Из «Слова о полку Игореве»




«…. Тогда ве­ли­кий князь Свя­то­слав изронил зо­ло­тое слово, со сле­за­ми смешанное, и сказал: «О пле­мян­ни­ки мои, Игорь и Всеволод! Рано на­ча­ли вы По­ло­вец­кой земле ме­ча­ми обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь по­га­ную пролили. Ваши храб­рые сердца из креп­ко­го булата ско­ва­ны и от­ва­ге закалены. Что же со­тво­ри­ли из моей се­реб­ря­ной седины?

А уже не вижу вла­сти сильного, и богатого, и обиль­но­го воинами брата моего Ярослава, с чер­ни­гов­ски­ми боярами. Но ска­за­ли вы: «Помужествуем сами: про­шлую славу себе похитим, а бу­ду­щую сами поделим»…

Ве­ли­кий князь Всеволод! Не ду­ма­ешь ли ты при­ле­теть издалека, отчий зо­ло­той престол поблюсти? Ты ведь мо­жешь Волгу вес­ла­ми расплескать, а Дон шле­ма­ми вычерпать.

Ты, буй­ный Рюрик, и Давыд!... Всту­пи­те же, господа, в зо­ло­тое стремя за обиду на­ше­го времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буй­но­го Святославича!

Га­лиц­кий Осмомысл Ярослав!... Грозы твои по зем­лям текут, от­во­ря­ешь Киеву ворота. Стре­ля­ешь с от­цов­ско­го золотого пре­сто­ла салтанов за землями. Стре­ляй же, гос­по­ди Кончака, по­га­но­го раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буй­но­го Святославича!»

20. Какое ис­то­ри­че­ское событие легло в ос­но­ву «Слова…»? К ка­ко­му времени от­но­сит­ся это событие?

 

21. Что по­слу­жи­ло ав­то­ру «Слова…»и по­во­дом для горь­ких раз­ду­мий о судь­бах Рус­ской земли? В чём он упре­ка­ет кня­зей Игоря и Все­во­ло­да?

 

22. В чём суть при­зы­ва ав­то­ра ко всем кня­зьям?

 

23. Дис­кус­сия о роли ва­ря­гов в рос­сий­ской ис­то­рии и их на­ци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти, спор между нор­ман­ни­ста­ми и ан­ти­нор­ман­ни­ста­ми на­ча­лись ещё в се­ре­ди­не XVIII в. и про­дол­жа­ют­ся до сих пор.

Объ­яс­ни­те, чем от­ли­ча­лись взгля­ды cто­рон­ни­ков нор­манн­ской тео­рии (при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния).

 

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже представлена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Распад Древнерусского государства в первой половине XII в. означал упадок в развитии Руси».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение: 1)... 2)...

Аргументы в опровержение: 1)... 2)...

 

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1. 862-1015 гг.; 2. 1016-1056 гг.; 3. 1097-1125 гг.

— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

 

Вариант 2

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми они обозначены, в правильной последовательности.

1) Крещение Руси 2) По­хо­ды Олега на Ца­рь­град

3) Нор­манд­ское за­во­е­ва­ние Ан­глии

2. Установите соответствие между событиями и годами:

ТЕРМИНЫ ПРАВИТЕЛИ
А) погост 1) Святослав
Б) Русская Правда 2) Ярослав
В) Иду на Вы 3) Олег
Г) Устав 4) Игорь
  5) Ольга
  6) Владимир Мономах

3. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Два из них, от­но­сят­ся к событиям, явлениям, про­ис­хо­див­шим во вто­рой половине XII—XV в.

1) Дворяне 2) стрельцы 3) поместье

4) пожилое 5) старообрядцы 6) местничество

4.Запишите термин, о котором идёт речь.

На эко­но­ми­че­ское и об­ще­ствен­ное раз­ви­тие во­сточ­ных сла­вян по­вли­ял про­хо­див­ший через Во­сточ­но-Ев­ро­пей­скую рав­ни­ну тор­го­вый путь, ко­то­рый «По­весть вре­мен­ных лет» на­зва­ла «путь________________».

 

5.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям):

термины определения
A) барщина 1) народное сказание о подвигах героев
Б) посад 2) совет знати в Великом княжестве Литовском
B) рада 3) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца
Г) былина 4) община у восточных славян
  5) торгово-ремесленная часть города
  6) народное собрание

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

А) «В год 6390 (летоисчисление от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и при­шел к Смо­лен­ску с кривичами, и при­нял власть в городе, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа своего. И при­шли к горам Киевским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ладьях, а дру­гих оста­вил поза-ди, и сам приступил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих воинов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим". Когда же Ас­кольд и Дир пришли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: "Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода", и по­ка­зал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угорской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Николы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла - за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: "Да будет это мать го­ро­дам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани словенам, и кривичам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Ярослава».

Б) «И стал Вла­ди­мир кня­жить в Киеве один, и по­ста­вил ку­ми­ры на холме за те­рем­ным двором: де­ре­вян­но­го Пе­ру­на с се­реб­ря­ной го­ло­вой и зо­ло­ты­ми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И при­но­си­ли им жертвы, на­зы­вая их богами, и при­во­ди­ли своих сы­но­вей и дочерей, и при­но­си­ли жерт­вы бесам, и осквер­ня­ли землю жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми своими. И осквер­ни­лась кро­вью земля Рус­ская и холм тот. Но пре­бла­гой Бог не за­хо­тел ги­бе­ли грешников, и на том холме стоит ныне цер­ковь свя­то­го Василия, как рас­ска­жем об этом после. Те­перь же воз­вра­тим­ся к прежнему.

Владимир по­са­дил Добрыню, сво­е­го дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Доб­ры­ня по­ста­вил ку­ми­ра над рекою Волховом, и при­но­си­ли ему жерт­вы нов­го­род­цы как богу».

1) после Олега пра­вил Русью князь Святослав

2) Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Византией

3) ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

4) князь Вла­ди­мир взошёл на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол в Киеве, со­глас­но за­ве­ща­нию сво­е­го отца Свя­то­сла­ва

5) в ле­то­пи­си го­во­рит­ся о «языческой реформе» князя Вла­ди­ми­ра

6) «Языческая реформа» по­тер­пе­ла неудачу, но не оста­но­ви­ла по­пы­ток князя ре­фор­ми­ро­вать сферу ре­ли­гии

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А Фрагмент Б
       
       

 

7. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных бо­жеств от­но­си­лись к пан­тео­ну богов во­сточ­ных сла­вян? За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Мокошь 2) Де­мет­ра 3) Тор

4) Велес 5) Сва­рог 6) Арес

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий:

имена события
A) Вла­ди­мир Мо­но­мах 1) раз­гром по­лов­цев
Б) Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич 2) объ­еди­не­ние Киева и Нов­го­ро­да
B) Олег Вещий 3) вос­ста­ние древ­лян
Г) Игорь Ста­рый 4) кре­ще­ние Руси
  5) раз­гром пе­че­не­гов
  6) раз­гром болгар

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов:

Век События истории России Событие истории зарубежных стран
XI в. ___ (А) ___ (Б)
___ (В) Битва на Калке _____ (Г)
XII в. ______ (Д) Второй крестовый поход
_____ (Е) Призвание варягов племенем ильменских словен Верденский договор

1. XIII в. 2. XIV в. 3. создание «Правды Ярославичей»

4. Киевское восстание 5. начало Столетней войны

6. разделение Христианской церкви на Восточную православную и Западную католическую

7. Взятие крестоносцами Константинополя

8. присоединение к России Астраханского ханства 9. IX в.

 

12. Прочтите отрывок из исторического источника

«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.

Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) князь Владимир взошёл на великокняжеский престол в Киеве, согласно завещанию своего отца Святослава

2) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира

3) автор летописи позитивно относится к указанному в тексте периоду правления Владимира

4) Хорс, Даждьбог и др. — языческие боги, заимствованные князем Владимиром из Скандинавии

5) бог грома и молнии Перун был покровителем дружинников до введения на Руси христианства

6) Новгород находился на знаменитом в древности пути «из варяг в греки»

 

 

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16

13. Напишите название реки, обозначенной на схеме цифрой «1».

14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».

15. Напишите название пути, обозначенного на схеме пунктирной линией.

16. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.

1. Обозначенный на схеме путь — один из водных путей экспансии варягов из района проживания на юг.

2. По представленному на схеме пути в Византию доставляли шёлк, фарфор, благовония и пряности.

3. На схеме указан путь, который потерял своё значение в XII в. как оптимальный маршрут для торгово-экономических связей Руси со странами Запада.

4. Города, обозначенные на схеме, появились ещё до возникновения Древнерусского государства.

5. Обозначенный на схеме путь скандинавы использовали исключительно с мирными целями: торговля, дипломатия, миссионерство и т. д.

6. Указанный на схеме путь был кратчайшим из Константинополя в Западную Европу.

 

17. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Памятники культуры Характеристики
A) «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова» 1) «Леность ведь всему мать: кто что умеет, то забудет, а чего не умеет, тому научится. Добро же творя — не ленитесь ни на что хорошее! Да не застанет вас солнце в постели!»
Б) «Повесть о житии Александра Невского» 2) герой произведения жил в XIII в.
В) «Повесть временных лет» 3) «Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы, тут кровавого вина недостало, тут пир окончили храбрые русичи...»
Г) Владимир Мономах «Поучение детям» 4) «Се откуда есть пошла русская земля кто в Киеве первее начал княжить и откуда русская земля стала есть».
  5) автор - Андрей Рублев

 

Рассмотрите изображение и выполните задания 18-19

18. Какие суждения о данном изображении на этикетке спичечной коробки являются верными? Укажите два суждения из пяти предложенных.

1) Дан­ная мо­не­та вы­пу­ще­на в пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния СССР.

2) Со­бы­тие, ко­то­ро­му по­свя­ще­на ме­даль, свя­за­но с име­нем князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­го.

3) На дан­ном изоб­ра­же­нии пред­став­лен сим­вол цар­ской вла­сти в Рос­сии.

4) Глав­ным ав­то­ром па­мят­ни­ка, изоб­ражённого на мо­не­те, яв­ля­ет­ся A. M. Опе­ку­шин.

5) Па­мят­ник, изоб­ражённый на мо­не­те, на­хо­дит­ся в Нов­го­ро­де.

 

 

 

19. Ука­жи­те изоб­ра­же­ния па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры, со­здан­ных наи­бо­лее близ­ко по вре­ме­ни к со­бы­тию, в честь юби­лея ко­то­ро­го вы­пу­ще­на мо­не­та. В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они ука­за­ны.

Часть 2.

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20— 22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: