ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ




Ребенок (личность) и окружающий мир — неотделим. Ребенок — часть мира, и в нем — весь мир как социальный культурный опыт. Духовный мир ребенка — часть духовной культуры, ее прошлого, настоящего и будущего. Его связи с миром подвижны и открыты и не должны ограничиваться рамками дельных видов искусств[34]. Поэтому систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», между этой и другими дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе — одно из необходимых условий развития художественного творчества младших школьников.

В современной педагогической литературе, при изучении данной проблемы можно выделить три категории: взаимосвязь, взаимодействие и интеграция.

Н. М. Сокольникова рассматривает взаимосвязи как объединение уроков, связанных с различной художественно-творческой деятельностью в тематические блоки. Она считает, что обеспечение систематических взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», различными видами художественных работ имеет существенное значение для эффективности обучения изобразительному искусству. Эти межурочные связи могут существовать в виде тематических блоков (циклов)[35]. Например, декоративное рисование и рисование с натуры проводится до иллюстрирования, которому может быть отведено один или несколько уроков. В четвертом классе такой тематический блок может состоять из восьми уроков:

1 урок — наброски с натуры фигуры человека;

2 урок — беседа о красоте и значении ансамбля русского народного костюма, эскиз по мотивам русского народного костюма (декоративное рисование);

3 урок — беседа об искусстве создания посуды как неотъемлемой части бытовой обстановки крестьянского жилища, о материальной и художественной культуре русского народа; рисование с натуры натюрморта «Деревянная (или глиняная) посуда с вышитым полотенцем»;

4 урок — завершение работы над натюрмортом;

5 урок — беседа о красоте русского деревянного зодчества; построение интерьера крестьянской избы по законам перспективы;

6 урок — эскиз декоративного оформления интерьера старинной крестьянской избы русского Севера;

7 урок — иллюстрирование сказки «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова или «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина (построение композиции);

8 урок — завершение работы над иллюстрацией в материале.

Б. П. Юсов, говоря о взаимодействии искусств, утверждает, что оно «…может строиться на разных уровнях и в разных формах, например, как взаимное иллюстрирование искусств при общей теме занятия (состояние природы, время года, какое-то социальное событие или явление личной жизни, общий предмет познания, включая и естественнонаучные и исторические представления). Это может быть также соединение общедоступных занятий искусством с углубленным изучением одного из них...»[36].

Обычно различают четыре типа взаимодействия искусств:

1. межпредметные связи в пределах традиционного учебного плана (литература, музыка, изобразительное искусство, труд, природоведение и др.).

При обучении по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» предлагаемые тематические блоки можно планировать внутри такого интегрированного курса. В настоящее время многие программы по изобразительному искусству включают также задания по лепке и конструированию. Наиболее простой вид связей возможен в том случае, когда задания по труду предшествуют урокам изобразительного искусства. Например, изучая наследие дымковских мастеров можно на уроке труда сначала вылепить игрушку, а затем на уроке изобразительного искусства её расписать. Один из способов усложнения межпредметных блоков — это проведение уроков труда до уроков изобразительного искусства и после них. Например, перед иллюстрированием «Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина можно выполнить аппликацию и поискать в ней оригинальное композиционное решение, главное в композиции, использовать силуэт как средство художественной выразительности. Эти же учебные задачи ставят перед школьниками при создании ими иллюстраций, а также при выполнении коллективной работы по мотивам этой сказки (декоративное панно в технике коллажа) на уроках труда после уроков иллюстрирования.

Принципы взаимосвязи уроков музыки и изобразительного искусства такие же, как между другими дисциплинами, то есть урок музыки может открывать тематический блок уроков, завершать его, быть в середине, повторяться несколько раз и т.д. Важно, что возникающие при этом содержательные линии значительным образом повышают эффективность урока, способствуют созданию необходимой эмоциональной атмосферы и пониманию общности языка разных видов искусства. Например, во II классе тематический блок «В гостях у Бабы Яги» может состоять из двух уроков. На первом уроке «Музыкальный портрет Бабы Яги» дети прослушают следующие произведения: П. Чайковский «Баба Яга» (из «Детского альбома»), А. Лядов «Баба Яга», М. Мусоргский «Баба Яга» (из цикла «Картинки с выставки»). Ведется разговор о создании одного сказочного образа различными музыкальными красками. На втором уроке предлагается создать образ Бабы Яги графическими средствами (фломастер, тушь, чернила, смешанная техника).

В начальной школе рекомендуется использовать взаимосвязи и таких учебных предметов, как изобразительное искусство и русский язык (чтение, развитие речи, внеклассное чтение), природоведение. Возможна интеграция ИЗО и труда с уроками математики. Программное содержание перечисленных предметов позволяет это осуществить.

Возможны и боле сложные взаимосвязи уроков изобразительного искусства, труда и музыки. Например, блок уроков в I классе «Чудо-звери»:

1 урок трудового обучения «Волшебный конструктор» — задача сконструировать на основе цилиндров разного диаметра и высоты домашних животных;

2 урок лепки (труд) — изготовление из пластилина или соленого теста веселого котика;

3 урок ИЗО — выполнение графическими материалами на цветном фоне (фломастерами или углем и мелом) рисунок «Кошечка с котятами»;

4 урок ИЗО — живописными средствами создается композиция «Лесные гости»;

5 урок музыки «У кого какой голос?» — дети слушают записи голосов зверей и птиц, музыкальные произведения, создающие образы лесных обитателей;

2. сочетание предметов обязательного цикла с занятиями другими видами искусства во внеурочное время, что расширяет возможности художественного воспитания для желающих. Возможны проведение межпредметных занятий в кружках, организация межпредметных комплексных экскурсий, общешкольных внеклассных мероприятий, объединяющих разные предметы. Например, можно организовать литературно-музыкально-изобразительную викторину, вопросы для которой подберут и оформят в виде специальных карточек, соединяя в них изображение и текст, сами учащиеся. Другим примером может служить традиционный праздник «Прощание с букварем». Дети по своим эскизам изготовляют костюмы, поделки. На празднике учащиеся читают стихи, поют песни, разыгрывают сценки, используют свои рисунки для оформления стен и т.д.;

3. преподавание отдельных видов искусства на полихудожественной основе с привлечением аналогов и стимулов из других видов искусства (этот тип преподавания часто сочетается с первыми двумя). Такое взаимодействие в рамках традиционного учебного плана являются первой ступенькой к интегрированному обучению;

4. комплексный подход к полихудожественному воспитанию школьников, который характеризуется определенной мерой взаимодействия искусств по содержанию и продолжительности занятий на каждом возрастном этапе.

Только четвертый тип взаимодействия является собственно комплексным, и его исследование позволит раскрыть педагогическое содержание занятий с детьми несколькими видами искусства одновременно в противовес их стихийно-расположенному, иллюстрированному сочетанию. Решающим для характера взаимодействия искусств являются не отношения между формально-функциональными особенностями их языка, а отношение каждого из искусств к сферам реальной деятельности детей.

Взаимодействие искусств и других учебных предметов отличается от их интеграции. Интеграция предполагает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополнительности. Например, физическое чувство ритма может быть легко достигнуто через танец или музыкальное действие, чем через стихотворение или ритмическое построение рисунка на бумаге. Интеграция является, конечно, более глубоким способом развития целостного художественного сознания, чем простое взаимодействие готовых художественных произведений.

Интеграция близка понятию синтеза — синтезии (взаимовлияние органов чувств), синкретизму. Под синкретизмом художественной деятельности в антропологии и этнографии имеют в виду нерасторжимое единство всех искусств в художественном действии древних или мало развитых народов, людских сообществ, а также определенный уровень развития художественной культуры. Например, в крестьянском искусстве и народных обрядах, где танец, песню, драматическое построение, наговоры, имитацию трудовых и жестикулярно-мимических действий трудно отделить друг от друга в едином праздничном или магическом ритуале[37].

В этом смысле комплексный подход к художественному воспитанию, или более узко — комплекс искусств — это и есть способ организации художественного воспитания в полном единстве с умственным, нравственным, общественно-политическим, трудовым и физическим развитием детской личности.

Проблема интеграции актуализирует, прежде всего, универсальные понятия и категории, присущие всем видам искусства. Интеграция возможна как между отдельными дисциплинами (изобразительное искусство и музыка, музыка и чтение, изобразительное искусство и русский язык и др,), так и на основе комплексного подхода, создания целостных представлений обо всех видах искусства. Комплексность проявляется в формировании универсального тематического круга знаний, который органично сочетает общие проблемы каждого вида искусства и отвечает их индивидуальной специфике. Комплексность может выражаться и в логической последовательности тем, определенной динамике освоения ключевых понятий.

Школьные курсы по искусству, построенные на интегративной основе, помогают в поиске гармонизации информационно-логической и эмоционально-образной сторон художественного образования, активному формированию творческой личности, эффективному сочетанию индивидуальных форм работы с коллективными, созданию подлинно творческой атмосферы на уроках. Содержание предметной области «Искусство» должно обеспечивать целостное представление о всех видах искусств и предоставить ребенку возможность овладеть знаниями и практическими умениями по одному или нескольким видам искусств. Это содержание может быть реализовано через единый интегрированный курс «Искусство», с разнообразным сочетанием компонентов. Например, в одной параллели классов можно изучать две дисциплины, одна из которых — «Народное искусство. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство», а другая дисциплина — «Музыка. Хореография. Театр». Название дисциплин может быть эмоционально-образным, в данном случае показано только структурное содержание.

Интеграция всех видов искусств предполагает общий методологический подход, единство целей, задач, принципов, и разнообразие путей реализации на основе специфики каждого вида искусства.

Развитие личности средствами искусства должно содействовать формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его видов[38].


заключение

Развитие современной системы общего образования определяется таким концептуальным положением как неотделимость школы и общества. Общество живет и развивается так как оно учится. Однако сегодня все чаще политики, ученые, работники образования, учащиеся и их родители отмечают, что интересы ребенка и потребности общества оказываются за порогом школы. Многие исследователи видят единственный выход из создавшегося положения — кардинальные изменения школьной политики в сторону ее демократизации и гуманизации. В связи с этим ведется работа по перестройке и обновлению всей системы образования, ведутся поиски путей развития школы, вырабатываются концепции, проекты, программы, нетрадиционные формы обучения.

Разнообразие концепций художественного образования является ярким примером современных тенденций развития системы образования и усложняет задачи учителя, преподающего изобразительное искусство в начальной школе при выборе ведущих принципов и методов воспитания и обучения. Тем не менее, любая школьная программа по изобразительному искусству ориентирована на становление духовного мира ребенка, на развитие его эстетического восприятия мира, творческое самовыражение, формирование интереса к жизни через увлечение искусством.

Роль изобразительного искусства в решении общих задач воспитания четко определяет концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда[39]».

При решении основных задач духовного обогащения младших школьников через приобщение к изобразительному искусству для учителя важно, каким образом будет организован художественно-педагогический процесс, через какое содержание и формы он будет влиять на формирование творческой личности.

Основным принципом, определяющим успех педагогической деятельности учителя изобразительного искусства, должно стать бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом.

Первоочередными условиями успешного формирования не только духовного мира ребенка, но и его практических умений и навыков изобразительной деятельности являются:

• вариативный подход к постановке и решению художественно-творческих задач,

• национально ориентированное обучение изобразительному искусству,

• стимулирование самостоятельности младших школьников в выборе художественных материалов и средств выразительности в процессе создания изобразительных образов,

• стремление учителя к педагогическому творчеству и совершенствованию учебного процесса и др.

Учителю изобразительного искусства в начальной школе всегда следует помнить о том, что изменяющиеся общественные ценности, все более насыщенные информационные потоки всегда находят свое отражение в изобразительном искусстве. Только истинно духовные произведения искусства становятся бессмертными. Поэтому классические образцы живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства должны составлять основу содержания предметной области «Искусство», так как им время не подвластно. Аналогичные процессы можно проследить и в развитии методики преподавания. В то время как самые современные методики преподавания могут постепенно устаревать, те из них, которые начинающий учитель сам проверил на практике, и которые не один раз показали себя успешными, составят основу его педагогической деятельности в будущем.

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: Занятия с младшими школьниками: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2. Беда Г. В. Живопись. — М., 1986.

3. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. — М., 1981.

4. Большой энциклопедический словарь. — М.: «Большая Российская Энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 1999. — 1456 с.

5. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

6. Волков Н. Н. Композиция в живописи. — М., 1977.

7. Волков Н. Н. Цвет в живописи. — М, 1984.

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.

9. Детям — о традициях народного мастерства. Осень:Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

10. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. — М.: Просвещение. — 1975.

11. Зайцева Е. А., Поветкина Е. А. Методики формирования изобразительных навыков у детей с ограниченными возможностями // Современные технологии реабилитации в педиатрии / Под. ред. Е. Т. Лильина. — М., 2000. — С. 384 – 404.

12. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя / Под ред. Б. П. Юсова. — Минск, 1992.

13. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 4 кл. / Б. М. Неменский, Н. Н. Фомина, Н. В. Гросул и др. — М., 1991.

14. Каменева Е. О. Какого цвета радуга. — М., 1984.

15. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. — М., 1998.

16. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения.

17. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе:Проект. — М, 1990.

18. Краевский В. В. Метод обучения как категория дидактики // Вопросы методов и организации процесса обучения. — М.: Изд-во АПН СССР, 1982.

19. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. — М., 1977.

20. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. — М., 1984.

21. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 класс: книга для учителя. — М.: Дрофа, 2005.

22. Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Современный урок. — М., 1992.

23. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981

24. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М., 1981.

25. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. — М., 1981.

26. Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. — М., 1994.

27. Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1 – 4 кл.: пособие для учителя. — М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.

28. Павлик К. В. Изобразительное искусство в начальной школе: Учебные материалы по методике преподавания. — М.: Флинта: Наука, 1999.

29. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: «Политиздат», 1990. — 494 с.

30. Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в начальной школе. — М., 1980.

31. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. — М., 1981.

32. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка. — М., 1982.

33. Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. — М., 1995.

34. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. — М., 1998.

35. Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика: Учебное пособие. — Ижевск, Изд-во Удм. ун-та, 1992.

36. Светлова Л. П. Азбука орнамента. — М.,2001.

37. Сборник нормативных документов. Начальная школа / сост. А. Г. Аркадьев, Э. Д. Днепров и др. — М.: Дрофа, 2004. — 64 с.

38. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. — М.,2002.

39. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 кл.: В 4 ч. — Обнинск: Титул, 1996. (Ч. 1: Основы рисунка; Ч. 2: Основы живописи; Ч. 3: Основы композиции; Ч. 4: Краткий словарь художественных терминов).

40. Теоретико-методологические основы общепедагогической подготовки студентов в университете: Альбом учебно-методических моделей / Спирин Л. Ф., Шилик А. Д., Ушанов А. Ф. / Отв. за выпуск Л. С. Якимова. — Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000.

41. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. — М., 1977.

42. Шорохов Е. В. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. — М., 1986.

43. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. — М., 1979.

44. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в 1 классе. — М., 1981.

45. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство во 2 классе. — М., 1984.

46. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в 3 классе. — М., 1985.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: