Познакомьтесь с учебниками этих же авторов. Соотнесите учебники с программами по литературе.




Проанализируйте программы (по выбору) по предложенным вопросам, взятым из книги Пранцовой Г.В., Романичесвой Е.С, Методика обучения литературе: практикум. М.: Флинта, -2012

Автор: Г.С. Меркин

Предмет: Литература

Класс: 5

Главной целью рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».

Задачи программы:

· развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;

· развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

· формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

· способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

· способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

· научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

· повысить индивидуальную активность;

· повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;

· расширить кругозор школьников.

В 5 классе «программной» скрепляющей идеей является «книга, ее роль в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны». Центральное место отводится понятию «сюжет» (сказочный, нравоучительный, сюжет в повести), удостоено внимания и становление и трансформация жанра сказки (от фольклора до творчества А.С.Пушкина и Г.Х.Андерсена), значительное место отведено детским приключенческим произведениям. Вполне логично завершить изучение данных разделов уроками на тему «Роль диалога в фольклорной и литературной сказке», «Роль диалога в романе М.Твена «Приключения Тома Сойера».

Содержание тем учебного предмета 5 класс

Введение

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Басни народов мира

Русская басня

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Н.В. ГОГОЛЬ

И.С. ТУРГЕНЕВ

Н.А. НЕКРАСОВ

Л.Н. ТОЛСТОЙ

А.П. ЧЕХОВ

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Л.Н. АНДРЕЕВ

А.А. БЛОК

С.А. ЕСЕНИН

А.П. ПЛАТОНОВ

П.П. БАЖОВ

Н.Н. НОСОВ

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Х.К. АНДЕРСЕН

М. ТВЕН

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

ДЖ. ЛОНДОН

А. ЛИНДГРЕН

Итоговый урок.

 

Познакомьтесь с учебниками этих же авторов. Соотнесите учебники с программами по литературе.

· Программы курса «Литература». 5-9 классы //авторы-составители Г.С. Меркин, С.А.Зинин – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012

· Русская литература ХХ века: Учеб. для учащихся ст. кл.- 2-е изд. В 2 ч. / Сост. Г.С.Меркин.- М., 1995.

· Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Учить творчеству: (Уроки и внекласс. работа по лит. в малокомплектной шк.): Учеб. пособие.- Смоленск: СГПУ, 1990.

· Меркин Г.С. Путь к сотворчеству: Уроки и внекласс. работа по лит.: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М., 1991

· Литература Смоленщины: Учеб.-хрестоматия по лит краеведению: В 2 т. / Авт.-сост. Г.С.Меркин.- Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994-1995



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-08-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: