Общественное устройство и родоплеменная структура мадзоров, их предков и родственных народов




Общество эльха

В ранний период – разделено на пять сьёнов (племён). Каждый сьён занимался определённым делом. Эльха носили такое имя:

Личное имя + отчество (сын такого-то) + из племени такого-то + (иногда) из поселения такого-то.

Например:

Fayhaz Älfvadra unrag Dzörla-syönzor Leorhasufd-goylazor.

(Файхаз, сын Ялфвада, из племени Дзорла, из деревни Леорхасуфд).

Селились древние эльха в трёх видах поселений: мехта, гойль и ринд. Разницы между ними почти не было, кроме того, что ринд был укреплённым городищем.

Позже, с развитием влияния эрезмеков, происходит формирование знатной верхушки. Тогда, для отделения правящих родов, и появляются фамилии.

Имя знатного эльха позднего этапа:

Svaaz Älfvaylaf Þawdzara unrag.

(Свааз Ялфвайлаф, сын Таудза).

Окончание фамилий знати тех времён - -айлаф или просто -лаф, т.е. просто слово «семья». Простые люди фамилий за ненадобностью не носили. Чаще всего фамилии образовывались от прародителя, «тотемного» животного или деревни.

Вместе с этим некоторые знатные семейства начинают селиться в мехтах – ранее так называли хутора, а теперь – обособленную «усадьбу» одной знатной семьи и её обслуги. При размерах меньше деревни, мехта была чаще всего обнесена частоколом или хотя бы земляным валом.

Подобные знатные семейства древних эльха именовались «девры» - возможно, от эрезагского «дьёрак» (воин). В каждом из четырёх сьёнов было около сотни семей девров.

Ещё позже появилось ещё одно сословие. Племя Лайва, занятое ранее скотоводством, составило высший слой воинской знати древних эльха – конных воинов, хнеозов. С учреждением хнеозами Эльхарского царства пять древних племён (не считая одного – маугов, рыболовов, принявших власть зекешских царей) стали постепенно перемешиваться, образуя не разные племена, но разные занятия в одном народе.

Между тем, по аналогии с эрезмекской знатью, знать эльха стала принимать фамилии, оканчивающиеся на –зор (исходный падеж); при этом часто сохранялось и то слово «семья», что фигурировало в фамилиях раньше. Так, условного хнеоза-конника из времён Эльхарского царства целиком могли звать так:

Šaurad Vayerlafzor Tarkazra unrag.

(Шаурад из (рода) Вайерлаф, сын Тарказа).

Вокруг семей девров и хнеозов образовывались родовые общины. Люди селились под защитой девров, становясь «клиентами» семей военной знати. Когда они селились, они принимали фамилию, схожую с фамилией рода-патрона, но оканчивающуюся на –гёль (от слова «близко»). Так, клиента, чьим патроном был Шаурад Вайерлафзор, могли звать так:

Deoraz Mayhladra unrag Vayerlagöl.

(Деораз, сын Майхлада, близ (рода) Вайерла).

Следует обратить внимание на то, что клиентская фамилия ставилась за отчеством – наследие более древних времён.

Другие фамилии – оканчивающиеся на то же «-(ай)лаф», что и встарь – носили свободные землевладельцы, не входившие в военную знать хнеозов-лайвадов, но тем не менее не зависимые ни от кого. Чаще всего это были старые носители фамилий на «–айлаф» - девры, вытесненные с военно-аристократического поприща хнеозами.

Общество же Эльхарского царства было устроено так. Несмотря на то, что древние сьёны-племена размылись, их реликты ещё остались живы: собрание всех свободных людей (майд) каждого «племени» (а точнее, к тому времени – местности) избирало кегаза (князя/короля), а кегаз хнеозов (лайвадов) принимал титул ризкегаза (великого князя/верховного короля/царя). Кегазы местные присягали ризкегазу, им, в свою очередь, присягали местные девры; при этом хнеозы присягали только ризкегазу, которого они же и избирали.

У хнеозских родов, носивших совокупное название «сойд» (гнездо), также были свои правители. Глава рода именовался аолэдарз (наш отец), однако он не мог ослушаться совета старейшин (сенхазов) – самых старых и умудрённых представителей рода. Титул аолэдарза передавался не по наследству, а избирался сенхазами среди правящей семьи рода. Аолэдарз должен был быть достаточно зрел, но при этом не стар, силён, умён и достоин. При этом старый аолэдарз не правил до смерти, а по достижении 50-55 лет складывал с себя полномочия и присоединялся к совету сенхазов.

 

Общество эйдахов (эльха, которые ушли)

Когда эльха были вынуждены, под напором Ликрезорского царства, покинуть Свард, первую свою страну, и уйти на запад, естественно произошли трансформации их общества. Кегазы и ризкегазы были забыты.

Эльха уходили на запад родами, сохраняя клиентско-патронные отношения. Власть аолэдарзов у хнеозских родов совместилась с новым феноменом – избранным предводителем объединения девров. Такой предводитель именовался гайнэйдаз (gayneyðaz), сиречь «впереди идущий».

Эйдахи (ушедшие эльха) селились на своём пути от Сварда до Вайрадега цеддегойлами – временными деревнями, существовавшими буквально пару лет. В каждом цеддегойле было центральное здание, где селилась семья гайнэйдазов, и разбросанные вокруг дома прочих – с убыванием значимости семьи по ходу отдаления от центра.

По ходу движения эйдахов образовались новые племена – их, как в древности, именовали «сьён» или «сойн», но теперь смысл этого слова был совсем другим. Новое эльхарское племя состояло из таких составляющих:

1. Правящие семьи, пользовавшиеся наибольшим авторитетом. Чаще всего правящие семьи были по происхождению хнеозами. Из правящей семьи избирался гайнэйдаз. Фамилии у них оканчивались на «–zor». В одном племени таких семей могло быть 3-4; пока одна правила, другие по статусу примерно соответствовали второму пункту этой системы.

2. Свободные воины, бывшие девры и хнеозы. Девры не были клиентами или в любом другом плане зависимыми от гайнэйдаза и могли перейти из одного племени в другое. Именно они участвовали в племенном народном собрании – сьёнмайде – избирая гайнэйдаза; при этом они могли и низложить уже имеющегося гайнэйдаза. Фамилии у них оканчивались на «–laf» или «-la».
К вторым относились и жрецы, предсказатели, волшебники и иные служители культа.

3. Низший слой бывших девров и иных свободных землепашцев. Не могли покинуть племя, однако участвовали в сьёнмайде. Фамилии у них оканчивались на «–da» или «–ly» (этимология неясна).

4. (Бывшие) клиенты хнеозов. Не могли покинуть племя и не участвовали в сьёнмайде. Фамилии, как и встарь, оканчивались на «–göl» или «–gö».

5. Рабы. Рабовладение было у эльха ещё в Сварде; теперь же это сословие пополнили те, кто был по ходу движения эйдахов захвачен в плен или отдан в рабство за какие-то преступления. Действующий раб не имел фамилии и именовался «мюльрёф такого-то», по фамилии владельца. Дети раба, будучи свободными людьми, принимали фамилию от имени раба с окончанием «кен» (дитя). Так, представим себе раба:
Glirfad mülröf Vayerlazorra (Глирфад, раб (рода) Вайразоров)
и его сына:
Suðaz Glirfadaken (Судаз Глирфадакен).

Общество цеддахов

Достигнув Вайрадега, высокогорной страны посреди материка, эйдахи разделились. Часть из них двинулась дальше на запад, отвоёвывать Эолайн – их прозвали мадзорами. Часть осталась, за что её и назвали цеддахами (сидящими). Сами себя они назвали вайрахи, то есть жители Вайрадега.

На цеддахов оказало колоссальное влияние пастушеские общины древних жителей Вайрадега – их самоназвание забылось, а называли их гайнвайрахами, то есть пастухами. Гайнвайрахи смешались с эйдахами, быстро растворившись (или растворив в себе) пришельцев и образовав вайрахский народ.

Вайрахи разделялись на несколько племён – сьёнов, тех самых, какими они шли на запад. Каждое племя расселилось в своей области. Титул «гайнэйдаз» был (в отличие от мадзоров) забыт в пользу нового титула – рагьёх (ragyöh), с неясным происхождением. В остальном общество вайрахов почти не изменилось: были семьи родоплеменной знати («зоры»), была воинская знать, клиенты родоплеменной знати, рабы…

Исчезли (точнее, трансформировались) лишь свободные землевладельцы. Земледелием вайрахи занимались мало, поскольку земля Вайрадега не очень-то подходила для земледелия: этим занимались в основном клиенты («гёли») и рабы. Те, кто на древнем Востоке был свободным землепашцем, теперь стал свободным скотоводом, однако и то не совсем верно. В новой стране вся земля была разделена между рагьёхствами (королевствами), а потому быть совершенно свободными быть скотоводы не могли, а потому они переходили под протекцию знатного рода, сохраняя относительную свободу и право уйти, когда захочется.

Стоит заметить, что и клиенты («гёли») могли де-юре уйти от патрона, однако фактически не имели такой возможности. Патронам, родовой аристократии, принадлежала земля; если скотовод уходил с неё – он просто перегонял стада на другую землю, ничего не теряя; землепашец же терял всё, а потому был зависим от своего покровителя.

 

Общество мадзоров

Мадзоры, в отличие от цеддахов, спустились вниз, прочь из Вайрадега, и осели сначала в Кайдэне, безлюдной стране на востоке Эолайна. Но болотистый Кайдэн не мог прокормить всех, а потому мадзоры приступили к завоеваниям.

На первоначальной своей территории мадзоры основали несколько королевств – в основном племенных, восходящих к этим самым общностям-сойнам, существовавшим у эйдахов. Однако во главе королевства старый предводитель-гайнэйдаз, вместе с трансформацией самого слова в «гандаза», становился наследственным монархом, а институт народных собраний утрачивал былую силу. Другие «зорские» рода, не желая мириться с этим положением, собирали вокруг себя воинов и клиентов и уходили дальше – в другие земли Эолайна, отвоёвывая у местных народов королевства для себя.

«Зоров» среди мадзоров было около сотни семейств; на каждого приходилось, может быть, с несколько десятков «лафов», с сотню «-да» и «-ль» и сотни «гёлей». Многие из древних семейств родовой знати так и не смогли осуществить мечту о собственном королевстве, погибнув в процессе обретения оного, но два десятка родов в итоге смогли отвоевать себе королевство. Многие рода родовой знати, не имея за собой достаточно сил, оставались при других королевских семействах и фактически превращались в свободную воинскую (служилую) аристократию, от древних родовых корней которой осталось лишь это самое окончание фамилии – гордое «-зор».

С основанием Королевства Эолайн древние сословно-родовые привелегии утрачивают своё значение. На Полях и в Речном краю народные собрания не утрачивают своей силы, а лишь расширяют свою давно забытую силу, и разницы между свободными землевладельцами разных фамильных слоёв, в общем и целом, нет. Между тем, в Лесу и в Кайдэне родовая «зорская» знать крепко держится за свои привелегии, и народные собрания там имеют силу лишь совсем на низовом уровне – в отдельных деревнях и среди простонародья, решая лишь базовые бытовые вопросы.

Фактически, социальная структура Королевства стала состоять из таких слоёв:

1. Землевладельческая военная аристократия, то есть те землевладельцы, кто имеет на своей земле клиентов-арендаторов.

2. Свободные землевладельцы, не имеющие клиентов и обрабатывающие свою землю сами (таких большинство на Полях и в Реках).

3. Зависимые крестьяне, арендаторы (таких меньше, чем свободных землевладельцев).

4. Рабы (захваченные в плен в военных походах наследуют своё рабство, а попавшие в рабство за преступления имеют лишь личное рабство, не передаваемое детям). Рабство в Эолайне, несмотря на само наличие этого института, не распространено.

5. Жречество, частично наследственное, частично пополняемое из всех остальных (кроме рабов) сословий.

Общество Ариллайна (Полей)

На Полях у мадзоров остались довольно мощными институты народных собраний. Большинство жителей Ариллайна – свободные крестьяне. Поселения в Ариллайне – деревни (гойль) и города (ринд), отличающиеся друг от друга наличием у последнего укреплений от частокола до мощных каменных сооружений. Город является центром удела, и в нём каждый год проводятся народные собрания – майды. На майде избирается удельный староста, или арзольяз.

 

Общество Артлайна (Рек)

В Артлайне существует достаточно мощная земельно-военная аристократия, однако существуют и свободные землевладельцы. Аристократия проживает в мехтах – усадьбах для одной семьи со слугами, в то время как свободные землевладельцы (и приравненные к ним ремесленники и прочие горожане) проживают в укреплённых поселениях. Крестьяне-арендаторы живут в неукреплённых деревнях.

Система управления в Артлайне такая же, как и на Полях – свободные землевладельцы (как мелкие фригольдеры, так и аристократия) на народных собраниях избирают удельного арзольяза.

Отличаются от этого три долины на востоке Артлайна. В них с древнейших времён правят родовые аристократы, бывшие королями с незапамятных времён и до войн Гвайдлора. Правители Долин носят, со времён завоевания Гвайдлором, титул «тарз» (просто «правитель»).

 

Общество Маддлайна (Леса) и Кайдэна (Болот)

В Маддлайне сильна власть родовой аристократии. Наместнику Леса (самому родом из древнейших семейств Эолайна) присягают наследные правители отдельных областей, именуемые воеводами (карфедарз). Карфедарзы, в свою очередь, сами – выходцы из родовой аристократии, в древности – правители собственных удельных королевств.

Свободные люди в Маддлайна почти не заняты земледелием: обычно это горожане-ремесленники и охотники. Большая часть крестьян Маддлайна – арендаторы, клиенты родовой знати.

 

Общество Глирингарда

Совсем иначе всё устроено в Глирингарде, куда (в пустынные долины Зеленогорья) уходили в основном мелкие люди, не знать и не воины. Все люди Глирингарда – свободные единоличные землевладельцы, живущие в укреплённых городищах и, как и на Полях, избирающие раз в год арзольяза.

 

Прочее (Ингралайн, Апра)

В Ингралайне после мадзорского завоевания сложилась совсем иная ситуация. Низшее население составили покорённые горцы, в то время как мадзоры – неважно, кем они были в момент вступления в войско короля Семгаза – составили военную аристократию. Большая часть военной аристократии мадзорского Ингралайна не имела земли и переходила от одного короля к другому. Земля принадлежала королю (мадзору) и местным горским кланам, обрабатывавшим её именем короля. На налог, собираемый с кланов, мадзорские короли и кормили свою дружину. Если дружиннику казалось, что его обделяют, он мог запросто уйти к другому королю или даже в другую страну Эолайна.

Похожая система сложилась в Апре, за исключением того, что мадзоров в Апре было меньше и они быстро переняли обычаи покорённых ими ляттакхов, растворившись в них.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: