новая ступень в развитии детей дошкольного возраста».




ДОКЛАД

На тему: «STEAM-технологии,

новая ступень в развитии детей дошкольного возраста».

Составила: воспитатель

 

Лыскова О.П.

 

 

Темиртау 2019


Современный педагог - это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Он должен быть наставником.

Изменения за последние несколько десятилетий вызывают восторг, но в то же время и заставляют нас волноваться. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени? Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. Потребуются молодые специалисты владеющие новейшими технологиями, разбирающихся в естественных науках и инженерии.

Что может заинтересовать наших воспитанников, спросите вы?.. Отвечаем…STEAM-технологии. Именно они позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.

Возникает резонный вопрос, почему именно STEАM и именно в детском саду? Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности!

Как внедрить STEAM образование в детском саду?...

Во-первых, создание смешанной предметно-пространственной среды, которая позволит осуществить проектно-экспериментальную исследовательскую деятельность, созданию кабинетов IT-технологий, STEAM-лаборатории, LEGO-центров.

Во-вторых, STEAM интегрирует различную деятельность дошкольников, которая объединяет все пять направлений, и дает возможность демонстрации результатов. Ведь главный девиз STEAM- программы: «Минимум теории, максимум практики»

Какова же роль воспитателя? Только инноваторский подход педагогов позволяет достичь высоких результатов через практическую исследовательскую деятельность.

Что же нужно знать о STEАM технологии? О STEАM нужно знать одну главную вещь – это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее детей, где ребенок может освоить несколько профессий, быть коммуникабельным, креативным, свободно владеть аудиторией и отстаивать свои проекты.

Применение STEAM-технологий в своей работе мы начали с приобретения и использования конструкторов LEGO, которые при организации образовательного процесса, дают возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям.Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи. В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей.

Реализация модели STEAM-образования, является важным компонентом многих проектов, реализуемых сегодня, в значительной степени зависит от создания новой предметно-пространственной среды системы образования в целом, обновления содержания, программно-методического обеспечения, материально-технической базы.

Программа STEAM-образования в дошкольном обучении имеет несколько модулей:

1. Дидактическая система Ф. Фребеля;

2. Экспериментирование с живой и неживой природой;

3. LEGO-конструирование;

4. Математическое развитие;

5. Робототехника;

6. Мультистудия «Я творю мир».

Для своей работы я выбрала «Экспериментирование с живой и неживой природой».

Почему я выбрала именно этот модуль спросите вы? Отвечаю: «Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире. Частые и разнообразные вопросы: Зачем? Почему? Когда? Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается».

Какой же результат я хотела получить?

1. Развить интерес у детей к самостоятельным исследованиям, открытиям.

2. Развить наблюдательность, любознательность.

3. Развить познавательные процессы: логическое мышления, восприятие, произвольное внимание, память, мелкую моторику, активную речь и обогатить словарный запас.

4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

5.Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

На основе этого определила цель работы: развитие у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию живой и неживой природы с помощью детского экспериментирования.

Проведя диагностику детей по разделам экологии, результат показал, что многие дети имеют «пробелы» в знаниях. Не все дети имеют прочные знания о разнообразии мира живой и неживой природы.

 

В связи с этим мною были поставлены задачи:

Ø Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.

Ø Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.

Ø Показать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения детей в природе. Учить бережно, относиться к природному окружению.

Возникает вопрос – с чего начать?

Конечно же, первое – создать условия для опытно-экспериментальной деятельности. Ведь правильно оборудованная исследовательская лаборатория при правильном ее введении в образовательный процесс предоставляет возможность насытить занятия в детском саду экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытно – экспериментальной деятельности, сформировать начальные умения проведения самостоятельных исследований.

Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, я распределила по разделам: «Песок», «Вода», «Воздух», «Камень». Они находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования рассчитан на детей, как среднего уровня развития, так и на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития, для соблюдения принципа мини - макса.

В уголке экспериментирования имеются: как основное (разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы; природный и бросовый материал; и т.д.) так и дополнительное оборудование (клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.)

Для успешного решения поставленных задач я использовала такие принципы работы как:

- принцип научности и доступности понятий;

- принцип краеведения;

- принцип природосообразности.

При этом использовала образовательные технологии:

- ИКТ – технологии (в группе есть интерактивная доска);

- создано STEAMпространство группы;

- технологию исследовательской деятельности (технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем);

В рамках работы мною были проведены:

1) опыты и эксперименты с детьми:

· Опыты и эксперименты с водой.

«Какого цвета вода?»;

«Какой вкус у воды?»;

«Что будет с водой на морозе?»;

«Тонет - не тонет»;

«Что растворяется в воде?»;

· Опыты и эксперименты с воздухом.

«Что такое воздух?»;

«Игры с воздушным шариком и соломинкой»;

«Где может прятаться воздух?»;

«Есть ли воздух в воде?»;

«Воздух в аквариуме»;

«Воздух и запах»;

«Воздушные фокусы»;

«Давление воздуха и ветер».

· Опыты с камнями, песком.

«В царстве камней»;

«Собираем коллекцию камней»;

«Исследуем песок»;

«Песочные часы»;

Опыт «Взвешиваем песок»;

«Знакомство с глиной»;

«Из чего состоит почва?»;

«Есть ли в почве воздух и вода?»;

2) В работе с родителями были разработаны: консультация - детское экспериментирование в детском саду и рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях. Изготовлен фотоколлаж «Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!»

3) Сформирована картотека опытов и экспериментов.

Результаты работы, по формированию экологического сознания в процессе экспериментирования с живой и неживой природой, представленные на данной диаграмме говорят об успешно проведенной работе.

 

Как гласит китайская пословица: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Экспериментирование в полной мере даёт детям возможность самостоятельно искать решение поставленных перед ними задач, пробовать, экспериментировать, ошибаться и получать неожиданные ответы на свои вопросы, ведь удовлетворение любознательности должно сочетаться с нетерпением, узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать собственные предположения и гипотезы.

Как было сказано ранее, программа STEAM-образования имеет несколько модулей. Для своей работы я выбрала «Математическое развитие». Почему я выбрала именно этот модуль? Никто не будет спорить с тем, что каждый воспитатель должен развивать логическое мышление у детей дошкольного возраста.

Работая над опытом формирования логического мышления у дошкольников я предположила, что использование дидактических игр при развитии логического мышления повышает эффективность учебного процесса. Для этого я провела исследование в игровой форме, целью которого было:

- изучение эффективности развития логического мышления дошкольников с использованием дидактических игр, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности.

Мною были проведены контрольные срезы. На основании этих контрольных срезов я провела диагностику детей. Результаты диагностики показали: с высоким уровнем - 0 % (0 детей), со средним уровнем - 48 % (11 детей), с низким уровнем - 52 % (12детей).

 

Мои наблюдения показали, что формирование этих структур протекает с большими трудностями. Дети недостаточно владеют знаниями, не умеют анализировать.

В связи с этим я определила цель и задачи своей работы.

Цель: развитие познавательных и логических способностей детей (личностное развитие).

Задачи, которые я поставила перед собой:

1. Обучение детей операциям: анализа - синтеза, сравнения, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.

2. Развитие у детей: логического мышлениея, речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.

3. Воспитание:коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

Как решить данную задачу? Для решения проблемы я прежде всего создала в группе соответствующею развивающею среду, центр «Заниматика», куда вошли разнообразные дидактические игры- математические развлечения с учётом возрастных особенностей детей.

На изучение величины:

-Логический пазл «Большой – маленький»;

На изучение формы и цвета:

- Мозайка;

- Логический пазл;

- Геометрическое лото;

- Цветные счётные палочки;

- Набор геометрических тел.

На изучение пространства:

- Логический пазл- вкладыш «Геометрические фигуры»;

- «Геометрик»;

- Танграмм.

На изучение времени:

- Дидактическая игра «Что сначала, а что потом»;

- Игра «Дидактические часы».

Так же сформирована картотека дидактических игр. Ведётся работа с родителями в виде консультаций и рекомендаций по организации совместных игр в домашних условиях на развитие логического и математического мышления.

Добилась я положительных результатов? Да! Наблюдая за игровой деятельностью детей, я отметила, что наибольший интерес для детей составляют дидактические игры именно на развитие логики.

Результаты диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на формирования логико-математического мышления.

 

 

Результаты диагностики показывают, что за время работы мой опыт способствовал повышению уровня логического развития детей. Как писал в своей книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский: "В окружающем мире – тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы-загадки". Умение мыслить логично, делать умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждение с определенными правилами – необходимое условие успешного развития детей в будущем.

И каких результатов мы добились, спросите вы?

Во-первых, работая, в направлении STEAM – технологии в нашем саду был создан STEAM – центр.

Во-вторых, мы заняли III место на V Международном фестивале «Робототехники» в Караганде.

Таким образом, с помощью STEAM – технологии дошкольники вникают в логику происходящих явлений, понимают их взаимосвязь, изучают мир системно и тем самым вырабатывают в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций. Параллельно дети осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, с свою очередь обеспечивают абсолютно новый уровень развития ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: