КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Инновационный менеджмент
Тема: Роль фундаментальных исследований в экономическом развитии
Ф.И.О. студента Ганеева Екатерина Сергеевна
Группа 0414-МО(з)у Направление подготовки Инновационный менеджмент
Профильная направленность образовательной программы
Менеджмент организации
Кафедра Менеджмента и государственного и муниципального управления
Научный руководитель работы ______________
/ В.А. Александрова /_________________ /
Оценка ______________ Подпись научного руководителя _____________
Г. Дмитров
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
1.1 Понятие инновации, виды. ……………………………………………….…...4
1.2 Основные этапы инновационного процесса ……………………………....…6
ГЛАВА 2. РОЛЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
1.1 Фундаментальные исследования как этап жизненного цикла инноваций.....8
2.2 Связь фундаментальных и прикладных исследований……………….….9
2.3 Этапы фундаментальных исследований…………………………………….11
ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ…………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...…..30
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день такие термины как «инновация», «жизненный цикл инновации», «инновационная деятельность», «фундаментальные и прикладные исследования» являются популярными не только в кругах ученых, научных работников и специалистов, они занимают весомое место в обществе деловых людей и предпринимателей.
|
Современный этап инновационной деятельности характеризуется появлением на крупных предприятиях научно-технических комплексов, которые объединяют теоретические разработки и процесс производства. В связи с этим возникает тесная связь всех этапов интегрированного цикла «наука — производство — рынок» в условиях современной экономики.
Инновационная деятельность представляет собой процесс создания нового продукта, технологии или услуги на основе результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества,.
В настоящее время инновационная деятельность характеризуется качественным улучшением продуктов, реализуемых на рынке, продвижением технологий, применяемых в практической деятельности с целью получения конкурентоспособных преимуществ, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
ГЛАВА 1. Понятие инновации и инновационного процесса
Понятие инновации, виды.
В условиях рыночной экономики инновационная политика предприятий является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов потребителей. Инновации являются важнейшим фактором стабильного функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур, обеспечивающих их экономический рост и конкурентоспособность. Причем, наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью.
|
Так что же такое инновация? Понятие «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе с английского означает «введение новаций» (новшеств). Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление. Согласно Международным стандартам в статистике науки, техники и инноваций, инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Процессы обновления связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации, следовательно, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. В связи с этим, инновации должны обладать новизной и удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.
Цель инновации - повысить отдачу на вложенные ресурсы. Необходимо различать инновации и какие-либо незначительные видоизменения в продуктах и технологических процессах. Большое значение имеет такой показатель, как новизна инновации. Она оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций:
|
1) в зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные;
· продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение принципиально новых продуктов.
· процессные инновации означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.
2) по типу новизны для рынка инновации делятся на:
· новые для отрасли в мире;
· новые для отрасли в стране;
· новые для данного предприятия (группы предприятий).
3) По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
· инновации на входе предприятия;
· инновации системной структуры предприятия;
· инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии).
4) В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
· радикальные (базовые);
· улучшающие;
· модификационные (частные).
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. Отсюда возникает понятие «инновационный процесс». Инновационный процесс - представляет собой процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.