Нормы плавности работы колеса (передачи) определяют величину составляющих полной погрешности угла поворота зубчатого колеса, многократно повторяющихся на каждом зубе за один оборот (один цикл).
Они содержат требования к таким показателям колеса, погрешности которых влияют на многократное изменение передаточного отношения, много раз возникающее на каждом зубе за один оборот (один цикл).
Плавность работы характеризуется удвоенной амплитудой гармонической составляющей кинематической погрешности или погрешностью мгновенного передаточного отношения.
Отклонение шага зацепления fpbr – разность между действительным и номинальным шагом зацепления (рис. 7.3). Под действительным шагом зацепления понимается кратчайшее расстояние между двумя параллельными плоскостями, касательными к двум одноименным активным боковым поверхностям соседних зубьев зубчатого колеса. Предельные отклонения шага зацепления обозначаются: верхнее + fpb, нижнее - fpb. Номинальное значение шага зацепления (основного шага) определяется по формуле
где Р – делительный нормальный шаг, мм
m – модуль зубчатого колеса, мм
α – угол исходного контура
Рисунок. 7.3 Отклонение шага зацепления fpbr
1 - номинальный шаг зацепления, 2 – номинальный профиль зуба, 3 – действительный шаг зацепления, 4 – действительный профиль зуба, 5 – основная окружность, такт зубьев, r в – радиус основной окружности.
Отклонение шага fptr. Дискретное значение кинематической погрешности зубчатого колеса при его повороте на один номинальный угловой шаг
Предельные отклонения шага:
верхнее + fp tr
нижнее - fp tr
Показатели контакта зубьев
Нормы контакта зубьев отражают полноту прилегания поверхностей зубьев сопряженных колес в передаче. Они содержат требования к таким показателям колеса, погрешности которых влияют на величину поверхности касания сопряженных зубьев.
|
Контакт зубьев определяется размерами области прилегания их боковых поверхностей при работе передачи. Плохое прилегание приводит к неравномерному распределению передаваемой нагрузки по сечению зубьев, к местным повышенным контактным напряжениям, нарушению слоя смазки материала и, как следствие, к ускоренному изнашиванию их.
Погрешность направления зуба Fβr – расстояние между двумя номинальными делительными линиями 1 зуба в торцевом сечении, между которыми заключена действительная делительная линия 2 зуба в пределах рабочей ширины зубчатого венца b (рис. 7. 4) или ширины полушеврона.
Рисунок. 7.4 Погрешность направления зуба Fβr
Под действительной делительной линией зуба понимается линия пересечения действительной боковой поверхности зуба с делительным цилиндром, ось которого совпадает с рабочей осью колеса.
Погрешность направления зуба Fβr измеряют как на универсальных, так и на неуниверсальных зубоизмерительных приборах.