РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
История славянской письменности
(блок «ОПД»; раздел «Классические языки. Федеральный компонент»;
основная образовательная программа специальности 031001(021700) Филология
специализация 021701 Русский язык и литература)
Самара
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 021700 Филология, утвержденного 10 марта 2000 г.(70гум/СП).
Составитель рабочей программы: Карпенко Л.Б., проф., д.ф.н.
Рецензент: Супрун В.И., проф., д.ф.н.
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры русского языка
(протокол № от «____» ____________ 2006 г.)
Заведующий кафедрой
²____² _____________ 2006 г. _______________ Н.А. Илюхина
(Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО
Декан
факультета
²____² _____________ 2006 г. _______________ А.А. Безрукова
СОГЛАСОВАНО
Начальник
методического отдела
²____² _____________ 2006 г. _______________ Н.В. Соловова
ОДОБРЕНО
Председатель
методической
комиссии факультета
²____² _____________ 2006 г. _______________ Н.Т. Рымарь
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Задачи изучения дисциплины
Цель дисциплины – представить комплекс кирилломефодиевской проблематики, связанной с происхождением древнеславянских азбук, и историю славянской письменности в свете современных научных данных.
Задачи дисциплины: охарактеризовать круг известных источников изучения истории славянской письменности, сформировать представление о новейших научных открытиях в кирилломефодиевистике, представить известные в современной науке точки зрения на происхождение славянской письменности, изложить и обосновать авторскую концепцию происхождения и содержательной основы глаголицы, показать весь комплекс азбучной проблематики в свете культурно-исторического и семиотического подходов.
Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение данной дисциплины.
На заключительном контролирующем этапе студенты должны обнаружить следующие умения:
- иметь представление об историко-славистическом контексте;
- знать основные этапы истории изучения вопросов происхождения славянской письменности, древнеславянские памятники глаголической и кириллической письменности;
- уметь работать со славистической литературой по проблемам происхождения славянского письма.
Связь с предшествующими дисциплинами.
Курс «История славянской письменности связан с изучавшимися студентами дневного и заочного отделений специальности «русский язык и литература» на I курсе дисциплинами «Введение в славянскую филологию» и «Старославянский язык», в которых излагались начальные сведения из истории славянской письменности. В настоящем лекционном курсе расширяются, углубляются и подаются в необходимом научном контексте уже известные студентам сведения, а также раскрывается азбучная проблематика, составляющая центральное звено славянской исторической филологии.
Связь с последующими дисциплинами.
Курс «История славянской письменности», реализующий современные гуманитарные подходы к интерпретации историко-филологических фактов, находит продолжение в таких теоретико-лингвистических дисциплинах, как «Общее языкознание», «Актуальные проблемы языкознания».
Содержание дисциплины.
Объем дисциплины и виды учебной деятельности (в часах).
Очная форма обучения (6 семестр – зачет)
Вид учебных занятий | Количество часов |
Всего часов аудиторных занятий | 20 |
Лекционные занятия | |
Практические занятия | |
Всего часов самостоятельной работы | 22 |
Подготовка к занятиям | |
Подготовка к коллоквиумам | |
Всего часов по дисциплине | 42 |
Разделы дисциплины и виды занятий.
№ | Название раздела | Количество часов | |
Л | ПЗ | ||
Источники изучения истории славянской письменности | |||
2. | Глаголическая проблема | ||
3. | Глаголица как система сакральных символов | -- |
Лекционный курс
Раздел 1. Источники изучения истории славянской письменности.
Тема 1. Разновидности систем письма накануне появления славянской письменности.
Предыстория. Понятие о письме как знаковой системе. Разновидности систем письма накануне появления славянской письменности. Вопрос о докирилловских знаковых системах, использовавшихся славянами («черты и резы», греческое и латинское письмо «без устроения»). Проблема идентификации черт и резов (болгарская версия, гипотеза Б.А.Рыбакова и др.). Исторические условия возникновения и развития славянской письменности.Исторические предпосылки возникновения славянской письменности.. Основные источники изучения истории развития письменности у славян («Пространные жития» святых равноапостольных Константина-Кирилла Философа и Мефодия, «Краткое житие» св. Константина-Кирилла Философа, «Пространное житие св. Клименат», «Итальянская легенда», буллы римских пап. «Сказание о письменах» Черноризца Храбра. Свидетельство Черноризца Храбра в «Сказании о письменах» о трех этапах развития письма у славян.
Тема 2. Азбучная проблема в истории славянской филологии История формирования азбучной проблематики. Аспекты азбучной проблемы. Вопрос о первоначальном составе славянского алфавита. Проблема старшинства древнеславянских азбук глаголицы и кириллицы. Обоснование старшинства глаголицы в трудах ученых XIX в. (В.И.Григорович, П.И.Шафарик). Современная аргументация старшинства глаголицы: новые данные памятников письменности.