Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по обществознанию даётся 45 минут. Работа включает в себя 9 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы или выберите, по вашему мнению, верный среди предложенных и обведите его
в кружок. В случае записи неверного ответа, зачеркните его и запишите рядом новый.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
1. Выберите правильный ответ.
Как называется полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя, переход от одного качественного состояния в другое?
1) регресс
2) реформа
3) революция
4) восстание
2. В приведенном ниже списке указаны черты сходства, а также черты отличия деятельности человека от поведения животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) Активность
2) Целеустремленность
3) Осознанность
4) Приспособляемость
Черты сходства | Черты отличия | ||
3. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. | |
Примеры | Виды потребностей |
А) достижение карьерного роста Б) получение пищи В) самоуважение Г) самосохранение Д) общение с друзьями | 1) социальные 2) биологические |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
4. Прочитайте высказывание.
«Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше её быть не может». (Ж. Дюамель).
Используя обществоведческие знания, объясните мысль автора.
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Среди этих изображений определите не менее двух пар связанных изображений и укажите, что их связывает.
1. 2. 3.
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Социологической службой страны С. был проведён опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Как вы считаете, что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодёжи?». Результаты опроса представлены в виде таблицы.
Варианты ответов | % отвечающих | |
Семья | ||
Школа | ||
Компания друзей | ||
Интернет-общение | ||
Радио, телевидение | ||
Затрудняюсь ответить |
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наибольший процент опрошенных в 2008 году считает, что именно друзья оказывают влияние на формирование жизненного опыта молодёжи.
2) Увеличилось количество людей, которые уверены в том, что роль общения в формировании жизненного опыта молодёжи по-прежнему велика.
3) Десятая часть опрошенных в 2010 году не имела собственного мнения по поставленной проблеме.
4) Примерно половина опрошенных в 2010 году считает, что жизненный опыт формируют семья и школа.
5) Увеличилось количество людей, считающий Интернет основой формирования опыта молодёжи.
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 7-9
Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искусство мыслит образами» (Маймин Е. А. Искусство мыслит образами. М., 1977) пишет: «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Это свойство искусства и делает его общественным явлением неизмеримого нравственного значения». Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому его качеству первостепенное значение. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости.
Но понимать произведения искусства далеко не просто. Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это понимание? Какими качествами нужно для этого обладать?
Искренность в отношении к искусству - это первое условие его понимания, но первое условие - еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания. Фактические сведения по истории искусства, по истории памятника и биографические сведения о его создателе помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Они не принуждают читателя, зрителя или слушателя к какой-то определенной оценке или определенному отношению к произведению искусства, но, как бы «комментируя» его, облегчают понимание.
Фактические сведения нужны, прежде всего, для того, чтобы восприятие произведения искусства совершалось в исторической перспективе, было пронизано историзмом, ибо эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое.
Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатель должны быть «вооружены» - вооружены знаниями, сведениями. Вот почему такое большое значение имеют вступительные статьи, комментарии и вообще работы по искусству, литературе, музыке.
Народное творчество учит понимать условность искусства. Почему это так? Почему все-таки именно народное искусство служит этим исходным и наилучшим учителем? Потому что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий. Обычаи создаются не зря. Они тоже результат многовекового отбора по их целесообразности, а искусство народа - отбора по красоте. Это не значит, что традиционные формы всегда наилучшие и всегда нужно им следовать. Надо стремиться к новому, к художественным открытиям
(традиционные формы тоже были в свое время открытиями), но новое должно создаваться с учетом прежнего, традиционного, как итог, а не как отмена старого и накопленного. Народное искусство не только учит, но и является основой многих современных художественных произведений.
(Д. С. Лихачев)
7. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Каковы, по мнению автора, два условия понимания искусства?
Ответ: ____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. С опорой на текст, обществоведческие знания, собственный социальный опыт приведите два аргумента, почему человеку необходимо приобщение к искусству.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________