Ввиду большого разнообразия задач, решаемых командирами с помощью карт, характер и объем требующейся им информации о местности и вытекающие из этого целевая установка и методическая последовательность чтения карты могут быть самыми различными.
Однако во всех случаях должны соблюдаться следующие общие правила:
Избирательное отношение к содержанию карты: читать не все подряд, а выборочно, фиксируя внимание на тех участках и элементах содержания карты, которые имеют отношение к решаемой задаче. Выявление подлежащих рассмотрению объектов и определение требующейся о них информации производятся путем предварительного беглого обзора по карте изучаемого района (полосы, направления).
Совокупное чтение условных знаков: условные знаки изучаемых объектов следует рассматривать не изолированно, а во взаимной связи с изображением рельефа и других элементов местности, определяя тем самым совместное влияние всех этих объектов на выполнение задачи, применительно к которой изучается местность.
Запоминание прочитанного: чтение карты должно сопровождаться осмысленным запоминанием рассматриваемого на ней изображения местности, особенно тех объектов, которые являются предметом изучения и опознавания в натуре при выполнении боевой задачи.
Результаты запоминания должны практически выражаться в способности без излишне частого обращения к карте отчетливо воспроизводить в своем сознании полученные по ней данные, быстро и правильно ориентироваться на местности по памяти. Важно запоминать собственные названия населенных пунктов, рек, урочищ, отметки командных высот и признаки, по которым эти объекты можно опознать на местности.
|
Из сказанного следует, что процесс обучения чтению карт должен органически сочетаться с развитием зрительной памяти и навыков пространственного представления о местности и расположенных на ней объектах. Важнейшим элементом такого обучения является воспитание чувства масштабности картографического изображения, т. е. способности быстро и правильно воспринимать по карте на глаз действительные размеры рассматриваемых объектов и расстояния между ними, отчетливо представлять и мысленно воспроизводить по памяти схему их взаимного положения. Выработка и закрепление этих навыков требуют систематической тренировки.
Условные обозначения, применяемые на наших топографических картах, представляют собой единую систему, состоящую из условных знаков, цветового их оформления (расцветки), пояснительных подписей и цифровых обозначений. Основу системы составляют условные знаки и их расцветка, посредством которых на картах наглядно показываются различные объекты местности и их типовые разновидности. Пояснительные же подписи и цифровые обозначения имеют вспомогательное значение, дополняя условные, знаки конкретными данными об индивидуальных особенностях изображаемых объектов.
Мнемоника, облегчающая смысловое восприятие и запоминание условных знаков, заложена в самих принципах их построения, и применения на картах. Суть этих принципов заключается в следующем.
Условные знаки одних и тех же объектов на всех крупномасштабных картах в основном одинаковы по своему начертанию и окраске и различаются лишь размерами. В значительной мере этот принцип соблюдается и на мелкомасштабных картах. Каждый условный знак, присвоенный той или иной категории объектов, индивидуален по своему внешнему виду и отличается своим рисунком или цветом от других знаков.
|
Для каждой группы однородных объектов (например, населенных пунктов, дорог, мостов) установлен, как правило, общий условный знак, указывающий род объектов. Своим рисунком или окраской он в какой-то мере напоминает внешний вид или какие-либо другие характерные признаки изображаемых объектов и поэтому легко воспринимается и запоминается. Если данная группа однородных объектов имеет несколько типовых разновидностей, то для их показа этот основной условный знак частично видоизменяется включением в него дополнительного элемента рисунка или окраски.
Виды условных знаков, пояснительные надписи и цифровые изображения.
Условные знаки и отображаемая с их помощью обстановка играют большую роль в управлении войсками, так как они служат средством отображения объективной действительности, т.е. боевой обстановки. С их помощью показываются положение подразделений (его площадные размеры), характер действий.
Условные знаки по их назначению и свойствам подразделяются на следующие три вида: масштабные, внемасштабные и пояснительные.
Масштабными, или контурными, условными знаками обозначаются объекты, выражающиеся в масштабе карты, т. е. такие, размеры которых (и длину, и ширину, и площадь) можно измерить по карте. Каждый такой знак состоит из контура, т. е. планового очертания изображаемого объекта, и заполняющего его пояснительного обозначения в виде фоновой окраски, цветной штриховки или сетки одинаковых по своему рисунку значков (заполняющих знаков), указывающих род и разновидность объекта. Контуры объектов показываются на картах пунктиром, если они не совпадают с другими линиями местности (канавами, береговыми линиями, дорогами, заборами и т. п.), которые обозначаются своими условными знаками.
|
Внемасштабными, или точечными, условными знаками изображаются малоразмерные объекты (колодцы, сооружения башенного типа, отдельно стоящие деревья-ориентиры и др.), не выражающиеся в масштабе карты, и поэтому их можно представить на ней лишь в виде точек. Фигурный рисунок такого знака включает эту как бы главную точку, показывающую точное положение данного объекта на местности, и обозначает, что это за предмет. Такая главная точка находится:
- у знаков симметричной формы (кружок, квадрат, прямоугольник, звездочка) — в центре фигуры;
- у знаков, имеющих форму фигуры с широким основанием,— в середине основания;
- у знаков, имеющих основание в виде прямого угла,— в вершине угла;
- у знаков, представляющих собой сочетание нескольких фигур,— в центре нижней фигуры.
Этими главными точками надо пользоваться при точных измерениях по карте расстояний между объектами и при определении их координат.
К внемасштабным условным знакам относятся также знаки дорог, ручьев и других линейных местных предметов, у которых в масштабе выражается лишь длина; ширина же не может быть измерена по карте. Точное положение таких объектов на местности соответствует продольной оси (середине) знака на карте.
Необходимо иметь в виду, что такие малоразмерные объекты, как, например, колодцы, автозаправочные станции (бензоколонки), водонапорные башни и т. п., изображаются на всех картах внемасштабными условными знаками, более же крупные объекты (населенные пункты, реки и т. п.) изображаются в зависимости от масштаба карты контурными или внемасштабными знаками.
Например, населенные пункты в крупном масштабе изображаются контурными условными знаками со многими подробностями.
С уменьшением масштаба карты те же самые пункты изображаются с меньшими подробностями, более обобщенно; на картах же мелких масштабов они могут быть показаны лишь кружками или другими небольшими фигурами, т. е. внемасштабными условными знаками.
Внемасштабные условные знаки сами по себе не указывают размеров предметов или занимаемой ими площади, поэтому нельзя измерять по карте, например, ширину моста.
Пояснительные условные знаки применяются для дополнительной характеристики объектов и показа их разновидностей.
Например, условный знак хвойного или лиственного дерева внутри контура леса показывает преобладающую в нем породу деревьев, стрелка на реке направление течения.
Изучение по карте элементов растительного и почвенно-
грунтового покрова, гидрографии и дорожной сетки, населенных пунктов, промышленных, сельскохозяйственных предприятий и других объектов.
При изучении по карте населенных пунктов определяют количество населенных пунктов, их тип и рассредоточенность, определяют степень обжитости того или иного участка (района) местности. Основными показателями тактических и защитных свойств населенных пунктов являются их площадь и конфигурация, характер планировки и застройки, наличие подземных сооружений, характер местности на подступах к населенному пункту.
Читая карту, по условным знакам населенных пунктов устанавливают наличие, тип и расположение их на данном участке местности, определяют характер окраин и планировку, плотность застройки и огнестойкость строений, расположение улиц, главных проездов, наличие промышленных объектов, выдающихся зданий и ориентиров.
При изучении по карте дорожной сети уточняют степень развития дорожной сети и качество дорог, определяют условия проходимости данной местности и возможности эффективного использования транспортных средств.
При более подробном изучении дорог устанавливаются: наличие и характеристика мостов, насыпей, выемок и других сооружений; наличие труднопроходимых участков, крутых спусков и подъемов; возможность съезда с дорог и движения рядом с ними.
При изучении грунтовых дорог особое внимание обращают на выявление грузоподъемности мостов и паромных переправ, так как на таких дорогах они часто не рассчитаны на пропуск тяжелых колесных и гусеничных машин.
Изучая гидрографию определяют по карте наличие водных объекты, уточняют степень изрезанности местности. Наличие водных объектов создает хорошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям.
Водные поверхности изображаются на картах синим или голубым цветом, поэтому они отчетливо выделяются среди условных знаков других местных предметов. При изучении по карте рек, каналов, ручьев, озер и других водных преград определяются ширина, глубина, скорость течения, характер грунта дна, берегов и прилегающей к ним местности; устанавливаются наличие и характеристика мостов, плотин, шлюзов, паромных переправ, бродов и участков, удобных для форсирования.
При изучении почвенно-растительного покрова устанавливают по карте наличие и характеристику лесных и кустарниковых массивов, болот, солончаков, песков, каменистых россыпей и тех элементов почвенно-растительного покрова, которые могут оказать существенное влияние на условия проходимости, маскировки, наблюдения и возможность укрытия.
Изученные по карте характеристики участка леса позволяют сделать вывод о возможности его использования для скрытного и рассредоточенного расположения подразделений, а также о проходимости леса по дорогам и просекам. Хорошими ориентирами в лесу для определения своего местоположения и ориентирования в движении являются дом лесника и просеки.
Характеристики болот определяются по начертаниям условных знаков. Однако при определении проходимости болот по карте следует учитывать время года и состояние погоды. В период дождей и распутицы болота, показанные на карте условным знаком как проходимые, в действительности могут оказаться труднопроходимыми. Зимой в период сильных морозов труднопроходимые болота могут стать легкопроходимыми.
Изучение рельефа по карте начинается с определения общего характера неровностей того участка местности, на котором предстоит выполнять боевую задачу. При этом устанавливаются наличие, местоположение и взаимная связь наиболее характерных для данного участка типовых форм и деталей рельефа, определяется в общем виде их влияние на условия проходимости, наблюдения, ведения огня, маскировки, ориентирования и организацию защиты от оружия массового поражения. Общий характер рельефа можно быстро определить по густоте и начертанию горизонталей, отметкам высот и условным знакам деталей рельефа.
Детальное изучение рельефа местности по карте связано с решением задач по определению высот и взаимного превышения точек, вида и направления крутизны скатов, характеристик (глубины, ширины и протяженности) лощин, оврагов, промоин и других деталей рельефа.
Естественно, что необходимость решения конкретных задач будет зависеть от характера поставленной боевой задачи. Например, определение полей невидимости потребуется при организации и ведении разведки наблюдением; определение крутизны, высоты и протяженности скатов потребуется при определении условий проходимости местности и выборе маршрута движения и т. д.
Классификация и тактико-техническая характеристика грунтов.
ПОЧВЕННО-ГРУНТОВОЙ ПОКРОВ - обобщенное название верхнего слоя земной поверхности, с которым непосредственно соприкасается человек в своей повседневной хозяйственно-строительной деятельности.
Верхний слой рыхлого грунта, обладающий плодородием, называется почвой (растительный грунт, земля).
При оценке боевой обстановки грунт учитывается прежде всего как один из основных показателей проходимости местности и трудоемкости земляных работ. От качества грунта зависят условия наблюдения и маскировки (образование пыли), стойкость радиоактивного и химического заражения местности. Отсюда ясно, какое важное значение имеет для командиров умение хорошо разбираться в этих вопросах и правильно учитывать грунтовые условия при оценке и использовании местности.
Основными признаками, по которым производится тактическая оценка грунтов, являются их физическое состояние (твердость, связность), механические свойства (прочность, устойчивость в откосах, пылеватость) и отношение к воде (водопроницаемость, размокание, вязкость).
По физическому состоянию грунты подразделяются на твердые и рыхлые.
Твердые грунты в свою очередь подразделяются на скальные и полускальные. К скальным грунтам относятся сплошные каменные массивы, сложенные монолитными кристаллическими или прочно сцементированными и отвердевшими осадочными породами (граниты, базальты, песчаники и др.). Скальные грунты, если не имеют трещин, водонепроницаемы и невлагоёмки, допускают откосы любой крутизны, весьма устойчивы против снарядов и авиабомб. Они затрудняют производство инженерных работ, ограничивают возможность использования инженерной техники, требуют для разработки применения взрывчатых веществ.
К полускальным относятся твердые грунты, поддающиеся, хотя и с трудом, разработке киркомотыгами, ломами и другим разрыхляющим шанцевым инструментом. Эту группу составляют грунты, сложенные сильно растрескавшимися, слоистыми, слабо цементированными и другими породами пониженной прочности (гипс, туфы, сланцевые глины, известняки, мергели, мел и др.). К ним относят также мерзлые грунты.
Рыхлые грунты представляют собой механические смеси обломков и частиц горных пород различных размеров. К ним относятся также болотные и торфяные грунты, состоящие в основном из малоразложившихся растительных остатков.
К главнейшим признакам, характеризующим прочность и связность рыхлых грунтов, их отношение к воде и поведение под воздействием внешних усилий, относится механический состав грунта, т. е. количественное (весовое) соотношение в нем обломков и частиц различных размеров. Эти обломки и частицы, слагающие грунты, имеют различные названия в зависимости от своих размеров и формы.
По механическому составу и размерам слагающих их частиц рыхлые грунты подразделяются на: каменистые, песчаные, супесчаные, глинистые, суглинистые и лёссовые.
Каменистые грунты (галечные, щебенистые и пр.) легко различаются по внешнему виду. Их свойства в значительной степени зависят от качества мелкозернистого материала (глина, пыль, песок), заполняющего промежутки между обломками породы. Обычно эти грунты отличаются хорошей водопроницаемостью и прочной несущей способностью. Они образуют твердое дорожное полотно, допускающее интенсивное движение гусеничных и колесных машин при любой погоде.
Однако крупные обломки затрудняют движение по целине, ускоряют износ гусениц и скатов машин. Крупнообломочные каменистые грунты снижают темпы самоокапывания, усиливают опасность поражения рикошетирующими нулями, осколками снарядов и разлетающимися при взрывах обломками камней.
По трудности разработки при самоокапывании каменистые грунты весьма различны. Так, мелкий и средний гравий, дресва относятся к категории слабых грунтов, сравнительно легко разрабатываемых лопатами. Грунты, требующие при разработке частичного применения кирок и ломов (крупный гравий, мелкая галька и щебень), относятся к средним грунтам. Крупнообломочные грунты, плотная глина со щебнем, галькой и крупными камнями, поддающиеся разработке вручную лишь с помощью ломов, клиньев, кирок, относятся к категории тяжелых грунтов. Трудоемкость отрывки вручную средних грунтов примерно в 1,5 раза, а тяжелых - в 3-6 раз больше, чем трудоемкость отрывки слабых грунтов.
Песчаные грунты допускают движение машин при любой погоде, но в сухое время создают трудные условия для движения, так как колеса в них глубоко вязнут. Во влажном состоянии песок уплотняется и проходимость значительно улучшается. Пешее передвижение по песку сильно утомляет личный состав. Особенно неблагоприятны для движения сыпучие пески, которые во многих местах бывают непроходимы для автомобилей.
По трудности разработки пески относятся к слабым грунтам. Однако самоокапывание в них, несмотря на легкость отрывки грунта, усложняется тем, что необходимо тщательно крепить откосы.
Супесчаные грунты по сравнению с другими мелкозернистыми и глинистыми грунтами отличаются наилучшими дорожными свойствами. Они проезжи при любой погоде, но обладают, как и пески, лучшей проходимостью во влажном состоянии. Образуют при хорошем содержании дорог твердое и ровное дорожное полотно, слабо размокающее при увлажнении. После дождя быстро просыхают.
Супесчаные грунты легко поддаются разработке лопатами и относятся к категории слабых грунтов.
Суглинистые грунты располагаются чаще всего на водораздельных участках равнинных рек, образуя обычно сплошной покров междуречий, и отсутствуют в речных долинах.
Грунтовые дороги, проложенные по такому грунту, в сухом состоянии сильно пылят. При увлажнении размокают, образуют колеи и выбоины, но просыхают сравнительно быстро. В периоды весенней и осенней распутицы становятся труднопроезжими.
Суглинки в сухом состоянии хорошо держат откосы. По трудности разработки легкие суглинки относятся к слабым грунтам, а тяжелые — к средним.
Глинистые грунты отличаются пластичностью и слабой водопроницаемостью. В сухом естественном состоянии очень плотны и тверды.
Глинистые грунты отличаются весьма низкими дорожными свойствами. В сухую погоду разъезженные дороги очень сильно пылят, а в непогоду сильно размокают, покрываются липкой грязью, глубокими колеями и рытвинами, наполненными водой. Во время весенней и осенней распутицы зачастую становятся непроезжими. В сухом состоянии глинистые грунты хорошо держат вертикальные стенки, но легко размываются и оплывают от воды. По трудности разработки жирная глина относится к средним грунтам.
Лёссовые грунты распространены в областях с засушливым и, как правило, теплым климатом (в Китае, Северной и Южной Америке). Они обычно слагают широкие водораздельные пространства, залегая большей частью под почвенным слоем.
В сухом естественном состоянии лёсс обладает значительной прочностью и способностью сохранять устойчивость даже в вертикальных откосах. Однако при увлажнении он быстро размокает и теряет эту устойчивость.
Лёссовые грунты отличаются низкими дорожными качествами. При интенсивном движении в сухое время грунтовые дороги сильно пылят, покрываются толстым слоем пыли, сильно затрудняющим движение. В дождливую погоду и в период распутицы образуют труднопроходимую грязь. По трудности отрывки вручную лёсс относится к средним грунтам. Большой практический интерес для войск представляет самый верхний слой грунта, образующий почву. Толщина почвенного пoкрова обычно не превышает 1,5—2 м.
По механическому составу почвы подразделяются на те же виды, что и рыхлые минеральные грунты. Однако по своим физико-техническим свойствам — дорожным, строительным и другим — они могут значительно отличаться от грунта, из которого образованы и который их подстилает.
Это зависит от содержания в почвах гумуса—специфичных органических веществ, представляющих собой продукты распада растительных и животных остатков. Считают, что гумус повышает связность песчаных почв и липкость, вязкость глинистых и лёссовых примерно в 11/2 раза больше, чем глинистые частицы. Наиболее богаты гумусом черноземы, а также бурые и серые лесные почвы. Поэтому при увлажнении они быстро и сильно размокают, становятся чрезвычайно вязкими, труднопроезжими и в этом отношении относятся к числу наиболее трудных почв.
В некоторых районах почвенно-грунтовые условия являются основным показателем тактических свойств местности. Наиболее характерны в этом отношении пустынно-степная и болотистая местность.
Леса.
В тактическом отношении особые свойства леса заключаются в том, что он придает местности закрытый характер и существенно влияет на условия проходимости. Залесенность стесняет маневр, ограничивает обзор и обстрел, затрудняет ориентирование, целеуказание, взаимодействие и управление войсками в бою. Наряду с этим леса создают наилучшие условия для скрытного расположения и передвижения войск. Они имеют огромное значение не только как естественные маски, скрывающие от воздушного и наземного наблюдения противника, но и как укрытия от поражающего действия ядерного и других видов оружия.
Боевые действия в лесу подразделениями ведутся на близких дистанциях, преимущественно вдоль просек, дорог и троп. Лес создает благоприятные условия для проникновения в тыл противника, позволяет скрытно подходить почти вплотную к его объектам и внезапно атаковать его. В лесу резко возрастает значение огня из стрелкового оружия; широко применяются стрельба с деревьев, засады и различные ловушки.
Защитные и другие тактические свойства леса зависят от его размеров, формы и густоты, от породы и толщины деревьев, развитости крон, а также от характера рельефа, почво - грунта, наличия и качества дорожной сети.
По форме различают леса одноярусные, не имеющие подлеска и многоярусные, в которых кроны деревьев кустарники образуют два, три, а иногда и четыре яруса.
Примером двухъярусного леса может служить лес, состоящий из сосны, образующей своими кронами верхний ярус, и елового или лиственного подлеска, составляющего нижний ярус. Многоярусность повышает маскировочные и защитные свойства леса.