Из-под таинственной, холодной полумаски




Михаил Юрьевич Лермонтов

«Лирика в целом»

Вопросы с развернутым ответом:

1. Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны понятия одиночества и поэтического вдохновения?

2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова отразился конфликт поэта и толпы?

3. В чём трагизм звучания темы поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова?

4. В чём своеобразие звучания гражданской темы в лирике М.Ю. Лермонтова?

Вопросы к выделенному фрагменту:

ПАРУС

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?...

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Вопросы с кратким ответом:

1. Парус в стихотворении М.Ю. Лермонтова является предметным образом, несущим в себе многозначный смысл. Укажите название такого образа.

2. Какое изобразительно-выразительное средство использует поэт, наделяя явления природы признаками живых существ («Играют волны — ветер свищет»)?

3. Определите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус».

4. В стихотворении поэт задает вопросы, не требующие ответа:

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Как они называются?

5. Чтобы подчеркнуть особенности центрального образа стихотворения и усилить эмоциональное впечатление, поэт использует художественное средство, представляющее собой яркое, образное определение ("парус одинокой"; "а он, мятежный"). Назовите это художественное средство.

Вопросы с развернутым ответом:

6. Как вы понимаете финальные строки стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»?

7. В творчестве каких русских поэтов XIX – XX вв. явлен романтический идеал и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Парус»? (Приведите 2 – 3 примера и обоснуйте свой выбор.)

МОЛИТВА

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

 

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

 

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

 

Вопросы с кратким ответом:

1. Какой прием использует автор в строке: «С души как бремя скатится…»?

2. Назовите стилистический прием, использованный поэтом для придания стиху особой звуковой выразительности: «Одну молитву чудную / Твержу я наизусть».

3. Укажите термин, обозначающий повтор слова в начале смежных строк:

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

4. Определите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» (без указания количества стоп).

5. Как называется выразительное, эмоционально-оценочное определение, содержащее образную характеристику какого-либо лица, явления или предмета?

Вопросы с развернутым ответом:

6. Каким предстает духовный мир героя в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Молитва»?

7. Какие герои русской классики черпают духовные силы в молитве и в чем они близки или противоположны лирическому герою лермонтовского стихотворения? (Приведите 2–3 примера.)

 

Из-под таинственной, холодной полумаски

Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста.

 

Сквозь дымку лёгкую заметил я невольно

И девственных ланит и шеи белизну.

Счастливец! Видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну!..

 

И создал я тогда в моём воображенье

По лёгким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

 

И всё мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Мы вновь увидимся, как старые друзья.

 

Вопросы с кратким ответом:

1. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.

1) риторический вопрос

2) гротеск

3) эпитет

4) звукопись 5) сравнение

 

2. Для усиления выразительности речи поэт отступает от обычного порядка слов, например: «голос отрадный», «локон своевольный». Как называется этот приём?

3. К какому литературному направлению традиционно относят лирику М.Ю. Лермонтова, которая, по словам одного из исследователей, «поражает беспощадностью отрицания и могучим полётом мечты»?

4. Назовите стилистическую фигуру, использованную автором:

И создал я тогда в моём воображенье…

И с той поры бесплотное виденье…

И всё мне кажется: живые эти речи…

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи…

5. Определите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова. (Дайте ответ без указания количества стоп.)

Вопросы с развернутым ответом:

6. Как в стихотворении «Из-под таинственной, холодной полумаски…» раскрывается традиционная для лирики М.Ю. Лермонтова тема одиночества?

7. В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём эти произведения созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова?

ТРИ ПАЛЬМЫ

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;

Но странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студеной

Еще не склонялся под кущей зеленой,

И стали уж сохнуть от знойных лучей

Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

 

И только замолкли – в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонком раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов

Узорные полы походных шатров;

Их смуглые ручки порой подымали,

И черные очи оттуда сверкали...

И, стан худощавый к луке наклоня,

Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,

И прыгал, как барс, пораженный стрелой;

И белой одежды красивые складки

По плечам фариса вились в беспорядке;

И с криком и свистом несясь по песку,

Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:

В тени их веселый раскинулся стан.

Кувшины звуча налилися водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети.

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь совершал караван;

И следом печальный на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный;

И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом –

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит –

Его лишь песок раскаленный заносит

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

Вопросы с кратким ответом:

1. Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («Одежду их сорвали малые дети, // Изрублены были тела их потом»).

2. Как называется прием поэтической звукописи, основанный на повторе согласных звуков («Но только что сумрак на землю упал,// По корням упругим топор застучал, //И пали без жизни питомцы столетий! //Одежду их сорвали малые дети, //Изрублены были тела их потом, //И медленно жгли их до утра огнем»)?

3. Назовите художественный прием, использованный в строках: «И шел, колыхаясь, как в море челнок, // Верблюд за верблюдом, взрывая песок».

4. Каким термином обозначают стилистический прием, заключающийся в одинаковом начале каждой строки («И конь на дыбы подымался порой, // И прыгал, как барс, пораженный стрелой; // И белой одежды красивые складки …»)?

5. Как называется прием очеловечивания, одушевления образов неживой природы, к которому прибегает М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении («И стали три пальмы на Бога роптать… И только замолкли»)?

Вопросы с развернутым ответом:

6. Каким настроением пронизано восточное сказание М.Ю. Лермонтова?

7. В произведениях каких русских поэтов проявилась отличительная черта лермонтовского творчества – психологизм – и чем эти произведения созвучны стихотворению «Три пальмы»?

8. В чем смысл истории, рассказанной в лермонтовском стихотворении «Три пальмы»?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: