«…. Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?
А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»…
Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.
Ты, буйный Рюрик, и Давыд!... Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича!
Галицкий Осмомысл Ярослав!... Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота. Стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи Кончака, поганого раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»
20. Какое историческое событие легло в основу «Слова…»? К какому времени относится это событие?
21. Что послужило автору «Слова…»и поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли? В чём он упрекает князей Игоря и Всеволода?
22. В чём суть призыва автора ко всем князьям?
23. Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманнистами и антинорманнистами начались ещё в середине XVIII в. и продолжаются до сих пор.
|
Объясните, чем отличались взгляды cторонников норманнской теории (приведите три объяснения).
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже представлена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Распад Древнерусского государства в первой половине XII в. означал упадок в развитии Руси».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение: 1)... 2)...
Аргументы в опровержение: 1)... 2)...
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1. 862-1015 гг.; 2. 1016-1056 гг.; 3. 1097-1125 гг.
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
|
Вариант 2
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми они обозначены, в правильной последовательности.
1) Крещение Руси 2) Походы Олега на Царьград
3) Нормандское завоевание Англии
2. Установите соответствие между событиями и годами:
ТЕРМИНЫ | ПРАВИТЕЛИ |
А) погост | 1) Святослав |
Б) Русская Правда | 2) Ярослав |
В) Иду на Вы | 3) Олег |
Г) Устав | 4) Игорь |
5) Ольга | |
6) Владимир Мономах |
3. Ниже приведён перечень терминов. Два из них, относятся к событиям, явлениям, происходившим во второй половине XII—XV в.
1) Дворяне 2) стрельцы 3) поместье
4) пожилое 5) старообрядцы 6) местничество
4.Запишите термин, о котором идёт речь.
На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь________________».
5.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям):
термины | определения |
A) барщина | 1) народное сказание о подвигах героев |
Б) посад | 2) совет знати в Великом княжестве Литовском |
B) рада | 3) труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца |
Г) былина | 4) община у восточных славян |
5) торгово-ремесленная часть города | |
6) народное собрание |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
|
А) «В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».
Б) «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.
Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».
1) после Олега правил Русью князь Святослав
2) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией
3) указанные события относятся к концу IX в.
4) князь Владимир взошёл на великокняжеский престол в Киеве, согласно завещанию своего отца Святослава
5) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира
6) «Языческая реформа» потерпела неудачу, но не остановила попыток князя реформировать сферу религии
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
7. Какие три из перечисленных божеств относились к пантеону богов восточных славян? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Мокошь 2) Деметра 3) Тор
4) Велес 5) Сварог 6) Арес
9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий:
имена | события |
A) Владимир Мономах | 1) разгром половцев |
Б) Владимир Святославич | 2) объединение Киева и Новгорода |
B) Олег Вещий | 3) восстание древлян |
Г) Игорь Старый | 4) крещение Руси |
5) разгром печенегов | |
6) разгром болгар |
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов:
Век | События истории России | Событие истории зарубежных стран |
XI в. | ___ (А) | ___ (Б) |
___ (В) | Битва на Калке | _____ (Г) |
XII в. | ______ (Д) | Второй крестовый поход |
_____ (Е) | Призвание варягов племенем ильменских словен | Верденский договор |
1. XIII в. 2. XIV в. 3. создание «Правды Ярославичей»
4. Киевское восстание 5. начало Столетней войны
6. разделение Христианской церкви на Восточную православную и Западную католическую
7. Взятие крестоносцами Константинополя
8. присоединение к России Астраханского ханства 9. IX в.
12. Прочтите отрывок из исторического источника
«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.
Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) князь Владимир взошёл на великокняжеский престол в Киеве, согласно завещанию своего отца Святослава
2) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира
3) автор летописи позитивно относится к указанному в тексте периоду правления Владимира
4) Хорс, Даждьбог и др. — языческие боги, заимствованные князем Владимиром из Скандинавии
5) бог грома и молнии Перун был покровителем дружинников до введения на Руси христианства
6) Новгород находился на знаменитом в древности пути «из варяг в греки»
Рассмотрите схему и выполните задания 13-16
13. Напишите название реки, обозначенной на схеме цифрой «1».
14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».
15. Напишите название пути, обозначенного на схеме пунктирной линией.
16. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.
1. Обозначенный на схеме путь — один из водных путей экспансии варягов из района проживания на юг.
2. По представленному на схеме пути в Византию доставляли шёлк, фарфор, благовония и пряности.
3. На схеме указан путь, который потерял своё значение в XII в. как оптимальный маршрут для торгово-экономических связей Руси со странами Запада.
4. Города, обозначенные на схеме, появились ещё до возникновения Древнерусского государства.
5. Обозначенный на схеме путь скандинавы использовали исключительно с мирными целями: торговля, дипломатия, миссионерство и т. д.
6. Указанный на схеме путь был кратчайшим из Константинополя в Западную Европу.
17. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Памятники культуры | Характеристики |
A) «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова» | 1) «Леность ведь всему мать: кто что умеет, то забудет, а чего не умеет, тому научится. Добро же творя — не ленитесь ни на что хорошее! Да не застанет вас солнце в постели!» |
Б) «Повесть о житии Александра Невского» | 2) герой произведения жил в XIII в. |
В) «Повесть временных лет» | 3) «Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы, тут кровавого вина недостало, тут пир окончили храбрые русичи...» |
Г) Владимир Мономах «Поучение детям» | 4) «Се откуда есть пошла русская земля кто в Киеве первее начал княжить и откуда русская земля стала есть». |
5) автор - Андрей Рублев |
Рассмотрите изображение и выполните задания 18-19
18. Какие суждения о данном изображении на этикетке спичечной коробки являются верными? Укажите два суждения из пяти предложенных.
1) Данная монета выпущена в период существования СССР.
2) Событие, которому посвящена медаль, связано с именем князя Владимира Святого.
3) На данном изображении представлен символ царской власти в России.
4) Главным автором памятника, изображённого на монете, является A. M. Опекушин.
5) Памятник, изображённый на монете, находится в Новгороде.
19. Укажите изображения памятников архитектуры, созданных наиболее близко по времени к событию, в честь юбилея которого выпущена монета. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Часть 2.
Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20— 22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.