В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от вас потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.
При аргументации вашего мнения следует избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения.
Как писать заключение
Вид заключения | Описание | Пример |
Обобщение написанного | Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. | Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, разум, не направляемый мудростью сердца, может привести человечество к большим бедам. В то же время, поддавшись чувствам, не контролируемым разумом, человек часто совершает роковые ошибки. Выход один: необходимо искать точку соединения ума и чувства, знания и нравственности, рассудка и совести. Только в поиске этой гармонии и заключается путь к истине. |
Риторический вопрос | Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. | Итак, настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы? |
Призыв к читателю | Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме. | Итак, мудрый человек не почивает на лаврах после победы, но и не опускает руки после поражения. Давайте же идти вперёд, к поставленной цели, и пусть ни тщеславие, ни уныние не сбивают нас с верного пути. |
Цитата | Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль. | «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой», - сказал однажды Марк Твен. Действительно, наши друзья могут ошибаться, заблуждаться, и нужно проявить особую мудрость, чтобы не оставить их в этот сложный момент. Именно так поступали Дмитрий Разумихин, Андрей Штольц и другие литературные герои, верные высоким идеалам дружбы. |
|
Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и вступление, должно быть органично связано с основным текстом.
Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение аргументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.
Фактические ошибки
Фактическая ошибка — это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
№ | Вид ошибки | Пример |
Искажение жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий, авторства произведений и т.д.) | Живя за границей, Пушкин ни на минуту не забывал о родине. Пушкин никогда не бывал за границей.) | |
Искажение информации художественного произведения (названий, имён героев и т.д.) | В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев рассказывает о НикитеКирсанове, который примкнул к нигилистам. Речь идёт об Аркадии Кирсанове.) | |
Неверная интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведения | Когда вернулся Тихон, Катерина проговориласьему и свекрови о своих встречах с Борисом. (Как вы помните, Катерина прилюдно кается в своём грехе, а слово проговориться означает «нечаянно сказать то, чего не следовало говорить».) |
Речевые ошибки
|
Речевая ошибка — это нарушение норм употребления и сочетаемости слова.
№ | Вид ошибки | Пример |
1. | Употребление слова в несвойственном ему значении | Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти проискипатриотизма. |
2. | Нарушение лексической сочетаемости слов | Кабаниха старается казаться добродетельной и несколько праведной женщиной. |
3. | Смешение паронимов | Детство Максима Горького прошло в бедноте. |
4. | Неразличение синонимичных слов | Рабочие за свой труд получали жалкую плату, которой не хватало даже на корм. |
5. | Употребление слов иной стилистической окраски | Кулигин поначиталсястихов Ломоносова и Державина. |
6. | Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов | Плюшкин зациклилсяна почве жадности. |
7. | Употребление лишних слов | Иван Денисович привык беречь каждую минуту времени. |
8. | Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | Писатель подробно описываетсвоего героя. |
9. | Неоправданное повторение слова | Автор создаёт образ столичного города. Авторпоказывает людей, погружённых в будничную суету. |
10. | Ошибки при употреблении фразеологизмов | Глава «Сон Обломова» играет большое значение в художественной структуре романа. |
11. | Неудачное употребление местоимений | Это произведение написал В. Астафьев. В нём затрагивается множество актуальных проблем. |
Грамматические ошибки
|
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.
№ | Вид ошибки | Примеры |
Ошибочное словообразование | Упрямость вместо упрямство, надсмехаться вместо насмехаться. | |
Ошибочное образование формы существительного | Земные недры вместо недра, опытные шофера вместо шофёры. | |
Ошибочное образование формы прилагательного | Более ярче вместо более яркий, самый важнейший вместо самый важный. | |
Ошибочное образование формы числительного | Более пятиста вместо пятисот. | |
Ошибочное образование формы местоимения | Ихней помощи вместо их помощи. | |
Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия | Заказует вместо заказывает, ездиют вместо ездят, накормящий вместо кормящий или накормивший. | |
Нарушение согласования | Я благодарен людям, воспитавшихв себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшимв себе...). | |
Нарушение управления | Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример). Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения). | |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Все, кто совершаютподвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает...). | |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: ... и веселы). | |
Ошибки в построении предложения с однородными членами | Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и). | |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю). | |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема). | |
Ошибки в построении сложного предложения | Рассказ написан Александром Солженицыным, в котором поднимается важная проблема... (Правильно: В рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема...) | |
Смешение прямой и косвенной речи | Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (Правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.) |
Лексические ошибки
Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.
Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того, употребление слов в речи определяется сферой их бытования и изменениями, происходящими в языке с течением времени.
Типичные лексические ошибки в аспекте точности.
1. Нарушение лексической сочетаемости слов. Например, беседа прочитана (беседа – это устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция).
2. Смешение паронимов.
3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении).
4. Многословие. 4.1. Плеоназм 4.2. Тавтология 4.3. Расщепление сказуемого 4.4. Слова-паразиты
5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания)
№ | Вид ошибки | Примеры |
Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. | |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) | Были приняты эффектные меры. | |
Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. | |
Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. | |
Неуместное употребление эмоционально - окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. | |
Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удается объегорить других. | |
Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление. | |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм (многословие) | Молодой юноша, очень прекрасный | |
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях | |
Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. | |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Часть сочинения | Клише |
Вступление | С давних времён люди задумывались над вопросом … Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …? Для чего нужно…? (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль). Я считаю, что… На мой взгляд, …. |
Переход от вступления к основной части | Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы. Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы. В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы. |
Основная часть | |
Тезис | Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, … Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы. Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) … |
Аргумент | Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) … Вспомним произведение (название и ФИО автора)... Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) … Автор повествует о … Писатель описывает… Писатель рассказывает о … В этом произведении в центре стоит… Главный герой (героиня) … |
Мини-вывод | Автор считает, что… Поэт думает, что… Писатель обращает внимание читателя (на что?) … Автор акцентирует внимание (на чём?), детально описывая (кого? что?) … |
Переход ко второму литературному примеру | Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора) Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения. Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения). |
Заключение | Таким образом, можно сделать вывод: … Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать… Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что… В заключение хочется отметить… В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата). На мой взгляд, именно … Мне бы хотелось верить, что… Хотелось бы, чтобы люди задумались… Давайте будем |