Судьба барабанщика», «Школа»




Тема 6.4

Проблема положительного героя в произведениях А.П.Гайдара.

«Книги Гайдара – неотъемлемая часть русской литературы. В них поднимаются вечные темы, с которыми автор обращается к современным читателям и будущим. Они учат детей быть добрее, внимательнее к людям. Честности, порядочности, обязательности, уважению к людям. В них есть то, что хоть и забыто, но не отсутствует в человеке, в ребенке».

«Голубая чашка»

«Произведение, которое поможет найти ответ на актуальный и в наше время вопросы: Как строить взаимоотношения в семье? На чем семья основывается? Как достигнуть взаимопонимания?»

«Чук и Гек»

«В рассказе показаны отношения между двумя братьями, их дружба, отношение к родителям, к другим людям… В рассказе дано очень точное определение счастья…Творчество Гайдара убеждает читателей, что только тот, чье сердце и разум озарены светом добра и справедливости, дарит людям счастье, помогает сохранить мир и счастье в семье».

«Сказка о военной тайне»

«В сказке говорится об армии, и в наши дни отношение к армии меняется, многие мальчишки из класса хотели бы служить в армии … Писатель учит надежности, верности, порядочности. Именно этого сейчас не хватает…. Он дает возможность проявить сочувствие, сопереживание, раскрывает богатый внутренний мир ребенка».

Судьба барабанщика», «Школа»

В этих произведениях «поставлены вопросы духовного становления личности подростка….Важна собственная значимость подростка в решении серьезных «взрослых» проблем... Это пример, как мальчишка, преодолевая трудности, ошибаясь, может оказаться все же достойным человеком».

«Тимур и его команда»

эта книга возвращает в жизнь такие нравственные понятия, как милосердие, благородство, великодушие: «Учит детей видеть границу между добром и злом, дружбой и предательством, верностью дружбе и эгоизмом… Учит ответственности, умению в трудную минуту прийти на помощь… Книга позволит обратить внимание учащихся на проблемы нравственного порядка».

Работая над повестью, Гайдар стремился создать образ положительного героя-современника, характер и дела которого должны были стать образцом поведения. Однако писатель никак не мог предположить, что его книга найдет такое необычайное продолжение в жизни советских ребят.

Дети в произведениях Гайдара всегда наделены такими чертами характера, таким восприятием мира, кругом представлений о действительности, которые свойственны именно данному поколению советских ребят. В гайдаровских героях по существу отражается каждый новый момент жизни нашего общества; они растут вместе со страной и меняются вместе с ней. Писатель с необычайной чуткостью подмечал и запечатлевал в своих книгах то новое, неповторимое, что отличало детей начала 30-х годов от детей -- современников гражданской войны, а ребят предвоенных лет от тех, кто рос в послереволюционные годы

Своеобразным подступом к повести о Тимуре представляется рассказ «Дым в лесу», написанный Гайдаром в начале 1939 года. Уже в этом небольшом произведении писатель попытался раскрыть характер подростка, глубоко и органично усвоившего высокие нормы поведения. Рассказ строится таким образом, что перед читателем открывается возможность увидеть, как проявлялся этот характер в самой различной обстановке -- простой и будничной, ответственной и критической.

еще важнее -- показывает писатель -- то бережное, заботливое отношение героя к маленькой девочке, которое ощущается во всем его поведении. Оно проявляется и в том, как он запрещает Фене съесть упавшую на землю конфету, и в том, как, переводя девочку по узкой доске, он крепко держит ее за воротник, и в том, наконец, как он вызывается проводить ее домой. Эта сцена, случайно увиденная Фениной мамой, позволяет ей почувствовать в Володе надежного товарища, назвать его хорошим человеком, обратиться к нему с серьезной просьбой.

Гайдару важен не результат действий Володи -- и к нему и к летчику вовремя приходят на помощь взрослые люди - его прежде всего интересует поведение героя в самых различных жизненных обстоятельствах, то есть то, что станет основным в повести «Тимур и его команда"

27 августа повесть была завершена, а 5 сентября «Пионерская правда» уже начала ее печатать.

Появление «Тимура и его команды» на страницах газеты стало сенсацией. «Правда» уже через месяц писала: «Миллионы мальчиков начинают подражать Тимуру, миллионы девочек -- Жене... В Тимура играют так же, как... недавно играли в чапаевцев и папанинцев...»

Создавая повесть о Тимуре, писатель несомненно отчетливо представлял себе всю важность и значительность игры в жизни ребенка. Нетрудно заметить, что многие герои других его произведений также постоянно участвуют в играх, причем большей частью в таких, которые копируют жизнь, вовлекают ребенка в большие жизненно важные дела («Р.В.С.», «Военная тайна»).

Вопрос об игре, как одной из важнейших форм проявления инициативы маленького гражданина, всегда сохраняет свою актуальность и значительность, ибо с игрой теснейшим образом связана общественная деятельность детей. Известно, как часто успех общественного предприятия, в котором участвуют дети, зависит от того, насколько оно интересует и увлекает ребенка, в какой мере несет в себе элементы игры.

Так он пришел к мысли о возможности создания новой формы игры, принципиально отличающейся от многих прежних детских игр своим ярко выраженным общественным характером, слиянием ее с жизнью.

Гайдар очень верно и тонко уловил новый характер, новое направление стремлений советских детей, обусловленное иным общественным строем.

Дела, которыми заняты Тимур и его команда,--это одновременно дела рядовые, будничные, если расценивать их с точки зрения житейских практических результатов, -- и незаурядные, необычные, если смотреть на них со стороны их значения для внутреннего роста мальчиков и девочек, участвующих в этих делах. Человек формируется и растет в общественной деятельности.

 

Таким образом в повестях Гайдара накапливаются крупицы мужества, доброты, силы, самоотверженностис,лужить и помогать Родине и которая способствует формированию в них настоящих человеческих качеств. Герои повести, обыкновенные, но чудесные ребята, предстают в перспективе своего становления, роста.

В книге «Тимур и его команда» Тимуру 13 лет. В «Коменданте» он уже на год старше. Каждый прожитый год обогащал его новым опытом. И этот опыт должен был обогащать сверстников Тимура.Главным героем повести является, конечно, Тимур -- обаятельный мечтатель и фантазер, -- настоящий вожак ребят. Он обладает чудесными человеческими качествами -- мужеством, непоколебимой выдержкой, душевной широтой, жизнерадостностью. Гайдар ни разу не произносит ни одного из этих слов, но замечательные черты мальчика обнаруживаются в каждом его поступке.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: