ППДНР
1. Общая характеристика нормативно-правовых актов РБ, регулирующих процесс диагностики и обучения детей в условиях интегрированного обучения.
2. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики детей с ОПФР на современном этапе.
3. Определение психодиагностики как науки, разрабатывающей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
4. Методологические принципы психолого-педагогической диагностики детей с ОПФР.
5. Понятие «сходные состояния» в дифференциальной диагностике детей с ОПФР.
6. Общие критерии дифференциальной диагностики детей с ОПФР.
7. Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения процесса образовательной интеграции.
8. Высокоформализованные методы (тесты, психофизиологические методики, опросники), их общая характеристика.
9. Малоформализованные методы (наблюдение, беседа, контент-анализ), их общая характеристика.
10. Педагогическое исследование навыка письма у детей с ОПФР.
11. Диагностика математических представлений у детей с ОПФР.
12. Клиническая диагностика в комплексной оценке развития и прогноза детей с ОПФР.
13. Педагогическое исследование процесса чтения у детей с ОПФР.
14. Требования к построению психолого-медико-педагогического обследования детей.
15. Краткая характеристика системы качественных показателей деятельности ребенка с ОПФР.
16. Этапы реализации основных задач психодиагностики детей
с особенностями психофизического развития.
17. Особенности организации предметно-пространственной среды
при проведении диагностики различных категорий детей с ОПФР.
18. Педагогическая диагностика как неотъемлемый компонент педагогической деятельности.
19. Особенности психолого-педагогической диагностики детей с ОПФР младенческого и раннего возраста.
20. Педагогическая диагностика при приеме в первый класс детей с ОПФР.
21. Диагностика детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития.
22. Особенности психолого-педагогической диагностики детей
с особенностями психофизического развития школьного возраста.
23. Структура психолого-педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста с ОПФР.
24. Диагностика детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития.
25. Анализ уровня достижений младших школьников с особенностями психофизического развития по различным разделам программы.
26. Психолого-педагогическая диагностика эмоционально-волевой сферы и поведения
27. Двигательные нарушения и их оценка в структуре нарушенного развития.
28. Диагностика интеллектуально-познавательной сферы.
29. Принцип диагностического «обучающего эксперимента» (А. Я. Иванова).
30. Дифференциальная диагностика детей с нарушением слуха.
31. Дифференциальная диагностика детей с нарушениями зрения.
32. Психолого-педагогическое изучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями психического развития.
33. Проблема диагностики интеллектуальной недостаточности и отграничения ее от сходных состояний.
34. Дифференциальная диагностика детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
35. Дифференциальная диагностика детей с РДА.
36. Дифференциальная диагностика детей с трудностями в обучении.
37. Дифференциальная диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью.
38. Дифференциальная диагностика детей с нарушением слуха и интеллекта.
39. Дифференциальная диагностика интеллектуальной недостаточности и трудностей в обучении.
40. Дифференциальная диагностика интеллектуальной недостаточности и неуспеваемости.
41. Дифференциальная диагностика интеллектуальной недостаточности и нарушений деятельности анализаторов.
42. Дифференциальная диагностика интеллектуальной недостаточности и нарушений речи.
43. Дифференциальная диагностика алалии и нарушений слуха.
44. Проблема диагностики интеллектуальной недостаточности и отграничения ее от «сходных состояний».
Специальная психология
1. Проблема предмета в специальной психологии. Принципы и задачи специальной психологии.
2. Основные отрасли и межпредметные связи специальной психологии.
3. Методы специальной психологии.
4. Концептуальные источники специальной психологии (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).
5. Концептуальные источники специальной психологии (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин).
6. Врожденные экзогенные и эндогенные причины отклоняющегося развития.
7. Приобретенные экзогенные причины отклоняющегося развития.
8. Опосредующие факторы и их виды.
9. Классификация нарушений психофизического развития (по В.В. Лебединскому).
10. Роль семьи в социализации детей и подростков с особенностями психофизического развития. Виды отношения семьи к ребенку с дизонтогенезом.
11. Социализация детей и подростков с особенностями психофизического развития. Детские образовательные учреждения как институт социализации.
12. Понятие о нормальном и отклоняющемся развитии. Подходы к пониманию нормы и патологии.
13. Общие закономерности развития в норме и при дизонтогенезе.
14. Закономерности развития детей с особенностями психофизического развития.
15. Понятие о структуре нарушенного развития.
16. Понятие и виды умственной отсталости. Структура дефекта при олигофрении и деменции.
17. Классификация олигофрении. Классификации деменции.
18. Степени умственной отсталости и их психологическая характеристика.
19. Особенности познавательной (восприятие, внимание, память) деятельности при умственной отсталости.
20. Особенности познавательной (мышление, речь) деятельности при умственной отсталости.
21. Особенности эмоционально-волевой сферы при умственной отсталости.
22. Особенности личности и межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью.
23. Понятие «задержка психического развития». Структура дефекта при задержанном психическом развитии (по Е.С. Слепович).
24. Клинико-психологическая классификация задержки психического развития (по К.С.Лебединской).
25. Особенности познавательной деятельности (восприятие, внимание, память) при задержанном психическом развитии.
26. Особенности познавательной деятельности (мышление и речь) при задержанном психическом развитии.
27. Особенности деятельности (игровой, учебной) при задержанном психическом развитии.
28. Особенности личности и межличностных отношений задержанном психическом развитии.
29. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления.
30.
31. Психолого-педагогическая характеристика дефицитарного развития.
32. Классификации нарушений речевого развития. Структура дефекта при речевых нарушениях.
33. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений у детей с нарушением речи.
34. Классификация нарушения слуха. Структура дефекта при нарушениях слуха.
35. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений у детей с нарушением слуха.
36. Классификация нарушения зрения. Структура дефекта при нарушениях зрения.
37. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений у детей с нарушением зрения.
38. Классификация детского церебрального паралича. Структура дефекта при нарушениях опорно-двигательного аппарата.
39. Особенности познавательной деятельности при ДЦП.
40. Особенности личности и межличностных отношений у детей с ДЦП.
41. Классификация расстройств аутистического спектра.
42. Структура дефекта при раннем детском аутизме. Классификация раннего детского аутизма по О.С. Никольской.
43. Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при раннем детском аутизме.
44. АВА-терапия и дирфлортайм как методы коррекции при раннем детском аутизме. 45. Проблемы дифференциальной диагностики.
46. Понятие о компенсаторных феноменах. Декомпенсация, псевдокомпенсация.
47. Адаптационные и компенсаторные процессы.
48. Реабилитация и абилитация.
49. Понятие о коррекции. Виды коррекции.
50. Цель и основные принципы психологической коррекционной работы.
Коррекционная педагогика
1. Категории лиц с особенностями психофизического развития.
2. Объект, предмет, цель и задачи, предметные области коррекционной педагогики.
3. Методологические основы коррекционной педагогики. Современные направления исследований в коррекционной педагогике.
4. Периоды эволюции отношения общества и государства к лицам с особенностями психофизического развития.
5. Структурная характеристика системы специального образования в Республике Беларусь на современном этапе и тенденции ее дальнейшего развития.
6. Современные примеры, доказывающие социально-экономическую обусловленность отношения общества и государства к лицам с особенностями психофизического развития.
7. История развития образования лиц с особенностями психофизического развития в Беларуси (до октября 1917 г.). История развития образования лиц с особенностями психофизического развития в Беларуси (советский период).
8. Правовые основы организации и развития специального образования в Республике Беларусь (характеристика основных нормативных правовых документов).
9. Характеристика системы специального образования в Республике Беларусь.
10. Характеристика основных типов специальных учреждений образования (специальные дошкольные учреждения, специальные общеобразовательные школы, вспомогательная школа).
11. Характеристика основных типов специальных учреждений образования (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации).
12. Характеристика пункта коррекционно-педагогической помощи.
13. Характеристика классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания.
14. Критерии качества специального образования.
15. Показатели качества специального образования.
16. Сущность коррекционно-педагогической работы.
17. Принципы специального образования и особенности их реализации на различных уровнях образования.
18. Образовательная среда и особенности ее адаптации для детей с особенностями психофизического развития.
19. Особенности процесса усвоения учебного материала детьми с особенностями психофизического развития и их учет в процессе коррекционно-педагогической работы.
20. Система принципов обучения детей с особенностями психофизического развития и особенности их реализации.
21. Цель и задачи воспитания детей с особенностями психофизического развития.
22. Документы, определяющие содержание образования детей с особенностями психофизического развития.
23. Особенности содержания образования детей с особенностями психофизического развития.
24. Научно-методический анализ учебника (учебного пособия специальной общеобразовательной школы, вспомогательной школы).
25. Мотивация и стимуляция учебно-познавательной деятельности детей с особенностями психофизического развития.
26. Специфика использования словесных, наглядных и практических методов при обучении детей с особенностями психофизического развития.
27. Специфика использования наглядных методов при обучении детей с особенностями психофизического развития.
28. Специфика использования практических методов при обучении детей с особенностями психофизического развития.
29. Обеспечение коррекционной направленности общеобразовательного урока при обучении детей с особенностями психофизического развития.
30. Партнерство учреждения образования и семьи ребенка с особенностями психофизического развития.
31. Нормативная правовая база интегрированного обучения и воспитания в Республике Беларусь.
32. Социально-экономические предпосылки возникновения интегрированного обучения и воспитания.
33. Условия успешной интеграции детей с ОПФР.
34. Нормативно-правовая база интегрированного обучения и воспитания в Республике Беларусь.
35. Формы интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР.
36. Права и обязанности участников интегрированного обучения и воспитания.
37. Порядок открытия и комплектование классов интегрированного обучения и воспитания.
38. Особенности организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения на уровне школьного образования.
39. Психолого-педагогическое сопровождение процесса интегрированного обучения и воспитания.
40. Направления и принципы психолого-педагогического сопровождения.
41. Этапы психолого-педагогического сопровождения.
42. Взаимодействие специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение.
43. Семья как равноправный участник коррекционно-педагогического процесса.
44. Пропедевтическая работа с родителями при организации интегрированного обучения и воспитания.
45. Направления и формы взаимодействия учреждения образования и семьи.
46. Совместная работа учреждения образования и семьи по формированию позитивного общественного мнения в отношении детей с особенностями психофизического развития и интегрированному обучению и воспитанию.
47. Философия и методология инклюзивного образования.
48. Тенденции развития инклюзивного образования в Республике Беларусь.
49. Инклюзивное образовательное пространство. Принцип универсального дизайна.
50. Стратегия развития инклюзивного образования в Республике Беларусь.