Михаил Юрьевич Лермонтов
«Лирика в целом»
Вопросы с развернутым ответом:
1. Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны понятия одиночества и поэтического вдохновения?
2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова отразился конфликт поэта и толпы?
3. В чём трагизм звучания темы поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова?
4. В чём своеобразие звучания гражданской темы в лирике М.Ю. Лермонтова?
Вопросы к выделенному фрагменту:
ПАРУС
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Вопросы с кратким ответом:
1. Парус в стихотворении М.Ю. Лермонтова является предметным образом, несущим в себе многозначный смысл. Укажите название такого образа.
2. Какое изобразительно-выразительное средство использует поэт, наделяя явления природы признаками живых существ («Играют волны — ветер свищет»)?
3. Определите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус».
4. В стихотворении поэт задает вопросы, не требующие ответа:
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Как они называются?
5. Чтобы подчеркнуть особенности центрального образа стихотворения и усилить эмоциональное впечатление, поэт использует художественное средство, представляющее собой яркое, образное определение ("парус одинокой"; "а он, мятежный"). Назовите это художественное средство.
Вопросы с развернутым ответом:
6. Как вы понимаете финальные строки стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»?
|
7. В творчестве каких русских поэтов XIX – XX вв. явлен романтический идеал и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Парус»? (Приведите 2 – 3 примера и обоснуйте свой выбор.)
МОЛИТВА
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Вопросы с кратким ответом:
1. Какой прием использует автор в строке: «С души как бремя скатится…»?
2. Назовите стилистический прием, использованный поэтом для придания стиху особой звуковой выразительности: «Одну молитву чудную / Твержу я наизусть».
3. Укажите термин, обозначающий повтор слова в начале смежных строк:
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
4. Определите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» (без указания количества стоп).
5. Как называется выразительное, эмоционально-оценочное определение, содержащее образную характеристику какого-либо лица, явления или предмета?
Вопросы с развернутым ответом:
6. Каким предстает духовный мир героя в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Молитва»?
7. Какие герои русской классики черпают духовные силы в молитве и в чем они близки или противоположны лирическому герою лермонтовского стихотворения? (Приведите 2–3 примера.)
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
|
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку лёгкую заметил я невольно
И девственных ланит и шеи белизну.
Счастливец! Видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..
И создал я тогда в моём воображенье
По лёгким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
И всё мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.
Вопросы с кратким ответом:
1. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении.
1) риторический вопрос
2) гротеск
3) эпитет
4) звукопись 5) сравнение
2. Для усиления выразительности речи поэт отступает от обычного порядка слов, например: «голос отрадный», «локон своевольный». Как называется этот приём?
3. К какому литературному направлению традиционно относят лирику М.Ю. Лермонтова, которая, по словам одного из исследователей, «поражает беспощадностью отрицания и могучим полётом мечты»?
4. Назовите стилистическую фигуру, использованную автором:
И создал я тогда в моём воображенье…
И с той поры бесплотное виденье…
И всё мне кажется: живые эти речи…
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи…
5. Определите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова. (Дайте ответ без указания количества стоп.)
Вопросы с развернутым ответом:
6. Как в стихотворении «Из-под таинственной, холодной полумаски…» раскрывается традиционная для лирики М.Ю. Лермонтова тема одиночества?
|
7. В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём эти произведения созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова?
ТРИ ПАЛЬМЫ
(Восточное сказание)
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети.
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
Вопросы с кратким ответом:
1. Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («Одежду их сорвали малые дети, // Изрублены были тела их потом»).
2. Как называется прием поэтической звукописи, основанный на повторе согласных звуков («Но только что сумрак на землю упал,// По корням упругим топор застучал, //И пали без жизни питомцы столетий! //Одежду их сорвали малые дети, //Изрублены были тела их потом, //И медленно жгли их до утра огнем»)?
3. Назовите художественный прием, использованный в строках: «И шел, колыхаясь, как в море челнок, // Верблюд за верблюдом, взрывая песок».
4. Каким термином обозначают стилистический прием, заключающийся в одинаковом начале каждой строки («И конь на дыбы подымался порой, // И прыгал, как барс, пораженный стрелой; // И белой одежды красивые складки …»)?
5. Как называется прием очеловечивания, одушевления образов неживой природы, к которому прибегает М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении («И стали три пальмы на Бога роптать… И только замолкли»)?
Вопросы с развернутым ответом:
6. Каким настроением пронизано восточное сказание М.Ю. Лермонтова?
7. В произведениях каких русских поэтов проявилась отличительная черта лермонтовского творчества – психологизм – и чем эти произведения созвучны стихотворению «Три пальмы»?
8. В чем смысл истории, рассказанной в лермонтовском стихотворении «Три пальмы»?