Министерство образования и науки Республики Дагестан
ГБПОУ Профессионально-педагогический колледж имени Расула Гамзатова
Код. 44.02.02.
Методика изучения предлогов и приставок в начальной школе.
Написала:
Хайбулаева Ача
Буйнакск 2017 г
1 Введение ……………………………………………………………3
Глава I Лингво- дидактические особенности изучения предлогов и приставок в начальной школе
1.1 Предлог как служебная часть речи…………………………….4
1.2 Приставка как одна из морфем в составе слова…………….....5
Глава II Методика изучения предметов и приставок
Методика изучения правописания предлогов в начальной школе..6
2.2 Методика изучения приставок ………………………………………12
2.3 Методика разработки уроков…………………………………………15
Заключение ……………………………………………………………….19
Список использованной литературы ……………………………………20
Введение
Данная тема выбрана мною, так как она актуальна во все времена и сложна. Работа в начальной школе сама по себе очень креативна и интересна, сложна, освоение грамматики тем более.
Объект курсовой работы: предлог как служебная часть речи, приставка как одна из морфем в составе слова.
Предмет исследования: система работы учителя при изучении предлогов и приставок.
Цель работы: раскрыть все теоретические и основные методы и приемы изучения правописания предлогов и приставок. В связи с целью написания данной курсовой выдвигаются задачи:
Раскрыть и углубить знания по этой теме.
Проанализировать программу учебников по русскому языку для начальной школы по теме: «Предлоги и приставки в начальной школе»
|
На основе собранного и изученного составить методические разработки уроков по данной теме.
Предлог как служебная часть речи
Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении.
Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.
Предлоги выражают различные отношения:
1. пространственные;
2. временные;
3. причинные.
Непроизводные и производные предлоги
Предлоги делятся на непроизводные и производные.
Непроизводные предлоги: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.
Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков.
Следует различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи.
1. Предлоги:
o напротив дома, впереди отряда, возле реки, внутри палатки, кругом сада, вдоль дороги, вблизи берега, согласно указанию;
o вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, в течение суток, в продолжение ночи, сказать в заключение, в силу обстоятельств;
o благодаря дождю, несмотря на болезнь.
2. Самостоятельные части речи:
o Наречие:
живу напротив, идти впереди, стоять возле, вымыть внутри, осмотрел кругом, наклеить вдоль, не было вблизи, жить согласно, оглянулся вокруг, иметь в виду
o Имя существительное:
положить на счет банка, в следствии по данному делу, в течении реки, в продолжении романа, в заключении на книгу, верить в силу.
o Деепричастие:
благодаря хозяйку, не смотря по сторонам.
|
Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом. Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.
Примечание.
Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми (в, на, к, от, до, из, вопреки, после и др.). Предлоги, состоящие из двух и более слов, называются составными (несмотря на, в заключение и др.).
Морфологический разбор предлога
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологический признак:
Неизменяемость
III. Синтаксическая роль.
Приставка как одна из морфем в составе слова
Морфемика – это учение о значимых частях слова, или морфемах. Значение морфемы определяется в составе слова. Например, суффикс ИК имеет уменьшительно-ласкательное значение: столик, самолетик, карандашик. Морфема как часть слова отличается от фонемы. Фонема лишена значения.
Приставка (префикс) — это морфема, стоящая в основе слова перед корнем. Приставка — прежде всего словообразовательная морфема, которая используется в нескольких способах словообразования. К ним относятся:
· 1) приставочный способ (анти- + реклама = антиреклама, не- + правовой = неправовой, раз- + укрупнить = разукрупнить);
· 2) приставочно-суффиксальный (под- + одеяло + -ник = пододеяльник, за- + стена + -ок = застенок);
· 3) приставочно-постфиксальный (рас- + кашлять + -ся = раскашляться);
· 4) приставочно-суффиксально-постфиксальный (пере- + глядеть + -ыва-ть + -ся = переглядываться).
Некоторые приставки являются формообразовательными, используются, например, для образования глаголов совершенного вида с тем же лексическим значением, что и соответствующие глаголы несовершенного вида: с- + делать = сделать, про- + читать - прочитать. В русском слове может быть одна приставка (от-крыть), две (при-от-крыть) и три (не-без-до-казательно). Среди приставок, особенно в глаголах, немало омонимичных: съехать (движение вниз), сходить (движение туда и обратно), сшить (обозначение совершенного вида).
|
Методика работы над предлогами в начальных классах
Согласно программе, работа над предлогами проводится в I, II и III классах, однако в качестве самостоятельной темы предлоги не изучаются. В I классе основная задача сводится к развитию у детей умения выделять предлог как слово из потока речи и писать его отдельно от других слов. Во II классе предлоги сопоставляются с приставками в целях закрепления навыка раздельного написания предлогов и слитного написания приставок. В III классе при изучении падежей имен существительных дети узнают, с какими падежами употребляются некоторые из предлогов. В III классе программой предусматривается знакомство учащихся с раздельным написанием предлогов с личными местоимениями.
Таким образом, в течение трех лет с той или иной стороны изучают предлоги. Это обстоятельство обязывает строить работу над предлогами в каждом из классов так, чтобы новое знание находилось в связи со знанием, приобретенным ранее, опиралось на него и в то же время представляло собой дальнейшее звено в системе работы над предлогами. Одной из особенностей изучения предлогов в I—III классах является то, что, постепенно усложняясь, работа проводится не только над правописанием предлогов, но и над их синтаксической ролью.
Такой подход к изучению предлогов обусловлен, во-первых, свойством предлогов как служебной части речи. Основная функция предлогов, как известно, состоит в том, что предлоги выражают отношения (связь) между словами в предложении. Поэтому даже элементарное изучение предлогов, каким оно является в начальных классах, предполагает знакомство с ролью предлогов в предложении.
Во-вторых, для сознательного формирования орфографического навыка необходимо понимание учащимися тех языковых явлений, которые служат основой для образования этого навыка.
Первоначальное изучение предлогов имеет две основные задачи: 1) формирование навыка правописания предлогов (раздельное написание предлогов со следующим словом, графически правильное их начертание), 2) усвоение детьми роли предлогов в предложении. Практическое разрешение этих задач должно осуществляться в их тесной взаимосвязи.
Целесообразность начать работу над предлогами в I классе обусловлена потребностями самой учебной практики первоклассников. Уже в букварный период дети составляют предложения из разрезной азбуки или пишут их. Это ставит учителя перед необходимостью познакомить детей с раздельным написанием предлогов, наиболее употребительных в речи первоклассников. Кроме того, при чтении букваря у детей накапливается некоторый запас наблюдений над предлогами. Полезно упорядочить эти наблюдения, создав тем самым основу для работы над предлогами в дальнейшем.