произошло в фамилию Согрина. Слайд. Давайте немного разомнёмся. Я приготовила для вас физминутку про кошек. Повторяйте за мной. Кошка утречком проснулась, Вверх изящно потянулась, Вниз красиво наклонилась, Вправо-влево покрутилась, И тихонько удалилась! - Теперь вернёмся к Словарю происхождения слов и найдём слово ОКНО. - Скажите, от какого слова произошло слово ОКНО? (око) - Запомните, что слова ОКНО и ОКО – дальние родственники. - Все ли слова являются родственными? (нет, не все) Какое слово ты считаешь лишним? (зрачок) Почему? (оно образовано от другого слова) - Давайте откроем Словарь происхождения слов и узнаем, от какого слова произошло это слово, зрачок. (от слова …) - Проверь с помощью словазракнаписание выделенной буквы безударного гласного в каждом слове. | Отвечать на вопросы учителя. Рассматривать картину. Понимать информацию, представленную в устной форме. Вести диалог с учителем. Читать со слайда. Отвечать на вопросы учителя. Работать со словарём. Случать учителя. Слушать учителя. Читать в учебнике. Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Выполнять физкультминутку. Читать задание, рассматривать пример. Выполнять задание. Читать задание. Отвечать на вопросы учителя. Работать со словарём. Читать задание. Отвечать на вопросы учителя. Работать со словарём. Отвечать на вопросы учителя |
5. | Подведение итогов/ рефлексия учебной деятельности Словесный: беседа. | ≈5 | -Ребята, скажите, как же можно узнать происхождение слов? - Что надо делать, чтобы правильно написать безударные гласные в корне слов? - Какие слова называются родственные? Слайд. - Ребята, сейчас я попрошу ответить на вопрос, каким для вас был сегодняшний урок вначале, в середине и в конце. Для этого вам поможет слайд. Например: «Для меня сегодняшний урок …» Спасибо за урок! До свидания. | Отвечать на вопросы учителя. |
|