Мои педагогические находки. Об уроках русского языка




Мои педагогические находки. Об уроках русского языка

Эссе «Мои изюминки или вишенка на торте»

Объяснение нового материала

Когда-то я прочла фразу: «Интересно учителю- интересно всем». И подумала, что это, наверное, работает на все 100%. Убеждена, что от личности учителя зависит очень многое. Как повысить интерес к изучению новой темы? Придумать что-то своё, авторское, изюминку урока, который бы запомнился надолго. Обо всём по порядку…

Люблю придумывать и делать своими руками наглядный материал, тем более мы помним, что в классе у нас и визуалы, и аудиалы, и кинестетики. Всем новая тема должна быть понятна. Возьмём, к примеру, правописание букв о и ё в разных морфемах (это итог изучения тем). А пока мы постепенно учим, в каких морфемах встречается это правило: сначала изучили правило в корне, потом в суффиксе, потом в окончании. Давайте посмотрим на мой «изобретение».

На фото1,2: Правописание букв Ё и О

Буквы в этих морфемах появляются постепенно, затем всё правило собирается вместе. Это и есть та система знаний, к которой мы стремимся!

Очень люблю раздел «Лексика». Здесь много можно интересного и увлекательного придумать: и старые слова в корзиночку собирать, и в словарях «покопаться» (одно и то же слово в разных словарях посмотреть), и в путешествие отправиться. Только фантазируй при объяснении нового материала! Люблю на этой теме использовать рисунки. Вот, к примеру, омонимы. Всё понятно. А теперь и сами нарисуйте! И рисуют дети с удовольствием, объясняя при этом отличие омонимов от многозначных слов.

На фото 3: Омонимы

 

А как вам фразеологизмы? Приношу рисунки, с удовольствием их отгадываем и рисуем новые фразеологизмы к уроку (по желанию, конечно). Дети знают, что все их работы я храню и показываю уже другим поколениям ребят. Так мы вспоминаем о наших выпускниках и сочиняем истории с использованием разные фразеологизмов.

Рис. 4. Фразеологизмы (творчество детей).

Нравится тема «Не с существительными». Здесь у меня два комплекта рисунков собралось. В зависимости от уровня класса использую разные. Предлагаю на один из вариантов посмотреть. Всё понятно, всё зримо, плюс объяснение учителя (в интересной форме даже можно).

Рисунок 5,6,7. Не с существительными

Потом эти же картинки приношу на тему «Не с прилагательными». Заглядываем в правило- а правило похоже! И делаем вывод: если тему «Не с существительными» хорошо выучили, то и эту знать будем. «Цепочка знаний»,- это я часто говорю. Добавляем только ещё одно условие у прилагательных, которое влияет на раздельное написание- наличие определённых слов. Обычно с этими словами мы много работаем, чтобы не забыть.

Рисунок 8: Не с прилагательными (рисунок учащихся)

Интересно можно изучать тему «Морфология», когда мы знакомимся с разными частями речи. Так у имени существительного мы рисуем карту, путешествуем и раскрашиваем то, что изучили, эту карту мы дорисуем сами уже в 6 классе, когда появятся знания о несклоняемых, разносклоняемых существительных и другое.

Рисунок 9: Имя существительное (образец карты)

Объясняя тему местоимения, приношу указательную стрелку и союз НО. Запоминают все правило про местоимение. Почему? Потому что местоимение указывает (на предмет, признак, количество), НО не называет. Зрительно это очень даже запоминается.

Рисунок 10: Местоимение как часть речи (наглядный материал)

Долгое время не очень любила тему «Имя числительное», суховато как-то, хотя моя мама- учитель математики - утверждала, что это интересный предмет. Думала- думала и придумала! А будем мы эту тему исследовать! Принесла начало маршрутного листа, а дальше работа закипела.

На фото: начало работы по теме местоимение

А в конце изучения мы ещё и творческую работу сделали «Где используются числительные?» Дети столько разной информации нашли, что я поняла: числительное тоже изучать интересно!

-Кас-, -Кос- или корни с чередованием

Рисунок 11: Корни –кас-, -кос-(сложить пополам)

Тема «Корни с чередованием» встречается в процессе изучения русского языка неоднократно. Объясняю тему с применением наглядного материала, который потом с собой легко взять. Важно обыграть появление суффикса –а-, и перевернуть корень –кас-. По этому принципу рисунка делаю и другие корни с чередованием. Главное- запомнить условие, ведь такие корни подчиняются правилу. Изобретают дети и сами, с удовольствием демонстрируя свой наглядный материал.

Фото 12,13. Творчество учащихся в объяснении материала

«Фонетика». Просто о сложном.

Рисунок 14,15. Двойная роль букв е,ё,ю,я(буквы-актёры)

Тема «Фонетика» мне очень нравится, полюбиа её с института и стараюсь показать, что тема не такая уж и сложная. И вот к нам на один из уроков приходят буквы-актёры(именно так я их и называю). Какую же роль они играют? «Занавес» постепенно открывается, и ученики видят, что буквы стали либо другими звуками, либо дали два звука, один из которых- согласный(всегда мякгий и звонкий). А затем и выясняем, в каких же позициях эти буквы дадут нам два звука. Все мы знаем, что на особенностях именно этих гласных строятся задания ЕГЭ.

Этап проверки знаний

Хорошо, объясняем интересно, понятно. Как проверить? Здесь тоже хочу поделиться своими находками. Теория. Не очень мы её любим. Для детей давно уже взяла за правило: «Не зубрить, а понимать. Можно своими словами, можно образно. Можно запомнить в любом удобном варианте» Поверьте, это работает! Нравится при проверке теории ребятам игра «Грамматическое лото», можно такой вариант проверки теории сделать на несколько тем, но не часто. Что она собой представляет? На первой карточке стоит цифра 1, ученик начинает игру: он читает свой вопрос, отвечает на него, переворачивает карточку, а там приклеена картинка (я их делаю разными, в зависимости от темы, времени года и т.д.), он задаёт вопрос, к примеру, астре, тот ученик, у кого приклеена на карточке астра, встаёт, внимательно слушает вопрос, отвечает на него и задаёт вопрос гладиолусу. И так игра продолжается.

Рисунок 16. Игра «Грамматическое лото». Проверим теорию

Карточек от урока к уроку по изучению темы становится все больше и больше, можно включить и письменное задание, поставить за него оценку. На уроках карточки «попадаются» разным ученикам. Брать лучше большие темы, например, «Имя прилагательное», «Глагол». Поверьте, теорию выучат все!

Что ещё интересного и необычного, приносящего успех на уроках можно рассказать? Берём две картинки (одна, например, осень, другая- зима) разрезаем на то количество слов, с которыми мы хотим поработать (например, тема о и е в корне), пишем на обратной стороне слова, перемешиваем. Раздаём ученикам эти слова в конвертах и просим первый вариант выбрать все слова, которые они напишут с О в корне, а второй вариант - с Е. Как проверяем? Переверните, соберите картинку. Если сделали верно, то собирается по вариантам картинка зимы и осени. Кто ошибся - видно сразу, вот здесь можно и поработать…

Рисунок 17,18: Проверка знаний

Вообще конверты с заданиями дети очень любят, сделайте их красочными. Глагол у меня в конвертах красного цвета. Спросите почему? А вспомните, что это «самая огнепышущая, самая живая часть речи».

Рисунок 19: Конверты с заданиями для изучения различных тем.

Учитель продолжается в ученике…

Эти слова из песни Басты пели мои ученики в 11 классе. Глубокий смысл этой песни я поняла не сразу, даже долго воевала с ними по поводу того, чтобы мы спели её в финале выпускного вечера. Но «таков закон Сансары!».

Тема, по которой я работаю уже несколько лет «Развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время» приносит свои плоды каждый год. Мои ученики сами сочиняют в интересной форме теорию и готовят наглядный материал, проводят уроки и очень любят учить русский язык и литературу. Вот вам и вишенка на торте…

 

Рисунок 20,21: Создаем урок самостоятельно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: