ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (включая Духовную сферу и Познание)




Абсолютная истина — исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном
мире. Это цель познания, к которой стремятся люди.

Авторитет (от лат. auctoritas - власть, влияние)' -влия­ние, основанное на знаниях, нравственных достоинст­вах, опыте.

Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Адаптация - приспособление к физической или социальной среде.

Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter - другой) - беско­рыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизму.

Андеркласс - слой общества, образуемый деклассированны­ми элементами (пьяницы, наркоманы и др.), социальное дно общества.

Антропогенные воздействия (от греч. anthropos - человек, genes - рождающий) - различные формы влияния дея­тельности человека на природу, например ее загрязнение.

Артефакт (от лат. artefactum - искусственно сделанное) ­предмет, изготовленный, сделанный человеком.

Аскетизм (от греч. asketes - упражняющийся в чем-либо) ­ограничение или подавление чувственных желаний, добро­вольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (например, кини­ков) и особенно различных религий (монашество и т. п.).

Атеизм (франц. ateisme, от греч. аtеоs - безбожный) - от­рицание существования Бога и связанное с этим отрица­ние религии.

Благоприятная окружающая среда - это состояние окружающей среды, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов. За совершений экологических правонарушений можно привлечь к гражданско - правовой, уголовной и административной или дисциплинарной ответственности.

Вестернизация (от англ. western - западный) - распростране­ние ценностей западной культуры в не западные общества.

Генотип (от греч. genos - род, происхождение, typos - отпе­чаток, форма, образец) - генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов, ус­тойчивых черт, благодаря передаче которых из поколения в поколение сохраняет свою биологическую сущность на­род

Глобализация (франц. global - всеобщий, от лат. globus ­шар) - исторический процесс сближения наций и наро­дов, постепенно стирающий традиционные границы и пре­вращающий человечество в единую систему.

Глобальные проблемы человечества — проблемы, затрагивающие жизненно важные
интересы человечества. Особенно ярко выявились во второй половине XX в. в условиях
научно-технической революции к возрастания угрозы ядерной катастрофы. Главнейшие из
них: предотвращение опасностей войн (в том числе локальных) и сохранение мира на Земле;
преодоление экологического кризиса и его последствий; борьба с наркоманией,
международным терроризмом, стихийными бедствиями, избавление человечества от
наиболее опасных болезней; стабилизация демографической ситуации на планете; борьба с
голодом и обеспечение продовольствием всех народов мира; преодоление экономической и
культурной отсталости ряда регионов. Все эти проблемы взаимодействуют, проявляются в
общемировом масштабе, угрожают гибелью всему человечеству; их эффективное решение
требует систематических, коллективных усилий всех государств и народов.

Девиация (от позднелат. deviatio - отклонение) - отклоне­ние в поведении человека от общепринятых норм.

Деятельность — присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим
миром. Основное ее содержание — изменение и преобразование мира в интересах людей,
направленность на создание того, чего нет в природе, на производство продукта
материальной или духовной культуры.

Диалог культур - это взаимодействие культур, обмен ценностями.

Доминирующая культура - совокупность ценностей, верова­ний, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Задатки — биологически унаследованные свойства человека, его анатомо-физиологические особенности. Они могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в способности. Поэтому задатки считают природными предпосылками способностей.

Знание — результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные
процессом практики.

Идентификация (от позднелат. identifico - отождествляю) - ­признание тождественности, опознание.

Идеология (от греч. 1аеа — образ, идея и 1о&оз — учение) — в широком смысле —
система взглядов и идей (политических, правовых, философских, нравственных,
религиозных, эстетических и др.), в которых отражаются и оцениваются отношения людей к
действительности и друг к другу. Идеология выражает интересы конкретного общества или
его части (класса, нации, социальной группы, общественного движения, партии) в форме
идеалов, ценностей,

Иерархия (от греч. hieros - священный и arche - власть)­ расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Индивидуальность - сочетание психологических особенно­стей человека, составляющих его своеобразие; отличие от других людей.

Индивидуум (индивид) (от лат. individuum - неделимое; особь) - отдельный человек.

Индустриализация - применение научных знаний к про­мышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные.

Индустрия (от лат. industria - усердие) - то же, что и про­мышленность.

Инноватика, инновация - новообразование, открытие, создание и внедрение новых технологий, теорий и идей.

Инноватор - человек, придумавший новое дело, удовлетво­ряющее какую-то потребность и приносящее прибыль.

Интернет - глобальная компьютерная сеть, позволяющая общаться людям, живущим в разных частях Земли.

Информационное общество - постиндустриальное общест­во, где основной производительной силой выступают зна­ния и информация.

Искусство — форма человеческой деятельности, художественное творчество,
проявляющееся в различных его видах — живописи, архитектуре, скульптуре, литературе,
музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном
творчестве и др. В основе искусства как одного из важнейших способов эстетического
осознания мира лежит воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах.

Истина — подкрепленное практикой (научным экспериментом) утверждение, точно
(адекватно) отражающее действительность; истина — цель и результат познавательной
деятельности. Истина демонстрирует как соответствие человеческих мыслей реальности (бытию), так
и ограниченность возможностей практической и теоретической деятельности человека и
общества на данном этапе их развития. Этим объясняется относительный характер истины
— ограниченного знания об объекте в каждый данный момент. Абсолютность истины
достигается в тех случаях, когда она становится точным, исчерпывающим отображением
объекта Истина формулируется в виде суждений, умозаключений и теорий.

Конформизм — приспособление к существующим взглядам, мнениям, настроениям; пассивное, некритическое отношение к существующим тенденциям, состояниям и порядкам; беспринципность, граничащая с социальной мимикрией (т. е. приспособленчеством), нежелание противостоять преобладающим
тенденциям и отстаивать собственную позицию.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, обра­зование, развитие, почитание) - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих пове­дение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто бу­дет жить завтра; все виды преобразовательной
деятельности человека и общества, а также все их результаты.

Культура массовая — явление культуры XX в., связанное с размыванием
территориальных и социальных границ в условиях индустриально развитого общества. Массовая культура является коммерческой формой производства и распространения с
помощью средств массовой информации стандартизированных духовных благ. Это в первую
очередь коммерческая культура, поскольку ее содержание выступает в качестве предметовп отребления, способных при продаже приносить прибыль. Основная черта массовой
культуры — ориентация на вкусы и запросы массового потребителя.

Культура элитарная — явление, противопоставляемое массовой культуре, рассчитанное на узкий круг потребителей (элиту), подготовленных к восприятию сложных по содержанию произведений культуры.
Коммерческая выгода не является целью элитарной культуры.

Личность — это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий
природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и
индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми,
нравственными и др.).

Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружаю­щих; отличительные черты.

Мировоззрение — система взглядов на мир, на место человека в нем, на смысл его
жизни и деятельности. Исходные мировоззренческие понятия — «мир» и «человек»

Мировые религии - это группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих.

Модернизация — 1) существенное обновление, изменение в каких-либо областях
(экономика, техника, технология, культура и т. д.) применительно к современным
требованиям; 2) переход от традиционного общества к индустриальному, сопровождаемый
коренными ценностными изменениями сознания и культуры.

Мораль (от лат. тогаПз — нравственный) — феномен человеческого сознания, один из
видов социального регулирования, цель которого — утверждать самоценность личности,
равенство людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни. Содержание морали составляет система принципов и норм которые способны оказывать духовное воздействие на поведение людей, служат идеалом человечности, гуманности, гуманистической перспективой развития общества.

Мотив (франц. Motif) - разумно объясненная причина поведения.

Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.д. Типы мышления: образное, понятийное, знаковое.

Наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку и
теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности, о закономерностях
развития природы, общества и мышления.

Научное познание — высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий
формирование теоретических знаний, подтвержденных практикой общества. Научное познание существенно отличается от обыденного. Результаты научного познания — знания, представленные в общепринятых формах научной деятельности (понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория, анализ конкурирующих теорий или гипотез, система теорий и др.). Его отличает стремление к объективности, т. е. к изучению мира таким, каков он есть вне и независимо от человека. Оно достигается применением специальных приемов (техник и методологий), требующих особой подготовки, навыков и сочетания личных качеств (наблюдательность, последовательность, терпеливость, добросовестность, критичность, пытливость, страсть к приобретению новых знаний и др.)

Научное знание - это знания, установленные с помощью специальных методов науки, включенные в общую систему обоснованных знаний.

Научно-техническая революция (НТР) — это резкий скачок в развитии
производительных сил общества (станков, машин, сырья, источников энергии, рабочей
силы). Он вызван коренными изменениями в системе научных знаний, превращением науки в
середине XX в. в непосредственную производительную силу общества (наука становится
постоянным источником новых идей, определяющих пути развития производства товаров и
услуг). Основные направления НТР: автоматизация и компьютеризация производства;
внедрение современных информационных технологий; разработка биотехнологий и новых
конструкционных материалов; освоение новых источников энергии и изменения в средствах
коммуникации и связи.

Образование — процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями.

Общество – 1) в широком смысле - обособившая от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения;

2) в узком смысле -

- исторический этап развития общества (например, первобытнообщинное общество, индустриальное общество);

- совокупность людей, объединенных местом пребывания в стране, в регионе (например, английское общество, татарское общество);

- круг людей, объединенных общностью происхождения, положения (например, дворянское общество);

- круг людей, имеющих общие интересы, в том числе профессиональные (например, спортивное общество общество врачей-хирургов).

Общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри их, в процессе практической и духовной деятельности людей.

Община - союз нескольких сотен людей, связанных между собой узами кровного родства, взаимными браками, коо­перацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории.

Объективная истина — достоверное знание, содержание которого не зависит от
субъекта (ни от человека, ни от человечества).

Общение — взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми. Более
точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми

Общественная формация - это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма существования общества. Разработчиком формационного подхода является К. Маркс. Выделяют следующие общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Огородничество - переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интен­сивному взращиванию окультуренных злаков.

Относительная истина — показатель определенного уровня достоверности и полноты
знания в конкретных условиях. Знание всегда имеет относительный характер, так как мир
обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии. Относительность истины обусловлена уровнем развития научного познания и практики и является составной
частью процесса движения к постижению абсолютной истины.

Познание — творческий процесс получения и постоянного обновления знаний,
необходимых человеку. По своему функциональному предназначению познание
осуществляется в различных формах. Это — обыденное, мифологическое, религиозное,
художественное, философское, научное, социальное познание.

Потребность - нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Это
определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для
существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в
целом.

В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются
различные классификации. В самом общем виде можно выделить три группы потребностей:
1. Естественные потребности. По-другому их могут называть биологическими,
физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всем том, что
необходимо для их существования, развития и воспроизводства.
К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде,
жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

2. Социальные потребности. Они связаны с тем, что человек принадлежит к обществу,
занимает в нем определенное место. К социальным относятся, например, потребности в
трудовой деятельности, созидании, творчестве, в социальной активности, общении с
другими людьми, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.

3. Идеальные потребности — потребности, связанные с познанием человеком
окружающего мира и своего места в нем, познанием смысла своего существования.

Постиндустриальное общество - общество, где основной производительной силой выступают наука и новые ин­теллектуальные технологии. Большинство работников заняты в обслуживании: торговля, финансы, транс­порт, здравоохранение, досуг, наука, образование, пра­вительство.

Практика - активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.

Прогресс - развитие общества, когда позитивные сдвиги пе­ревешивают негативные.

Рациональное (от лат. rationalis - разумный, ratio - разум) ­основанное на разуме, логических доказательствах, целе­сообразное.

Рациональное познание — одна из ступеней познавательного процесса,
обеспечивающая постижение сущности познаваемых предметов и явлений.
Рациональное познание отличается от чувственного познания своим понятийным,
абстрактно-теоретическим (связанным только с мыслительной деятельностью) характером. Рациональное познание имеет три основные формы: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие — это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов,
явлений и процессов реальной действительности. Суждение — это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении. Умозаключение — форма отображения в мышлении системы суждений, связанных между собой отношением логического следования.

Революция (от лат. геиоШпо — поворот, переворот) — коренное качественное
изменение, быстрый скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому,
от устаревшего к новому.

Регресс (лат. regressus - возвращение, движение назад) ­ухудшение, снижение уровня, возврат более высоких форм развития к низшим, движение назад; развитие общества, при котором негативные сдвиги перевешивают позитив­ные; противоположно прогрессу.

Религия (от лат. ге1щю — набожность, святыня, предмет, культ) — мировоззрение,
совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и
существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. Религия является одной
из форм общественного сознания. Она предполагает принятие в качестве абсолютно
достоверных определенных утверждений (догматов), а также определенных правил
поведения, установленных Богом.

Реформа (от фр. гё/огте — преобразование) — осуществляемое сверху правящими
кругами изменение какой-либо существенной стороны общественной жизни при сохранении
основ существующей социальной структуры (например, реформы П. А. Столыпина в России
начала XX в.). Термин «реформа» характеризует и основательное изменение в какой-либо
сфере общественной жизни. Например, в политической сфере — переход от монархии к
республике, изменения в избирательной системе; в экономической сфере — приватизация,
новая налоговая система. Реформы могут быть прогрессивными (например, снижение
налогового бремени) и регрессивными (например, введение цензуры в средствах массовой
информации).

Самопознание — процесс познания личностью самой себя, своего «Я», своих
возможностей (физических, интеллектуальных, духовных, волевых), качеств, устремлений,
влечений и т. д. в сопоставлении с достоинствами и недостатками окружающих ее людей и
своим прошлым опытом; один из важнейших регуляторов жизнедеятельности и поведения
личности.

Свободаспособность человека действовать в соответствии со своими интересами и
целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.
Сквозь призму свободы человек определяет свои позиции, ориентиры жизни и
деятельности.

Совесть - способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному.

Сознание — одно из основополагающих понятий философии, психологии и социологии,
обозначающее способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах. Сознание связано с речью и целеполагающей деятельностью человека. Оно интегрирует
(сочетает) способности человека осмысливать бытие мира и себя в этом бытии, осознавать
себя, общаться с другими людьми, создавать условия для самореализации и т. д. мира, волевые процессы, память. Интуиция и воображение также аспекты сознания. Особенность сознания — его направленность как на внешний, так и на внутренний мир человека, способность к самооценке, самоанализу, саморегуляции.

Социализация личности - продолжающийся всю жизнь процесс усво­ения культурных норм и освоения социальных ролей.

Социализм - общество, основанное на общественной собст­венности и плановом регулировании экономики.

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, условия
успешного выполнения определенной деятельности.. Различают общие (интеллектуальные) и специальные способности (условие выполнения определенной деятельности — музыкальной, сценической, литературной и др.).

Средства массовой информации (СМИ) — средства систематического
распространения информации (через печать, радио, телевидение, кино, глобальные
компьютерные сети, звукозапись, видеозапись, электронные носители и др.). В силу того что
СМИ систематически охватывают большие массы людей, зачастую оказываются основным
источником информации, они являются эффективным средством влияния на сознание к
поведение человека. В связи с этим СМИ часто связывают с попытками манипулировать
общественным сознанием, навязать обществу те или иные взгляды.

Стыд - а) внутренний контрольный механизм, б) осознание человеком своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, тра­диций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Талант (от греч. 1а1ап1оп) — выдающиеся способности, одаренность в какой-либо
области (художественной, научной, политической и др.).

Традиция - все то, что унаследовано от предшественников.

Урбанизация - переселение людей в города и распростране­ние городских ценностей жизни на все слои населения.

Феральные люди - существа, выросшие в изоляции от лю­дей и воспитанные в сообществе животных.

Фетишизм (фр. Fetiche, португ. feitico - амулет; волшебст­во) - религиозное поклонение неодушевленным предме­там, которые будто бы наделены сверхъестественной ма­гической силой.

Формация общественно-экономическая — согласно марксистской концепции
исторического процесса определенная стадия развития общества. Она определяется исторически соответствующим способом производства, который образован взаимосвязью
производительных сил (люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками, а также
средства производства, т. е. предметы и орудия труда) и производственных отношений(отношения, в которые вступают люди в процессе совместной трудовой деятельности),
которые зависят от того, в чьей собственности находятся основные средства производства. История общества в соответствии с этой концепцией представляет собой процесс развития
сменяющих друг друга формаций.

Цивилизация - 1) историческая эпоха, пришедшая на сме­ну «варварству», 2) высший этап развития человечества, 3) культурно-географическое образование, например вос­точная, западная, китайская цивилизации, 4) глобальная цивилизация, охватывающая планету. Каждой цивилизации присущи определенные общественно значимые ценности, уникальное восприятие окружающего мира, исторически сложившийся образ жизни. Эти принципы объединяют людей одной цивилизации, обеспечивают ее
самобытность на протяжении всей ее истории. Часто понятие «цивилизация» употребляется в узком смысле — как синоним понятия «культура».

Цивильность (цивильный) - приобретение культурных норм через воспитание, приобщение к культуре.

Человек - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и др.), способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда; создатель и носитель культуры человеческого общества, главный участник исторического процесса.

Чувственное познание — одна из ступеней познавательной деятельности: она
характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира на
основе органов чувств и проявляется в трех формах — ощущениях, восприятии и
представлении.

Школьное образование - этап образовательной системы государства, охватывающий детей и подростков чаще всего в возрасте 7-18 лет.

Этика (от греч. е/Ноз — обычай, привычка, характер) — раздел философии, система
учений о нравственности и морали.

Я-концепция - система представлений о самом себе, мире в целом и своей роли в окружающем мире

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: