Программа деятельности воспитательной работы ДОЛ «Маяк»
Данная программа разработана на основе опыта предыдущей работы в ДОЛ «Маяк», с учетом спортивной ориентации отдыхающих детей, а также с учетом опыта работы других педагогических отрядов в спортивно-ориентированных ДОЛ.
Основная цель воспитательной работы – формирование у каждого ребенка мировоззрения, целостного комплекса социально-значимых качеств, а также организация детского отдыха в свободное от выполнения тренировочных занятий спортивных дисциплин.
Исходя из этого, обозначены следующие задачи:
- формирование современного мировоззрения – гуманного, нравственного, духовного отношения к окружающему миру;
- развитие положительной мотивации к знаниям и творческой деятельности, добросовестности и активности в решении практических задач;
- гармоничное, целостно-ориентированное развитие личности ребенка;
- укрепление нравственно-психологического потенциала, высокой культуры общения и взаимоотношений в коллективе, развитие стремления к общественно-значимой деятельности.
Таким образом, первоочередной задачей является развитие основных базовых свойств личности, способных обеспечить адаптацию подрастающего поколения к современным условиям жизнедеятельности и оказывающих непосредственное влияние на формирование мировоззрения личности. К таким свойствам относятся: инициативность, ответственность, любознательность, настойчивость, трудолюбие, общительность.
Кроме того, в условиях лагеря решаются задачи занятости детей, в свободное от тренировок время, т.е. организации их деятельности, связанная с удовлетворением индивидуальных интересов и потребностей в личностно значимых сферах деятельности, направленная на развитие творческого потенциала. Основными задачами занятости являются: включение детей и подростков в различные виды деятельности; развитие личности и возможность приобретения дополнительных практических знаний в различных отраслях науки, искусства, истории, прикладных навыков; проявление и реализации коллективного и индивидуального творчества.
|
При реализации программы осуществляются принципы организации и содержания деятельности.
Вариативный подход к планированию и организации деятельности, предусматривающий разнообразие содержания деятельности, разнообразие форм деятельности, разнообразие способов организации деятельности, разнообразие связей в деятельности.
Развивающий характер деятельности в лагере. Организация деятельности посильной для конкретной личности; соответствие деятельности интересам и потребностям личности; определение четко выраженного результата деятельности; стимулирование развития творчества и самостоятельности; организация деятельности творческой.
Целостный подход к развитию личности ребенка: сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм при преимуществе последних; осуществление развития всех сторон личности: познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной; слияние различных направлений воспитательных воздействий: нравственного, трудового, эстетического, гражданского и т.д.
Свободный выбор деятельности, как необходимое условие самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка
|
Системный характер деятельности, реализующий единство, взаимосвязь и преемственность целей, задач, содержания, форм и методов организации основных сфер жизнедеятельности детей в лагере.
Структура программы
Программа реализуется в три этапа:
Подготовительный этап
- разработка специальной педагогической программы, разработка информационных и методических материалов в помощь воспитателям на местах: буклетов, информационных писем, анкет для родителей; подбор и обучение специалистов;
Основной этап
- непосредственная реализация самой программы
Отчетный этап
- анализ результатов программы, выводы о достижении поставленных задач, сдача отчетной документации.
Программа воспитательной работы каждой смены строится с учетом исторического опыта деятельности детских спортивно-ориентированных лагерей, на основе анализа наиболее эффективных форм и методов работы с детьми и подростками, сложившихся в настоящее время в различных регионах страны.
Организационный период лагерной смены (3 дня)
В этот период происходят диагностические мероприятия, встреча с родителями, анкетирование, адаптация, снятие психологического барьера, приобщение к лагерным законам, включение в активную жизнь, подготовка к концерту открытия смены.
Результатом оргпериода должно стать:
- общее настроение творческой атмосферы;
- общая (совместная) готовность детей и взрослых к различным видам деятельности;
- общее желание делать отдых интересным и разнообразным