Дореволюционные здания и сооружения




Мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины — главное мемориальное сооружение города. Мемориал находится на площади Победы.

Мемориальный комплекс создан в 1974 году по проекту архитектора Ю. В. Шпита с участием скульпторов Б. Маркова и Я. Печкина и инженеров В. Журавского и В. Свободы.

Мемориальный комплекс включает площадь мемориала, 2 бассейна, 10 пилонов, скульптурные композиции и главный монумент.

Прямоугольная площадь мемориала находится ниже уровня площади Победы, к ней ведут 14 ступеней. По сторонам площади установлены по 5 пилонов с датами каждого года Великой Отечественной войны. К главному монументу ведут два бассейна длиной по 85 метров и шириной 10 м с четырьмя бурлящими струями в каждом.

По центральной оси мемориала, на берегу Западной Двины возвышается главный монумент — 3 трапециевидных 56-метровых пилона-обелиска, суженные вверху. На высоте пяти метров пилоны объединены трёхгранным монолитным фризом, на гранях которого отлиты рельефы: «Воины», «Партизаны», «Подпольщики». Изнутри пилоны обелиска соединены кольцом с надписью «Слава героям». Под ним, на подиуме в форме звезды, зажжён Вечный огонь. К реке от монумента ведут 3 лестницы.

Перед площадью мемориала, по бокам, установлены две скульптурные композиции, изображающие советских воинов и мирных жителей.

Вечером комплекс освещается декоративной подсветкой.

Осенью 2009 года, после завершения реконструкции основной части площади Победы, была начата реставрация мемориального комплекса. В её ходе покрытие площади мемориала было заменено с асфальтового на тротуарную плитку красного оттенка, отделаны гранитом 10 пилонов с годами войны, бордюры газонов и фонтанов. Звезда Вечного огня заменена на новую, также гранитную. Бронзовые скульптурные композиции по бокам мемориала очищены от налёта, тонированы и покрыты воском.

Также, по сторонам мемориала, высажены декоративные деревья (туи), установлена дополнительная подсветка.

Рядом с мемориалом, в парке Победителей (бывш. сквер им. Калинина), устроена Аллея воинской славы с экспозицией из 13 единиц боевой техники, большая часть из которых — времён Великой Отечественной войны.

Реконструкция мемориального комплекса была завершена в начале мая 2010 года.

Памятник героям Отечественной войны 1812 года

Установлен в 1912 году в память о русских воинах, проявивших мужество и стойкость в боях под Витебском 13—15 июля и 26 октября 1812 года. Установлен по инициативе Витебской учёной архивной комиссии на средства, собранные жителями Витебска и Витебской губернии. Расположен в сквере героев Отечественной войны 1812 года в конце улицы Советской. Проект И. Фомина, работами руководил витебский городской архитектор Т. В. Кибардин.

Памятник представляет собой гранитный обелиск высотой 26 м установленный на прямоугольный пьедестал и увенчанный бронзовым двуглавым орлом на шаре. На пьедестале установлена плита с надписью: «Бессмертной доблести героев Отечественной войны, участников сражений под Витебском 13, 14, 15 июля и 26 октября 1812 года».

По углам плиты основания памятника установлены четыре чугунные пушки, отлитые по образцам мортир времён Петра I. В связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года был объявлен Всероссийский конкурс на разработку проекта памятника в честь героических сражений русских войск под Витебском (один из ряда проведённых в России конкурсов). Результаты конкурса были опубликованы в журнале «Зодчий» в 1911 г. Лучшим был признан проект архитектора И. А. Фомина.

Предварительно памятник был изготовлен деревянным и установлен на месте, что позволило выявить недостатки. Памятник был установлен на площади перед дворцом губернатора, на которой в 1812 г. Наполеон проводил смотр своей армии.

Памятник заложен 26 октября 1911 г. и открыт 6 декабря 1912 г.

В первоначальном проекте бронзовый орёл на шаре, венчающий памятник, отсутствовал. Орёл и шар были отлиты на фабрике художественных бронзово-литейных и гальванопластических работ А. Морона в Петербурге. Главный обелиск памятника изготовлен из красного гранита, за которым И. А. Фомин ездил в штольни Гельсингфорса (современный Хельсинки). Полировка выполнена мастером из д. Вассергелишки Витебской губернии А. А. Ивановым.

Й полк (концлагерь)

5-й полк, Пятый полк (шталаг № 313, Stalag 313, KL-313-SD) — концентрационный лагерь, созданный немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны в Витебске в сентябре 1941 года. Располагался на северо-западной окраине города на территории бывшего 5-го железнодорожного полка в конце современной улицы Титова. После уничтожения военнопленных до июля 1944 года лагерь использовался в качестве пересыльного, позднее — как лагерь для гражданского населения.

В марте—апреле 1943 г. в лагерь были помещены около 20 тысяч жителей Витебска и окружающих деревень. 12 мая 1944 года оккупанты отправили узников лагеря на передний край свое обороны в районе станции Крынки.

Через лагерь прошло около 150 тысяч человек, около 80 тысяч из которых погибло. В числе погибших — около 12 тысяч мирных жителей.

3 июня 1944 года советскими войсками были освобождены около 8 тысяч узников лагеря.

На месте лагеря в память о жертвах фашизма в 1964 году установлен памятник (архитектор А. Бельский).

Дореволюционные здания и сооружения

Губернаторский дворец, дворец губернатора — одна из главных достопримечательностей Витебска, памятник архитектуры XVIII века. Являлся резиденцией генерал-губернаторов Витебского и Могилёвского генерал-губернаторства и губернаторов Витебской губернии. Адрес: Советская улица, 18. Здание губернаторского дворца было построено в 1772 году, на высоком левом берегу Западной Двины, как особняк шляхтичей Кудиновичей. Позже в нём размещалось дворянское собрание. В 1806 году особняк стал резиденцией генерал-губернатора. К 1811 году к дворцу пристроили южный П-образный корпус. Перестройкой занимался архитектор Ф. Санковский.

За годы своего существования дворец был связан с известными историческими персонами и событиями.

С весны 1811 года по 1821 год во дворце жил генерал-губернатор Белоруссии, брат императрицы Марии Фёдоровны (жена российского императора Павла I), герцог Александр Вюртембергский.

16 июля (28 по новому стилю) 1812 года во дворце остановился император Франции Наполеон I Бонапарт. Поселившись в Витебске, Наполеон принял решение временно прекратить наступление на Москву, переждать зиму и дать отдохнуть войскам. Для создания площади перед дворцом были разрушены несколько деревянных домов и недостроенная Преображенская церковь. В одной из комнат дворца была устроена личная церковь императора, где службу совершал ксёндз Полонский. По прошествии двух недель император решил двигаться дальше, и 1 августа отбыл в сторону Смоленска. 3 июня 1831 года в Витебск прибыл и поселился во дворце губернатора брат императора Николая I, великий князь Константин Павлович, в 1825 году две недели признававшийся императором Российской Империи Константином I. Прибытие Константина в Витебск совпало с царствованием в городе холеры. Великий князь заразился этой опасной болезнью и, промучившись 15 часов, умер 15 июня того же года.

В 1853]-1854 годах в губернаторском дворце жил писатель, первый русский исторический романист Иван Лажечников, служивший вице-губернатором Витебской губернии. Витебск ему не нравился, и он называл его «странным» и «дрянным городишкой». Тем не менее, писатель написал в Витебске несколько произведений.

В XIX — нач. XX вв. перед зданием дворца находилась Дворцовая площадь с цветником и беседкой.[1]

В 1917 году во дворце размещался комитет Витебской организации РСДРП (б), объявивший советскую власть в городе и губернии.

После революции в здании находился Витебский губисполком. В 1919 году тут с речью выступал советский государственный деятель, «всесоюзный староста» М. И. Калинин.

Во время Великой Отечественной войны дворец частично пострадал, восстановлен после войны. С тех пор здесь здание занимает областное управление КГБ.

В будущем, в здании планируется сделать музей, а управление КГБ перевести в другое здание.

Ратуша – визитная карточка города, памятник архитектуры XVIII века. Расположена в центре города по адресу: улица Ленина, 36. В здании располагается областной краеведческий музей.

В 1597 году король Польши и Швеции, великий князь литовский Сигизмунд III Ваза даровал жителям Витебска магдебургское право. На основе этого права в городе был создан выборный орган самоуправления – магистрат. Для заседаний магистрата на Рыночной площади (которая позже стала называться Ратушной), в Взгорском (Узгорском) замке, была построена первоначальная деревянная ратуша. В те времена ратуша была символом самоуправления города. В начале 1620-х годов униатский архиепископ Иосафат Кунцевич развязал гонения на православных жителей Витебска и Полоцка. Осенью 1623 года православное население Витебска восстало против жестоких действий униата, Кунцевич был убит. В наказание, в 1624 году, польские власти лишили город магдебургского права. Ратуша была разрушена, её колокол переплавлен.

Следующий король Польши и князь ВКЛ, сын Сигизмунда III, Владислав IV в награду за заслуги во время войны с Россией вернул жителям города магдебургское право. В 1644 году ратуша была восстановлена.

Восстановленное здание ратуши изображено на чертеже Витебска 1664 года. Оно представляло собой прямоугольное в плане 2-этажное строение с высокой 4-скатной крышей. Завершалось 8-гранной наблюдательной башней с куполом и шпилем. Цокольный и первый этажи были кирпичными, второй этаж и крыша с вышкой были построены из дерева. Пол цокольного этажа и внутреннего дворика был вымощен булыжником. К боковым фасадам здания были пристроены помещения гостиного двора. В 1680, 1708, 1733 и 1752 годах здание ратуши уничтожалось пожарами и вновь восстанавливалось. В 1775 году, на месте прежней, была построена кирпичная ратуша. Это здание, в перестроенном виде, сохранилось до наших дней. Первоначально оно было прямоугольным в плане и двухэтажным, с 4-ярусной башней в центре главного фасада. Завершалась башня небольшим шатром со шпилем.

В конце XVIII века многие функции магистрата перешли к городской думе, заседания которой также проходили в ратуше. Кроме того, в XIX веке в ратуше находились: городская управа, суд, банк, полиция и пожарный двор. Башня ратуши выполняла функцию пожарной каланчи. До сих пор, в народе ратушу часто называют «каланчой».

В конце XVIII - начале XIX века к северному фасаду здания ратуши были пристроены 2-этажные корпуса, создавшие небольшой внутренний дворик. На первом этаже корпусов размещались магазины. В 1833 году на верхнем ярусе башни были установлены часы. Тогда же завершающий шатёр заменили башенкой в виде ротонды, и шпилем.

В 1873—1875 годах в здании сделана внутренняя перепланировка.

В 1911 году надстроен 3-й этаж, нарушивший первоначальные пропорции здания. С тех пор здание ратуши стало выглядеть более массивным. Тогда же, к главному входу пристроен портик, а окна второго этажа с прямоугольных переделаны на полуциркульные. С 1924 года в здании ратуши размещается краеведческий музей. В годы Великой Отечественной войны на площадке перед ратушей находились виселица, на которой были казнены многие витебские партизаны и подпольщики. Сейчас, примерно на этом месте, их мужеству установлен памятный знак.

В XX веке ратушу неоднократно реставрировали. Происходило это в 1913, 1944, 1970-х и 1980-х годах. В 1980-х годах северные части здания ратуши были разобраны и отстроены вновь, внутренний дворик был застроен и стал частью здания.

12 июля 1997 года, в год 400-летия ратуши, на главном фасаде здания был установлен двухметровый герб Витебска, выполненный из бронзы витебским скульптором Валерием Могучим.

В начале XXI века здание ратуши также подверглось реставрации. Герб при этом был снят с фасада, а после ремонта на место не возвращён. Сейчас он находится в фойе ратуши. Археологические находки

В подвале ратуши найдены фрагменты кладки главного фасада ратуши XVII века, вероятно, той самой, что изображена на чертеже города 1644 года.

Во время ремонтных работ в 1980-х годах в ратуше и на прилегающей территории были найдены: материалы архива полиции за 1808—1846 годы, коллекции изразцов и посуды, курительные трубки, фрагмент пищали и пушка-салютовка XVIII века, выстрелами из которой сопровождались празднества тех времен.

Современная архитектура

Духовской круглик — художественная реконструкция башни Нижнего замка, расположенная по адресу проспект Фрунзе, 11а. Построена в 2007 году. В здании расположен Музей истории Нижнего и Верхнего замков, музей фестиваля «Славянский базар» и смотровая площадка. Современная история башни началась с археологических раскопок в 1984 году, когда был открыт развал фундамента каменной башни XIV века. Находка убедительно доказывала наличие в Витебске двух каменных замков – Верхнего и Нижнего, а значит, повышала военный, политический, административный статус средневекового города. Инициатором строительства каменных замков был князь Ольгерд. Значительную роль в их возведении сыграла и жена князя, Ульяна Тверская, опекавшая Витебск.

Башня входила в комплекс строений Нижнего замка, возведенного в 1330-1351 гг.

Построена была из камня, большемерного кирпича и мела. Сравнение оборонительных сооружений региона позволяет считать, что наиболее близкой аналогией Витебскому замку является замок в Крево (сейчас – деревня в Сморгонском районе Гродненской области). Названия башни – «Нарожная», «Вуглавая», «Навугольная» – объясняются тем, что башня находилась в северо-восточном угле (рогу) замка. Более позднее название – «Духовской круглик» – характеризует особенность архитектурного строения башни, которая была восьмиугольной в плане и находилась напротив Свято-Духовской (Духовской) церкви, построенной князем Ольгердом в XIV в. Сегодня на ее месте находится башня с часами Витебского областного исполнительного комитета.

Современный вид строения – это художественная реконструкция башни XIV в. Авторский проект исполнен архитектором Русланом Ляденко. Размеры башни 9,2 х 9,2 м, высота – 27 м. Башня имеет 5 уровней, на которых размешены авторские экспозиции, посвященные истории Витебска и истории Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Автор экспозиции – витебский художник Александр Вышка.

На первом уровне находится открытый развал фундамента каменной башни XIV в. и остатки оборонительных стен.

На втором уровне размещается план города Витебска, известный по «Большому чертежу 1664 года». Изображения башен, храмов, зданий древнего города в сочетании с черно-белыми и цветными фотоснимками видов города кон. ХІХ – нач. ХХ вв. позволяют проникнуться атмосферой старого Витебска и почувствовать связь с современным городом.

Экспозиция третьего и четвертого уровней посвящена истории Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» и включает в себя серии фотоснимков разных лет и тематики, награды победителей международных конкурсов исполнителей эстрадной песни «Витебск», награды самого фестиваля, знаковые вещи для гостей и участников праздника искусств, сувенирная продукция с символикой фестиваля разных лет.

На пятом уровне находится смотровая площадка, с которой открывается панорама древнего и молодого Витебска.

 

Благовещенская церковь — православный храм, архитектурный памятник второй четверти XII века. В 1961 году была взорвана, однако фундамент и часть кладки уцелели. В 1990-х реконструирована Г. А. Лаврецким. Благовещенская церковь сегодня по праву считается самым «намоленным» из действующих православных храмов Витебска. Расположена на площади Тысячелетия Витебска. В письменных источниках время возведения первого витебского каменного храма дано неоднозначно. Согласно поздней «Летописи Витебска», Благовещенская церковь построена в X в. по приказу княгини Ольги. Однако первые документальные («Хроника...» М. Стрыйковского, «Хроника Быховца») исторические упоминания церкви относят постройку храма к XIV веку и связывают её с именем князя Ольгерда. Большая часть исследователей XIX - первой половины XX в. (А. Павлинов, А. Сапунов, М. Щекотихин и др.) считала, что в XIV в. проводилась лишь перестройка храма: были сделаны новые своды. Исследования археологов (И. Хозеров, П. Барановский, Г. Штыхов, П. Раппопорт, А. Трусов) по ряду особенностей строительной техники и на основе анализа архитектурных форм определили приблизительное время возведения Благовещенской церкви — вторая четверть XII века, 1120 - 30 гг.

Существует мнение[1], что церковь построена балканским зодчими, которых в 1140-х гг. привезли ранее сосланные в Византию полоцкие князья.

Витебская Благовещенская церковь неоднократно перестраивалась и меняла облик. В 1619 г. по приказу короля Сигизмунда III Вазы этот православный храм был передан униатам. В XVII в. аутентичные покрытия закомар сменились двускатными крышами, однако купол сохранился, что отражено на известном чертеже Витебска 1644 г. Сооружению был нанесен серьезный урон во время Северной войны. В полуразрушенном виде Благовещенская церковь простояла вплоть до ремонта в 1714 г., а в 1759 г. была перестроена в стиле позднего барокко. Купол на перекрестье был снят, а над алтарной частью возведена башенка со шпилем. На всю ширину древнего фасада пристроили новый входной объем с двумя многоярусными башнями по бокам и высоким фигурным фронтоном между ними. В интерьере появилась каменная алтарная перегородка, характерная для униатской обрядности. К северному фасаду присоединили ризницу, а к южному — двухэтажную пристройку. Обновление 1759 г. принципиально изменило характер архитектуры древней святыни, ее композицию, силуэт и декор.

В 1832 г. Благовещенскую церковь вернули православным, а через 10 лет снова капитально перестроили. При этом ей не вернули первоначальный архитектурный вид, лишь придали черты псевдорусского стиля. С главного фасада сняли башни и фронтон, выполненные в барокко, установили колоколенку и луковицеобразный купол на глухом барабане.

Во время Великой Отечественной войны церкви был нанесён урон на 13 млн. рублей по курсу 1913 года (эта сумма входила в иск, предъявленный на Нюрнбергском процессе)[2].

В декабре 1961 г. по инициативе исполнительных властей города Благовещенская церковь была взорвана. От памятника архитектуры сохранились остатки кладки, местами достигающие 5 м в высоту. В 1968 г. на руинах церкви проводились раскопки под началом М. Каргера, а в 1977 г. остатки храма были законсервированы. В 1990-х началась разработка проекта реставрации. Было решено возродить Благовещенскую церковь в ее первоначальном, древнейшем виде. Оригинальная каменная кладка, в отличие от надстройки, осталась неоштукатуренной, чтобы жители и гости Витебска могли ознакомиться с ней и воочию убедиться в древности сооружения.

 

Свято-Воскресенская (Рынковая) церковь — православный храм в центре города, расположен на Воскресенской площади, по адресу улица Суворова, 2. Храм построен в 2009 году по образцу церкви XVIII века, стоявшей на этом месте и уничтоженной в 1936 году. Точное время постройки на этом месте первой, ещё деревянной церкви, не известно. Скорее всего, это первая половина XVI века. Впервые православная Рынковая Воскресенская церковь упоминается под 1558 годом в древнем листке, вложенном в Четвероевангелие XVI века (хранится в архиве, в Москве):

Василие и Симеоне Сисцче, мещане витебские на церковь Рынковую Воскресения Христова в Витебску стоячую, року тысяча пятьсот пятьдесят осмого на честь и хвалу Господу Богу вечными часы

Название «Рынковая» — церковь получила из-за рыночной площади, на которой находилась. Также запись о храме присутствует в инвентаре Витебска 1618 года. Первое изображение церкви доступно нам на чертеже Витебска 1664 года, где изображен деревянный храм, ориентированный по оси восток-запад. Храм несколько раз горел и восстанавливался заново. Как прекратил своё существование деревянный храм, в очередной раз сгорел или был разрушен, — неизвестно. В 1772 году на месте деревянной церкви было закончено строительство каменного храма, который был освящен как униатский. Строился храм на деньги витебского купца Николая Смыка, из-за чего церковь в народе иногда называли Смыковской. Церковь была построена в стиле «виленского» барокко. Ориентация «восток-запад» соблюдена не была. Архитектором, по некоторым данным, являлся И. К. Глаубиц (он же строил ратушу и Софийский собор в Полоцке).

Существует легенда, о том, что Воскресенская церковь очень понравилась императору Наполеону Бонапарту, во время оккупации Витебска французами 1812 года. Он не стал её грабить, лишь разместил в ней лазарет.

В 1834 году храм был передан православным. Несколькими годами позже, в 1841, была осуществлена перестройка церкви для соответствия православным канонам. Проект разработал архитектор Порт (в процессе реконструкции были допущены отклонения от первоначального проекта). Барочный щит на переднем фасаде был заменен классицистическим треугольным фронтоном. Щит над алтарём был разобран. В середине кровли был установлен восьмигранный деревянный барабан с куполом, венчающимся башенкой.

В 1913 году церковь отремонтировали.

В январе 1936 года Храм Воскресения Христова был разрушен по постановлению советских городских властей. Мотивировка - "мешала движению городского транспорта". Характерно, что через несколько лет (в 1940 году) разрушителей храма обвинили в "троцкизме" и "перегибах", а саму церковь признали безвозвратно утерянным памятником архитектуры. С распадом СССР в обществе стали вестись разговоры о восстановлении храма на прежнем месте. На место претендовали как православные, так и униаты. В итоге было решено строить православный храм.

Научным руководителем проекта восстановления являлся главный архитектор УП «Витебскжилпроект» Игорь Ротько. Было принято решение строить храм в оригинальном виде, таким, какой он был до перестройки в православный. За небольшим исключением: в середине кровли запланировали небольшую башенку с куполом и скрытый купол, видимый только изнутри. Проект создавался по рисункам художника Юзефа Пешки и фотографиям. По сохранившимся останкам фундамента (в ходе строительства они уничтожены) была установлена толщина стен оригинальной постройки — 90 сантиметров.

В 2001 году начались строительные работы по восстановлению церкви. Строительство храма частично велось на пожертвования предприятий города («Марко», «Веста» и др.) и простых горожан. Любой желающий мог купить кирпич для постройки церкви, на котором писалось его имя. Кирпич для строительства поставлялся витебским объединением «Керамика».

В 2002 году, когда был закончен цокольный этаж, в нём разместился нижний храм святого Антония Римлянина, Новгородского Чудотворца. В 2005 году были построены стены будущего храма, а в 2006 установлены барочные купола, произведенные российским предприятием «Морион».

В конце 2008 были закончены наружные отделочные работы, в нишах стен созданы образы Христа, Богоматери и святых. В мае 2009 года церковь обрела голос – колокола.

10 июля 2009 года Свято-Воскресенская церковь была торжественно освящена Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

В 2011 году на алтарном щите храма витебским иконописцем Сергеем Петровым выполнена икона «Сошествие Иисуса Христа во ад»[1].

 

Кафедральный Свято-Покровский собор, на данный момент, является главным православным храмом города. Собор расположен на улице Шубина, дом 2, главным фасадом выходя на улицу Ленина.

Памятник архитектуры XIX века. Покровский собор был построен в стиле классицизма как костёл католического ордена тринитариев в 1806—21 годах[1] на месте деревянного костёла, заложенного в 1758 году[2]. Рядом с костёлом был построен двухэтажный корпус.

В 1831 году костёл был закрыт, а его обитатели-монахи высланы из города. В 1840 году в бывшем жилом монашеском корпусе открыли приют для детей-сирот. Ещё через шесть лет в здании приюта была устроена женская тюрьма, которая просуществовала здесь долгие годы.[1]

Здание бывшего костёла долго оставалось пустым. Наконец, в 1858 году, оно было отдано православной церкви, и начата его перестройка в православный храм. Расходы на перестраивание оплачивались витебским купцом первой гильдии, промышленником Григорием Волковичем. Работы были закончены в 1865 году. В ходе строительных работ серьёзных изменений в архитектуре храма произведено не было. Храм был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

К юбилею 300-летия дома Романовых в 1913 году, Покровская церковь была перестроена ещё раз. На этот раз, над центральной частью храма был построен барабан с куполом. Также были надстроены две башни и изменена форма фронтона с треугольной на полукруглую. [3]

В 1930-е годы, как и большинство других храмов, Покровская церковь была закрыта советскими властями. В августе 1941 года, сюда были перенесены мощи святой Евфросинии Полоцкой, хранившиеся до этого в городском музее атеизма (находился в здании костёла св. Антония Падуанского).

Мощи св. Евфросинии находились в Покровской церкви до 22 октября 1943 года, когда они были перенесены в полоцкий Софийский собор (а затем — в Спасо-Преображенский женский монастырь Полоцка)

Во время военных действий здание церкви пострадало: были повреждены башни, уничтожен купол, и разрушена крыша. В послевоенные годы здание не восстанавливали, но и не разрушали — это постепенно делало время.

В 1980-х годах заброшенное здание собирались уничтожить. Но этому помешала близость перестройки и инициатива общественного движения интеллигенции «Узгор’е».[3]

В 1986 году было принято решение восстановить здание храма. В 1987 — начата реставрация. 20 ноября 1989 года Совет по делам религий при Совете Министров СССР постановил зарегистрировать в Витебске «Второе религиозное общество» Русской Православной Церкви.

14 октября 1990 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в храме состоялось первое богослужение. Реставрация (по проекту архитекторов Ратько и Ляденко) Свято-Покровского собора была завершена в 1992 году.

25 сентября 1998 года собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Об этом событии напоминает памятная доска, размещённая на западном фасаде здания.

27 сентября 2009 года Покровский собор посетил следующий Патриарх Московский и всея Руси — Кирилл.

В бывшем монастырском корпусе размещается приписной храм во имя святого преподобномученика Афанасия, игумена Брестского.

При соборе также действуют: сестричество, приходская библиотека, воскресная школа, иконописная и пошивочная мастерские, трапезная.

Храм расписан московским иконописцем Владимиром Александровичем Сидельниковым, членом российского Союза художников.

 

Римско-католический костёл святой Варвары (Барбары) – памятник архитектуры XIX века. Костёл действует. Расположен в Железнодорожном районе города по адресу: улица Ленинградская, 27. Первоначальный костёл

В конце XVIII века маршалак (аналогично предводителю дворянства) Городокского павета (аналог уезда) Антоний Косов предоставил деньги на строительство небольшого каменного костёла на католическом кладбище в Витебске. Кладбище находилось возле шоссе, которое вело в Городок.

 

Костёл был закончен в 1785 году и освящён могилёвским архиепископом Станиславом Богуш-Сестренцевичем во славу святой мученицы Варвары, покровительницы от мгновенной смерти (мгновенная смерть, в христианстве, считается недоброй, так как человек не имеет возможности покаяться и причаститься).

В 1800 году возле костёла, на деньги витебского хорунжего Петра Лиозко, была построена кирпичная каплица (часовня) св. Креста.

Первоначально костёл исполнял роль кладбищенского храма, но по прошествии некоторого времени стал парафиальным (приходским, парафия — церковный округ) костёлом. Костёл св. Варвары находился сразу за чертой города и получил название Подвитебский (Подвитебской называлась и парафия).

В конце XIX века количество прихожан костёла составляло около 2000 человек, костёл же вмещал только 150 человек. Из-за частой переполненности храма было принято решение о строительстве нового кирпичного костёла большей вместимости. Проектированием нового костёла занялся инженер-архитектор Виктор Пиотровский. Строился костёл на месте старого, деревянного. 4 декабря 1885 года новый кирпичный костёл был освящен ксендзом Мотушем в честь святых Варвары (Барбары) и Иосифа (Ёзефа). При костёле были также построены деревянные дом ксёндза и небольшая больничка.

В 1935 году, костёл, как и многие другие храмы города, закрыли. Здание костёла стали использовать в качестве склада удобрений.

В Великую Отечественную войну башни костёла были частично разрушены. В послевоенные годы костёл постепенно приходил в упадок.

Восстанавливать костёл св. Варвары начали в 1988—1990 годах, первоначально планируя сделать в здании концертный зал. В 1988 году возле костёла была заново восстановлена кирпичная каплица св. Креста. Стараниями отца Януша Скечека костёл стал действующим католическим храмом. Он был повторно освящен архиепископом Казимиром Свёнтаком в 1993 году. Немногим ранее, 7 февраля 1992 года, была вновь зарегистрирована парафия св. Варвары (Барбары).

До июня 2011 года храм являлся кафедральным в Витебском диоцезе (епархии). 18 июня 2011 года кафедральным храмом епархии стал костёл Иисуса Милосердного.

В костёле установлен электронный орган.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: