ЦИКЛ IV «Воздушно-капельные инфекции»
Занятие № 1
ТЕМА: Микробиологическая диагностика воздушно-капельных инфекций: туберкулез, дифтерия
Цель занятия: знать классификацию и основные биологические свойства, факторы патогенности возбудителей, методы микробиологической диагностики, биопрепараты для этиотропной терапии и специфической профилактики указанных инфекций
уметь микроскопироватьс масляной иммерсией микропрепараты, описывать морфологические и тинкториальные свойства бактерий; описывать культуральные свойства бактерий; определять токсигенность дифтерийных палочек
1. Вопросы для самоподготовки:
1) Характеристика биологических свойств и особенности микробиологической диагностики туберкулеза
2) Характеристика биологических свойств и особенности микробиологической диагностики дифтерии
2. Контрольные вопросы:
1) Выписать группы микобактерий (с примерами) согласно классификации Раньона
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Выписать по-латыни семейство возбудителя туберкулеза _________________________, род ___________________, вид ___________________
3) Перечислить основные клинические формы туберкулеза ____________________________
________________________________________________________________________________
4) Перечислить основные факторы патогенности микобактерий туберкулеза
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Выписать: а) название вакцины для профилактики туберкулеза ______________________
б) характеристику ________________________________________________________________
в) сроки проведения вакцинации и ревакцинаций _____________________________________
________________________________________________________________________________
6) Выписать названия препаратов, применяемых для лечения туберкулеза
специфического__________________________________________________________________
этиотропного____________________________________________________________________
7) Выписать по-латыни семейство _____________________, род _____________________, вид __________________, биоварианты _________________________ возбудителя дифтерии
8) Перечислить основные факторы патогенности возбудителей дифтерии
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9) Выписать: а) название вакцины для профилактики дифтерии ________________________
б) характеристику _______________________________________________________________
в) сроки проведения вакцинации и ревакцинаций _____________________________________
10) Выписать названия препаратов, применяемых для лечения дифтерии
специфического__________________________________________________________________
этиотропного____________________________________________________________________
11. Заполнить таблицу:
Факторы патогенности M.tuberculosis
А. Липидные фракции, входящие в состав клеточной стенки. | |
Б. Белковые факторы микобактерий туберкулеза |
12. Заполнить таблицу:
Дифференциальные признаки Cdiphtheriae и некоторых других видов коринебактерий, выделяемых со слизистых дыхательных путей человека
Виды | Токси-генность | Цистиназа (проба Пизу) | Уреаза | Углеводы | Агглютинабельность поливалентной сывороткой | ||
Глюкоза | Сахароза | Крахмал | |||||
C diphtheriae | |||||||
C. xerosis | |||||||
C.pseudodiphtheriticum |
Занятие № 2
ТЕМА: Микробиологическая диагностика воздушно-капельных инфекций: менингококковая инфекция, коклюш
Цель занятия: знать классификацию и основные биологические свойства, факторы патогенности возбудителей, методы микробиологической диагностики, биопрепараты для этиотропной терапии и специфической профилактики указанных инфекций
уметь микроскопироватьс масляной иммерсией микропрепараты, описывать морфологические и тинкториальные свойства бактерий; учитывать результаты РПГА с парными сыворотками; учитывать результаты РСК
1. Вопросы для самоподготовки:
1) Характеристика биологических свойств и особенности микробиологической диагностики менингококковой инфекции
2) Характеристика биологических свойств и особенности микробиологической диагностики коклюша
2. Контрольные вопросы:
1) Выписать по-латыни семейство возбудителя менингококковой инфекции _____________, род ______________, вид _____________, сероварианты _______________________________
2) Перечислить основные факторы патогенности менингококков _______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Выписать биопрепараты для: а) этиотропного лечения
________________________________________________________________________________
б) специфической профилактики менингококковой инфекции
________________________________________________________________________________
4) Выписать по-латыни род _____________________, виды возбудителей коклюша и паракоклюша ____________________________________________
5) Перечислить и охарактеризовать основные периоды коклюша _______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Перечислить питательные среды для выделения чистой культуры возбудителя коклюша ________________________________________________________________________________особенности культивирования _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
7) Перечислить основные факторы патогенности бордетелл __________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8) Выписать биопрепараты для:
а) этиотропного лечения ________________________________________________________________________________
б) специфической профилактики коклюша ________________________________________________________________________________
9. Заполнить таблицу
Питательные среды для культивирования В.pertussis
Название среды | Состав |
1. |
Занятие № 3
Тема: Микробиологическая диагностика воздушно-капельных инфекций: атипичные пневмонии, вызываемые микоплазмами, хламидиями и легионеллами
Цель занятия: знать определение понятия «типичная» пневмония и «атипичная» пневмония; классификацию и основные биологические свойства, факторы патогенности основных возбудителей группы атипичных пневмоний, методы микробиологической диагностики, биопрепараты для этиотропной терапии и специфической профилактики указанных инфекций
уметь микроскопироватьс масляной иммерсией микропрепараты, описывать морфологические и тинкториальные свойства бактерий; описывать культуральные свойства бактерий; учитывать результаты ПЦР, РПГА с парными сыворотками; учитывать результаты РСК
1. Вопросы для самоподготовки:
1) Характеристика биологических свойств и особенности микробиологической диагностики микоплазм, вызывающих пневмонии.
2) Характеристика биологических свойств и особенности микробиологической диагностики возбудителя хламидийной пневмонии.
3) Характеристика биологических свойств и особенности микробиологической диагностики возбудителя легионеллезной пневмонии.
2. Контрольные вопросы:
1) Дать определение «атипичная» пневмония ________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2) Перечислить возбудителей атипичной пневмонии по-латыни ________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Выписать по-латыни семейство _______________________, род _____________________,
вид ___________________ возбудителя микоплазменной пневмонии.
4) Выписать основные факторы патогенности M. pneumoniae__________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5) Выписать основные методы микробиологической диагностики микоплазменной пневмонии_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Выписать названия препаратов, применяемых для лечения микоплазменной пневмонии
специфического _________________________________________________________________
неспецифического________________________________________________________________
7) Выписать по-латыни семейство _____________________, род ______________________, вид ______________________ возбудителя хламидийной пневмонии.
8) Выписать основные факторы патогенности C. pneumoniae ___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9) Выписать основные методы микробиологической диагностики хламидийной пневмонии ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10) Выписать названия антибиотиков, применяемых для лечения хламидийной пневмонии специфического__________________________________________________________________
неспецифического _______________________________________________________________
11) Выписать по-латыни семейство _____________________, род ______________________,
вид ___________________ возбудителя легионеллезной пневмонии
12) Выписать основные признаки патогенности L.pneumophila
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13) Выписать основные методы микробиологической диагностики легионеллезной пневмонии ___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
14) Перечислить основные клинические проявления в течение легионеллезной пневмонии ________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
15) Выписать названия антибиотиков, применяемых для лечения хламидийной пневмонии
специфического__________________________________________________________________
неспецифического
16. Заполнить таблицу:
Основные свойства возбудителей атипичной пневмонии
Характерные свойства возбудителя заболевания | Возбудитель заболевания | ||
M. pneumoniae | C. pneumoniae | L. pneumophila | |
морфологические совйства | |||
тинкториальные свойства | |||
культуральные свойства | |||
биохимические свойства | |||
антигенные свойства | |||
Факторы патогенности и токсигенности |
17. Заполнить таблицу по факторам вирулентности возбудителя хламидийной пневмонии.
Состояние и факторы вирулентности | Биологический эффект |