Тема 1. Разновидности систем письма накануне появления славянской письменности.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

История славянской письменности

 

(блок «ОПД»; раздел «Классические языки. Федеральный компонент»;

основная образовательная программа специальности 031001(021700) Филология

специализация 021701 Русский язык и литература)

 

 

Самара

 

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 021700 Филология, утвержденного 10 марта 2000 г.(70гум/СП).

 

Составитель рабочей программы: Карпенко Л.Б., проф., д.ф.н.

Рецензент: Супрун В.И., проф., д.ф.н.

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры русского языка

(протокол № от «____» ____________ 2006 г.)

 

 

Заведующий кафедрой

²____² _____________ 2006 г. _______________ Н.А. Илюхина

(Ф.И.О.)

 

СОГЛАСОВАНО

 

Декан

факультета

²____² _____________ 2006 г. _______________ А.А. Безрукова

 

СОГЛАСОВАНО

 

Начальник

методического отдела

²____² _____________ 2006 г. _______________ Н.В. Соловова

 

ОДОБРЕНО

Председатель

методической

комиссии факультета

 

²____² _____________ 2006 г. _______________ Н.Т. Рымарь

 

 

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

Задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины – представить комплекс кирилломефодиевской проблематики, связанной с происхождением древнеславянских азбук, и историю славянской письменности в свете современных научных данных.

Задачи дисциплины: охарактеризовать круг известных источников изучения истории славянской письменности, сформировать представление о новейших научных открытиях в кирилломефодиевистике, представить известные в современной науке точки зрения на происхождение славянской письменности, изложить и обосновать авторскую концепцию происхождения и содержательной основы глаголицы, показать весь комплекс азбучной проблематики в свете культурно-исторического и семиотического подходов.

 

Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение данной дисциплины.

На заключительном контролирующем этапе студенты должны обнаружить следующие умения:

- иметь представление об историко-славистическом контексте;

- знать основные этапы истории изучения вопросов происхождения славянской письменности, древнеславянские памятники глаголической и кириллической письменности;

- уметь работать со славистической литературой по проблемам происхождения славянского письма.

Связь с предшествующими дисциплинами.

 

Курс «История славянской письменности связан с изучавшимися студентами дневного и заочного отделений специальности «русский язык и литература» на I курсе дисциплинами «Введение в славянскую филологию» и «Старославянский язык», в которых излагались начальные сведения из истории славянской письменности. В настоящем лекционном курсе расширяются, углубляются и подаются в необходимом научном контексте уже известные студентам сведения, а также раскрывается азбучная проблематика, составляющая центральное звено славянской исторической филологии.

 

Связь с последующими дисциплинами.

Курс «История славянской письменности», реализующий современные гуманитарные подходы к интерпретации историко-филологических фактов, находит продолжение в таких теоретико-лингвистических дисциплинах, как «Общее языкознание», «Актуальные проблемы языкознания».

 

 

Содержание дисциплины.

Объем дисциплины и виды учебной деятельности (в часах).

Очная форма обучения (6 семестр – зачет)

Вид учебных занятий Количество часов
Всего часов аудиторных занятий 20
Лекционные занятия  
Практические занятия  
Всего часов самостоятельной работы 22
Подготовка к занятиям  
Подготовка к коллоквиумам  
Всего часов по дисциплине 42

Разделы дисциплины и виды занятий.

Название раздела Количество часов
    Л ПЗ
  Источники изучения истории славянской письменности    
2. Глаголическая проблема    
3. Глаголица как система сакральных символов   --

 

 

Лекционный курс

Раздел 1. Источники изучения истории славянской письменности.

Тема 1. Разновидности систем письма накануне появления славянской письменности.

Предыстория. Понятие о письме как знаковой системе. Разновидности систем письма накануне появления славянской письменности. Вопрос о докирилловских знаковых системах, использовавшихся славянами («черты и резы», греческое и латинское письмо «без устроения»). Проблема идентификации черт и резов (болгарская версия, гипотеза Б.А.Рыбакова и др.). Исторические условия возникновения и развития славянской письменности.Исторические предпосылки возникновения славянской письменности.. Основные источники изучения истории развития письменности у славян («Пространные жития» святых равноапостольных Константина-Кирилла Философа и Мефодия, «Краткое житие» св. Константина-Кирилла Философа, «Пространное житие св. Клименат», «Итальянская легенда», буллы римских пап. «Сказание о письменах» Черноризца Храбра. Свидетельство Черноризца Храбра в «Сказании о письменах» о трех этапах развития письма у славян.

 

 

Тема 2. Азбучная проблема в истории славянской филологии История формирования азбучной проблематики. Аспекты азбучной проблемы. Вопрос о первоначальном составе славянского алфавита. Проблема старшинства древнеславянских азбук глаголицы и кириллицы. Обоснование старшинства глаголицы в трудах ученых XIX в. (В.И.Григорович, П.И.Шафарик). Современная аргументация старшинства глаголицы: новые данные памятников письменности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: